Конструкции и формы в архитектуре Франции XVII-XVIII вв.

Начиная с XVII в., строительные приемы, вплоть до деталей, почти совпадают с приемами современной практики; поэтому мы при анализе их ограничимся самыми общими замечаниями.

 

Конструкции

Общие приемы выполнения. — В XVII в. окончательно отказываются от прекрасного обычая заблаговременной отески лицевой поверхности камней до их укладки; подравнивание же их на месте ведет к нарушению кладки и создает противоречия между внешней формой и качеством конструкции, слишком часто встречающиеся в новейшей архитектуре Франции.

Своды. — Система сводчатой конструкции претерпевает изменения, которые далеко не свидетельствуют об ее усовершенствовании. В арках, в наружной их части, начинает преобладать такая кладка, где каждый камень перевязан с остальными. В результате создается такая негибкая конструкция, что малейшая осадка ведет к образованию трещин.

Что касается крестовых сводов, то здесь система нервюр решительно оставлена; применяется дорогостоящая кладка с перевязью, которую считают более монументальной, а клинчатым камням на ребрах свода придают сложные очертания, что делает их ломкими.

В качестве опорных элементов лишь в исключительных случаях прибегают к вынесенным наружу контрфорсам: по примеру римлян предпочитают внутренние опоры, подобные тем, какие поставлены Саломоном де Броссом в зале дворца Правосудия. В церквах аркбутаны, которые в готических сооружениях устраивались изолированно, обычно заменяются контрфорсами, массивными, опирающимися на подпружные арки бокового нефа (рис. 442, S).

Однако традиции аркбутана никогда не предавались забвению. Так, в Версальской капелле (рис. 442, V) своды центрального нефа поддерживаются арками, на которых возведены массивные контрфорсы; аркбутаны имеют форму ползучей арки, контрфорсы же очерчиваются по обратной к ней кривой. Даже в Пантеоне существуют аркбутаны.

Строительные приёмы и формы в архитектуре Франции. Своды
Рис. 442
Строительные приёмы и формы в архитектуре Франции. Столярные работы
Рис. 443

Крыши. — В области стропильных перекрытий тенденция к плоским крышам, которые так мало соответствуют климату Франции, выявляется лишь к концу XVII в.; до этого времени придерживаются крутых крыш ренессанса.
 
К середине XVII в. появляются ломаные крыши, так называемые мансарды, с плоским верхом и крутыми скатами по бокам. Такие крыши обладают всеми неудобствами плоских крыш, а также неприятной тяжеловесностью, и это вреднее решение, несомненно, было продиктовано стремлением срезать верхушку крутой крыши с целью уменьшения ее чрезмерной высоты.

Ломаные крыши, как и плоские, совершенно не допускали применения обычных висячих стропил. Поэтому именно с того момента, как они появляются, прекращается строительство  крыш  без  стропильных  ферм,  которое  было  в  ходу в течение всей эпохи ренессанса; начиная с XVII в., крыша всегда конструируется из стропильных ферм, где обрешетка поддерживается прогонами.

Крыши в виде куполов на квадратном плане получают распространение на некоторое время, начиная с Лемерсье при Людовике XIII и кончая царствованием Людовика XV. Кровли XVII в. редко бывают снабжены водосточными желобами, — вплоть до обстройки Вандомской площади (около 1680 г.) дождевым водам обычно предоставлялся непосредственный сток с кровли.

Столярные работы. — Окна с каменными переплетами, которые были распространены в эпоху ренессанса, уступают место окнам с простыми деревянными коробками; застекление их при помощи свинцовых оправ заменяется вставкой мелких квадратиков стекла в фальцы деревянных рам. Всеобщее распространение получает устройство затворов в виде «волчьего зева» с отливами на нижних брусках.

Что касается дверей, то при Генрихе IV и Людовике XIII их продолжают делать с мелкими филенками. Дверные створки в то время представляют собой остов из толстых досок,  сопряженных  в  полдерева  и  образующих  решетку, просветы которой заполняются тонкими досками; рис. 443, М показывает способ их прикрепления. При Людовике XIV этот вид створок выходит из употребления, и переходят к большим дверным полотнам с большими филенками (N).

Паркеты приходят на смену плиточным полам только в царствование Генриха IV. Балконы и подоконники, украшенные железными решетками, появляются только в XVII в.

 

Важнейшие декоративные элементы

Ордера. — Основные мотивы архитектура продолжает черпать из ордеров. В XVII и XVIII вв. это не более, как варианты на тему, окончательно установленную сочинениями Пал-ладио и особенно Виньолы. Выразительность заключается не в общих очертаниях ордера, но в его декоративных деталях. Так, например, около 1680 г. Лебрэн убежден, что создал «французский» ордер, решив заменить детали античных капителей и антаблементов орнаментами, в которых фигурируют эмблемы Людовика XIV — лилия и солнце.

Внутреннее убранство. — В эпоху ренессанса элементы внутренних украшений вытекали из самой конструкции: либо оставляли открытыми балки потолочных настилов, либо прибегали к системе кессонов, которая давала представление об общей конструкции. XVII в. резко порывает с этой традицией: отныне потолки декорируются массивными карнизами, образующими выкружки, орнаментами лепной работы из штукатурки или золоченого гипса; на стенах — панели из дерева или мрамора. Детали А, В, С (рис. 444) показывают последовательные изменения профилей по эпохам. А — тяжелая профилировка, применявшаяся в эпоху Людовика XIII; В — профилировка облегченного рисунка времен Людовика XIV; С — сухая профилировка конца XVIII в.
 
Профиль карниза Р принадлежит архитектуре XVII в., профиль S относится к XVIII в. Начиная с эпохи Генриха IV и до начала царствования Людовика XIV, части потолков и панелей обычно украшаются крупными рисунками, выходящими из масштаба (апартаменты Анны Австрийской в Лувре, галерея во дворце Мазарини).

При Людовике XIV эти преувеличения сглаживаются, но вскоре украшения столько же теряют в правильности, сколько выигрывают в точности пропорций. Два произведения Лебрэна позволяют проследить изменения во вкусах, происшедшие в течение последней трети XVII в.: галерея Аполлона в Лувре и Зеркальная галерея в Версале. Галерея Аполлона относится к моменту, когда исчезает тяжеловесность (1670 г.), в Зеркальной галерее нарушено чувство меры (1680 г.).

Как на образец украшений, относящихся к эпохе Регентства, можно указать на Золотую галерею в Тулузском дворце (Французский банк), сооруженную Р. де Коттом; здесь основной рисунок сохраняет свою чистоту, но перегружен деталями в стиле рококо. К 1740 г. эти своевольные детали нагромождаются до такой степени, что заглушают архитектурные линии (апартаменты во дворце Субиз). В последние годы царствования Людовика XV увлечение, вызванное этого рода украшениями, проходит; при Людовике XVI орнаментация сводится к угловатой профилировке и гирляндам.

Камины сохраняют до середины царствования Людовика XIV  свой  монументальный вид,  свои громадные колпаки, украшенные скульптурой; камины с мраморными наличниками и с зеркалами появляются не ранее эпохи Людовика XV.

Лестницы до XVI в. были обычно винтовые; начиная с XVII в., они представляют собой прямые марши, прерываемые широкими площадками и огражденные либо балюстрадами, либо перилами из кованого железа (Версаль, Мэзон, Палэ Ройяль, Монетный двор, театр в Бордо).  Во всех этих украшениях цвет играет второстепенную роль; в качестве примеров настоящей архитектурной полихромии едва можно назвать несколько зал в Версале и галерею Аполлона. При Людовике XV применяется почти исключительно позолота на белом фоне, и довольствуются тем, что на потолках и стенах помещают аллегорические сюжеты.

Строительные приёмы и формы в архитектуре Франции. последовательные изменения профилей по эпохам. А — тяжелая профилировка, применявшаяся в эпоху Людовика XIII; В — профилировка облегченного рисунка времен Людовика XIV; С — сухая профилировка конца XVIII в
Рис. 444
Строительные приёмы и формы в архитектуре Франции. Методы построения пропорций. Ворота Сен-Дени
Рис. 445

 

Методы построения пропорций

Любопытно отметить, что наряду со всеми этими фантазиями удержался принцип модульности, и ему французская архитектура обязана той общей гармонией, которую она сохранила даже во времена своего упадка. Архитектурные композиции продолжают оставаться ритмическими произведениями, с простыми, по существу, пропорциями; сочинения знаменитого архитектора Фр. Блонделя доказывают это.

В качестве характерного примера мы приводим на рис. 445 соотношение размеров, положенное Блонделем, как он сам подтверждает, в основу его превосходной композиции ворот Сен-Дени.


Главы «Конструкции», «Важнейшие декоративные элементы», «Методы построения пропорций» раздела «Архитектура Франции XVII - XVIII вв» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер