Порты Римской империи
В эпоху империи происходит дальнейший рост объема морской торговли в Средиземном море. Увеличивается число кораблей и их тоннаж, а также и количество морских перевозок. Этот процесс, естественно, требует строительства новых портов и реконструкции старых. В первые века н.э. возникают, гигантские порты, такие как Остия, Карфаген, Александрия.
Все порты, в том числе и использующие естественные гавани, имели различного характера искусственные сооружения: волноломы, молы, дамбы, маяки и т.п. Малые порты имели один бассейн для стоянки, разгрузки или погрузки кораблей, крупнейшие порты — несколько.
165. Остия. Порты Клавдия и Траяна. Генеральный план, порт Траяна (аэрофотосъемка) | |
Простейший тип порта (порты Траяна в Центумцеллах и Таррацине в Италии и порт в Цезарее в Палестине) с одним бассейном мог иметь различное устройство. В качестве бассейна для порта стремились использовать бухту или лагуну (например, порт Клавдия в Остии, рис. 165), снабженную целым рядом искусственных сооружений. В тех же случаях, когда экономические или иные потребности заставляли строить порт в том месте, где бухт не было, создавалась искусственная бухта, защищенная от моря молами. Иногда мол шел длинной полосой, вдоль берега, отгораживая порт от моря. Чаще, однако, строились порты с двумя молами и узким проходом между ними.
Во II в. н.э. очень популярны были порты, бассейн которых имел в плане округлую или полигональную форму (например, порт Траяна в Остии). Удобство этого типа заключалось в большой длине причалов, что позволяло одновременно швартоваться большому числу кораблей.
Широко были распространены порты, имеющие не один, а несколько бассейнов. Восходя к типу эллинистического порта, где один бассейн предназначался для торговых, а другой для военных судов, они в значительной мере в эпоху империи утратили свою военную функцию. К этому типу принадлежали все крупнейшие порты империи, а также и многие другие (Тир, Сидон, Кизик). Иногда использовалась система, сочетавшая морские и речные порты (Остия, Антиохия в Сирии). Для улучшения условий судоходства в таких случаях нередко проводились каналы.
Большое внимание уделялось строительству маяков. Канал, соединявший порт с морем, часто делился на два рукава естественным или искусственным островком, на котором располагался маяк. Один из рукавов в таком случае предназначался для входа, а другой — для выхода судов.
Порт рассматривался не только как утилитарное сооружение, но и как монументальный ансамбль. Особо выделялся вход, где возводились высокие башни маяков. Вдоль причалов обычно строились портики, на молах возводились триумфальные арки, а в глубине комплекса портовых сооружений — храмы морских божеств.
Глава «Порты» подраздела «Архитектура Римской империи» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Автор: И.С. Николаев (Москва, Стройиздат, 1973)
Добавить комментарий