Элементы фортификации в средневековой военной архитектуре

МАТЕРИАЛЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

Военные сооружения средних веков обычно представляют собою в основном ограждения в виде каменных стен. Лишь изредка допускались среди выступающих вперед укреплений несколько земляных валов, с палисадами на гребне, носивших характер временных укреплений.

Большие военные сооружения, созданные под давлением политических требований, возводились чрезвычайно быстро, о чем свидетельствует единообразие стиля, наблюдаемое в ансамбле. Все здесь выполнено простыми приемами. Так, главная башня (донжон) в Куси имела в качестве лесов только пологий винтовой помост, по которому подавались наверх материалы; гнезда этого помоста сохранились до сих пор.

Одними лишь быстрыми темпами возведения крепостных сооружений (замков) нельзя объяснять единообразие стиля и однохарактерность военно-оборонных построек средневековья, как это делает Шуази; стремление к стилистическому и типологическому единообразию является одной из существенных особенностей романского искусства. Эту тенденцию можно проследить как в военно-оборонной архитектуре, так и в гражданской и культовой. Этой тенденции противопоставлено стремление к выработке местных форм. Эти два противоположные начала составляют то единство, которое характерно для романской культуры и искусства в целом. прим. Н.А. Кожин

Насколько это было возможно, стены складывались из крупных каменных блоков, иногда с неотделанной лицевой стороной, но с окантованными ребрами. Некоторые стены обработаны выпуклыми рустами, по которым скользят ядра.

В Куси и в некоторых крепостях XII в. меж рядами кладки обнаружен вместо толстых слоев раствора, в который лом проникает свободно, слой раствора, в состав которого входят обломки черепицы и осколки твердого камня.

Такой способ кладки, который, несомненно, не дал ожидаемых результатов, был совершенно оставлен с XIV в.

В то время как гражданская архитектура пользуется почти исключительно сводами на нервюрах, в военной архитектуре нередко можно встретить крестовый свод (Шато Тьерри). Одним из главных преимуществ нервюрного свода является его легкость, которая приводит к уменьшению распора. Поэтому такой свод был нужен для тонких церковных стен; крестовый же свод находил себе достаточную опору в толстых стенах замков.

Иногда над круглыми залами, расположенными в башнях, возводили купол (Провэн, Шатодэн). Купол распределяет распор по всему периметру вместо того, чтобы сосредоточить его в отдельных точках, в которых действие пробоины оказалось бы особенно разрушительным.

О форме и конструкции средневековых куполов на памятниках культовой архитектуры в Аквитании см. Lasteyrie, L'Architecture religieuse en France a l'epoque romane. Paris 1912, стр. 267 и слл. и стр. 471. прим. Н.А. Кожин

Обычно стены военных сооружений скреплялись при помощи деревянных бревен. Стены Куси еще хранят следы этих связей. Употребление их восходит к глубочайшей древности; применение их в средние века оправдывалось теми же мотивами, которыми руководились и древние: они служили для распределения силы ударов на большую площадь.

Формы зубцов.ЭЛЕМЕНТЫ ФОРТИФИКАЦИИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ВОЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Рис. 354.  
Формы зубцов.ЭЛЕМЕНТЫ ФОРТИФИКАЦИИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ВОЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Рис. 355.  
Формы зубцов.ЭЛЕМЕНТЫ ФОРТИФИКАЦИИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ВОЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Рис. 356.  
Формы зубцов.ЭЛЕМЕНТЫ ФОРТИФИКАЦИИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ВОЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Рис. 357.  
Замок Каркассон (Carcassonne).ЭЛЕМЕНТЫ ФОРТИФИКАЦИИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ВОЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Рис. 358.  

 

ФРОНТ УКРЕПЛЕНИЯ

План укрепления всегда соответствует естественному рельефу местности и состоит из одной, иногда двойной, линии куртин, прерываемой фланкирующими башнями.

Фронт между двумя башнями имеет длину, определяемую дальнобойностью арбалетов, выстрелы которых должны скрещиваться в интервале от одной башни до другой; отсюда предельная линия фронта—около 40 м.

Если ограда двойная, то обычно внешняя линия — более легкой конструкции; расстояние, отделяющее ее от внутренней линии, не превышает 15 м, а гребень ее куртины должен быть достаточно низким, чтобы с внутренней стены можно было стрелять поверх него. Таковы двойные ограды в замках Сирии и в Каркассоне.

 

КУРТИНЫ И ОБЩИЕ ОБОРОННЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Куртины. — Высота куртины должна сообразоваться с той высотой, какая доступна для нападающих во время штурма.

