Хор и апсида а архитектуре романских церквей
В античных базиликах полусводами перекрывались только крайние абсиды. В начальную пору романского искусства в церквах перекрывалась сводами только часть, отведенная святилищу. В примерах, показанных на рис. 153 и 154, хор, как и неф, перекрыт деревянными стропилами.
На рис. 153 (Сен-Женеру) показана конструкция хора и святилища, доведенная до предельной простоты. Здесь имеется только один неф, и между ним и хором находится только одна стена с проемами. Святилище состоит из главной абсиды с двумя примыкающими к ней по сторонам меньшими абсидами, которые, возможно, даже не служили капеллами, а были складочным местом для церковных книг и облачений.
Следующий пример (рис. 154 — Виньори) показывает более сложный план: независимо от главной абсиды и двух ее ризниц, мы видим позади капеллу и, как подступ к ней, полукруглую обходную галерею. Хор еще перекрыт открытыми стропилами, и только абсиды и обходная галерея перекрыты сводами.
Рис. 153 |
Рис. 154 |
Как и в предыдущем примере, только одна поперечная стена указывает, где заканчивается неф и начинается хор; материальное ограждение алтаря, в виде византийского иконостаса, западной архитектуре было, по-видимому, чуждо.
В Нормандии, где обходная галерея отсутствует, церковь в конечной своей части отличается от первоначальных базилик только двумя заметными особенностями: удлинением концов креста, образующих хор, и повышением секции, соответствующей месту пересечения ветвей креста с главным нефом. Четыре большие арки, опирающиеся на массивные устои, обрамляют эту центральную секцию, которая снаружи отмечается квадратной надстройкой, увенчанной шпицем. В Жерминьи ле Прэ (рис. 155) наблюдаются попытки перекрыть сводами хор и святилище. Церковь имеет форму греческого креста с четырьмя абсидами по торцам. Ветви креста покрыты цилиндрическими сводами, а освещающие их окна прорезаны в щековых стенах.
В месте пересечения нефов надо было отказаться или от непосредственного освещения или от свода. Предпочтение было отдано освещению, и над местом пересечения была возведена центральная башня-фонарь. Хотя эта башня и не имеет свода, она все же тяжело ложится на несущие ее четыре арки и этим чрезвычайно увеличивает их распор. Распор же становится тем менее опасным, чем ниже он приложен; Отсюда возникает своеобразное расположение основания башни, начинающегося внутри самого здания.
Благодаря этому приему обеспечивается устойчивость; четыре стороны основания, облегченные изящно обработанными проемами, прорезают нефы наверху, наподобие весьма своеобразных экранов.
Рис. 155 |
Рис. 156 |
В церкви Нотр-Дам дю Пор в Клермоне (рис. 156) центральная секция представляет, как и в Жерминьи, квадратную башню, основание которой покоится на четырех больших арках, расположенных внутри нефа. Общий план и проемы основания — такие же, но здесь самая башня перекрыта сводом, и ни одно окно не открывается в центральную секцию.
На нашем рисунке показано, каким образом выведен купол церкви Нотр-Дам дю Пор. Спереди и сзади купол поддерживается цилиндрическими сводами нефа и святилища. С боковых сторон казалось возможным укрепить его такими же сводами над поперечными концами креста. Но эти своды меньшей высоты, чем своды главного нефа, и поэтому возникло опасение, что они будут примыкать к своду слишком низко. Вместо того чтобы продолжить своды над поперечными концами креста до основания башни, их прервали по линии бокового нефа и закончили щековой аркой, а от тимпана этой арки возвели кверху ползучий свод, который и является боковым упором для купола.
Все в этой конструкции мастерски согласовано, и даже готическая архитектура впоследствии не проявила более глубокого понимания распределения усилий распора, не подыскала более уместных приемов для их уравновешивания.
Нужно признать, что в этих предосторожностях было кое-что чрезмерное, и поэтому архитектурные школы Пуату и Оверни их избегают. Отмечая, как правило, место пересечения нефов повышенным куполом, они не прибегают ни к упомянутому выше устройству основания башни на арках, ни к опорным полуцилиндрическим сводам, — они довольствуются усилением устоев.
Нужно также отметить, что во всех школах, где господствует цилиндрический свод (Овернь, Пуату, Прованс, Шарант), купол, отмечающий пересечение нефов, всегда расположен на конических парусах; купол на сферических треугольных парусах составляет особенность византийской школы Перигора и палестинской школы. Нам известна лишь церковь Сен-Савэн, в которой купол над перекрестьем сводов заменен крестовым сводом.
Что касается абсид, то в архитектуре Запада они вырисовываются снаружи в виде круглых полубашен; абсиды с многоугольным внешним контуром свойственны исключительно романской школе Палестины.
Вернемся к общему плану расположения и попытаемся понять ту мысль, которой руководились романские строители в только что рассмотренных нами случаях. Трудность заключалась — в отношении как святилища, так и нефа — в том, чтобы перекрыть их сводами, не лишая их, однако, света; возникла эта трудность лишь тогда, когда появилась обходная галерея вокруг хора.
Существуют церкви с обходной галереей, где и абсиды и неф лишены прямого освещения, например в Пуатье. Но в некоторых случаях делаются попытки осветить абсиду. На рис. 156 показан общий план церкви Нотр-Дам дю Пор, где под сводами абсиды прорезаны окна, тогда как неф остается темным. То же самое имеет место в Сен-Савэне, Сен-Сернэне, Конке и Сент-Эвтропе: менее опасались усилий распора сферического купола, чем цилиндрического свода.
Глава «Хор и апсида» раздела «Романская архитектура» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.
Добавить комментарий