Внутреннее устройство средневековых сооружений

Проемы. — В средневековых городах опасно было делать проемы на уровне улицы; поэтому в городских жилищах нижний этаж со стороны улицы имел только массивную дверь и выставку в лавке, закрывающуюся плотными ставнями; а окна нижнего этажа были крайне малы или же выходили на внутренний двор.

Только начиная со второго этажа, решались делать окна больших размеров; в богатых жилищах они достигали таких размеров, что фасад превращался как бы в сплошную решетку.

Когда сооружение было из дерева, оно сводилось почти лишь к одному каркасу, проемы которого заполнялись бутом; когда постройка была каменная, она по фасаду превращалась в тонкую сетку, укрепленную изнутри контрфорсами, которые поддерживали архивольты окон. Часто эти окна занимали всю ширину фасада. В Клюни сохранились романские дома, а в Провансе, Реймсе, Кордо и Сент-Ирио — готические дома, в которых второй этаж сплошь прорезан окнами.

Окна жилых домов отличаются от окон церковных двумя особенностями: 1) они не могут свободно устремляться вверх, как в высоких стенах церквей, а ограничены высотою отдельных этажей; 2) переплеты церковных окон делаются глухими, так как для вентиляции обширных нефов не надо было прибегать к устройству створок переплетов подвижными, — створки же окон в жилых домах должны легко открываться, чтобы обеспечить вентиляцию комнат и вид на улицу.

Ограниченная высота помещений почти повсюду заставляла заменять в жилых домах стрельчатую форму церковных окон более или менее пониженной кривой. Обычно это дуга окружности (рис. 332, С); иногда — упрощенная форма стрельчатой арки (А), распор которой слабее, чем у арки круговой, и требует поэтому менее сложной кладки; в зданиях аббатства Клюни встречается даже усеченная стрельчатая арка (В).

Внутреннее устройство средневековых сооружений. Проемы
Рис. 332

На рис. 333 и 334 показано устройство каменных проемов, куда вставляются открывающиеся оконные рамы. Рама, расположенная возможно ближе к внешней поверхности фасада, установлена па тонкой стенке подоконника; в откосах проема, справа и слева от подоконника, помещали каменные скамьи, с которых открывался вид на улицу.

Форма арки мало подходила бы для рамы с открывающимися створками окна, а плоская перемычка могла бы сломаться под тяжестью верхних этажей; все эти неудобства устраняются путем соединения арки с плоской перемычкой: арка служит для разгрузки, плоская перемычка — для обрамления окна.

Эта перемычка — монолитная, и, чтобы ограничить ее пролет, проем разделяют вертикальной стойкой, а иногда поперечными брусками из камня, образующими переплет — рис. 333 - Провэн; рис. 334 — Пьерфон.

Внутреннее устройство средневековых сооружений. Проемы
Рис. 333 - 334

В архитектуре Англии и Фландрии, с целью открыть вид на улицу, охотно выдвигают окна из плоскости стен фасада, как это показано на плане (рис. 335); почти во всех английских и фламандских домах XV и XVI вв. встречаются застекленные эркеры, поддерживаемые консолями.

До XIII в. окна лишены оконных коробок: застекленная рама  непосредственно  вделана  в  камень,  вследствие чего мало обеспечена водонепроницаемость. Оконная коробка получает распространение только в XV в. Створки окон составлены, как и в церквах, из небольших кусков стекла, оправленных свинцом. Чтобы вода, заливающая их наружную поверхность, не затекала внутрь, делается выход для воды через отверстие, проделанное в середине подоконной плиты (F на рис. 333).

Внутреннее устройство средневековых сооружений. Проемы
Рис. 335 
Внутреннее устройство средневековых сооружений. Проемы
Ри. 336

Переплеты из деревянных горбыльков появляются только в XVII в., а рамы с отливами вовсе не применялись до XV в. Ставни расположены с внутренней стороны; разрез на рис. 336 разъясняет их устройство. Опускные окна, столь часто встречающиеся в Англии и в некоторых провинциях Франции, стали применяться, по-видимому, не ранее XV в.

Люкарны и слуховые окна имеют смысл только в крышах с крутыми скатами; появляются они в эпоху готики, романские же дома их не имели. Да и в готических домах окна в щипцах давали достаточно света для чердаков; поэтому слуховые окна входят в употребление только в XV в.

Что касается дверей, то размеры их и в высоту и в ширину по возможности уменьшали, чтобы сделать их более пригодными для обороны в случае нападения, а также, вероятно, чтобы устранить сквозняки. Разделение дверного полотна на филенки прививается лишь в XIII в.; украшение филенок резьбой, имитирующей складки ткани, начинается не ранее XV в. Входная дверь всегда снабжена оконцем, которое позволяет увидеть посетителя раньше, чем открыть ему дверь.

Укажем, наконец, на еще одну принадлежность оконных проемов —  навесы, служившие для защиты их от солнца и особенно от дождя, хлеставшего по стеклам, неплотно вставленным в рамы. На существование этих навесов, в большинстве не сохранившихся, указывают гнезда в стене и выступающие камни, на которых укреплялись навесы. На рис. 337 мы даем вероятный вид их деревянных конструкций; пример А заимствован из архитектуры Северной Франции, пример В — из архитектуры Южной Франции и Италии.

