Искусство Кореи в Средние века

Глава «Искусство Кореи». Всеобщая история искусств. Том II. Искусство Средних веков. Книга II. Азия, Африка, Америка, Океания. Автор: О.Н. Глухарева; под общей редакцией Б.В. Веймарна и Ю.Д. Колпинского (Москва, Государственное издательство «Искусство», 1961)


Корея, или Чосон (Страна утренней свежести), является одной из дальневосточных стран, где уже в первые века нашей эры возникли самобытная культура и искусства, которые продолжали развиваться и обогащаться на протяжении двух тысячелетий. Сложение и образование на территории современной Кореи первых государственных объединений — Когурё (в северо-западной части полуострова), Мэкче (на юго-западе) и Силла (на юго-востоке) относится к первым векам нашей эры. Непрерывные войны этих трех государств между собой вызвали обострение социальных противоречий и способствовали ускорению процесса распада рабовладельческих отношений в стране.

Ранние погребения и найденные в них многочисленные художественные изделия дают ценные сведения о древней культуре, существовавшей на территории Кореи на рубеже нашей эры. Близ современного Пхеньяна, где находился центр области Лолан, были обнаружены тысячи древних погребений, среди которых поражают своей монументальностью усыпальницы знати, сложенные из огромных каменных плит и состоящие из целого ряда помещений. Устройство гробниц государства Когурё отличается богатством архитектурных приемов. Во многих больших погребениях 4-7 вв. с уступчатыми купольными перекрытиями сохранилась живопись жанрового характера. По своим художественным качествам представляет большой интерес усыпальница 0 в. Санъён-чон (Двухколонная), стены, свод и колонны которой богато украшены живописью, исполненной но сухому грунту из глины, смешанной с соломой. Минеральные краски отличаются свежестью и благодаря добавлению клея сохранили свой блеск до настоящего времени. Живопись исполнена в спокойных, гармоничных тонах, среди которых преобладает красивый золотистый тон охры в сочетании с серо-голубым, коричневым и фиолетовым. Красные пятна киновари, наложенные местами, а также выразительные черные линии контура удачно оживляют композиции, не нарушая их красочной целостности. На стенах усыпальницы Санъён-чон изображены торжественные праздничные процессии со множеством ярких фигур, колесницы и всадники, жанровые сцены на террасе богатого дома, образно и жизненно передающие быт знати Когурё и свидетельствующие о большом мастерстве художников. Как в этот период, так и в дальнейшем художественная культура Кореи постоянно соприкасалась с мощной культурой Китая.

В 7 в. государство Силла (651-935) достигло большого могущества и распространило свою территорию почти на весь Корейский полуостров. Объединение страны способствовало утверждению феодальных отношений и привело к подъему хозяйства и культуры. В этот период была создана Корейская письменность. Столицей стал Кёнчжу на юге страны. Это был большой город, построенный по плану, с прямыми перекрещивающимися улицами, которые образовывали 136O кварталов. Столица была укреплена крепостными стенами, подобно китайским городам того времени. В центре города находился большой дворец, окруженный парком, с, целым рядом сооружений.

Интересным памятником светского монументального зодчества является Башня звезд, сооруженная около Кёнчжу (632—647) и являющаяся древнейшей обсерваторией на Дальнем Востоке. Здание искусно сложено из огромных гранитных блоков и достигает в высоту 14 м. Его суровый, строгий силуэт напоминает огромную круглую бутыль, крепко и устойчиво стоящую на земле.

Распространение буддизма, который с 6 в. стал государственной религией и вытеснил конфуцианство, имевшее приверженцев среди представителей господствующего класса, вызвало большое строительство культовых сооружений по всей стране. К периоду Силла относится сооружение известных буддийских храмов — Бондэк-са, Камын-са, Пулькук-са в окрестностях Кёнчжу.

Наибольшей известностью среди них пользуется храмовый ансамбль Пулькук-са, расположенный на горе Тхохамсан. К главному зданию ансамбля — храму Дэунь-дэн — ведет большая каменная лестница, сохранившаяся от 8 в. Она поднимается двумя маршами на обширную террасу в виде пропилеев. О мастерстве древних строителей свидетельствует сложная конструкция расположенных под лестницами небольших арок, создающих впечатление легкости и изящества. 

