Романская архитектура: конструкция купола

Материал, который употребляли романские архитекторы для возведения сводов, заставлял их прибегать к кружалам; применять кружала для сферических сводов означало бы усложнять работу по своей доброй воле. А так как сферические своды из камня возводятся легко без кружал только в том случае, если они имеют большую кривизну, то плоская скуфья на парусах оказалась совершенно исключенной.

Романские купола возводятся с полусферической скуфьей или, еще лучше, как в Сен-Фронте, со скуфьей, имеющей стрельчатое очертание. Эти купола покоятся на парусах, форма которых подчиняется то византийскому, то сарацинскому влиянию, в зависимости от того, какое из них господствует в данной школе.

 

Скуфья

Некоторые купола возведены над многоугольным планом (рис. 105, А — Ле Пюи). Обычно же план приближается к показанному на чертеже В: скуфья представляет собою своего рода монастырский свод с округленными ребрами.

В Сен-Фронте купол в значительной части своей высоты выведен горизонтальными рядами, образованными выступающими плитами, что значительно уменьшает пролет клинчатой части и, следовательно, ослабляет распор; пример сооружений такого рода показали византийцы.

Основное различие между французскими куполами и куполами Востока обусловлено мероприятиями для защиты от разрушительных последствий зимних холодов. В первых куполах, появившихся на Западе, крыша лежит непосредственно на самом куполе, как это было и в Азии, но в наших странах приходится делать скаты с большим уклоном, чтобы обеспечить сток воды. Купол Сен-Фронта (рис. 106, А) покрыт сверху обмазкой конического очертания, которая не дает застаиваться снегу и воде.

Вскоре убеждаются, что и этого недостаточно; тогда купол настолько повышают, что он превращается в конус В; такой случай наблюдается в Лоше. Наконец, когда клюнийцы начинают покрывать цилиндрические своды своих нефов деревянными крышами, тогда, мы видим, над нефами в Ангулеме и в Фонтевро и над тран­септами клюнийских зданий появляются купола С, защищенные крышами.

Романская архитектура: конструкция купола. Скуфья
Рис. 105 
Романская архитектура: конструкция купола. Скуфья. Купол Сен-Фронта
Рис. 106

 

Паруса

С точки зрения согласования с квадратным основанием, несущим их, западные купола резко делятся на две группы: купола на парусах в виде сферических треугольников и купола на конических парусах.

Парус в виде сферического треугольника безраздельно господствует в областях, находящихся под влиянием Венеции, центром которых является Перигор. По всему торговому венецианскому пути, от Нарбонны до Ла Рошели, все купола имеют сферические паруса; влияние венецианской школы Перигора простирается на север вплоть до Фонтевро. Вне сферы этого влияния паруса повсюду строятся по приему иранцев, т. е. коническими; парус в виде сферического треугольника не встречается ни в Оверни, ни в Пуату, ни в Бургундии, разве только в редких византийских памятниках Прованса и в некоторых рейнских зданиях византийской школы.

Паруса в виде сферического треугольника. — В византийских памятниках Востока и даже в соборе св. Марка паруса в виде сферического треугольника покоятся на архивольтах, имеющих плоскую и вертикальную поверхность; в романских куполах поверхность архивольта продолжает сферическую поверхность самого паруса. Рис. 106, С поясняет эту особенность, которая наблюдается также в Кагоре, Ангулеме, Монморо и т. д.

Романская архитектура: конструкция купола. Главные типы конических парусов
Рис. 107

Конические паруса. — На рис. 107 представлены главные типы конических парусов. Примеры А к С соответствуют веерообразной кладке; маленький конусок позволяет избежать слишком острых углов в пункте расхождения рядов кладки. Пример С взят из собора в Пюи, пример А — из клюнийской церкви Парэ ле Мониаль. Парус В, заимствованный из церкви Нотр-Дам дю Пор в Клермоне, задуман как простая разгрузочная система.


Глава «Конструкция купола» раздела «Романская архитектура» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер