Архитектура Древнего Египта. Новое царство. Период XVIII—XX династий (XVI—XI вв. до н. э.)
Фараоны XII династии были последними могучими властелинами Среднего царства. Во времена правления XIII и XIV династий (начало XVIII в. до н. э.) сильные внутренние междоусобицы привели к ослаблению власти фараона: фараоны свергались один за другим, в разных частях страны поднимались восстания, экономическое состояние Египта было тяжелым, строительство замерло.
В начале XVII в. до н. э. в долину Нила с востока вторглись разноплеменные пришельцы, известные по Манефону под собирательным названием гиксосы — «властители нагорий».
Гиксосские цари объявили себя фараонами и сделали своей столицей Аварис, расположенный в восточной части дельты. Но полностью объединить страну им не удалось, так как в Фивах продолжали находиться египетские правители, также именовавшие себя фараонами. На период гиксосского владычества приходятся XV, XVI и XVII династии. С XVII династии (конец XVII в. до н. э.) под руководством фиванцев начинается упорная борьба против чужеземцев.
В первой половине XVI в. до н. э. египетский фараон Яхмос, окончательно изгнав гиксосов из пределов страны, положил начало периоду Нового царства. Египет вновь стал сильной державой и достиг небывалой доселе мощи. Победные походы фараонов в Переднюю Азию и Нубию укрепили авторитет Египта. Силой оружия, подкупом, угрозой и хитростью египетские фараоны заставили признать свою власть на всей территории от четвертого порога Нила в экваториальной Африке до Малой Азии. Со всех сторон стекалась в Египет богатая добыча. Приводились тысячи пленных, пригонялся скот. Бесконечные караваны везли шкуры пантер, слоновую кость из Эфиопии, золото из Нубии, благовония и роскошные сосуды с о. Крита.
Фиванский некрополь |
Для того чтобы закрепить захваченные территории, фараоны Нового царства строили крепости в покоренных странах, превращая эти страны в египетские провинции. Оживленные дипломатические сношения установились с Критом, Библосом, Рас-Шамрой. Экономическое влияние Египта распространилось далеко за его пределы.
Превращение Египта в мировую державу меняет характер быта египтян. При дворе фараона постоянно живут представители других стран. Египетские фараоны часто берут в жены иноземных царевен. В чужеземцах видят не только «ненавидимых богом Ра жалких презренных существ», но и представителей другого государства, носителей иной культуры, не всегда понятной, но интересной египтянину.
Изменения, происшедшие в экономике и политике Египта периода Нового царства, оказали влияние на мировоззрение этого времени и в первую очередь на религию. Стремление распространить египетскую религию среди покоренных народов привело к большему монотеизму и выделению среди огромного, малопонятного для иноплеменников пантеона египетских божеств культа бога Амона.
Культ Амона проникает в религию Сирии и Палестины. Но, конечно, наибольшее значение он приобретает в самом Египте. Фараон провозглашается сыном Амона. В честь Амона воздвигаются грандиозные святилища. Именно храмы Нового царства, так же как Великие пирамиды Древнего, прославили египетское зодчество навеки.
Обзор храмовой архитектуры Нового царства следует начать с заупокойного храма царицы XVIII династии — Хатшепсут, сооруженного в конце XVI в. до н. э. в Дейр-эль-Бахри. В этом памятнике, построенном в традициях заупокойных храмов предшествующего периода, особенно наглядно выступают характерные черты зодчества Нового царства.
Хатшепсут воздвигла свой заупокойный храм в северной части Дейр-эль-Бахри, рядом с заупокойным храмом Ментухотепа, и во многом повторила его. Стремление приблизить храм к памятнику основателя фиванской династии Ментухотепа было вызвано желанием Хатшепсут подчеркнуть преемственность своей власти от великих предков. Хатшепсут, прославленная женщина-фараон, заняла престол не по праву. Она была дочерью фараона Тутмеса I и женой своего единокровного брата Тутмеса II; у Тутмеса II был сын от женщины нецарского рода, Тутмес III. После смерти отца Тутмес III был обручен со своей сестрой и объявлен фараоном при регентстве Хатшепсут. Но Хатшепсут не довольствовалась ролью регентши. Отстранив Тутмеса III, она захватила престол и в течение 27 лет была владычицей Египта.
63. Дейр-эль-Бахри. Храм Хатшепсут. Общий вид, сфинкс Хатшепсут и фрагмент нижнего портика с осирической статуей |
Храм Хатшепсут явился важным этапом в истории египетского зодчества (рис. 63). Принципиальное отличие архитектуры этого храма от сооружений Среднего царства особенно ясно выступает при сравнении храма Хатшепсут с близким ему по планировке и оформлению храмом Ментухотепа (см. рис. 50). Так же как храм Ментухотепа, храм Хатшепсут расположен на трех террасах. Горизонтальные линии террас сочетаются с вертикалями портиков; цельность архитектуры храма подчеркивается дикостью окружающих скал. Вместе с тем в отличие от заупокойных храмов Среднего царства в храме Хатшепсут не было погребения. Это обстоятельство во многом определило своеобразие храма. По сравнению с храмом Ментухотепа он менее суров и богаче декорирован.
От молельни в долине к террасам храма Хатшепсут ведет длинная дорога, по сторонам которой через каждые 10 м стояли высеченные из песчаника статуи сфинксов. В них образ фараона воплощен со всеми атрибутами царского достоинства — клавтом, подвесной бородой, только вместо лица непреклонного владыки у сфинксов красивое, нежное лицо женщины. На белых пьедесталах ярко выделялись желтые тела сфинксов с головами, обрамленными клавтами в красных и синих полосках. На пьедесталах высечены изображения пленных, символизирующие победы, одержанные Хатшепсут.
Дорога приводит к нижней террасе, на которой расположен первый двор храма. Он был обсажен деревьями и имел пруд, заросший папирусами. С западной стороны двор обрамлен портиком, разделенным на две части монументальной лестницей. На боковых стенах лестницы были высечены фигуры львов — стражей входа. Второй двор, расположенный на средней террасе, подобно первому, имеет портик с двумя рядами четырехгранных колонн по 22 колонны в каждом ряду (рис. 64). Стены портика украшены рельефами, рассказывающими о возвращении экспедиции из страны Пунт (современное Сомали). Большие многовесельные суда с парусами подплывают к берегу, капитан дает последние приказания команде, грузчики уже приступили к перенесению сокровищ: благовонных масел в плотно закупоренных сосудах, диковинных плодов, деревьев в кадках (рис. 65). Привязав к кадкам веревки и продев через веревки палку, слуги несут деревья для посадки. Вместе с египтянами приехали на поклон к царице вождь страны Пунт и его жена, толстая коротконогая женщина. Рельефы отличаются ясностью контуров, тщательной передачей деталей, нежной, теплой гаммой расцветки.
64. Дейр-эль-Бахри. Храм Хатшепсут. Северная колоннада и галерея средней террасы | |
65. Дейр-эль-Бахри. Храм Хатшепсут. Верхний двор и фрагмент интерьера среднего портика | |
66. Дейр-эль-Бахри. Святилище Гатор. Фрагмент первого зала и гаторическая капитель | |
67. Рисунок головы архитектора Сенмута и статуя Сенмута с дочерью царицы Хатшепсут |
К нижней террасе храма Хатшепсут примыкают два маленьких святилища; одно из них посвящено богу-шакалу Анубису, другое — богине-корове Гатор. Святилище Гатор имеет два зала. Потолок первого зала поддерживают 32 колонны с капителями в виде головы женщины с ушами коровы — так называемыми гаторическими капителями. Во втором, маленьком зале стояли две колонны (рис. 66); этот зал имел проходы в боковые ниши и в святилище. Портик второго двора храма Хатшепсут, как и первого, был разделен лестницей, которая вела на вторую, среднюю террасу. Снизу террасу окружала балюстрада, украшенная скульптурными изображениями змей — кобр, символизировавших богиню Северного Египта Буто. На спине у Буто сидел сокол — символ Бехудти, бога города Южного Египта Эдфу. Перед лестницей, ведущей на третью, верхнюю террасу, стояли сфинксы, высеченные из розового гранита.
Верхняя терраса со всех сторон была обнесена колоннадой, образовывавшей внутренний двор; в глубине его, в стене за колоннадой было вырублено 18 ниш для статуй царицы, изображенной в виде бога Осириса. Вход во двор закрывался гранитными дверьми. Ко двору примыкало несколько молелен; одна из них была посвящена отцу Хатшепсут фараону Тутмесу. Для придания особой значимости храму по бокам верхней террасы высились пятиметровые осирические статуи Хатшепсут, видимые с самого берега Нила.
Скульптуре была отведена очень большая роль в оформлении храма: около четырехсот статуй украшали дворы и святилища, прекрасные рельефы покрывали стены портика. Особую декоративность скульптуре и всему храму придавала полихромия. Статуи и рельефы были раскрашены, яркая роспись покрывала потолки. Как свидетельствует надпись на заупокойной стеле начальника царских мастерских Хатшепсут Тхути, наружные двери храма
были сделаны из черной меди с инкрустациями из электра, а внутренние — из кедра, наосы для статуй — из золота и серебра. Золото и серебро использовали также для отделки полов. Изделия из драгоценных металлов, черного дерева, алебастра и бронзы дополняли убранство храма. Важная роль колонн не только во внутреннем, но и в наружном оформлении храма, обилие статуй и рельефов, богатство полихромии, декоративность, роскошь убранства, разнообразие материалов — все эти черты, присущие храму Хатшепсут, типичны для храмовой архитектуры Нового царства.
Храм в Дейр-эль-Бахри был построен по проекту и при непосредственном участии архитектора Сенмута. Как видно из его титула «Наследный князь, единственный семер, хранитель печати, начальник сокровищницы, начальник дома Амона, начальник таинств в доме Амона, начальник житниц Амона, руководитель всех работ царя, великолепный в создании памятников царя обеих земель, жрец Амона, начальник стад Амона, руководитель праздников, воспитатель старшей царицы», Сенмут занимал важный пост при дворе Хатшепсут. Он возводил для царицы храмы в разных местах Египта, но особое значение зодчий придавал храму в Дейр-эль-Бахри, который должен был обессмертить его имя. В ряде мест на стенах храма он велел высечь свое изображение и начертать свое имя. Сохранилась статуя сидящего Сенмута с царевной, дочерью Хатшепсут, на коленях (рис. 67). Выразительно лицо Сенмута с поджатыми губами, прямым подбородком и характерным горбатым носом. Сенмут был одним из величайших архитекторов Древнего Египта: созданный им памятник до сих пор поражает гармонией и совершенством композиции.
Особенно грандиозный размах в период Нового царства храмовое строительство получило на противоположном от Дейр-эль-Бахри, восточном берегу Нила, в столице Египта — прославленных Фивах. То обстоятельство, что фиванские правители, принявшие титул фараонов, первыми вступили в борьбу с гиксосами и положили начало династии великих правителей Нового царства, придало этому городу особое значение. В Фивах строились прекрасные виллы с садами и прудами, сооружались великолепные дворцы фараонов, возводились храмы богам. Еще издали, с берега Нила, город поражал своей грандиозностью и красотой: поднимавшиеся от берега дороги были обрамлены строгими статуями сфинксов, могучими башнями пилонов, прекрасными колоннадами, сверкающими обелисками.
Все египетские фараоны Нового царства, стараясь оставить о себе память в Фивах, возводили здесь сооружения.
Хотя храмы Нового царства очень разнообразны по оформлению фасада, по построению внутреннего пространства и декору интерьеров, в основе их планировки лежал один и тот же принцип (рис, 68). Храмовый участок, имевший форму вытянутого прямоугольника, был обнесен мощной стеной. К расположенному на фасаде входу вела широкая дорога, обставленная по сторонам статуями сфинксов. Своеобразие этих скульптур заключалось в том, что хотя каждая из них представляет собой самостоятельное произведение, все статуи повторяют друг друга; поэтому они не рассчитаны на длительное рассмотрение, не требуют ни обхода, ни остановки.
Ряд повторяющихся скульптур направлял движение молящегося, создавал настроение торжественности перед входом в храм. Затем на пути входящего вставала преграда. Вход в храм оформлялся в виде пилона — двух высоких башен с узким проходом между ними.
69. Карнак. Пилон храма Амона с изображением Тутмеса-III, поражающего азиатов |
Храм Амона в Карнаке. Новое царство. Аллея овнов |
70. Карнак. «Праздничный храм» Тутмеса III. Виды с запада и юго-запада и интерьер |
Башни эти были очень велики и массивны, их боковые стороны имели легкий наклон. Египетский мастер, учитывая своеобразие зрительного восприятия, по которому абсолютно прямая высокая стена вблизи кажется падающей вперед, скашивал поверхность пилона, благодаря чему пилон при рассмотрении вблизи кажется идеально прямым. Перед пилоном стояли колоссальные статуи фараона, обрамлявшие вход. Вся поверхность пилона покрывалась рельефами, прославлявшими военные подвиги фараона (рис. 69). В период Нового царства излюбленным стал углубленный рельеф; такая техника позволяла лучше детализировать фигуры, вместе с тем, она предохраняла рельеф, расположенный на наружной стене, от выветривания и повреждения. Глубоко врезанные контуры усиливали светотеневую моделировку и делали изображение более пластичным.
Пройдя через вход, посетитель попадал в открытый ярко освещенный солнцем двор, обрамленный со всех сторон колоннадой. За двором находился многоколонный гипостильный зал; расположенные в несколько рядов колонны разделяли пространство зала на проходы — нефы (рис. 70). Центральный неф, более высокий, чем боковые, имел в крыше окна, которые освещали зал неярким ровным светом. За большим залом иногда располагались залы меньшего размера. Композиция замыкалась одной или несколькими молельнями, в которых стояли статуи божеств. Молельни не имели окон и освещались только искусственным светом. Хотя в зависимости от времени строительства, местоположения и, наконец, от творческой индивидуальности зодчего, руководившего постройкой, облик храма менялся, почти все храмы, сооруженные в период Нового царства, построены по данному каноническому плану.
В это время большое культовое строительство велось во всей стране, от истоков Нила до его дельты. Но наибольшее количество храмов было воздвигнуто на восточном берегу Нила — в Фивах, в древних Ипет-Сут и Ипет-Рес, современных Карнаке и Луксоре. Эти комплексы являются подлинной каменной летописью египетского зодчества.
71. Карнак. Гипостильный зал Сети I и Рамсеса II и обелиск Тутмеса I | 72. Карнак. Гранитный столб Тутмеса III перед святилищем с изображением лилии, фрагмент внутреннего двора и рельеф с изображением различных растений |
73. Карнак. Статуя богини Мут в образе львицы |
Работы по реставрации и реконструкции карнакского святилища начал основатель XVIII династии фараон Яхмес I. Его преемник Аменхотеп I построил здесь молельню. Большие работы по расширению Карнака были предприняты при Тутмесе I (рис. 71). Его архитектор Инени осуществил здесь планировку, ставшую характерной для храмов Нового царства. Он соорудил пилон и воздвиг перед ним обелиски. Расположенный за пилоном участок протяженностью 86 м он обнес стеной, образовавшийся двор окружил портиками с 16-гранными колоннами из песчаника на круглых базах, между которыми установил колоссальные статуи Тутмеса, за двором построил длинный, узкий зал с опирающимся на колонны деревянным перекрытием.
Большие работы проводил в Карнаке и придворный архитектор Хатшепсут Сенмут; должность главного архитектора Карнака при Хатшепсут исполнял Хапусенеб. К сожалению, большинство из созданных при этой царице зданий не сохранилось. Ее пасынок фараон Тутмес III приложил много усилий, чтобы уничтожить все, что напоминало ненавистную мачеху. Он переделал построенный Инени храм Тутмеса I с пристройками Хатшепсут и везде уничтожил ее имя. В Карнаке им был возведен хебседный храм с пятинефным залом. Желая увековечить свои военные подвиги, Тутмес III по возвращении из азиатских походов выстроил в Карнаке особое помещение, состоящее из преддверия, широкого зала с двумя столбами, украшенными прекрасными рельефными изображениями цветов лотоса и папируса (символических растений Северного и Южного Египта), и узкого зала с четырьмя колоннами (рис. 72). На стенах зала были высечены знаменитые анналы, содержащие подробный рассказ о походах фараона, описание завоеванных городов, перечень захваченной добычи. Их автором был официальный придворный летописец Джануни. Монументальный характер здания, спокойное оформление стен, строгая геральдика цветов, символизирующих единство страны, соответствовали торжественности начертанных текстов.
При непосредственных преемниках Тутмеса III фараонах Аменхотепе II и Тутмесе IV в Карнакском святилище велись небольшие работы, зато время правления сына Тутмеса IV фараона Аменхотепа III явилось блестящим периодом в истории Карнака. Аменхотеп III поставил задачу придать комплексу единство. Он соорудил огромный пилон, к которому примыкает вестибюль; от вестибюля идут два ряда колонн высотой 20 м с капителями в форме раскрытых зонтиков папируса. При Аменхотепе III были заново выстроены храмы богов Монту и Мут, сходные по плану: оба они имели двор, за которым последовательно располагались два колонных зала. Храм Мут стоял на берегу полуострова, омываемого озером. Этот храм, к сожалению, дошел в сильно перестроенном виде, но сохранившиеся стены, колонны, портики, высеченные из гранита статуи богини Мут в образе львицы свидетельствуют о его былой красоте (рис. 73).
Особенно большое внимание Аменхотеп III уделял Луксорскому храму, посвященному триаде богов — Амону-Ра, Мут и Хонсу (рис. 74 и 75). Храм этот имеет гигантские размеры, его общая длина равняется 190 м. Согласно традиции, главная молельня находится в самой глубине храма. Проход в нее идет через несколько симметрично расположенных залов с колоннами. На стенах одного из залов размещены рельефы, рассказывающие о браке бога Амона-Ра с матерью Аменхотепа III и рождении фараона.
Важную часть комплекса составляет примыкающий к маленьким колонным залам большой вестибюль с четырьмя рядами колонн, расположенных по восемь в ряд (рис. 76). Из-за того что промежутки между четвертыми и пятыми колоннами каждого ряда шире, чем между остальными, в середине вестибюля образовался проход, находящийся на центральной оси храма. Колонны вестибюля сделаны в виде связок стеблей папируса, а капители их — в форме нераспустившегося цветка. К вестибюлю примыкает двор (45 x 51 м), обнесенный с трех сторон колоннадой, состоящей из 64 колонн такой же формы, как и в вестибюле (рис. 77). Так же как в колоннаде вестибюля, в середине колоннады двора, расположенной на стороне, противоположной вестибюлю, имеется проход, ведущий в следующий двор. Двор этот не был достроен: Аменхотеп успел закончить только центральную часть двора с двумя рядами колонн (около 20 м высоты) с капителями в форме расцветшего папируса и со стволом почти цилиндрической формы со слегка обозначенными гранями, напоминающими трехгранный стебель папируса (рис. 78). Несмотря на большие размеры, благодаря совершенству пропорций и красивой форме капителей колонны производят величественное впечатление, и в то же время их облик прекрасно воспроизводит облик папируса, стройность и отточенность его форм. Так как проход между колоннами соответствовал центральной оси храма, он определял прямое направление процессий во время религиозных церемоний.
Строительство Луксорского храма не было завершено, но и в недостроенном виде этот памятник потрясает грандиозностью замысла, ясностью плана, величием и красотой колоннад, совершенством рельефов и статуй. Благодаря тому, что храм в Луксоре подвергался меньшим перестройкам, чем другие сооружения, он кажется наиболее цельным и единым. Пристроенный Рамсесом II к храму Аменхотепа III двор, окруженный колоннадой, не нарушил ансамбля, так как он лежит не на оси храма Аменхотепа, а под углом к ней (рис. 79).
78. Луксор. Недостроенный гипостильный зал Аменхотепа III. Впереди статуи Рамсеса II | 80. Статуя архитектора Аменхотепа, сына Хапу (Музей в Каире) |
79. Луксор. Двор Рамсеса II. Общий вид, фрагмент колоннады и голова статуи | 82. Сфинкс Аменхотепа III (в Ленинграде) |
81. Фивы. Статуи Аменхотепа III (колоссы Мемнона) |
Храм в Луксоре, созданный во второй половине XV в. до н. э., завершил поиски зодчих начала XVIII династии, направленные на создание нового типа храма, не связанного с загробным культом фараона. Он служит важной вехой в истории египетской архитектуры, определившей пути ее дальнейшего развития.
Помимо сооружения главного храма, Аменхотеп III вел большие работы для объединения Луксорского и Карнакского комплексов. Ворота Луксорского и Карнакского храмов он соединил аллеей сфинксов; в дальнейшем она разделилась на две аллеи, одна из которых пошла к храму Мут, а другая — к храму Хонсу.
Благодаря аллеям сфинксов Луксор был включен в композицию Карнака. Кроме того, чтобы придать единство всему фиванскому ансамблю, Аменхотеп III приказал построить на западном берегу Нила, против идущей от Карнака аллеи сфинксов, пристань, от которой аллея сфинксов вела к храму Хатшепсут. Невдалеке находилось несколько заупокойных храмов предков Аменхотепа III — Тутмеса I, Тутмеса II, царицы Хатшепсут, Тутмеса III, Тутмеса IV и Аменхотепа II. Рядом с этими храмами воздвиг свой заупокойный храм Аменхотеп III. Работы по его строительству производились под руководством архитектора Аменхотепа сына Хапу (рис. 80).
Храм Аменхотепа III по красоте и величию должен был превзойти все предшествующие сооружения. К сожалению, от него почти ничего не осталось, кроме двух колоссальных статуй фараона, некогда стоявших перед входом в храм (рис. 81). Высеченные из песчаника 20-метровые статуи изображают фараона, сидящего на троне. Древние греки назвали этих колоссов именем легендарного героя Троянской войны Мемнона — сына богини утренней зари Эос, посланного своим отцом — царем Египта и Эфиопии на помощь троянцам. Мемнон погиб от руки Ахилла, и Эос не переставала лить слезы, которые в виде утренней росы оседали на статуях, а статуи приветствовали наступление зари тихими и нежными стонами. Эта красивая легенда была, очевидно, связана с тем обстоятельством, что из-за разницы в вечерней и утренней температуре камень статуй издавал какие-то звуки. После реставрации статуй этот феномен исчез. Хотя колоссы Мемнона дошли до нас в сильно поврежденном виде, но и сейчас статуи, господствующие над долиной на фоне выветренных выступов скал, потрясают своей силой и величием.
К пилонам храма от берега Нила вела аллея, обрамленная высеченными из гранита статуями сфинксов с головой Аменхотепа III в клавте с уреем и двойной короне. На постаменте статуй была высечена иероглифическая надпись: «Да живет благой бог Небмаатра, отпрыск Ра, Аменхотеп, властитель Фив, любимец Амона-Ра».
Сейчас двух из этих сфинксов можно видеть в Ленинграде напротив здания Академии художеств (рис. 82). Они были куплены русским правительством у грека Атанаси, производившего раскопки в Фивах на месте храма Аменхотепа III, привезены в мае 1832 г. в Петербург и установлены на набережной Невы. Сфинксы изваяны из красного гранита, их высота равна 3 м 73 см, длина 5 м 43 см, ширина 1 м 78 см; каждый сфинкс весит 23 т. Могуществом и силой веет от этих исполинов, более столетия украшающих город на Неве.
83. Карнак. Статуя Аменхотепа IV Эхнатона (Музей в Каире) | 84. Карнак. Рельеф Эхнатона и его семьи, молящихся богу Атону. Известняк |
Сын и преемник Аменхотепа III Аменхотеп IV (рис. 83) в начале царствования (около 1400 г. до н. э.) подобно своим предшественникам стал возводить храм в Карнаке, но храм этот был посвящен не верховному египетскому богу Амону-Ра и не другим главным божествам египетского пантеона, а богу Атону, почитавшемуся в Образе солнечного диска (рис. 84). Этим посвящением фараон ниспровергал старые культы и заменял их новым. Причиной столь смелых действий Аменхотепа IV было стремление отстранить от власти жрецов Амона, пользовавшихся огромным влиянием и противопоставлявших себя фараону. Атон был провозглашен создателем земли и всего живого. Фараон был объявлен возлюбленным сыном Атона, единственным человеком, познавшим истинную веру. Ему было присвоено имя Эхнатона. Образ Атона встречался и в культе начала XVIII династии, но только во время Аменхотепа IV он занял господствующее положение.
Храм Атона в Карнаке назывался Пер-Атон-техен-пао — «Дом Атона блистающего, великого». Он имел двор, окруженный колоннами, к которым было приставлено более ста вырубленных из песчаника трехметровых статуй фараона. Эхнатон изображен стоящим, со скрещенными на груди руками; на нем надета набедренная повязка, голова украшена клавтом. Фараон держит в руках символ власти — жезл и плеть.
Но, помимо этих внешних символов, статуи Эхнатона ничем не похожи на традиционные изображения фараонов. Вместо привычной фигуры фараона с сильным, мускулистым телом, с гордо поднятой головой, показан человек с обвисшим животом, отвислой грудью, длинной, тонкой шеей и склоненной непомерно большой головой. Узкое лицо Эхнатона с большими глазами, полузакрытыми тяжелыми веками, длинным носом, большим ртом с толстыми губами и вытянутым подбородком, безусловно, портретно. Как свидетельствует мумия фараона, Эхнатон был болезненным человеком с неправильными пропорциями тела. Индивидуальные черты фараона, перенесенные согласно египетской традиции на изображения членов его семьи, приближенных и слуг, во многом определили стиль искусства его времени.