Посреди обширного двора главного храма сооружены две каменные пагоды. Наиболее интересная из них — пагода Табо-тхап (751 г.) представляет квадратную, открытую со всех сторон беседку, стоящую на высоком постаменте с четырьмя лестницами. Достигая высоты 10 м, пагода завершена вверху сложной многоярусной композицией в виде монолитного каменного зонта (около 1,5 м в диаметре). Пагода такой формы является уникальным для всего Дальнего Востока памятником раннефеодального каменного зодчества.

К числу своеобразных памятников принадлежат также небольшие четырехугольные каменные пагоды 7-8 вв., сохранившиеся до нашего времени около Кёнчжу. Они лишены внутреннего пространства и украшены лишь прямыми выступающими одна над другой крышами, постепенно уменьшающимися к вершине. Несмотря на их небольшую высоту, достигающую обычно 12-15 м., и малое число крыш (чаще всего пять), они не лишены суровой монументальности. Многие пагоды такого типа, подобно обелискам, имеют мемориальное значение. Они сооружены из гранита, а некоторые облицованы мрамором или изразцами.

К 752 г. относится сооружение знаменитого храма Соккул-ам около Кёнчжу, выстроенного на склоне горы Тхохамсан в подражание буддийским пещерным храмам Индии и Китая. Это сооружение отличается гармонией и ритмом своих архитектурных пропорций. Главный вход храма в виде арки сложного очертания ведет в прямоугольный и круглый залы, расположенные один за другим под землей в толще горы. Большой круглый зал перекрыт огромным полусферическим каменным куполом, искусно выложенным из крупных гранитных блоков.

В центре зала находится каменная статуя Будды (высотой 2 м 30 см), В каноничной позе сидящего Будды и в тонких чертах его лица с полуоткрытыми глазами, несмотря на скованность, характерную для раннебуддийской скульптуры, ощущаются жизненность и одухотворенность. Статуя возвышается на восьмигранном богато орнаментированном постаменте. Стены прохода и залов украшены горельефами (высотой около 2 м) с изображением буддийских божеств, которые высечены на отдельных четырехугольных плитах и вставлены в стены. Среди барельефов круглого зала особенно интересно изображение бодисатвы Кан-ным-сан, отличающееся изысканностью и грацией. В этой фигуре, как и в других, ярко проявляются пластичность, красота линий и внутренний ритм, характерные для ранней культовой скульптуры Кореи. Храм Соккул-ам является уникальным сооружением как по своему архитектурному решению, так и по мастерству конструкций купольного перекрытия.

Храмовая скульптура периода Силла, выросшая в годы распространения в стране буддизма, отразила уже сложившиеся к этому времени каноны буддийской пластики Индии и Китая, но в то же время сохранила самобытное начало, нашедшее выражение в глубокой, хотя и несколько отвлеченной одухотворенности образов. Корейским статуям 7-8 вв. свойственны своеобразная мягкость форм, пластическая текучесть линий и грация движений.

Все эти черты находят свое яркое воплощение в целом ряде произведений раннекорейской скульптуры, как например, в небольшой золотой статуе сидящего в размышлении Будды (7 в.), в которой при всей ее условности ощущаются черты глубокой жизненности в раскрытии внутреннего состояния изображенного божества.

Замечательным памятником ранней скульптуры Кореи является деревянная статуя буддийского божества — бодисатвы Канным (Канон), находящаяся в Японии в храме Якусидзи в Нара, которая была исполнена скульптором из корейского государства Нэкче в 654 г. В фигуре ощущается внутренний ритм; линии одежды отличаются пластической изысканностью. Образ проникнут торжественностью и величием.

Еще более известна классическая статуя Канным, находившаяся в главном храме ансамбля Хорюдзи в Нара и позднее перенесенная в музей Нара. Она исполнена корейским скульптором из дерева и скупо раскрашена. Большая монументальная статуя (высотой более 2 м) поражает своим суровым обликом.

Архитектоника ее удлиненных пропорций, подчеркнутая высоким остроконечным нимбом, сообщает фигуре Канным величие и строгость.