Высота, превышающая штурмовые башни на колесах, привела бы к чрезмерным расходам. Поэтому до этого уровня доводят одни лишь крепостные башни, а для куртин довольствуются высотой, лишь немногим превышающей высоту простой лестницы.

Наибольшая высота лестницы — 10 м; обычно на такую же высоту подымаются края куртины.

Профиль, дающий рикошеты. — Идет ли речь о куртинах или о башнях, профиль каменных стен создается с таким расчетом, чтобы сделать невозможным пребывание неприятеля у подножия стен.

Но атака крепостной стены была бы сильно облегчена, если бы сапер должен был беречься только снарядов, выпускаемых по вертикали - с гребня стены: для прикрытия его было бы достаточно блиндированного навеса.

Трудности значительно вырастают; когда нападающий, независимо от поражающих его навесных выстрелов, должен считаться и с выстрелами, направленными косвенно. Эти косвенные выстрелы достигаются тем, что подножию стены придается вместо вертикального профиля сильно выраженный излом, покатость (рис. 353, D), от которой рикошетируют снаряды, сброшенные вертикально с верхушки стены.

Этот прием применялся на Востоке с глубочайшей древности; крестоносцы заимствовали его из Сирии, а в средние века он стал применяться постоянно.

Зубцы. — Защитник прикрыт зубчатым парапетом, принцип которого был также известен с древних времен. На рис. 354-357 показаны обычные формы зубцов: между двумя вырезами, или амбразурами, высится прямоугольный зубец ("мерлон") с прорезанной в нем бойницей, через которую стреляют из-за прикрытия.

Машикули. — Нам приходилось уже указывать в т. I, что ассирийцы и даже египтяне пытались вынести вперед зубчатый парапет, укрепляя его на ряде выступающих из стены консолей. Через амбразуры парапета можно было стрелять вдаль, а через промежутки между этими выступающими кронштейнами--осыпать отряды саперов тяжелыми снарядами, которые рикошетом отскакивали на значительное расстояние от выступающего низа стен.

Народы Востока, несомненно, сохранили традицию этих парапетов—машикули; они применили их на стенах Иерусалима, а крестоносцы пользовались ими во всех крепостях Палестины.

ЭЛЕМЕНТЫ ФОРТИФИКАЦИИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ВОЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Рис. 359.  
ЭЛЕМЕНТЫ ФОРТИФИКАЦИИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ВОЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Рис. 360.
ЭЛЕМЕНТЫ ФОРТИФИКАЦИИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ВОЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Рис. 361.
ЭЛЕМЕНТЫ ФОРТИФИКАЦИИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ВОЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Рис. 362.  
ЭЛЕМЕНТЫ ФОРТИФИКАЦИИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ВОЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Рис. 363.  
ЭЛЕМЕНТЫ ФОРТИФИКАЦИИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ВОЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Рис. 364.  
ЭЛЕМЕНТЫ ФОРТИФИКАЦИИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ВОЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Рис. 365.  
ЭЛЕМЕНТЫ ФОРТИФИКАЦИИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ВОЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Рис. 366.  
ЭЛЕМЕНТЫ ФОРТИФИКАЦИИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ВОЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Рис. 367.  
ЭЛЕМЕНТЫ ФОРТИФИКАЦИИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ВОЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Рис. 368.  
ЭЛЕМЕНТЫ ФОРТИФИКАЦИИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ВОЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Рис. 369.  

Но машикули проникли не сразу в военную архитектуру Запада: опасались неустойчивости парапетов, покоящихся на простых консольных выступах, и пробовали разрешить эти трудности, прибегая к деревянным конструкциям; такой способ был применен в донжоне в Лавале.

В Лавале сделана деревянная надстройка в один этаж. Другие сооружения такого же рода имели два этажа, один над другим; это были те знаменитые "двойные катафалки", о которых упоминается в описаниях Альбигойского крестового похода.

Во Франции первые машикули были, вероятно, из дерева. В течение всего средневековья они допускались наравне с каменными. Так, миниатюры рукописей вплоть до XV в. изображают замки, где куртины и башни снабжены надстройкой в виде деревянного этажа, выступающего вперед и выполняющего роль закрытых сверху машикули.

Башня епископа в Таррагоне представляет собой как бы воспроизведение в камне такого деревянного прикрытия: коробка, сложенная из плит, поставленных ребром на выступающие из стены камни. Этот любопытный памятник, о котором нам любезно сообщил Дьёлафуа, может быть отнесен к началу XIII в.; он помогает уловить переход от деревянных конструкций к каменным.