85. Тель-эль-Амарна Фрагмент генерального плана города |
86. Тель-эль-Амарна. Главный храм Атона |
87. Тель-эль-Амарна. Северный дворец |
Возвеличение Атона и противопоставление его Амону, верховному божеству Фив, встретило резкую оппозицию со стороны фиванского жречества. Желая сломить сопротивление жрецов Амона и утвердить культ нового бога, Аменхотеп IV порвал с Фивами и создал новую столицу Ахетатон — «небосклон Атона» (современная Тель-эль-Амарна; рис. 85). Город, расположенный на восточном берегу Нила в 300 км южнее Каира, был открыт археологами в конце прошлого века. Раскопки Ахетатона почти без перерыва продолжаются в течение 80 лет.
Город, сооруженный в очень короткий срок, оставался столицей Египта на протяжении четверти века и был заброшен после смерти фараона-реформатора. Жизнь здесь не затухала постепенно, а оборвалась сразу, и город сохранился в том виде, в каком был 3500 лет назад. Правда, большинство строений города, возводившихся из-за быстроты строительства не из камня, а из непрочного кирпича-сырца, дошло до нас в сильно поврежденном виде. Тем не менее план города восстанавливается в большей его части. Основная магистраль города шла параллельно Нилу. В центре города находился храм Атона, склады, жилища' жрецов, податное управление, военное управление, ведомство иностранных дел, казармы. К центральной части города с юга примыкали кварталы, заселенные знатью. От центральной магистрали перпендикулярно к ней отходили более узкие улицы. За домами вельмож и жрецов располагались дома людей среднего достатка, дальше — хижины бедняков.
Главный храм Атона назывался Пер-Атон-эм-Ахетатон — «Дом Атона в Ахетатоне» (рис. 86). По сторонам сложенного из кирпича входного пилона стояли два павильона, также сложенные из кирпича и облицованные камнем; каждый из них имел портик из восьми колонн. За павильонами шли три открытых двора, разделенных между собой пилонами, колоннада и за ней еще три двора. Внутреннее пространство первых четырех дворов было заполнено жертвенниками, стоявшими правильными рядами. В двух последних дворах стояло по одному большому алтарю, окруженному постройками. К востоку от главного храма Атона находилось святилище, имевшее на фасаде пилон, к которому примыкали два павильона с колоннами и статуями царя. Позади пилона тянулся двор с одним большим жертвенником и множеством мелких. Двор был обнесен со всех сторон глухой стеной, за ней находился еще один открытый двор с огромным жертвенником.
Помимо Большого храма в Ахетатоне был и Малый храм, называемый Хет-Атон-эм-Ахетатон — «Дворец Атона в Ахетатоне», который был дворцовым святилищем. План его напоминал план Большого храма. Входом служил пилон, за которым находился двор с центральным алтарем и многочисленными мелкими жертвенниками. Первый двор был отделен от второго пилоном с колоннадой перед каждой башней; вокруг двора располагались молельни. Собственно святилище находилось в последнем, третьем дворе; оно было обсажено деревьями, расположенными в два ряда.
Повторяя традиционные черты храмов начала XVIII династии — прямоугольный план, оформление входа в виде пилона, последовательное расположение отдельных частей комплекса, — амарнские храмы вместе с тем имеют и новые черты. Они не столь грандиозны по размерам, менее монументальны, их стены непрочны из-за использования кирпича-сырца и дерева, заменивших гранит и базальт. Но утрата монументальности компенсировалась здесь обилием декора, яркой росписью, позолотой, полихромией рельефов и скульптуры.
Особенно большое значение имеет Амарна для изучения дворцовой архитектуры. Здесь сохранились три дворца, принадлежавшие самому фараону и членам его семьи. Дворец Эхнатона находился в центре столицы, два других — на северной и южной окраинах города.
Главный дворец был построен вдоль берега Нила (рис. 87). Длина его фасада равняется 700 м. Широкая дорога разделяет дворец на две части, восточную и западную. Западная половина была парадной частью, восточная — жилой; рядом с ней находилось святилище Атона. Официальная и жилая части были обнесены кирпичными стенами. Между собой они соединялись перекинутым через дорогу трехпролетным мостом. В центре моста находился декоративно оформленный проем, так называемое «окно явлений». В гробнице вельможи амарнского периода Мерира сохранилось изображение фараона, стоящего в проеме во время торжественных церемоний.
Парадная часть дворца раскопана не полностью, и об ее планировке можно судить только предположительно. Вероятно, вход был оформлен в виде пилона, за ним находились постройки, примыкавшие к огромному двору, где стояли статуи фараона из кварцита; двор имел выход на дорогу. В южной части двора находился павильон с пальмовидными колоннами, украшенными инкрустациями из фаянса и золота. В парадный комплекс дворца входили несколько залов различного назначения, украшенных красиво декорированными колоннами, открытый вымощенный алебастром двор и другие помещения.
88. Тель-эль-Амарна. Росписи дворца |
89. Тель-эль-Амарна. Южный дворец. План и аксонометрия |
90. Изображение сада на гробнице верховного жреца Мерире |
В восточной, жилой, части дворца находились подсобные помещения, кладовые, сады, многочисленные залы. Особый интерес представляет колонный зал, пол которого был покрыт росписью, изображавшей бассейн с лотосами и нильские заросли, плавающих рыб, порхающих птиц (рис. 88), резвящихся бычков. Росписи эти чрезвычайно интересны и по своему содержанию, и по манере исполнения. Композиции построены свободно, тела животных изображены естественно. Мастер прекрасно передает свежесть раннего утра, остатки воды, еще поблескивающей на трепетных крыльях птиц, чистоту воздуха, теплоту света. Эти росписи представляют собой иллюстрацию к гимну в честь бога Атона, созданному безымянным гениальным поэтом 3500 лет назад. Присущая росписям этого времени плавность теневых переходов, нюансы цвета, использование полутонов позволяют художнику передать радость природы, пробуждающейся в лучах восходящего солнца.
За глухой стеной колонного зала находился большой сад, на месте которого в конце правления Ахетатона был построен другой колонный зал с многочисленными четырехгранными кирпичными столбами, покрытыми белой обмазкой. Потолок зала был украшен росписью, изображавшей виноградные лозы, а декорацией стен служили поливные изразцы с изображением цветов. На зеленом фоне выделялись красновато-сиреневые репейники, фиолетовые плоды инжира, голубые васильки, белые с желтой сердцевиной ромашки. Цветы исполнены с большим мастерством и тщательностью. Судя по наличию алтаря в северо-западном углу, зал предназначался для церемоний, связанных с культом Атона.
Жилая половина дворца, где находились комнаты фараона и его семьи, также отличались большой пышностью. Центром жилого комплекса служил зал с сорока двумя деревянными колоннами, соединенный проходом с личными покоями фараона и царицы, за которыми следовали шесть спален царевен. На одной из стен сохранилось изображение двух дочерей Эхнатона, играющих друг с другом. Этот фрагмент был частью композиции с фигурами Эхнатона, его жены — царицы Нефертити и принцесс. Египетское искусство знало много лирических образов, но может быть самые поэтичные среди них — эти две крошечные девочки, утопающие в огромных красных подушках.
В Главном дворце наряду с парадными и жилыми помещениями имелись сады с беседками и прудами, предназначенными для отдыха фараона, зверинец с диковинными животными, птичник, многочисленные кладовые и кухни. Это был огромный комплекс, очень интересный по своей архитектуре и разнообразный по декоративному оформлению.
Кроме Главного дворца в южной и северной части Ахетатона было еще два пригородных дворца.
Южный дворец, называемый Мару-Атон, состоял из двух самостоятельных, обнесенных кирпичными стенами комплексов (рис. 89). Против входа в южную часть дворца находился зал с 36 колоннами. Широкий средний неф входного зала вел в большой сад с овальным бассейном. К основному залу примыкали колонные залы меньших размеров. Центральную часть северного комплекса занимал огромный (60 x 120 м) бассейн, окруженный садом (рис. 90). С запада сад ограничивала стена, за которой жил обслуживающий персонал. С северной стороны бассейна находится прямоугольное в плане кирпичное здание, состоящее из трех колонных залов и небольших комнат. Наличие специального возвышения позволяет считать первый колонный зал тронным. К нему примыкала комната с альковом, служившая спальней. Посреди второго зала был разбит открытый сад, к третьему залу примыкали кладовые для вина. К северу от бассейна размещалось несколько культовых зданий, для сооружения которых были применены различные ценные породы камня.
В декорировке Мару-Атон был широко использован рельеф. Сохранились композиции со сценами поклонения Атону, фигуры бегущих воинов и пленных. Стены залов украшали росписи с изображениями виноградных лоз и веток граната.
Третий, северный дворец Ахетатона занимал прямоугольный участок размерами 112 x 142 м. Он также был окружен кирпичной стеной. В нем было два двора, в центре одного из них находился бассейн, окруженный деревьями. Дворец имел парадные колонные залы, залы для пиров, спальни, умывальные. При дворце находился зверинец и птичник.
Наряду с царскими дворцами в Амарне сохранились частные дома, позволяющие судить о жилище египтян, принадлежавших к разным слоям населения. Дома возводились из кирпича-сырца; из дерева вытесывались колонны и сооружались перекрытия, камень применяли только для баз колонн и для подпятников дверей. Прямоугольный участок обносился глинобитной стеной, имевшей два входа, из которых один вел в парадную часть дома, другой — к кухне и службам. Возле дома разбивался большой сад с фруктовыми и декоративными деревьями, клумбами с цветами, прудом, в котором росли водяные растения и плавали птицы.
91. Тель-эль-Амарна. Дом визиря Нахта. Интерьер и план зала |
Одним из наиболее крупных и интересных амарнских домов является дом визиря Нахта (рис. 91). Дом этот имеет значительные размеры; площадь его равняется 910 м2. План его представляет собой правильный прямоугольник, за исключением выдающейся вперед небольшой комнаты привратника. Вход в дом был защищен навесом, опиравшимся на две колонны; к нему примыкал вестибюль с поддерживающей перекрытие деревянной колонной в центре. Рядом с ним размещались две небольшие комнаты и длинный восьмиколонный зал. Стволы колонн зала были сделаны из дерева, а базы — из белого известняка; стены были расписаны, так как помещение было предназначено для приема гостей в жаркое время года. Аналогичный зал, но с шестью колоннами, расположен на западной стороне дома.
Центром дома был большой (площадью 64 м2) приемный зал, перекрытие которого опиралось на четыре колонны. Стены зала покрывали яркие росписи. Так как зал был выше примыкавших к нему помещений, под его потолком размещались окна, которые выходили на плоскую кровлю дома и были закрыты сеткой. К группе трех колонных залов примыкал целый ряд небольших комнат, среди которых выделялась квадратная комната, служившая спальней, с глинобитной скамьей для отдыха и нишей для кроватей. В центре комнаты стоял столб, поддерживавший кровлю. Помимо большой спальной комнаты в доме имелись спальни несколько меньшего размера также с альковами для кроватей. В западной части дома находилась ванная комната. В здании имелись различные подсобные помещения, расположенные в различных частях комплекса.
Рациональное размещение парадных, жилых и служебных помещений, затененные внутренние комнаты, спасающие от летней жары, наличие веранд, широкое использование росписей в отделке парадных залов и внутренних покоев делали дом комфортабельным и нарядным.
В Амарне сохранились дома, принадлежавшие людям среднего достатка. Повторяя в общих чертах планы домов знатных вельмож, они были значительно меньше их и не имели обширных парадных помещений. Бедные жили в небольших строениях с глинобитными полами; к дому примыкал загон для скота. Возле дома ставили высокий глиняный сосуд, в котором хранили воду.
При дворе фараона работало много скульпторов, художников, гончаров, стеклодувов, резчиков по камню, дереву, граверов, ювелиров. Сохранились имена некоторых из них: Юти — главный скульптор, Тен — скульптор, его сын Бек — тоже скульптор и многие другие. Раскопаны целые кварталы, населенные людьми одной специальности. Найдено несколько домов с мастерскими скульпторов. Наиболее известна мастерская начальника скульпторов Тутмеса. Дом скульптора находился в центре участка, обнесенного стеной. Внутри расположены два двора, отделенные друг от друга стеной с проходом. В первом дворе находились зернохранилища, колодец и жилище помощника скульптора, во втором стояли хижины рабочих. Мастерская Тутмеса располагалась в первом дворе. В ней были найдены инструменты скульптора, запасы гипса, гипсовые формы и отливки, а также забракованные статуи. В мастерской были обнаружены сильно поврежденный раскрашенный гипсовый бюст фараона Эхнатона в высокой короне и гипсовая голова царицы Нефертити. На голове у Нефертити надет высокий головной убор ярко-синего цвета, перевитый золотой лентой; лента расцвечена красными, синими, зелеными полосами, воспроизводящими инкрустации из рубинов, лазурита и изумруда. Голова Нефертити с нежным овалом лица, небольшим ртом, тяжелыми веками, слегка прикрывающими глаза, прекрасна. В Тель-эль-Амарне найдена также групповая скульптура, изображающая Эхнатона и Нефертити (рис. 92). Хотя царь и царица показаны идущими, позы их скованы и рассчитаны на фронтальное восприятие. На них нарядная, в мелких складках одежда, высокие головные уборы.
92. Часть статуи Эхнатона (Лувр); голова Нефертити и статуи Эхнатона и Нефертити (Музей в Каире) | |
93. Фиванский некрополь. Долина царей | |
94. Гробница Тутанхамона в Долине царей | |
95. Деталь золотого саркофага и ларец из гробницы Тутанхамона. Голова Тутанхамона на крышке от канопы (Музей в Каире) | |
96. Стул и кресло из гробницы Тутанхамона |
В мастерской Тутмеса сохранился и другой портрет Нефертити, выполненный из песчаника. Головной убор царицы утрачен, сохранилось только лицо с темными бровями и прекрасным, едва подцвеченным красной краской ртом.
Третий замечательный портрет Нефертити из кристаллического песчаника был обнаружен в мастерской другого амарнского скульптора.
Город Ахетатон просуществовал менее четверти века. После смерти Эхнатона, при муже его средней дочери фиванское жречество снова приобрело силу. Фараон стал именоваться Тутанхамоном. Ахетатон был заброшен, и столица Египта перенесена в Фивы.
Фараон Тутанхамон рано умер, и ни одно из задуманных им сооружений не было завершено. Он, вероятно, не оставил бы после себя никакой памяти в потомстве, если бы не его гробница, вырубленная в скалах на западном берегу Нила в так называемой Долине царей — месте погребения фараонов второй половины Нового царства (рис. 93). В это время, опасаясь разграбления своих гробниц, фараоны сооружали их в скалах, отдельно от заупокойных храмов. Гробница Тутанхамона была открыта в 1922 г. английским археологом Картером, производившим раскопки на средства лорда Карнарвона.
Вырубленная в скале гробница имеет Т-образную форму (рис: 94). К гробнице ведет лестница, завершающаяся дверью, за которой идет узкий проход длиной 7,6 м, отделенный второй дверью от большой прямоугольной в плане (3,6 x 8 м) комнаты. Эта комната имеет две двери, одна из них ведет в кладовую (2,9 x 4 м), другая — в погребальный покой (4,03 x 6,4 м). Здесь стоит алебастровый саркофаг, сделанный в форме человеческого тела (3,3 x 5 м), в котором помещались вставленные друг в друга семь гробов; три из них были сделаны из золота и инкрустированы цветной пастой и драгоценными камнями (рис. 95). В последнем гробу лежала мумия Тутанхамона. В соседних с погребальной камерой комнатах были обнаружены мебель, колесницы, модели кораблей, опахала, сосуды, одеяния (рис. 96). Здесь стояли погребальные ложа фараона из черного дерева с опорами в виде фигур львов и гиппопотамов, складные стулья с ножками в форме шеи и головы утки. Особенно большой интерес представляет трон фараона. Он вырезан из дерева, покрыт левкасом и богато украшен золотом, фаянсом и драгоценными камнями. На спинке трона, покрытой листовым золотом, выгравировано изображение Тутанхамона и его супруги Анхесенпаамон.
Предметы из гробницы Тутанхамона, отличающиеся богатством и разнообразием материалов, совершенством техники исполнения, нарядностью, декоративностью, свидетельствуют о высоком уровне развития художественного ремесла в период XVIII династии.
97. Погребальный храм Сети I в Курне, план и росписи стен в гробнице Сети I близ Фив |
В Долине царей всего зафиксировано 60 гробниц, но за исключением гробницы Тутанхамона все они оказались разграбленными. Планы гробниц второй половины Нового царства, сходные с описанным выше планом гробницы Тутанхамона, в основном повторяют друг друга; различия наблюдаются лишь в деталях. Наиболее интересна по своей архитектуре и декору гробница Сети I, второго фараона XIX династии (конец XIV в. до н. э.; рис. 97). В гробницу ведет лестница, переходящая в пандус, за которым начинается вторая лестница, также переходящая в пандус. За вторым пандусом находится квадратная в плане комната, имеющая проход в четырехстолпный зал. Из зала лестница и пандус ведут в шестиколонный зал с двумя молельнями. В глубине зала находится помещение, где стоял саркофаг с мумией Сети I. Сводчатый потолок погребальной камеры покрыт замечательной, тонко исполненной росписью, изображающей созвездия.