Монументальность и одухотворенность свойственны и ранней каменной скульптуре Кореи, примером которой может служить голова божества Канным, высеченная из темно-серого базальта (8-10 вв.). Текучесть и мягкость линий традиционной прически с высоко поднятыми надо лбом прядями волос хорошо сочетается со строгостью и мужественностью черт лица.

Еще в 662 г. в честь объединения трех государств была высечена из монолита фигура гигантской каменной черепахи. Скульптура отличается суровой простотой форм и прекрасной обработкой камня.

О расцвете живописи в ранний период известно очень мало. Письменные источники Кореи сохранили сведения о художнике Сор Ге (7 в.) как о замечательном мастере храмовой живописи. Произведения Сор Ге не дошли до наших дней, но записи современников свидетельствуют о большом мастерстве прославленного художника Силла, воспроизводившего картины родной природы.

О развитии прикладного искусства в Силла дают представление разнообразные находки в погребениях знати. Археологами были обнаружены многочисленные образцы неглазурованной керамики, изделия из голубого стекла, бронзовые зеркала, различные ювелирные украшения из золота и серебра и богато украшенное оружие.

В 9 в. в результате роста внутренних противоречий и вторжения врагов страна распалась на ряд феодальных владений. Однако уже в начале 10 в. центральные области Кореи были вновь объединены под именем государства Коре (918-1392), откуда и происходит европейское название страны — Корея. Столица Коре была перенесена из Кёнчжу в Сондо (современный Кесон) недалеко от Сеула.

Среди памятников архитектуры периода Коре долгое время сохранялся старый дворец в Сондо, занимавший площадь в 23 000 кв. м и имевший около двадцати ворот.

Богатства, которые накапливались в буддийских монастырях, позволяли широко развернуть строительство культовых зданий. В красивейших местах страны, в Кымгансане (Алмазных горах) возникли в этот период великолепные постройки монастырей Цзаиань-са, Секван-са (1368) и другие. Деревянные и каменные пагоды периода Коре показывают обогащение архитектурных форм, придание им большей сложности и нарядности; углы крыш слегка приподняты, а стены украшены барельефами и фигурами. Наиболее значительным памятником этого типа является небольшая пагода Хапмё-тхап (высотой 7 м.), выстроенная из мрамора в 1085 г. около храма Попчён-са в Сеуле и стоящая последние годы во дворе музея. Лишенная, как многие корейские пагоды, внутреннего пространства, она отличается красотой пропорций и показывает мастерство зодчих, создавших синтез архитектурных форм и скульптуры. Пагода исполнена в виде массивного четырехугольного в сечении столба, стоящего на широком ступенчатом основании с выступающими по углам волютообразными скульптурными украшениями, что придает устойчивость всему сооружению. Столб пагоды расчленен по горизонтали двумя небольшими выступами, образующими три отдельных яруса, покрытых резными барельефами. Пагода увенчана четырехскатной крышей со сложным навершием. В 1390-х гг. были сооружены новые крепостные стены Пхеньяна (существовавшего с первого века до нашей эры), достигавшие 20 м в высоту. 

Помимо архитектуры в период Коре больших успехов достигла живопись на шелке и бумаге в форме свитков. Наиболее известным художником был Ли Нэн (12 в.), получивший образованнее Китае. К 13-14вв. относится развитие портретной и жанровой живописи с изображением бытовых сцен из жизни придворной знати, что указывает на интерес художников Коре к изображению реальной жизни.

В 10-13 вв. наблюдается большое развитие народного творчества. Керамика этого времени отличается разнообразием художественных украшений. По всей стране, богатой пластичными глинами, изготовляли утварь, черепицу, изразцы и др.

В период Коре появились первые образцы корейских фарфоровых изделий. Широко известны скульптурные сосуды в форме животных и птиц, а также в виде плодов и цветов, отличающиеся тонкой пластичностью формы. К изысканным изделиям 12—14 вв. принадлежат сосуды сангам, пользующиеся мировой известностью. Они украшены тонкими узорами из частиц черной и белой глины, которые наносились на сырую необожженную поверхность изделия путем инкрустации и покрывались поверх прозрачной глазурью нежных голубовато-зеленых оттенков. Формы керамики сангам просты и отличаются красивой линией силуэта. Большое распространение среди изделий этого типа получили голубые сосуды для вина в виде дольчатой тыквы с тонким инкрустированным узором растительного характера. В конце периода Коре появляются и своеобразные ажурные керамические изделия со скульптурной обработкой деталей. Среди других видов художественного ремесла высокого совершенства достигло в период Коре производство ювелирных украшений и бронзовых зеркал.

Вторжение монголов в середине 13 в. приостановило на время развитие художественной культуры Кореи. Лишь через сто лет — в 70-х гг. 14 в. — монголы в результате народного восстания были изгнаны из пределов страны.

В 1392 г. военачальник Ли Сон Ге в союзе с китайскими войсками овладел столицей Сондо и стал правителем Кореи. Он возвратил стране ее прежнее название — Чосон взамен Коре — и перенес столицу в Сеул, начав новую династию Ли (1392-1910). 15 век был временем укрепления феодальной Кореи, но в 16, а затем в 17 в. Корея вновь подверглась нашествию чужеземных войск, сначала японских, а затем маньчжурских. Все эти события легли тяжелым бременем на корейский народ, который помимо жестокой эксплуатации феодальных властителей должен был платить дань и завоевателям.

Искусство Кореи в первые века правления династии Ли развивалось в условиях усилившейся культурной близости с Китаем. Конфуцианство снова стало господствующей идеологией феодальной знати, а буддизм потерял прежнее значение. В конце 14 в. Сеул украсился целым рядом великолепных дворцов и различных культовых сооружений, многие из которых сохранились до нашего времени. Подлинными шедеврами национального корейского зодчества являются дворцы Сеула — Кёнбок-кун, Чандэк-кун и Чанке-кун, которые были разрушены японскими войсками в 16 в. и позже вновь реставрированы.

Наиболее значительный из них, дворцовый ансамбль Кёнбок-кун, был выстроен в 1394 г. Он состоит из ряда парадных и жилых зданий, разделенных дворами и парком. Весь ансамбль заключен в крепостные стены, имеющие ряд ворот. Главное здание — тронный зал Кён-пок (Павильон неустанного управления) — расположен в центре большого четырехугольного двора, окруженного с четырех сторон ярко-красными колоннадами. Тронный зал, четырехугольный в плане, сооружен из дерева и стоит на высоком каменном стилобате с резными балюстрадами. Его высокая двойная крыша, подобно китайским дворцам, украшена черепицей, но отличается от них сильно выступающим краем со слегка изогнутыми углами. Консольные деревянные карнизы и капители столбов являются замечательным образцом народного творчества; фантазия резчиков и мастеров росписи кажется здесь неистощимой. Массив крыши и вся ажурная конструкция павильона с тонкими решетками окон гармонично связаны между собой игрой светотени на фасаде, что создает впечатление легкости при восприятии всего здания в целом.

Внутри этот величественный павильон делится шестнадцатью столбами двенадцатиметровой высоты (около метра в диаметре), которые поддерживают кассетированный потолок и обходящую внутри павильона галерею. Главным украшением тронного зала служит резной деревянный балдахин, как бы висящий над королевским троном в виде разноцветных клубящихся облаков. Этот балдахин является одним из блестящих образцов народного творчества Кореи.

В 1410 г. в парке дворца был сооружен огромный павильон для торжественных пиршеств и приемов. Этот павильон, известный под именем Кёнхе-ру, был реставрирован в 19 в. Он расположен среди Лотосова пруда и отражается в воде. Огромная крыша павильона, напоминающая палатку, покоится на сорока восьми монолитных гранитных столбах, которые как бы выступают из глади пруда. Одним из красивейших парковых сооружений этого периода является также шестиугольная деревянная беседка Сунхао-ру, стоящая в парке дворца Чандэк-кун (18 в.). Легкое кружевное здание беседки высоко поднято на шести мощных гранитных столбах, что является своеобразным приемом корейских зодчих. Оно украшено резными перилами наружной обходной галереи и тонкими решетками окон. Массивная черепичная крыша с далеко выступающим краем не нарушает общего впечатления легкости и ажурности всей постройки.

Для украшения наружных стен и оград в дворцовых постройках применялась также узорная кладка из кирпича со сложным рисунком геометрического характера.