Только столетие спустя решаются возводить настоящие каменные стенки на консольных выступах. На рис. 354 показаны в деталях последовательные формы каменных машикули.

На чертеже 354, M (конец XIII в., Монбар) машикули существуют только местами; на чертеже N (XIV в., укрепления Авиньона) машикули возвышаются непрерывной линией над стеной по всей длине ее. По рис. 355 и 356 можно составить себе представление о мерах предосторожности в виде валика (N) или выступа (P), которые принимались для того, чтобы стрела не могла приникнуть в промежуток между зубцами стены через канал машикули.

На чертеже S (рис. 356) представлена ступенчатая бойница, построенная, очевидно, по тому же принципу; на чертеже N — вращающаяся будка для стрелка, которую можно поворачивать в соответствии с направлением стрельбы.

Временные мероприятия для защиты парапета с зубцами. — Преимущества системы с машикули в сравнении с простыми зубцами дают себя особенно чувствовать в тот момент, когда атакующие находятся вплотную у крепостной стены.

Пока неприятель находится на известном расстоянии, безразлично, помещена ли бойница в плоскости стены или выступает вперед. И только когда атакующий подходит к самому подножию крепости, обнаруживается, что зубцы, расположенные в плоскости стены, образуют недостаточное прикрытие: обстреливать нападающих можно лишь наклоняясь вперед, т. е. открываясь противнику. В системе с машикули выступающий парапет устраняет эту опасность.

В эпоху, когда машикули не вошли еще в употребление, прибегали к переносным сооружениям, которые устанавливались в момент подготовки к отражению атаки.

Существование таких временных сооружений доказывается приспособлениями, устроенными для их поддержки. В Куси — это большие каменные консоли; в большинстве случаев— это гнезда для балок в виде сквозных квадратных отверстий в стене, расположенных так, как показано на рис. 357 (Каркассон).

Деревянные настилы, о наличии которых свидетельствуют эти гнезда, должны были отличаться крайней простотой, так как только при этом условии их можно было устанавливать. Можно предполагать, что они маскировали зубцы стены и служили кровлей для дозорных площадок.

Устраивать подобный настил на виду у противника было бы опасно; поэтому архитекторы, предусматривая настил в своих проектах, несомненно, подготовляли возведение его всеми средствами, способными сократить и облегчить монтаж частей.

Довольствовались они одним или самое большее двумя рядами гнезд для балок. По-видимому, все сооружение состояло из частей, которые можно было уложить на балки, вставленные в эти гнезда, т. е. оно представляло собою помост, образующий у нижнего края зубцов стен как бы горизонтальный щит (рис. 357), нечто вроде балкона. Для этого требовались только балки, поддерживаемые подкосами, а по балкам — толстые доски. К тому же балки могли быть заделаны заранее, а в момент атаки оставалось только настлать помост.

На этом помосте естественно должны были помещаться большие запасы снарядов или кучи булыжников, которые предполагалось обрушить в траншеи, на атакующего противника. Размещая эти булыжники так, как указано на чертеже, можно было не заслонять ни зубцов стены, ни стрелков, а балкон в то же время являлся заслоном против прямых выстрелов.

На чертеже B показан вариант, когда равновесие достигнуто, по-видимому, с помощью кучи снарядов с, которая нагружает выступающую внутрь часть балки и является противовесом. Чтобы освободить площадку стены и выиграть место, этот груз c поместили навесу; уступ, предусмотренный на внутренней поверхности крепостной стены, фиксирует положение подкоса, поддерживающего конец балки.

В общем, все эти временные сооружения преследуют только одну цель: прикрыть защитников, когда они производят навесные выстрелы в противника, подошедшего к самому подножию укрепления. Но, с того времени как решаются строить выступающий зубчатый парапет, под его прикрытием можно поражать нападающего и вблизи и па расстоянии; переносный заслон становится ненужным, и стены с машикули не сохраняют от него никаких следов.

В некоторых укреплениях с машикули крепостные зубцы защищены односкатной крышей (рис. 363, M) но обычно они остаются открытыми (рис. 354). Наличие крыши можно было бы объяснить соображениями защиты против стрельбы снарядами, но эта стрельба не дает точности прицела, и, по-видимому, строители готических укреплений мало ею интересовались. По существу, единственным пунктом, где стенные зубцы защищены крышами, являются башни: только здесь защитники прикрыты от такой траектории полета снаряда, какая показана на чертеже B рис. 358 (Каркассон.)

В Куси сторожевая башня была слишком большого диаметра, чтобы можно было перекрыть ее крышей. По-видимому, ее оставили открытой, но тем не менее приняли некоторые меры для защиты от бомб: карниз с двойным скатом (чертеж A), выступающим больше чем на метр с каждой стороны, отклоняет бомбу, заставляя ее рикошетировать.

Вот к чему сводятся, по нашему мнению, сооружения, играющие роль дополнения к крепостным зубцам. Название "hourd", встречающееся в средневековой литературе как обозначение временных оборонных мероприятий, относится, по-видимому, к плетеньям из прутьев, которыми покрывались части стен, находящиеся под угрозой обстрела, с целью ослабить действие ударов крупных снарядов.

 

ДЕТАЛИ И РАСПОЛОЖЕНИЕ БАШЕН

На рис. 359, 360 и 361 представлены обычные планы башен. Квадратная башня (A) представляет то неудобство, что перед нею остается своего рода "мертвый угол" — пространство S, где осаждающий защищен от выстрелов, направляемых с куртин.

При круглом плане (B) пространство S сокращается, при угольном плане башни (C) оно исчезает.  

Круглые башни встречаются во все периоды средневековья: кладка стен башен со швами, направленными радиально, создает большую сопротивляемость ударам. Все же из соображений экономии их довольно часто заменяют квадратными башнями (укрепления Авиньона, замки в Италии и на Рейне).

Из слов Шуази можно заключить, что основной и преобладающей формой башен в средние века была круглая, которую иногда заменяли квадратной. С этим мнением Шуази нельзя согласиться: в раннее средневековье основным типом была квадратная и прямоугольная башня; в позднее же средневековье (готика) преобладающей стала круглая форма, но в больших замках угловые башни часто бывали круглыми, а между ними, по стенам, находились квадратные или прямоугольные башни. В замке Пьерфон (XVI в.) все башни .круглые (или полукруглые), тогда как замок Сан Фелис в Модене (Италия) имеет только квадратные башни. Преобладание прямоугольной формы в каменных башнях раннего средневековья некоторые исследователи объясняют влиянием конструкций и форм деревянных башен IX—Х вв. прим. Н.А. Кожин

Угольная форма башни (рис. 359, C и 360, F), от которой происходит современный бастион, появляется позже всего. Она вводится только в XIII в., а ее наиболее раннее применение наблюдается в треугольных башнях Провэна и в башнях стрельчатых очертаний в Лоше и Каркассоне.

В последние годы XIV в. преобладает план килевидного очертания (D), который противопоставляет тарану выступающий угол.

В Фертэ Милоне (E) необходимость сохранить видимость с той стороны, откуда более всего можно было опасаться атаки, привела к созданию асимметричного плана башен.  

В Каркассоне (D) увеличили сопротивляемость передней части башни, наиболее подверженной ударам тарана, придав ей изнутри и снаружи очертания дуг, описанных из разных центров.

В Этампе и в Андели башни выстроены по плану с фестонами (рис. 361, K), секторы которого взаимно фланкируются.

Когда позволяют средства, применяют монолитную конструкцию не только для фундамента башни, но и для ее нижнего этажа; таким образом, части башен, подверженные опасности подкопа, образуют блок, который не боится никакого минирования.

С того уровня, где башня становится полой, в стенах ее устраивают бойницы. Насколько это возможно, бойницы располагаются по разным этажам таким образом, чтобы можно было стрелять в любом направлении (рис. 361, G, H). И, наконец, чтобы получить более легкое прикрытие вблизи бойницы, прорезают цилиндрическую оболочку башни рядом стрельчатых арок (рис. 362, A, Куси), которые располагаются по этажам так, что пяты верхних арок упираются на замки нижних.

Ввиду того, что распор сводов, особенно в верхних этажах, представляет опасность в тот момент, когда стены содрогаются от ударов, верхние этажи башен перекрывают простыми деревянными потолками (Куси, Каркассон, Эг Морт). Своды нижних этажей и деревянные полы верхних прорезают трапами, служащими для поднятия снарядов.

Лестницы, которые ведут к вершине башни, помещаются в самой толще их стен, притом с той стороны, откуда менее всего можно опасаться атаки. Чтобы облегчить страже, расставленной во всех этажах, надзор за лестницами, избегают делать каждый следующий марш непосредственным продолжением предыдущего; благодаря этому невозможно добраться до вершины башни без того, чтобы не быть опознанным на каждом этаже.

Наблюдательные вышки для часовых устраиваются в виде маленьких башенок, поддерживаемых контрфорсами (рис. 362, B). Выступ расширяет поле наблюдения, а бойницы, прорезанные в стенах башенок, позволяют использовать их при обороне.

На рис. 362, 363 и 364 изображены главнейшие типы венчающей части башен.

На чертежах А и В (рис. 362) венчающая часть представляет зубцы без машикули (A — Куси, В — Каркассон).

На чертеже N (рис. 363) показан один из древнейших примеров венчающей части с машикули в Западной Франции (замок в Андели, XIII в.). Здесь парапет поддерживается пилястрами, которые, в свою очередь, опираются на скат, предназначенный для отбрасывания снарядов рикошетом. На чертеже M (Пьерфон, конец XIII в.) крытая галерея с машикули допускает стрельбу по двум линиям; крепостная стена продолжается поверх этой галереи и заканчивается зубцами, с которых открывается третья линия стрельбы.

На большой башне в Каркассоне (рис. 362, В) верхняя площадка открыта; большинство других башен ограды покрыты крышами; в Куси крыши имеются на всех башнях, за исключением сторожевой.

Рис. 364 объясняет конструкцию стропил крыши на главной башне в Шатодэне; по нижнему краю крыши идет дозорная зубчатая галерейка.

В Пьерфоне дозорная галерея, окаймляющая вершину башен, сообщается с куртинами лишь посредством съемных мостков; после взятия крепостных куртин башни могли еще защищаться. Мы видим здесь пример одной из тех остроумных уловок, которые заставляли нападающих предпринимать отдельную осаду каждой части крепости.

 

ВОРОТА

Идея крепостных ворот сводится к следующему: снаружи — сильное фланговое прикрытие; внутри — несколько заслонов, каждый из которых служил препятствием для нападающих, причем соблюдалось то непременное условие, чтобы различные заслоны были достаточно независимы друг от друга; это предупреждало возможность захвата их сразу в одни руки путем неожиданного нападения или измены.

Обычно ворота помещаются между двумя башнями. Когда же они могут быть прикрыты только с одной стороны, стараются, в силу традиции, восходящей к античности, чтобы выстрелы обороняющихся поражали осаждающих справа, т. е. со стороны, незащищенной щитом.

В укреплениях с двойной оградой внешние ворота представляют косой проход, расположенный возле полукруглого плацдарма, откуда предпринимаются вылазки. На рис. 365 изображен план главных ворот крепости Каркассона. Створки служат заслоном только в обыкновенное время. Помимо створок, ворота снабжены опускными заграждениями из дерева или железа, которые преграждают проход. Эти заслоны (рис. 366) подвешены на блоках; они приводятся в движение воротами и уравновешены противовесами; движение их направляется вертикальными пазами. Когда эти заслоны опущены, то замки (V), недоступные для нападающих, не позволяют поднять их кверху.

Здание, в котором производится управление опускными заграждениями, разделено на столько же этажей, сколько существует заграждений; для каждого из заграждений имеется отдельное устройство для управления в специальном этаже. Таким образом, чтобы неприятель мог овладеть всей системой этих заграждений, нужно, чтобы он сначала захватил все этажи башни или же чтобы все посты, охраняющие их, тайно сговорились и сообща передали их неприятелю.

Впрочем, все было предусмотрено, чтобы сделать такое соглашение невозможным: единственным способом связи между этажами служит сеть рупорных трубок, а эти трубки проведены только в верхний зал, где находится начальник обороны; таким образом, связь может быть установлена только при посредстве этого высшего начальника.

Обыкновенно перед воротами находится ров. До XIII в. через него перебрасывался деревянный мостик, несомненно съемный, который убирался при приближении неприятеля. Подъемные мосты появляются в XIII в., а тип такого моста устанавливается лишь в XIV в.

На чертеже А рис. 367 (крепость Каркассон, вторая половина XIII в.) мост еще не подъемный. На чертеже В (Вилльнев на Ионне, XV в.) система подъемного моста усвоена полностью.

Схемы на рис. 368 и перспективное изображение на рис. 369 объясняют обычное действие и основные виды устройств для управления подъемными мостами. На чертеже В—обычное расположение: равновесие достигается при помощи противовеса, укрепленного на рычаге. На чертеже А противовес находится на самом помосте. На чертеже С один и тот же ворот приводит в движение и подъемный мост и опускной заслон; такое одновременное управление двумя заграждениями было обнаружено Виолле ле Дюком в сторожевой башне Куси.

Укрепленные ворота обычно снабжены, кроме подъемного моста, небольшими съемными сходнями для пешеходов (рис. 369); это—предохранительная мера против неожиданного захвата. В некоторых случаях (рис. 368, D, Пьерфон) подъемный мост устанавливают на известной высоте над землей, так что доступ к нему возможен только при помощи особого деревянного трамплина (R), который во время осады убирается.


Глава «Элементы фортификации» раздела «Военная архитектура в Средние века» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)