98. Абидос. Храм Сети I. Общий вид, план и фрагмент интерьера галереи |
99. Абидос. Рельефы храма Сети I: ловля буйвола; фараон со священными чашами; Сети I перед богом Пта-Сокаром; Сети I с сыновьями |
Свой поминальный храм Сети I построил вдали от места погребения, в Абидосе (рис. 98). Храм имеет два открытых двора, два неглубоких гипостильных зала, имеющих по семи проходов, которые ведут к семи святилищам, посвященным семи божествам, включая и Сети I. Не отличаясь по составу основных помещений от большинства других храмов Нового царства, храм Сети I отличался от них небольшой глубиной и вытянутостью своих святилищ, расположенных поперек продольной оси храма. Подобная планировка, отчасти обусловленная скалистым рельефом местности, напоминает планировку храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, Только храм Сети не поднимается террасами, как храм Хатшепсут, а расположен в одной горизонтальной плоскости.
Сети I не успел закончить храм, и его сын Рамсес I, завершивший строительство, отчасти изменил первоначальный проект. Он заложил часть проходов гипостильных залов и построил колоннаду первого двора, состоящую из 12 прямоугольных столбов, покрытых врезанными рельефами. На храме Сети сохранилось много полихромных рельефных композиций, изображающих сцены предстояния фараона перед богом, благословления фараона богами, приношения жертв (рис. 99). Над входом в святилище находятся фигуры богов Птаха и Гора и коленопреклоненного Сети I в высокой короне с жезлом в руках. По бокам двери вырезаны фигуры богинь Исиды и Сохмет, подающих Сети знак жизни. На другом рельефе коленопреклоненные богини стоят по сторонам ладьи, в центре которой находятся священный жук-скарабей с солнечным диском на голове и молящийся фараон. Безупречные линии очерчивают фигуры богинь, их прекрасные головы, распростертые руки-крылья, овальное тело жука, красивое, спокойное лицо Сети. Прекрасны также рельеф с изображением фараона, предстоящего перед сокологоловым богом Пта, и рельеф с фигурой фараона, набрасывающего петлю на быка.
На храме Сети сохранилось изображение фараона, предстоящего перед богом Гором. Фигуры фараона и бога изображены согласно традициям египетского канона. Развернутые плечи, повернутые вбок головы и ноги напоминают изображения Древнего царства. Искусству XIX династии, особенно времени Сети I, в противовес новаторскому искусству Амарны, свойственно стремление возродить стиль Древнего царства; вместе с тем именно в этих традиционных композициях особенно ясно проступают характерные для рельефов Нового царства изысканность, тонкость, декоративность.
Сети I построил свой погребальный храм в Курне (см. рис. 97). План храма — квадратный. Вдоль фасада, обращенного к Нилу, расположен большой портик с десятью колоннами в виде связок папируса. Портик имеет три входа, что определило трехчастное членение храма. Центральный вход ведет в шестиколонный гипостильный зал, за которым располагаются святилища Амона и Сети I. Северный вход ведет в вестибюль с двумя колоннами; за ним находится святилище, посвященное памяти отца Сети I Рамсеса I. Южный вход выводит в десятиколонный открытый двор, связанный с солярным культом Ра-Гора-Ахути. Храму Сети I, построенному по проекту «начальника работ, который руководит памятниками владыки обеих Земель», зодчего Хеви, присущи правильность и симметричность планировки, строгость и простота членения пространства.
К сожалению, этот очень интересный для истории египетской архитектуры памятник недостаточно изучен, поэтому полного представления о нем пока получить невозможно.
Большие строительные работы проводил Сети I и в главном египетском святилище — Карнаке. Карнакский храм при фараонах XIX династии приобрел огромное значение. Возвращаясь из победоносных походов, фараоны жертвовали храму значительную часть добычи — пленных, золото, драгоценные предметы. Храм занимал обширнейшую территорию, на его полях работали тысячи людей, в мастерских собирались лучшие ремесленники, среди которых было много чужеземцев. В важнейшем историческом документе, относящемся ко времени фараона Рамсеса,— большом папирусе Хариса — приведены данные, свидетельствующие о баснословных богатствах, сосредоточенных в храмах.
Рост экономического значения высшего жречества содействовал превращению его в замкнутую касту. Высшие жреческие должности передавались от отца к сыну. Египетские фараоны, видя свою опору в жрецах храма Амона в Карнаке, всячески поддерживали фиванское жречество и в то же время боялись чрезмерного его усиления. Наряду с расширением карнакского комплекса они сооружали храмы в Абидосе, Мемфисе, Танисе и в других городах. Но все же Карнакский храм Амона оставался самым важным и значительным.
Сети I продолжил начатый Харамхебом, последним фараоном XIX династии (вторая половина XIV в. до н. э.), гигантский гипостильный зал Карнакского храма, законченный уже Рамсесом II (конец XIII в. до н. э.; рис. 100 и 101). Зал имеет в ширину 103 м, а в глубину 52 м; его площадь составляет более 5000 м2. Перекрытие поддерживалось 16 рядами колонн, по десяти в каждом ряду. Центральный неф имел шесть рядов колонн, по две в каждом. Высота этих центральных колонн, включая абаку, 20,4 м при диаметре 3,4 м. Капители центральных колонн гипостильного зала имеют вид открытых цветов папируса, а капители боковых колонн — форму бутонов. Стволы колонн всех рядов сложены из барабанов кристаллического песчаника. Высота колонн боковых проходов и боковых крыльев равна 16 м. В стенах проходов зала, несших перекрытие более высокой центральной части, были устроены проемы, забранные каменными решетками, через которые свет проникал в центральный проход, оставляя в глубокой тени боковые части.
Весь зал тесно заставлен колоннами, поэтому он не образует единого пространства, а распадается на ряд коридоров, параллельных и пересекающихся под прямыми углами. Бесконечные ряды закрывающих одна другую колонн образуют как бы сплошной лес. В боковых крыльях зала масса господствует над свободным пространством; перекрытия тяжело лежат на грузных колоннах. Выделен лишь ведущий к святилищу центральный проход, широкий и хорошо освещенный, образованный более высокими и стройными колоннами. Широко раскрытые чаши капителей закрывают каменные блоки, на которых лежит архитрав. Пространство кажется здесь более свободным, а потолок как бы парит в воздухе.
Над колоннами боковых нефов проходит карниз, не позволяющий видеть снизу верхнюю часть стены с оконными проемами. Свет, проникающий из невидимых проемов, создает ощущение таинственности. Залитый солнечным светом потолок, украшенный крылатыми эмблемами летящего коршуна, символически изображал небесный свод. В высоком среднем нефе и двух примыкающих к нему проходах балки архитрава идут по направлению к святилищу, подчеркивая главенство продольной оси. Боковые же части гипостильного зала перекрыты балками, расположенными перпендикулярно к оси прохода.
В оформлении гипостильного зала большое место отведено цветным рельефам, покрывающим колонны и стены зала; общая площадь рельефов равнялась 24 282 м2. Рельефы, врезанные и выпуклые, изображают боевые подвиги Сети I и Рамсеса II. Рельефы на наружной поверхности северной стены, изображающие походы Сети I в Сирию, являются примером первых батальных рельефов, получивших широкое распространение при Рамсесе II и его преемниках. Рельефы отличаются четкими контурами. Ночью при движении через зал религиозных процессий с факелами создавалась сложная игра светотени, фигуры рельефов приобретали в глазах зрителей таинственность и динамичность. Контраст небольших врезанных фигур и стволов колонн еще больше подчеркивал мощь опор.
Гипостильный зал ниже стоящего перед его фасадом пилона, построенного еще Рамсесом I и закрывающего здание своим величественным и монументальным фасадом, соответствующим грандиозным масштабам интерьера.
Большой размах приняло строительство при фараоне XX династии Рамсесе III. Им были построены три храма: храм бога Луны Хонсу, хеб-седный храм самого фараона и храм Амона.
102. Карнак. Храм Хонсу. Реконструкция общего вида и фрагмент интерьера |
Храм Хонсу — типичный храм периода Нового царства (рис. 102). Все основные эстетические принципы архитектуры этого времени проявились в нем наиболее наглядно и ясно. Идущая к пилону храма аллея сфинксов создавала направление движения, собирала посетителей, проникавших со всех сторон в промежутках между статуями на главную дорогу храма. По мере продвижения вперед народу становилось все больше, и люди шли друг за другом рядами, ширина которых определялась расстоянием между параллельно стоявшими статуями сфинксов. Так как ширина аллеи сфинксов была больше, чем ширина входа в храм, перед входом посетители становились в более узкие ряды.