Среди культовых построек 17 в. особой изысканностью решения выделяется прекрасный павильон храмового ансамбля Чанан-са (построенного в 10 в.) в Кымгансанских горах. Шестиугольное деревянное здание сооружено, как обычно, на невысоком каменном основании. Его далеко выступающая крыша покоится на шести столбах. Наружные стены, карнизы и балки богато украшены живописью, что является своеобразной чертой корейского зодчества.

Все эти сооружения показывают богатство и своеобразие корейской архитектуры, которая, в отличие от китайской, характеризуется стремлением к большой легкости и пышности сооружений.

Истоки своеобразия корейской архитектуры феодальной эпохи можно проследить в народном зодчестве, в жилых домах с открытыми террасами «мару» на юге и особой системой отопления на севере страны.

Изучение корейской живописи периода династии Ли свидетельствует о большом влиянии на нее китайских мастеров. В это время было организовано специальное королевское учреждение — Тэхвасе, ведавшее созданием живописных произведений для двора. К 14 в. относится и развитие ксилографии, которая широко использовалась для иллюстрирования книг. Свитки живописи 14-16 вв. почти все погибли. Сохранились произведения лишь более позднего времени. В живописи Кореи 17-18 вв. можно проследить острую борьбу различных художественных направлений, что было обусловлено социальными сдвигами в корейском обществе. Наиболее прославленным художником реалистического направления был Ким Хон До (род. в 1760 г.). Он с большим мастерством писал портреты и пейзажи, а также сцены из народной жизни. Ким Хон До несомненно был знаком с европейской живописью, произведения которой в виде гравюр проникали в Корею. Он применил светотень, своеобразно передавая ее при помощи тончайших штрихов кисти. От его творчества сохранилось немного произведений, среди которых можно отметить свободно и живо написанный автопортрет и небольшие рисунки, исполненные в духе эскизных набросков, в которых отражена жизнь простого народа — ремесленников, крестьян, рыбаков, актеров. Изображения кузницы, школы, танцующего народа выполнены Ким Хон До необычно для того времени — непосредственно и живо. Они показывают глубокое знание художником жизни трудового народа, его обычаев и развлечений. По творческим тенденциям к Ким Хон До были близки Юн Ту Чжо и Син Юн Бок. работавшие в 18 в. Одним из ведущих художников Кореи в 19 в. считается Чжан Син Оп, создавший целую галлерею портретов своих современников.

Художественные изделия периода Ли выполнялись главным образом руками закрепощенных мастеров, так называемых кончжанов. Но, несмотря на тяжелый подневольный труд, прикладное искусство Кореи этого времени стояло на большой высоте. Частичное раскрепощение кончжанов в 18 в., вызванное развитием производительных сил, дало возможность создать широкое производство художественных бытовых изделий для рынка, что, в свою очередь, позволило мастерам шире проявлять свой личный вкус. Но для потребностей королевского двора и для знати в течение 18-19 вв. продолжали еще работать крепостные мануфактуры, на которых жестоко эксплуатировался труд ремесленников.

В период Ли помимо керамических изделии продолжали изготовлять существовавшие в Корее уже в первые века нашей эры изделия из лака, которые украшались росписью и инкрустацией перламутром. Сырье для лаковых изделий — сок лакового дерева — добывалось в северной провинции Теген, где культивировали лаковые рощи, а лучшие изделия производились в Тонене (южная провинция Кенсан). Из лака изготовлялись комоды, столики, ширмы, подносы, коробки и прочие предметы, служившие украшением быта знати и зажиточных горожан.

На высоком художественном уровне стояло также искусство резьбы из ценных пород дерева. Народные мастера в духе национальных традиций с большим вкусом вырезали статуи, художественную мебель и архитектурные украшения. Вышивки Кореи 17-19 вв. обладают декоративностью и богатством художественных приемов, но все же они не достигали того высокого качества, каким отличаются вышитые изделия Китая.

Искусство Кореи феодального периода, как уже называлось, развивалось в непосредственном взаимодействии с художественной культурой Китая. Корейский народ, используя художественные достижения Китая, всегда их творчески претворял и создал свое высокое искусство, эстетическое своеобразие которого было тесно связано с самобытной народной основой.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер