Общественные сооружения Средневековья: дороги, мосты

Сооружения общественного назначения не могли получить значительное развитие в обществе, столь раздробленном, каким было общество феодальной Европы. Последнее крупное строительство больших дорог относится к эпохе Меровингов и связано с именем Брунгильды. Дороги, существовавшие в феодальную эпоху, были либо остатками римских дорог, либо вновь проложенными дорогами, оставленными без всяких забот из соображений обороны. Мосты в большинстве случаев были построены религиозными корпорациями, а не правителями.

Примечание:    В средние века имели большое стратегическое значение и поэтому поддерживались две дороги, проложенные ранее римлянами, связывающие Северную Европу с Италией. Первая шла из г. Аугсбурга (Германия) через Тааль (Thai) на Этш, к Вороне (Италия), другая дорога шла из Брегенц через Хур к берегам оз. Комо и к Милану. Сохранились известия о хорошем состоянии этих дорог в X в. и быстрых переходах по ним императора Оттона I. См.: Otte, упом. соч., стр. 136; Giesebrecht W., Geschichte der deutschen Kaiserzeit, т. I, стр. 381 и 388; Krieg V., Hochfeldengeschichte der Militarar-chitectur, стр. 255.

Мосты возводились арка за аркой, по мере накопления средств. Этим объясняется странное различие, которое часто наблюдается между соседними арками. Это объясняет также выбор профиля, который был усвоен для мостовых сводов.

Арки, рассчитанные на то, чтобы каждая из них держалась в отдельности, должны были давать слабый распор; их кривая имеет поэтому форму повышенного овала, как, например, в Авиньоне, или стрельчатую, как в Кагоре. Обычное устройство мостов показано на рис. 351 (мост в Кагоре XIV в.)

мост в Кагоре XIV в
Рис. 351

Со стороны, обращенной против течения, устои заканчиваются треугольными ледорезами, которые то поднимаются до уровня шоссе и образуют место для причала, то доходят только до среднего уровня воды и оставляют место для небольших разгрузочных арок, облегчающих сток полых вод.

В строительство мостов Южной Франции господствовали римские традиции, мост Сен-Бенезэ в Авиньоне, заложенный в XII в., мост Гийотьер в Лионе и мост св. Духа воспроизводили кладку отдельными вертикальными рядами, примененную в Гардском мосту.

Примечание: To, что от раннего средневековья сохранилось мало мостов, объясняется тем, что большинство мостов в это время сооружалось из дерева и подчас носило временный характер, — это пловучие мосты на баржах. Так, например, сохранилось известие о постройке моста на баржах через р. Дунай императором Оттоном II в X в. В Фульде около 1030 г. был выстроен каменный мост через р. Фульду — один из наиболее ранних упоминаемых каменных мостов средневековья. Одним из самых длинных (27 арок) мостов того времени является мост в г. Туре (1031—1037). В строительстве мостов не только Франции, но и Германии использовались строительные приемы римского мостостроения. Известно, что римский архитектор Аполлодор из Дамаска выстроил в 103 г., по повелению императора Траяна, мост через Дунай, около г. Чернети и сербского села Фелистон, длиной 1085 м; император Константин выстроил через р. Мозель у г. Трира мост в 192 м, он же выстроил мост у Кёльна через Рейн и т. д.

Римские приемы постройки видны в знаменитом мосту через Дунай в Регенсбурге (1135—1146). Мост этот имел 16 арок, длина его 381 м, а ширина 7 м, материал — гранит; по краям моста были башни, а также одна башня в середине его; эти башни имели оборонное значение. Сохранилось имя мастера, строившего в 1135 г. мост в Варцбурге: это горожанин Энзелин.

«Странное», по выражению Шуази, различие в размерах пролетов арок не может быть объяснено только большими сроками постройки моста — «по мере накопления средств»; сохранившиеся точные указания сроков постройки говорят о подчас сравнительно быстром возведении мостов. Объяснение указанной Шуази особенности мостов следует искать главным образом в том, что звенья моста конструктивно и художественно были почти самостоятельны, т. е. обособлены друг от друга, что отвечает доминирующему в XII в., отчасти и ранее, к концу эпохи романского искусства, принципу обособления. Известный мост около г. Кагора относится к готической эпохе (к позднему средневековью). Строить выводы, основываясь целиком на анализе этого  моста,  рискованно,  так  как  этот  мост  дошел  до   нас   в  реставрированном виде (см. Brinckmann, Stadtbaukunst, стр. 23, илл. на стр. 24).

Мост в Эрво и мосты в Меце, построенные, вероятно, так­же в XII в., сооружены тоже на основе римских приемов: здесь ряд параллельных арок и на них — тонкая опалубка, служившая формой для отливки массивных сводов.

Главные арки сводов моста в Суассоне состоят из двух перекатов, причем верхний сдвинут по отношению к нижнему, что раздвигает парапеты моста и тем самым увеличивает полезную ширину его. В старинном мосту в Пизе такой же результат был достигнут тем, что тимпаны над главными арками свода были выложены с уступом, а пара­петы моста, в свою очередь, выступали из-за тимпанов.

В Кагоре (рис. 351) также существуют эти уступы тимпанов. Уступ точно повторяет кривую линию верхней поверхности свода; обращает на себя внимание удачный эффект, достигаемый тем, что эта линия ломается и продолжается уже горизонтально на уровне, где начинается забутовка пазух мостового пролета. Вид моста в Кагоре дает в то же время представление об оборонных мероприятиях: на обоих концах моста и на среднем устое высятся башни.

Средневековый мост
Рис. 352

Сохранились мосты, особенно в Корсике, имеющие в плане резкие изломы (рис. 352. А), сделанные с целью помешать кавалерийской атаке. Мост Сен-Бенезэ имеет сужение, которое можно объяснить только намерением замедлить ход атаки.

В Ла Рошели имеется маяк, а в Кутансе — акведук, восходящие к XIV в. Во многих городах находились источники, приспособленные для водопоя и в качестве общественных прачечных. В Провэне вода вытекала из отверстий, расположенных по стволу колонны; в Витербе и в Перузе она собиралась в водоемы.

За отсутствием фонтанов довольствовались колодцами, которые обычно снабжались изящными железными украшениями (Труа), а иногда перекрывались пышными будками (Нюрнберг).

Примечание:  Мнение Шуави об отсутствии фонтанов в Западной Европе в средние века — не обосновано. Во многих местах сохранились остатки фонтанов, относящихся к раннему средневековью (романскому стилю). Обычный тип этих фонтанов — круглый бассейн для воды, с сравнительно невысокой колонной в центре, служившей одновременно пьедесталом для статуи и проводником воды, которая проникала сюда через подземную трубу-акведук и била через отверстия в колонне, у статуи. Напор воды был, по-видимому, не силен. Прованс, Ланьи, Обозин и Болье в Лимузине (Франция) сохраняют остатки романских фонтанов. В Реймсе перед архиепископским дворцом в XI в. был сооружен фонтан с бронзовым эмалированным оленем. В г. Лиможе находился известный фонтан со статуей Константина. В Брауншвейге (Германия) имеется фонтан с колоссальной бронзовой фигурой льва. В Брюсселе (Бельгия) был сооружен местным графом фонтан с фигурой мальчика (его сына); скульптура романского стиля была впоследствии заменена более новой, каменной фигурой. В измененном виде фонтан существует и в настоящее время.

Существовали даже общественные бани: название «улица бань» встречается в старинных французских городах.

Что касается работ по устройству городских путей сообщения, то они, по-видимому, ограничивались настилкой мостовых и водостоками. Улицы никогда не окаймлялись тротуарами; дорожные тумбы препятствовали езде по бокам улицы и ограждали пешеходов. А для отвода дождевых вод от оснований домов придавали мостовой вогнутый профиль.

Парижские сточные канавы, проведенные при Филиппе-Августе, если судить по остаткам их, были скомбинированы очень остроумно: на арках лежали плиты, которые можно было поднимать, и таким образом получались, так сказать, непрерывные смотровые колодцы.

В общем, плохая организация общественных учреждений и неизбежная нерешительность коммунальной власти надолго задержали мероприятия по благоустройству городов: до Филиппа-Августа Париж оставался без мостовых.


Глава «Сооружения общественного назначения: дороги, мосты и т.п.» раздела «Монастырская и гражданская архитектура Средневековья» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)