Лестницы. — Лестницы в жилых домах были винтовые или же с прямым маршем; ширина тех и других не выходила за пределы строгой необходимости.

Чтобы не загромождать помещение, лестницу насколько возможно выносят наружу. Когда лестница прямая, ее покрывают навесом; когда она винтовая, ее помещают в башенку. На рис. 337, С показан прием, позволяющий расположить ступени лестницы на весу над улицей.

Внутреннее устройство средневековых сооружений. Проемы
Рис. 337

Только в XVI в., в Авиньонском дворце, появляются лестницы с широкими прямыми маршами; в XV в., в сооружениях Пьерфона и Шатодэна, возводятся монументальные винтовые лестницы.

Камины. — В древности в качестве средства отопления знали только жаровни, т. е. переносные печи, или же очаги, находившиеся в центре помещения, с покрытием в виде колпака, или же, наконец, печи в подполье, с воздушными каналами   (hypocauste).   Традиция   центрального   очага   сохранилась в некоторых деревнях Лотарингии; античное подпольное отопление нанесено на план Сен-Галленского монастыря, составленный в XI в.; в Германии печи вошли в употребление, по-видимому, с XV в.

Отопительное устройство, наиболее свойственное средневековью, — это камин. Камины в настоящее время употребляются повсюду в Малой Азии; во Францию они были занесены в то время, когда крестовые походы установили связь между Европой и Азией, — вероятно, крестоносцы и занесли их во Францию.

Внутреннее устройство средневековых сооружений. Наиболее распространенное устройство камина
Рис. 338

На рис. 338 показано наиболее распространенное устройство камина: очаг, над которым помещается полукруглый колпак; дымоход — обычно на весу; сверху — покрышка, препятствующая ветру нарушить тягу.

Чтобы удовлетворить потребностям, возникающим вследствие скопления значительного количества людей, в монастырях и в замках объединяли несколько кухонных очагов в одном помещении (рис. 338, М).

Питание этих очагов воздухом через каналы, проделанные в нижней части стен, вызвало бы невыносимые сквозняки; к тому же известно, что трудно создать тягу одновременно для нескольких каминов в одном зале. Трудность эта устранялась тем, что канал для притока воздуха устраивали в верхней части зала: свод зала завершался конусом с двумя вставленными одна в другую трубами, что обеспечивало приток воздуха, необходимого для горения, и давало выход газам, попавшим в дымоход.

Пример М заимствован из аббатства Гластонбери; такое же устройство встречается на кухнях аббатства в Фонтевро, во дворце герцогов Бургундских в Дижоне, в замке Монтрейль Беллэ около Сомюра. Этот тип печи, так же как и простой камин, зародился, по-видимому, на Востоке: он существует на Афоне, а в Иерусалиме капелла «Возложения тернового венка» — не что иное, как старинная кухня такого рода.

Отхожие места. — На плане Сен-Галленского монастыря показаны отхожие места, сгруппированные вокруг особого двора и изолированные от жилых помещений, с которыми их соединяет коленчатая галерея. Это изолирование соблюдалось, как правило, и в частных жилищах. По-видимому, только в замках, где все части сооружения должны быть включены в ограду крепостной стены, отхожие места помещались внутри здания; но здесь их отделяли от жилых комнат переходы с настоящими непроницаемыми перегородками. Иногда нечистоты спускались на заросшие деревьями скаты крепостной стены.

В Пьерфоне под отхожие места была отведена специальная башня; в ней каждый этаж имел непосредственную связь с поглощательным колодцем, который вентилировался вытяжной трубой.

Вентиляция. — Как мы видим, на удаление испорченного воздуха обращено было серьезное внимание уже начиная с готической эпохи. Особенно заботились о проветривании помещения в госпитальных палатах: почти везде оконные проемы расположены так, что над кроватями больных возникали поперечные потоки воздуха.

В странноприимном доме в Урскане (рис. 326) каналы для притока воздуха, проделанные у подножия стен, соответствуют окнам и позволяют создавать восходящие токи воздуха. В госпитале в Тоннере в обшивке потолка проделаны звездообразные вытяжные отверстия.

В частных жилищах часто оставляют под самым потолком комнаты род отдушин V (рис. 331, чертеж В и С), через которые проникает воздух; такая вентиляция не вызывает сквозняков и вдобавок усиливает тягу в каминах.

Деформация средневековых жилых зданий
Рис. 339

Как разрушались средневековые жилища. — Эти жилища, устройство и конструкцию которых мы описали, почти все деформировались так, как показывает разрез на рис. 339. Вследствие дождей, которые размывали почву, фундаменты оседали больше со стороны улицы, где почва больше размягчалась; стены, плохо связанные балками, очень часто не имеющие даже анкеров, получали наклон к внешней стороне. Мало найдется таких старых домов, где нет этого выпучивания стен, служившего началом их разрушения.


Глава «Внутреннее устройство сооружений» раздела «Монастырская и гражданская архитектура Средневековья» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер