Романская архитектура: аркада

В примитивных романских постройках — базиликах — нет других сводчатых частей, кроме абсидных ниш, а вдоль нефов расположены арки на столбах, заимствованные у латинских базилик, с тою лишь разницей, что эти арки покоятся не на колоннах, как в античных памятниках, а на столбах, сложенных из камня на растворе.

Очертания

Очертание арок в течение долгого времени сохранялось латинское, т. е. полуциркульное, более или менее повышенное. Стрельчатая арка появляется во Франции только в конце XI в., должно быть, под влиянием азиатских образцов, занесенных благодаря торговле с Востоком и паломничествам в Палестину.

Примечание: Стрельчатая арка появлялась в романской архитектуре преимущественно там, где надо было освободиться от квадратной системы плана.

Кладка

Античные архитекторы делали иногда наружное очертание арок ступенчатым. В романскую эпоху от такой кладки отказываются, и внешняя кривая всегда соответствует внутренней; параллельность внешнего и внутреннего очертаний арки, принятая романскими архитекторами, дает наибольшую экономию камня и лучше всего предотвращает повреждения в случае осадки.

До XI в. встречаются арки, наружная кладка которых выполнена из отесанных тонких каменных плит, а остальная — из неотесанного камня; такой способ кладки, дающий перевязь, исчезает в XII в., и, начиная с этого времени, арка выкладывается целиком из небольших, правильно отесанных камней.

У арабов нередко встречается стрельчатая арка (показана на рис. 95, М), у которой швы кладки расположены по радиусам, исходящим из одного центра.

Романская архитектура: аркада. Способы кладки
Рис. 95

Мы уже говорили о мотивах, до известной степени оправдывающих этот прием для кирпичных арок; распространять его на каменные арки было бы ошибкой, которой не допускали сами арабы и которой остерегались романские архитекторы: в романской арке линии швов кладки направлены нормально к кривой арки (чертеж N), что позволяет отесывать все камни по одному шаблону.

Этот чрезвычайно практичный прием кладки представляет еще одно преимущество в том отношении, что арка, выполненная так, дает меньший распор. В стрельчатой арке верхняя часть АОВ действует, как распирающий клин, распор которого тем меньше, чем угол О больше; указанный прием увеличивает этот угол О.

В качестве детали выполнения надо отметить, что стрельчатая арка редко имеет замок Р, так как этот замок должен быть камнем с входящим углом; поэтому стрельчатая арка обыкновенно завершается вертикальным швом X.

Пята арки на вертикальном опорном столбе

Арка на квадратной абаке. — Самые древние романские арки, как и в латинских базиликах, опираются на квадратные абаки. Установка пят двух смежных арок на одной абаке представляет некоторые затруднения. При недостатке площади арки соприкасаются одна с другою (рис. 96, М), и тимпану Т грозит опасность быть раздавленным в его заостренной части.

Романская архитектура: аркада. Арка на квадратной абаке
Рис. 96

Можно было бы решить эту задачу, выкладывая первые ряды камней горизонтально и начиная клинчатую часть арок тогда, когда получилась достаточная площадка, чтобы образовать абаку (N), но романские строители совсем не пользовались этим методом, так как кладка напуском была им совершенно чужда; и даже готические мастера, которые впоследствии так часто применяли этот прием, усвоили его не ранее XIII в.

Чертежи А, В и С показывают приемы, употреблявшиеся в ранний период романского искусства: иногда (А) обе арки суживают к пяте, образуя вертикальный шов X и этим самым уменьшая заостренность тимпана Т; иногда (В) путем постепенного сужения арочных пят образуют интервал S между наружными поверхностями арок; в третьем случае (С) арки устанавливают так, что их внутренняя поверхность, опираясь на небольшую консоль, слегка выступает, что позволяет соответственно уменьшить глубину выемки в кладке устоя, необходимой для заложения пятовых камней.

Арка с нервюрой на устое с приставными колонками. — Только в конце XI в. удалось прийти к четкому решению, показанному на рис. 97. Из арки выделяется главный гурт (нервюра) n, охваченный тонким архивольтом m; при этом архивольт m опирается на самый устой, а главный гурт (нервюра), слегка выступая, становится пятой на капитель боковой колонки С. Таким образом удается значительно уменьшить пятовые камни гурта m и заодно — массив устоя; а колонка, несущая нервюру n, благодаря своему расположению и незначительности выступа почти не увеличивает громоздкости устоя.

Романская архитектура: аркада. Арка с нервюрой на устое с приставными колонками
Рис. 97

Таково окончательное решение. Здесь уже в зародыше проявляется идея, которая получит широкое применение в готической архитектуре, — идея выделения арок из основной конструкции, извлечения их, так сказать, из массива и придачи каждой из них в отдельности дополнительной колонки в качестве опоры.


Глава «Романская конструкция. Аркада» раздела «Романская архитектура» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер