Архитектура городских общественных построек Франции в период правления Людовика XVI
Городские общественные постройки. В небольших городах сохраняется традиция приспособлять жилые дома богатых владельцев под ратуши. Их признаком часто является лишь башенка в центре или сбоку. Более монументальны ратуши в Турне и Готене с их богатыми лестницами, красивыми коваными решетками или подобные здания в Шольоне и Шалон-сюр-Марне. Они имеют внутренние дворы, овальные залы, в фасаде — рустованный низ, выступающий центральный ризалит с ордером, увенчанный фронтоном. В больших городах (как Мец, Тур, Лион и др.) размеры ратуш подчас сознательно ограничивались, если этого требовала композиция ансамбля. Во многих городах строятся крупные здания судов и тюрем, но в большинстве случаев одинаковыми. Последнее не относится к зданию тюрьмы в Эксе, арх. Леду, где плоскость фасада выполнена циклопической кладкой, и к тюрьме в Булье, где совмещены в одном сооружении тюрьма, наблюдательный пункт и церковь. В 1771 г. началась постройка нового монетного двора в Париже. Помещения монетного двора образуют несколько дворов, закрытых с улиц традиционным парадным фасадом.
Вторая половина XVIII в. — время широкого строительства во Франции общественных театров. Именно в этот период складывается тип здания театра. Наиболее ранние сооружения, как Опера в Моро, Пале-Рояль в Париже, театры в Шалон-сюр-Марн, в Амьене (арх. Руссо), в Лионе (арх. Суффло) — все это простые прямоугольные сооружения с аркадой в первом этаже. В ряде театров появляются криволинейные планы более сложной конфигурации: театр Фейдо в Париже (архитекторы Легран и Молино), а также театры с перистилем. После 1770 г. классический колонный портик становится непременным атрибутом внешнего облика театра. Таковы театры в Бордо (арх. Луи), Дижоне (арх. Селларье), Нанте (арх. Кюсси), Безансоне (арх. Леду; рис. 89). Портики имели и утилитарное назначение в качестве крытого подъезда для карет, подаваемых ко входу в театр.
Виктор Луи (1731—1793). Окончил школу Академии архитектуры. Был в Италии в 1756—1759 гг. Архитектор-классик 2-й половины XVIII в.
Этьен Луи Булле (1700—1780) — крупный французский архитектор-классик, создавший ряд особняков знати и хорошо известный своими рисунками и архитектурными композициями (см. раздел II этой главы).
Постройка театра в Бордо арх. Луи (рис. 90) была знаменательным событием в развитии французского классицизма конца XVIII в. В этом здании художественные принципы классицизма согласованы с функциональной стороной сооружения. Это неслучайно. Общественная — идейная и практическая — роль театра и его важное место в архитектурном формировании облика города требовали больших выразительных объемов и укрупненного масштаба архитектуры. Это давало оптимальные возможности воплощения в монументальном образе театра новых художественных идеалов эпохи, которые поэтому и смогли получить наиболее полное отражение именно в театральном здании.
Рис. 89. Безансон. Театр, 1778—1780 гг., Леду. План и разрез | |
Рис. 90. Бордо. Театр, 1772—1780 гг., В. Луи. План, фасад и интерьер | |
Здание театра в два этажа с аттиком имеет форму вытянутого параллелепипеда (два квадрата в плане) и в фасадах членится пилястрами большого коринфского ордера, который по входной стороне театра переходит в двенадцатиколонный портик во всю ширину фасада, завершенный парапетом со статуями. Зрительный зал театра был вписан в три четверти окружности, имел ложи и ярусы, опорой которых служили колонны. Все это было новым словом в архитектуре театра и надолго осталось образцовым, как и вся ясная и удобная планировка здания. Великолепна открытая лестница театра, перекрытая куполом.
По-прежнему строится множество больниц в Париже: Божон (арх. Жирардон, рис. 91, 1), Шарите и др. Делается попытка заменить старую больницу Отель Диё в Париже новым зданием на острове Лебедей по проекту Пейра (1785), имевшим вид Колизея (рис. 91, 2).
В 1769 г. арх. Жаком Гондуэном (родился в 1737 г.) была выстроена школа хирургов. Здание представляет собой прямоугольник со срезанными углами и внутренним двором, на который выходит портик анатомического театра. Это одна из лучших и совершенных построек классицизма конца XVIII в.
В этот период важной проблемой становится строительство рынков. В 1770 г. Академия объявляет конкурс на постройку рынка в Париже. В своей истории архитектуры Ж. Ф. Блондель посвятил рынкам целый раздел. Большой рынок зерна — Халь-де-Бле, построенный в 1763—1767 гг., представлял собой галерею с арками, окружавшими открытый двор (рис. 92). В 1780 г. инженеры Легран и Молино перекрыли этот двор легким деревянным куполом, который сгорел в 1802 г. и позднее был заменен металлическим. О характере производственных зданий этого времени можно судить по сохранившемуся изображению здания стекольной мануфактуры, весьма развитой тогда во Франции.
Значительным было в тот период строительство мостов и каналов. В 1766— 1779 гг. группа инженеров — Дюморей, Гиймо, Обри, Антуан во главе с инженером Готей — создает более 16 мостов в различных провинциях Франции. Инж. Готей строит канал Шароле протяженностью 490 км и этим кладет начало широкому развитию каналостроения по всей стране.
Лучшие среди мостов: мост Навий на р. Ду, в Бургундии, Сен-Лорен и Эшава на р. Соне (около Шалона).
Глава «Архитектура времени французской абсолютной монархии XVII—XVIII вв.» раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. Автор: Г.В. Алферова. Москва, Стройиздат, 1969
Добавить комментарий