Форумы Римской империи

За первые столетия империи в столице государства и во многих италийских и провинциальных городах были обновлены или заново отстроены городские центры — форумы. Большинство из них следовало планировке, выработанной к концу I в. до н.э. Особенно великолепны были новые форумы Рима, так как огромные доходы с провинций позволяли искавшим популярности императорам строить грандиозные общественные сооружения (рис. 20).

Архитектура Древнего Рима. Рим. План императорских форумов
20. Рим. План императорских форумов
Архитектура Древнего Рима. Рим. Форум Августа, 2 г. до н.э. Реконструкция
21. Рим. Форум Августа, 2 г. до н.э. Реконструкция, современный вид левого полукружия, храм Марса Ультора  
Архитектура Древнего Рима. Рим. Форум Августа, 2 г. до н.э. Cовременный вид левого полукружия Архитектура Древнего Рима. Рим. Форум Августа, 2 г. до н.э. Храм Марса Ультора

Уже через несколько десятилетий после сооружения форума Цезаря Рим ощутил потребность в новом форуме, так как существовавшие площади перестали вмещать возросшее население города. Открытый для публики во 2 г. до н.э., но завершенный много позже форум Августа (рис. 21) был расположен перпендикулярно форуму Цезаря. От соседнего густонаселенного и часто горевшего квартала Субуры его изолировала глухая стена высотой 36 м, которая в северной части прислонялась к срезанному при устройстве форума подножию Квиринала. Форум Августа — дальнейший этап в развитии типа императорского форума. Он сохранил основные черты плана форума Цезаря, но храм был придвинут вплотную к задней стене форума, а боковые стены, отступая, образовали два полукружия, сообщившие им конструктивную жесткость. Полукружия, ранее встречавшиеся в храме Фортуны в Пренесте и раскрытые там на природу, в этом замкнутом пространстве приобрели другое значение. Фланкируя храм, они придали площади типично италийский характер протяженного осевого ансамбля с центром, выделенным крыльями. Отделенные колоннадой от портиков, полукружия стали своеобразными местами исторической славы Рима: на золотистом фоне их мраморных стен, в нишах между полуколоннами, двойным рядом выступали бронзовые и мраморные статуи великих полководцев и законодателей от Энея до Цезаря, созерцание которых должно было вызывать в римлянах патриотическую гордость.

Портики вдоль стен лишенной таберн площади заменили свободно стоящие колоннаду форума Цезаря, отодвинутые от таберн, чтобы пропустить туда свет. Отсутствие торговли усилило парадный характер площади, замощенной цветным мрамором и ориентированной на храм. Две триумфальные арки — Друза и Германика, поставленные в 19 г. н.э. у выходов на Субуру и Эсквилин, подчеркнули высоту храма.

Огромный храм италийского типа был посвящен Августом, племянником убитого Цезаря, Марсу Ультору — божественному мстителю. Храм был одним из самых величественных в Риме. Фасад с (восемью коринфскими колоннами достигал 35 м в длину. Внутри были собраны шедевры греческой скульптуры, а апсиду заполняли колоссы Марса и Венеры. Статуя самого императора появилась на форуме только после его смерти. В отличие от Цезаря осторожный Август создавал свой культ косвенными средствами, возвеличивая государственную власть и династию Юлиев.

Колосс императора был поставлен слева от храма, в северном углу форума, за колоннадой.

Форум Августа более замкнут и масштабен, он гораздо более «италийский» по композиции, чем форум Цезаря, а контраст между крепостной суровостью его наружных стен и роскошью внутреннего вида делал его особенно представительным.

Архитектура Древнего Рима. Рим. Форум Мира, конец I в. н.э. Реконструкция
22. Рим. Форум Мира, конец I в. н.э. Реконструкция

Форумы, сооруженные к концу столетия при Флавиях, своеобразны по планировке или архитектурному решению. Первый из них — форум Мира, или Веспасиана (рис. 22), построенный Рабирием для Веспасиана после Иудейской войны, предназначался для хранения трофеев из Иерусалима и вывезенных из Греции произведений искусства и напоминал музей. Расположенный между Колизеем и Священной дорогой, он имел почти квадратную форму (115X125 м). Обращенная к форуму Августа стена со входами членилась изнутри приставными колоннами, а вдоль других стен проходил портик. В центре площади был разбит сад, зелень которого служила прекрасным фоном для расставленной там скульптуры. Напротив входа, за портиками, в сад раскрывались колоннадами три помещения: высокое среднее — храм Мира и меньшие, боковые — библиотеки. Одна из библиотек сохранилась в составе средневековой церкви Козьмы и Дамиана, соединенная позже с герооном Ромула. Новым в композиции форума было то, что храм, хотя и выделенный высотой и слегка выступающим портиком, не играл уже определяющей роли в ансамбле площади, а сама площадь со сплошной линией портиков в глубине стала более замкнутой.

Архитектура Древнего Рима. Рим. Фрагмент колоннады Проходного форума конец I в. н.э.
Рим. Фрагмент колоннады Проходного форума конец I в. н.э.
Архитектура Древнего Рима. Рим. Проходной форум, конец I в. н.э. Реконструкция Архитектура Древнего Рима. Рим. Проходной форум, конец I в. н.э. Фрагмент стены форума
23. Рим. Проходной форум, конец I в. н.э. Реконструкция, фрагмент стены форума
Архитектура Древнего Рима. Рим. Проходной форум. Профили деталей ордера (по Тэбельманну)
24. Рим. Проходной форум. Профили деталей ордера (по Тэбельманну): А — сима; Б — выносная плита; В — киматнй под кессоном; Г — модульоны; Д — ионики

Проходной форум (форум Нервы, рис. 23, 24) возник как архитектурное оформление дороги с Эсквилина на Римский форум. Благоустраивать узкое пространство между стенами форумов Августа и Веспасиана начал Домициан, построив у выхода на Субуру храм Минервы. Трудную задачу преобразования участка неправильных очертаний в регулярное пространство форума уже при Нерве (в 97 г.) блестяще решил архитектор Рабирий. Одной из арок по бокам храма он закрыл изнутри сильно выдававшееся полукружие форума Августа, а снаружи замаскировал его выходной экседрой, которая замыкала перспективу улицы Аргилет. Другой конец участка, упиравшийся в базилику Эмилия, он оградил закругленной стеной с входной аркой в углу. Стесненность пространства не давала места портикам, поэтому Рабирий употребил приставные колоннады — прием, уже примененный им на внутренней стороне той же стены форума Веспасиана и в тронном зале дворца Флавиев. Несмотря на многочисленные проходы в оградах смежных форумов, впечатление замкнутости пространства было достигнуто благодаря двум линиям колоннад, выступающих вдоль стен. В то же время сильные раскреповки антаблемента и аттика, объединившие колонны с пристенными пилястрами, создали ряд затененных ячеек, зрительно расширявших узкую площадь. В результате всего этого Проходной форум с небольшим храмом Минервы во главе, который казался высоким из-за низких колоннад, приобрел очень импозантный и живописный облик. Богатейший фигурный фриз и сочно трактованные формы динамичных рельефов аттика придали скромному по своему назначению ансамблю чрезмерную пышность, которая к концу I в. стала характерной для римского искусства.

Архитектура Древнего Рима. Рим. Форум Траяна, 133 г. н.э. Капитель Архитектура Древнего Рима. Рим. Форум Траяна, 133 г. н.э. Кронштейн
25. Рим. Форум Траяна, 133 г. н.э. Капитель, кронштейн, фриз. Полукружие рынка Траяна
Архитектура Древнего Рима. Рим. Форум Траяна, 133 г. н.э. Фриз Архитектура Древнего Рима. Рим. Форум Траяна, 133 г. н.э. Полукружие рынка Траяна

Последний из императорских форумов — форум Марка Ульпия Траяна — грандиозностью и блеском превзошел все построенные прежде и знаменовал собой новую стадию в архитектуре больших общественных сооружений (рис. 25). Он принадлежал эпохе, сильно отличавшейся от времени возникновения первых императорских форумов. Единоличная императорская власть стала общепризнанным фактом и ансамбль прославлял не только могущество государства, но и открыто возвеличивал личность императора — завоевателя Дакии. Это во многом определило новизну планировки форума, видоизменившего и обогатившего традиционную осевую композицию, которая постепенно возобладала в этом типе сооружений, первоначально формировавшихся под воздействием более свободной планировки эллинистических площадей.

Форум Траяна, законченный в основном в 113 г., занял огромный участок длиной 200 м в направлении Марсова поля. При устройстве строительной площадки пришлось срыть один из отрогов Квиринала высотой 39,8 м. Строитель форума архитектор Аполлодор Дамасский использовал многие из выработанных до него приемов — полукружия форума Августа, пристенные колоннады и закругленную — торцовую стену Проходного форума — и, развив дальше намеченную Рабирием в форуме Мира планировку, создал совершенно необычную композицию.

Архитектура Древнего Рима. Рим. Форум Траяна. Колонна Траяна. Фасад, разрез, планы Архитектура Древнего Рима. Рим. Форум Траяна. Колонна Траяна. Нижняя часть колонны и постамента
Архитектура Древнего Рима. Рим. Форум Траяна. Верхняя часть триумфальной колонны
26. Рим. Форум Траяна. Колонна Траяна. Нижняя часть колонны и постамента, фасад, разрез, планы 27. Рим. Форум Траяна. Верхняя часть триумфальной колонны

Пропорции площади близки к квадрату, но портики вдоль боковых стен и выступающая наружу закругленная передняя стена придали ей прямоугольную форму. Ярко выраженная продольная ось, образуемая триумфальной аркой Траяна (117 г.) при входе и средним портиком базилики Ульпия напротив нее, подчеркивала продолговатые очертания площади и направляла вошедшего в глубину ее. Но весь дальний конец площади занимала базилика на высоком подии, преграждая движение. Между тем, достигнув середины форума, путник невольно останавливался, так как перед ним неожиданно открывались обширные полукружия, раздвигавшие пространство площади и незаметные вначале из-за портиков. Именно здесь, на пересечении взаимно уравновешивающихся продольной и поперечной осей, в геометрическом центре площади Аполлодор поставил позолоченную конную статую императора, оказавшуюся, благодаря искусной планировке, главной точкой притяжения на форуме. Величавый монумент императора- полководца царил на выложенной мраморной мозаикой площади в окружении военных трофеев под портиками, бронзовых щитов и фигур побежденных даков и их вождя Децебала, представленных в виде атлантов на аттиках. Все здесь говорило о военном триумфе императора, начиная от триумфальной арки при входе и кончая триумфальной колонной Траяна, замыкавшей ансамбль (рис. 26, 27). Стройный силуэт этой колонны над сверкавшей золочеными пластинками крышей базилики побуждал двинуться дальше и вступить в базилику, разделенную внутри рядами колонн из серого гранита и золотистого мрамора. Двери на противоположной стороне здания не соответствовали входам с форума, поэтому интерьер приходилось пересекать наискось. При этом, проходя по желтым и фиолетовым плитам пола, посетитель замечал за колоннами, в концах широкого зала, полукруглые экседры. За базиликой, между двумя библиотеками (для латинских и греческих рукописей) высилась монументальная колонна прекрасных пропорций. Обвивавшие ее ствол раскрашенные рельефы фриза подробно показывали историю двух нелегких походов в Дакию и были хорошо видны из библиотек и с террасы базилики. Для удобства «прочтения» победоносной эпопеи масштаб фигур постепенно нарастал в высоту. Колонна, имевшая внутри винтовую лестницу с окнами в поле рельефов, увенчивалась орлом. Впоследствии орел был заменен статуей Траяна, прах которого был замурован в основании колонны.

Основное направление пути от арки до колонны диктовалось всей композицией площади, заставляя идущего наиболее остро воспринять и оценить самые существенные моменты в содержании форума, красноречиво раскрываемые языком скульптуры. Графический рисунок этого пути, дважды отклонявшегося от прямой — у монумента Траяна и внутри базилики, с точностью повторялся плавно переходящими друг в друга прямоугольными и полукруглыми пространствами, обтекавшими по краям площадь и базилику и подводившими к колонне. Таким образом, цельность художественного впечатления от форума Траяна и его большое эмоциональное воздействие определялись высоким мастерством композиции.

Композиция форума Траяна необычна, но многое в ней было подготовлено ранее. Уже в форуме Мира храм перестал доминировать в ансамбле; были введены библиотеки — хранилища литературных трофеев, а транзитное движение через площадь было затруднено постановкой зданий в глубине ее почти сплошным фронтом. Здесь эти тенденции вполне проявились: храм исчез, он заменен базиликой, замкнувшей своим объемом площадь и образовавшей нейтральный фон статуи Траяна, которая стала доминантой форума. Так в планировке отразились новые особенности эпохи, которая сильно изменилась со времени строительства форума Августа. Ставшая безраздельной императорская власть не нуждалась более в покровительстве богов. Императоры брали власть с помощью войска и удерживали ее, опираясь на легионы и укрепляя свое положение военными победами и подачками городскому населению. К тому же культ императора, постепенно и осторожно создававшийся Августом, к началу II в. возобладал над культом богов. Вот почему пристройка к форуму после смерти Траяна полукруглого перистиля с посвященным ему храмом была уже обычным явлением. Обожествленный император вытеснил божество не только с форума, но и из храма.

Форум Траяна был последним форумом Рима и высшим достижением римлян в этом типе сооружений. Он завершил эволюцию центральной городской площади, некогда бывшей средоточием общественной жизни горожан, но постепенно превратившейся в монументальный памятник военной славы императора, хранилище его трофеев и место даровых раздач народу.

Сообщавшиеся друг с другом императорские форумы образовали тесную группу изолированных ансамблей. Мало связанные (за исключением Проходного форума) с городским организмом, они скорее преграждали, чем облегчали доступ к сердцу столицы — Римскому форуму и к Марсову полю, основное движение к которым с этой стороны проходило по огибающим улицам.

Форумы строились также в городах Италии и провинциях, получивших права римской колонии. В отличие от столицы они еще долго продолжали оставаться центрами общественной жизни, хотя и поставленной римской администрацией в очень узкие рамки и сводившейся к чисто муниципальным делам.

Италийские форумы были много скромнее столичных и обычно имели прямоугольный план с Капитолием или с базиликой во главе площади. Главное здание могло занимать и центр площади, как храм на форуме Аосты и базилика на форуме в Велейях. Провинциальные форумы, за исключением Герасы, повторяли типы, заимствованные из Рима или Италии и видоизмененные соответственно местным условиям.

Архитектура Древнего Рима. Суфетула. План форума, II в. н.э.
28. Суфетула. План форума, II в. н.э.
Архитектура Древнего Рима. Тубурбо Майюс. План форума, II в. н.э.
29. Тубурбо Майюс. План форума, II в. н.э.

В Северной Африке распространены были форумы, построенные по типу помпейского. Замкнутое с трех сторон портиками пространство прямоугольной площади, Капитолий как главный элемент композиции, занимавший четвертую сторону, — вот основные черты форумов таких городов римской Африки, как Суфетула (рис. 28), Тубурбо Майюс (рис. 29) и др. Капитолий иногда строго повторял (в уменьшенных размерах) план римского, представляя собой храм, внутреннее пространство которого делилось на три целлы, иногда же на едином подии строились три отдельных небольших храма. В отличие от длинного и узкого форума Помпей форумы этих городов имели план, приближающийся к квадрату. Например, размеры форума Суфетулы были 70X67 м, Тубурбо Майюс — 48X48 м. Капитолий иногда не входил в систему городского форума. Так было в Тимгаде, где он возвышался на холме, господствовавшем над городом, и никак не был связан с форумом (рис. 30).

В Галлии обычно копировался какой-либо из императорских форумов Рима, чаще всего форум Траяна, в крайне упрощенном виде (форумы в Арелате, Лугдунуме Конвенаруме, Лютеции. Паризоруме, Алезии, Августе Раурике). В некоторых городах Галлии и Северной Африки (Альтибурос и др.) так же, как и в италийском городе Бриксии (совр. Брешия), Капитолий отделялся от форума и базилики улицей, что создавало возможность проезда через городской центр. В Британии, которую постоянно потрясали восстания, гнев местных жителей прежде всего обращался на Капитолий как на вещественный символ вечности римского господства. Поэтому римско-британский форум имел базилику во главе и портики вдоль трех ее сторон (форумы городов Вента Силурум, Каллева и др.).

Архитектура Древнего Рима. Тимград. План форума, II в. н.э.
30. Тимград. План форума, II в. н.э.
Архитектура Древнего Рима. Лептис Магна. Аэрофотосъемка центра города Архитектура Древнего Рима. Лептис Магна. Форум Северов, начало III в. н.э., план
Архитектура Древнего Рима. Лептис Магна. Форум Северов, начало III в. н.э., аркада форума
31. Лептис Магна. Аэрофотосъемка центра города, форум Северов, начало III в. н.э., план, аркада форума

Иногда, благодаря каким-либо особо благоприятным условиям, в провинциальных городах строились форумы, могущие по масштабу и великолепию сравняться с римскими. Это произошло, например, в североафриканском городе Лептис Магна (рис. 31), где при династии Северов, происходившей из этого города, была произведена полная реконструкция центра.

