Акведуки Римской империи

После бурного периода гражданских войн новым императорским властям пришлось в первую очередь заняться реставрацией существовавших акведуков, а вскоре после этого и постройкой новых в связи с быстрым ростом города и его богатств. В 33 г. до н.э. Агриппа — доверенный сотрудник и личный друг Августа — восстанавливает Аква Аппиа, Анио Ветус, Аква Марциа. Почти полностью перестраивается Аква Тепула. Тогда же был построен и новый акведук — Аква Юлиа. Каналы двух последних акведуков были поставлены на арки старого акведука Марция. Однако уже в 19 г. до н.э. в связи со строительством бань Агриппы на Марсовом поле потребовалось сооружение еще одного водопровода — Аква Вирго.

С этими работами связано важное нововведение в строительстве акведуков — замена дорогого тесаного камня более дешевым бетоном. Это изменение сказалось не только на стоимости сооружения, но и значительно изменило методы постройки и внешний вид акведуков. Однако старая техника строительства не была полностью отброшена. Во времена Клавдия к ней вновь возвращаются, и тогда появляется такое своеобразное произведение, как акведук Клавдия, выполненный по-старому, подобно акведуку Марция из тесаного камня. Поверх канала акведука Клавдия вскоре был уложен канал Анио Новус, но целиком в бетонной технике, что испортило вид аркады акведука Клавдия.

Подобное решение до сих пор остается загадкой и может быть объяснено только сменой руководства постройкой и политическими событиями.

Постройка Аква Клавдиа и Анио Новус была начата еще Калигулой в 38 г. н.э., а закончена Клавдием в 52г.н.э. (рис. 155). Акведук Клавдия начинается на очень небольшом расстоянии от истоков Аква Марциа (около 150 м). Заметно, что Аква Марциа служил образцом при строительстве нового водопровода, но тем не менее можно отметить и значительные различия между ними. Во-первых, трасса Клавдиева акведука значительно короче. Она равна 69,75 км, что означает сокращение трассы примерно на 25% по сравнению с Аква Марциа. Над уровнем земли трасса поднята на расстоянии 17,42 км, из них на аркады приходится 15,05 км. Таким образом, можно отметить, что в этом акведуке продолжается линия, начатая еще в республиканскую эпоху, — все больше возрастает роль надземных частей водопровода. Подобное спрямление трассы, естественно, требовало повышения высоты субструкций, и аркады Клавдиева акведука местами достигают высоты 27 м.

Как и акведук Марция, Аква Клавдиа имеет аркады из тесаного камня и при первом взгляде довольно похож на него. Но при почти одинаковом расстоянии между столбами (5,5—5,6 м в акведуке Клавдия и 5,35 м в акведуке Марция) высота аркад Аква Клавдия значительно больше. Столбы его уширены, они увенчиваются импостами, состоящими из нависающего на 30—35 см ряда камней высотой 35—38 см, хотя и сильно разрушенных, но хранящих следы профилировки в форме трех следующих друг за другом обломов. Благодаря введению импоста контур арок значительно усложнен и перспектива аркады живописнее. Канал лежит непосредственно на теле арки без промежуточного ряда камней. Вследствие этого, несмотря на введение импостов, тектоническое членение аркады Аква Клавдиа не имеет той чистоты и ясности, которая была присуща акведуку Марция и выражалась в строгом выделении несущих и несомых частей. Несколько по-иному решены и проблемы пропорционирования.

В Аква Марциа органически сочетаются модульная система и «золотое сечение», в Аква Клавдиа сохраняется только модульная система, причем за исходную величину, как и в Аква Марциа, взята ширина канала.

По качеству работ акведук Клавдия также значительно ниже Аква Марциа. Огромная высота его столбов недостаточно компенсировалась укреплением части из них контрфорсами, недостатки были и в других местах. В результате уже через 30 лет потребовался первый ремонт, затем — второй. Во II в. н.э. часть пролетов была заложена, а затем значительные участки были усилены бетонными футлярами.

Архитектура Древнего Рима. Акведук Клавдия, середина I в. н.э. Общий вид

155. Акведук Клавдия, середина I в. н.э. Общий вид и фрагмент акведука

156. Рим. Порта Маджоре, середина I в. н.э.

Архитектура Древнего Рима. Акведук Клавдия, середина I в. н.э. Фрагмент акведука Архитектура Древнего Рима. Рим. Порта Маджоре, середина I в. н.э.

На окраине Рима высокая аркада Аква Клавдиа пересекает Лабиканскую и Пренестинскую дороги, которые здесь сливаются. Это пересечение оформлено в виде монументальных ворот, известных как Порта Маджоре (рис. 156) — одного из наиболее интересных сохранившихся сооружений древнего Рима.

Необходимость выделения такого важного места в городском пейзаже потребовала индивидуального решения, акцентирования этого участка в общей композиции аркады акведука. Решение не могло быть достигнуто за счет увеличения высоты сооружения, поэтому были использованы два других приема: изменение пропорций арок и усиление пластической разработки фасадных поверхностей.

Высота сооружения, как и всей аркады в этом месте, достигает 24 м, тогда как по длине фасада оно занимает 32 м. Для строительства употреблен прочный камень — травертин.

Пилоны в Порта Маджоре расширены до 6,35 м, приближаясь в плане к квадрату; арки увеличены в своем пролете также до 6,35 м, что дает отношение столба к просвету, равное 1:1. Высота арочных просветов уменьшена за счет снижения пят более чем на 3 м, что в результате повлекло полное изменение пропорций арочного просвета, получившего теперь отношение к пролету 2:1, а не 3:1, как в типовой арке акведука. Пилоны Порта Маджоре прорезаны тремя малыми арками, украшенными неглубокими портиками с треугольными фронтонами, что еще более изменило и усложнило общий рисунок. Границы между уровнями каналов выглядят как трехчастный аттик. Тем самым достигалась поставленная цель — Порта Маджоре резко отличались от соседних участков аркады. Отличие усиливалось еще и тем, что блоки и барабаны были оставлены без окончательной отески. Архитектурный образ Порта Маджоре приобрел черты своеобразной величественности и в то же время живописности, что лучше подходило для оформления входа в город.

После завершения строительства Аква Клавдиа в Риме строились только бетонно-кирпичные водопроводы. Самым интересным из них является акведук Нерона, ажурная и легкая аркада которого могла быть создана только с помощью этой техники. Очень важен для истории водоснабжения Рима период Траяна, когда широкая волна реформ коснулась и этой области. Весь опыт строительства и эксплуатации римских водопроводов был обобщен в труде Фронтина «Об акведуках». В это же время был создан и акведук Траяна, уже десятый по счету в Риме.

Последний период строительства акведуков в Риме связан с императорами династии Северов (Аква Александрина, рис. 157). В период империи акведуки широко строились в провинциях, особенно западных (Галлии, Северной Африке, Испании).

Архитектура Древнего Рима. Рим. Аква Александрина, 226 г. н.э. Архитектура Древнего Рима. Сеговия (Испания). Акведук, середина II в. н.э.
157. Рим. Аква Александрина, 226 г. н.э. 158. Сеговия (Испания). Акведук, середина II в. н.э.

Однако, если в Риме с середины I в. н.э. преобладала кирпично-бетонная техника, то в этих провинциях, в частности в инженерных сооружениях, квадровая техника продолжала сохранять свое значение.

Из испанских акведуков наиболее интересен акведук в Сеговии (середина II в.) — одно из самых замечательных произведений инженерного искусства, снабжающий до сего времени город водой (рис. 158). Одной из важнейших особенностей его является огромная по высоте двухъярусная аркада на отрезке трассы, проходящей через долину в центре города. В Северной Африке в правление Антонинов (II в.) был сооружен огромный акведук в Карфагене, крупнейший не только в Северной Африке, но и вообще во всем античном мире. Он брал воду на расстоянии, превышающем 130 км от города, и подходил к нему в виде двухъярусной аркады, доходившей по высоте до 40 м.


Глава «Акведуки» подраздела «Архитектура Римской империи» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Автор: И.С. Николаев (Москва, Стройиздат, 1973)

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)