Пилон был первой преградой для входивших в дом бога посетителей. Здесь наступала небольшая пауза, остановка. Пока одни проходили в дверь, другие рассматривали изображения, высеченные на внешней поверхности пилона. Пилон умышленно был сложен из камней неправильной формы, так как кладка из прямоугольных камней разделяла бы всю поверхность пилона на полосы, которые нарушали бы единство впечатления. Камни неправильной формы, плотно пригнанные друг к другу и сплошь покрытые изображениями, создают иллюзию единой плоскости. За пилоном расположен большой открытый двор, обнесенный портиками. В противоположной пилону стороне двора, прямо на оси входа находится дверь, ведущая в гипостильный зал с расположенными правильными рядами колоннами, причем центральный неф шире и выше боковых, чем подчеркнуто направление оси храма. Хотя конструктивно египетские колонны несут тяжесть перекрытия, но благодаря невидимым глазу каменным кубам, помещенным между капителью и перекрытием, кажется, что потолок парит в воздухе. Окрашенный в синий цвет с нарисованными на нем звездами потолок воспринимается как звездное небо, колонны воспроизводят заросли растений.
В глубине центрального нефа гипостильного зала находился вход в святилище.
Весь храм, от начала аллеи сфинксов, ведущей к пилону, до центральной двери святилища, построен по принципу абсолютной симметрии: сооружения правой части полностью соответствуют сооружениям левой, все подчинено главной оси движения.
Огромную роль в архитектуре храма играл свет. Пройдя через открытый, залитый солнцем двор и полутемный гипостильный зал, освещаемый лишь через дверные проемы и решетки в верхней части среднего нефа, посетитель попадал в затемненное помещение священной ладьи и, наконец, в совершенно темное святилище, где стояла статуя божества.
Силу контрастности светового эффекта усиливало постепенное уменьшение высоты помещений по мере приближения к святилищу, достигавшееся снижением потолка и повышением уровня пола. Кроме того, помещение храма становилось все уже, что еще сильнее подчеркивало продольную ориентацию всего комплекса.
Следует заметить, что подобное архитектурное решение соответствовало социальной иерархии, соблюдавшейся во время богослужения: основная масса посетителей допускалась только во двор, в гипостильный зал попадали представители господствующего класса, а в святилище — лишь фараон и верховные жрецы. Характерное для храмовой архитектуры Нового царства стремление к симметрии, к расположению строений по одной оси, к нарастанию эмоционального воздействия по мере продвижения вперед, к главной цели — святилищу в храме Хонсу проявилось очень ясно.
Фараон Рамсес III соорудил в Карнаке также хеб-седный храм, который состоит из минимального числа помещений, требуемых каноном, и наравне с храмом Хонсу в Карнаке остается одним из наиболее типичных храмов Нового царства. Наружный фасад храма образует пилон, проход которого фланкируют две статуи фараона. За ним расположен двор, окруженный с трех сторон галереями на квадратных в сечении столбах, перед которыми стоят огромные статуи Рамсеса III. Галерея на задней стороне двора отделена барьером высотой в человеческий рост; она шире боковых галерей на один ряд колонн, благодаря чему образуется небольшой входной зал. Из-за того, что уровень пола входного зала выше уровня пола двора, колонны и статуи входного зала меньше, чем колонны галерей двора. Уменьшение высоты колонн соответствовало характерному для архитектуры Древнего Египта стремлению к перспективному сокращению размеров по направлению к святилищу.
Следующий за входным гипостильный зал имел восемь колонн, расположенных в два ряда. В этот зал непосредственно выходят три культовых помещения, посвященные триаде фиванских богов — Амону, его жене Мут и их сыну Хонсу.
Третий храм- Рамсеса III в Карнаке, посвященный богу Амону, сильно разрушен.
Свои заупокойные храмы фараоны Рамсес II и Рамсес III соорудили в традиционном для заупокойных храмов месте, на противоположном Карнаку берегу Нила.
103. Фивы. Рамессеум. Построен Рамсесом II около 1250 г. до н. э. Интерьеры, план, голова Рамсеса II | |
104. Рамессеум. Общий вид второго двора с юго-западной и северо-западной сторон |
Храм Рамсеса II расположен между храмами Аменхотепа II и Тутмеса IV. Этот храм, именовавшийся в древности «Дом миллионов лет Рамсеса-Мериамона во владении Амона», известен теперь под названием Рамессеума (рис. 103). Он был построен по проекту зодчего Пенра.
Храм ориентирован с востока на запад. Он начинается с восточной стороны большим пилоном, сейчас полуразрушенным. За пилоном расположен открытый двор. У южной стены двора стояли столбы с прислоненными к ним статуями царя в виде бога Осириса. На противоположную, северную сторону двора выходил фасад дворца, представлявший собой портик с двойной колоннадой. Западной стеной двора служил пилон второго двора. Так как второй двор (рис. 104) был расположен на более высоком уровне, чем первый, к проходу через пилон вела лестница. По бокам лестницы высились две 20-метровые статуи Рамсеса II. По южной и северной сторонам двора тянулись портики из двойного ряда гладких колонн с капителями в виде бутонов, а на западной и восточной сторонах высились квадратные в сечении столбы с прислоненными к ним статуями Осириса. Статуи производят впечатление исполинов, вырастающих из столбов. Свойственный египетскому искусству синтез архитектуры и скульптуры перерастает здесь в полное подчинение скульптуры архитектуре. Монолитные обобщенные статуи воспринимаются не как произведения скульптуры, а как столбы.
За вторым двором следует большой гипостильный зал. Два средних ряда колонн с капителями в виде раскрытого цветка папируса возвышаются над боковыми нефами, где колонны увенчаны капителями в виде бутонов. К гипостилю примыкает святилище, состоящее из нескольких помещений.
Дворец фараона, сооруженный с северной стороны первого двора, состоит из вестибюля, 16-колонного приемного зала, расположенных с западной и восточной стороны последнего, личных покоев царя и находящегося на северной стороне четырехколонного тронного зала. Позади дворца был построен гарем.
Особенность Рамессеума заключается в соединении в одном комплексе храма, дворца, жилых комнат, конюшен, складов и других помещений. Вся эта группа обнесена общей стеной. Храм потерял свою изолированность, он связан с жилищем обожествленного царя.
В архитектуре Рамессеума сказалась уже та тенденция к количественному нарастанию массы, которая станет характерной чертой египетской архитектуры конца II тысячелетия до н. э.
105. Мединет-Абу. Укрепленный дворец и храм Рамсеса III, 1200—1168 гг. до н. э. Фасад дворца на первом дворе храма Амона и план | 107. Мединет-Абу. Дворец Рамсеса III |
106. Мединет-Абу. Портик второго двора и дверной проем пилона | |
108. Мединет-Абу. Укрепленные передние ворота и рельефы первого пилона и галереи второго двора |
Особенно ярко стилистические черты египетской архитектуры конца Нового царства проявились в храме Рамсеса III, воздвигнутом в XII в. до н. э. невдалеке от Рамессеума, в современном Мединет-Абу (рис. 105).
Комплекс Мединет-Абу сооружался в два этапа. Вначале на прямоугольном участке, обнесенном крепостной стеной, был воздвигнут храм с традиционным для второй половины Нового царства построением. За мощными входными пилонами открывается двор (34 x 42 м). По северной стороне двора тянется восьмиколонный портик, а южную сторону его замыкает портик, служащий фасадом дворца. В стене за колоннами портика имеются три двери, ведущие во дворец, и окно. На противоположной входу стороне двора высится второй пилон, который ведет в следующий двор. Этот двор обрамлен портиками со всех четырех сторон, причем западный, расположенный против входа, находится на более высоком уровне, чем остальные, и к нему ведет лестница (рис. 106). Западный портик — глубокий, перекрытие его поддерживается двумя рядами опор. Опорами первого ряда этого портика (как и противоположного ему восточного) служат колоссальные статуи фараона в виде бога Осириса. За вторым двором находится гипостильный зал с 24 колоннами, расположенными в шесть рядов.
Центральный проход шире остальных; для того, чтобы процессии могли беспрепятственно проходить по нему, были срезаны базы колонн со стороны, обращенной к проходу. За большим гипостильным залом лежат еще два колонных зала, к которым примыкают помещения святилищ. Весь прямоугольный участок храма обнесен стеной; с юга, севера и запада от него разбросаны многочисленные хозяйственные помещения.
Расположенный вдоль южной стороны первого двора дворец (рис. 107) имеет восьмиколонный портик с капителями в форме расцветшего папируса. По оси портика, в стене, отделяющей его от дворцовых покоев, на некоторой высоте от пола был устроен проем — «балкон явлений». По обеим сторонам проема в стене были высечены крупные рельефные изображения фараона, поражающего врагов, а также принимающего приближенных и раздающего им награды. Ниже размещались скульптуры, изображавшие головы народов, покоренных фараоном. Цветные рельефы, рассказывавшие о боевых подвигах царя, покрывали весь фасад дворца. Во дворце имелся приемный зал с четырьмя колоннами и жилые комнаты, очень схожие с жилыми покоями Рамессеума.
Весь комплекс Мединет-Абу напоминает Рамессеум, но пропорции отдельных частей стали еще более тяжелыми, стены массивнее, значительно сильнее выступает крепостной характер сооружения.
В конце царствования Рамсеса III все время вспыхивавшие восстания внутри страны и постоянная угроза вторжения иноземных полчищ вынудили фараона воздвигнуть за пределами комплекса вторую крепостную стену, расположенную на расстоянии 12 м от первой. Эта стена имеет высоту 18,4 м и толщину 10,5 м. В восточном и западном отрезках стены находятся входы, фланкированные огромными башнями, сложенными из кирпича и облицованными песчаником (рис. 108). На стенах башен были высечены рельефы, прославлявшие военные подвиги Рамсеса, у подножья стояли колоссальные статуи фараона. После возведения второй стены в состав комплекса Мединет- Абу вошли храм XVIII династии, расположенный в восточной части комплекса на территории между стенами, и жилища жрецов, находящиеся у северного и южного отрезков первой стены.
Благодаря тому что дворец и храм в Мединет-Абу позднее не перестраивались, комплекс хорошо сохранился и в нем ясно выступает замысел архитектора. Это самый грандиозный памятник египетского государства периода его наивысшей мощи; вместе с тем башни, огромные пилоны и толстые стены свидетельствуют о том, что мощь эта уже подвергалась испытаниям. Храм-крепость был сооружен не на далекой северной окраине и не на краю пустыни, где всегда бродили непокорные племена, а в самом центре страны, рядом со столицей. В конце II тысячелетия до н. э. расположенное к северу от Египта Хеттское царство стало реальной угрозой Египту, и против этой угрозы и был воздвигнут храм на западном берегу Нила в современном Мединет-Абу.
109. Панорама храмов Абу-Симбела | |
110. Абу-Симбел. Большой храм. Входная часть, общий вид, продольный разрез и план | |
111. Абу-Симбел. Интерьер первого зала Большого храма | 112. Абу-Симбел. Малый храм. Общий вид |
Для архитектуры конца Нового царства характерно сооружение пещерных храмов: фараон Харемхеб вырубил свой храм в Сильсилэ, Сети I — по дороге от Эдфу к Красному морю, фараон Рамсес III высек два храма в далекой Нубии, в Абу-Симбеле (рис. 109).
Храмы Рамсеса III превзошли по величине и грандиозности скальные сооружения, созданные на протяжении всей истории Египта. Несмотря на то, что помещения абу-симбельских храмов высечены внутри скал, их планировка повторяет планировку египетских храмов Нового царства, возведенных на поверхности земли (рис. 110). Лишь из-за того что скалы почти вплотную подходят к берегу реки, невозможно было создать аллеи сфинксов, которые должны были бы идти от Нила к пилонам храма.
Большой храм в Абу-Симбеле был расположен на западном берегу Нила, его фасад был обращен на восток. Первые лучи восходящего солнца заливали всю анфиладу подземных залов храма и проникали до самого святилища.
Невысокая лестница, вырубленная в скале, вела от берега Нила к фасаду храма, воспроизводившему традиционные формы портала храма Нового царства. Его боковые стороны, как и пилоны храмов, имели некоторый наклон. Карниз храма был увенчан рядом небольших статуй сидящих павианов — священных животных бога мудрости Тота. По сторонам входа высилось по две 20-метровых портретных статуи Рамсеса III. Над входом, на уровне головы и плеч статуй, в прямоугольной глубокой нише высечено шестиметровое изображение сокологлавого бога солнца. Несмотря на огромные размеры, пропорции статуй выдержаны с поразительным мастерством. Для того чтобы подчеркнуть величину статуй фараона, у их ног были помещены женские фигуры, выполненные в натуральную величину. По сравнению с, колоссальными статуями фараона женские статуи казались меньше, чем они есть на самом деле, а статуи фараона — еще больше своей действительной величины. Постоянная для Египта тема власти и силы фараона и его господства над людьми была передана в храме Абу-Симбела очень образно и ярко. Фигуры трактованы как мощные контрфорсы, сдерживающие давление скалы.
За входом по продольной оси были расположены высеченные в скале помещения храма общей протяженностью 55 м. Первое помещение, аналогичное двору храма Нового царства, имело восемь столбов, расположенных по продольным сторонам. К ним были прислонены 10-метровые статуи Рамсеса, изваянного в виде бога Осириса (рис. 111). Роспись потолка изображала небо. Над центральным проходом были помещены парящие коршуны богини Нехебт, потолок боковых проходов был расписан звездами. За залом-«двором» располагался зал с четырьмя столпами. Стены зала украшали рельефы. На восточной стене, по обеим сторонам входа, был изображен Рамсес, жертвующий богам пленных ливийцев и нубийцев, на северной — битва Рамсеса с хеттами при Кадеше, на южной — эпизоды битв с ливийцами и нубийцами, на западной изображен фараон, ведущий пленных. Рельефы большого храма Абу-Симбела, отличавшиеся высоким мастерством, были исполнены скульпторами Пиаи, Пенефом и Хеви, о чем сообщали надписи, помещенные рядом с рельефами. За первым залом располагался небольшой поперечный зал, в котором хранилась священная ладья, и святилище.
Малый храм в Абу-Симбеле, посвященный Рамсесом III богине-корове Гатор, был расположен к северу от Большого (рис. 112). Фасад храма был также оформлен в виде портала, но скульптуры, украшавшие вход, были помещены в шести громадных нишах, по три с каждой стороны входа. Каждая группа состояла из двух статуй Рамсеса и одной — царицы Нефертити-Меренмут. За входом располагался гипостильный зал, близкий по форме залу-«двору» Большого храма, но вместо статуй фараона в образе бога Осириса опорами служили столбы с гаторическими капителями в виде головы женщины с ушами коровы. Три двери соединяли гипостильный зал с вестибюлем, предшествовавшим святилищу с нишей, в которой стояла статуя богини-коровы Гатор. Малый храм по своим размерам и оформлению был скромнее Большого храма.
Комплекс в Абу-Симбеле на протяжении почти 3000 лет был гордостью Египта. Проплывая мимо храма, путешественники всегда любовались этим величайшим творением древнеегипетской мысли и мастерства. Когда при сооружении Ассуанской плотины над храмами нависла угроза затопления, был создан специальный комитет по их спасению. По решению комитета храмы были распилены на большие блоки, блоки пронумерованы, подняты и вновь собраны в безопасном от затопления месте.
113. Поселок ремесленников в Дейр-эль-Медине. Разрез жилого дома |
Гражданская архитектура второй половины Нового царства лучше всего сохранилась на западном берегу Нила, напротив Фив, в долине, которая носит название Дейр-эль-Медине. Здесь еще в начале XVIII династии было создано поселение ремесленников, сооружавших царские гробницы. При Тутмесе I поселение состояло из 40 жилищ, разделенных улицей (рис. 113). Поселок окружала семиметровая кирпичная стена. После того как при Тутмесе III поселок был расширен, стены передвинули. Во времена Эхнатона жителей поселка переселили в новую столицу Ахетатон, и они вернулись сюда лишь после смерти фараона-реформатора. При фараонах XIX династии поселок расширялся уже за пределами стены.
Дома ремесленников в поселке построены вплотную друг к другу. Площадь каждого из них колеблется от 60 до 180 м2. Обычно они состоят из четырех помещений. Напротив входа в дом находилась небольшая комната культового назначения, дальше располагалась парадная комната с одной-двумя колоннами, поддерживавшими потолок. Пол был глинобитный, освещение устраивалось в кровле. Парадная комната соединялась со спальней. В самой глубине дома располагалась кухня, оборудованная хлебной печью и зернохранилищем. Плоская кровля дома не покрывала кухню; покрытием кухни служил легкий навес, пропускавший дым и укрывавший от солнца. Из кухни вела лестница на кровлю дома, где спали в жаркое время года. Стены дома сооружались из кирпича-сырца или мелкого камня. Колодцев при домах не было, и воду приходилось доставлять из Нила на ослах.
Поселок в Дейр-эль-Медине просуществовал до начала XXI династии, а потом был внезапно покинут, возможно под натиском вторгшихся в страну ливийцев.
Глава «Архитектура Египта. Архитектура Нового царства. Период XVIII—XX династий (XVI—XI вв. до н. э.)» книги «Всеобщая история архитектуры. Том I. Архитектура Древнего мира». Авторы: Н.Д. Флиттнер, С.И. Ходжаш; под редакцией О.Х. Халпахчьна (отв. ред.), Е.Д Квитницкой, В.В. Павлова, А.М. Прибытковой. Москва, Стройиздат, 1970
Добавить комментарий