Используя схему форума Траяна, архитекторы Лептис Магны значительно видоизменили ее. Базилика, напоминающая базилику Ульпия, не преграждает путь к храму, но занимает противолежащую сторону форума и скрыта портиками. Благодаря этому храм безраздельно господствует на обширной площади (100x60 м). Некоторая сознательная архаизация выразилась в вытянутых пропорциях площади, напоминающей форум республиканской эпохи строгим следованием древнему италийскому принципу фронтальной осевой композиции, где доминантой становится храм обожествляемого основателя династии. Храм занимает одну из узких сторон форума и вплотную примыкает к обводной его стене, подобно расположению храма Марса Ультора на форуме Августа. Охватывающие форум портики с этой стороны имели крылья квадратных очертаний, выделявшие храм.

Особую живописность форуму придает использование в портиках аркады по колоннам. В Лептис Магне этот мотив встречается также и в портиках главной городской улицы, перестроенной почти одновременно с форумом. Аркада по колоннам, применявшаяся еще в I в. до н.э., здесь впервые употреблена в столь крупных сооружениях. Необычно также использование капителей пергамского стиля, редко встречающихся в архитектуре Римской империи.

Поблизости от нового форума находился старый форум, сложившийся в I в. н.э. Сопоставленные друг с другом, они дают прекрасное представление об эволюции центра восточно-средиземноморского города, оказавшегося под властью Рима. Открытому неправильному пространству старого форума, восходящего к ранним греческим агорам и тесно связанного с городской застройкой, противостоит замкнутое, геометрически правильное пространство второго. Многообразие функций первого форума, проявлявшееся во множестве его зданий различного назначения, сменяется на втором форуме почти безраздельным господством храма гения императора.

Простота и непритязательность старого центра уступили место пышности и подчеркнутой парадности нового центра города, который дал империи родоначальника новой династии.

Римское влияние на центры многих греческих городов, сложившихся в эллинистическую эпоху вокруг агоры, сказалось в том, что агора приобретала там более замкнутый характер (Милет и другие города).

Архитектура Древнего Рима. Гераса. План города Архитектура Древнего Рима. Гераса. Тетрапил, II в.
32. Гераса. План города. Тетрапил, II в.

Помимо площадей, восходящих к греческому или италийскому прототипу, на востоке Римской империи встречались и совершенно необычные круглые и овальные в плане площади, прекрасно связанные с городом и лишенные традиционно римской изолированности. Они известны в Пальмире (площадь у Дамасских ворот) и в Герасе. Основанная в главных своих частях в эпоху эллинизма на месте древнего поселения Гераса в первые века н.э. имела в плане форму неправильного овала с кардо и декуманусом в качестве направляющих осей (рис. 32). В месте пересечения этих колоннадных улиц (проезжая часть кардо имела ширину 11 м) находилась круглая площадь диаметром 43,6 м, окруженная колоннадой с тетрапилом в центре. Подобно круглой площади Пальмиры, она служила транспортной развязкой. Форум Герасы с находящимися поблизости храмом Зевса и театром располагался в южной части города, совпадая с центром древнейшего поселения, и был связан с главнейшими общественными сооружениями посредством кардо и других улиц. Неправильный овал форума (ширина его 80 м, длина 90 м) был окружен портиками с табернами за ними. От стройной тройной аркады, оформлявшей вход с кардо на площадь, отходили две неодинаковые половины овала: восточная несколько большего диаметра, чем западная. Обширное пространство площади было вымощено каменными плитами. Эти овальные и круглые площади Герасы и Пахльмиры остались локальным явлением в римском градостроительстве.

В конце империи в период домината, означавшего уничтожение последних остатков городского самоуправления, происходило постепенное отмирание форума как римского городского центра.

Завершающий этап развития можно видеть во дворце-крепости Диоклетиана в Салоне (см. раздел «Императорские резиденции»). Роль форума здесь выполнял небольшой отрезок кардо от пересечения его с декуманусом до императорского дворца.

К этому времени у форума осталась только одна общественная функция — быть местом поклонения императору, являвшемуся перед немногочисленным населением крепости в момент торжественных выходов. Итак, крайнее ограничение некогда разнообразных функций форума и сведение его к небольшому участку улицы означало конец развития этого типа римских общественных сооружений.


Глава «Форумы» подраздела «Архитектура Римской империи» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Автор: М.Б. Михайлова (Москва, Стройиздат, 1973)

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер