Градостроительство Франции в период правления Людовика XV
В начале нового, XVIII столетия во Франции проблема перепланировки старых городов встает во всей своей полноте и сложности ее практического разрешения. Все более актуальной становится ее теоретическая разработка с позиций современных требований жизни, теперь далеко перешагнувших рамки «идеальных» градостроительных схем Возрождения. Теперь город с его планировочной и пространственной структурой рассматривается как реальная основа его переустройства на новых началах.
Отдельные вновь возникавшие величественные ансамбли города создавались без учета требований его общей перепланировки. Ложье в трактате «Опыт архитектуры» призывает рассматривать город как целое, в котором все взаимосвязано, продумано. Задачу градостроительства он видит не только в переустройстве и благоустройстве существующего города, но и в разработке перспективы его дальнейшего роста. Эту же мысль поддерживал и другой крупный теоретик — Патт, который считал, что в основе перепланировки города должна лежать единая общая идея, отраженная в генеральном перспективном плане города, хотя бы ее осуществление и требовало многих лет. Новое понимание города как растущего и изменяющегося целого находит выражение в практике градостроения этого периода.
Изменяется в первую очередь отношение к площади, которая рассматривается теперь как узел в системе уличной сети, по-новому организующий связь частей города между собой. Иной представляется и застройка площади. По высказываниям теоретиков XVIII в. на площади должны находиться общественные здания — биржа или ратуша, в то время как в XVII в. ставилась статуя монарха. В проектах XVIII в. начинает преобладать и иной тип площади — «открытой», нередко организуемой средствами парковой зелени и партеров, с широким обзором прилежащих пространств города, ранее и в XVII в. закрытых застройкой. Так возникает прямая перспектива, дающая возможность композиционно связывать между собой отдельные части города.
В ансамблях площадей XVIII в. получают развитие приемы и традиции французских градостроителей XVII в. — регулярность, культ целых чисел, простые, четкие контуры осевых и центрических построений. Планировочные схемы парижских площадей Вандомской и Побед многократно повторяются в проектах XVIII в. Огромное и плодотворное влияние на развитие градостроительных идей исходит от Версаля.
В середине столетия в ряде городов Франции создаются новые площади, поводом для чего служит постановка монумента Людовика XV, истинной же причиной — рост городов и неотложная потребность в перепланировке центральных кварталов. В Бордо в 1728 г. Габриэль-отец создает прямоугольную площадь-набережную (рис. 56, 1), одной стороной открытую на реку. Новыми здесь были связь площадей с открытым пространством и акцентировка этой связи местоположением монумента, выдвинутого на линию набережной.
![]() |
Рис. 56. 1 — Бордо; площадь, 1728 г., Ж. Габриэль V, заканчивал Ж. А. Габриэль; 2 — Ренн, Королевская площадь, 1723—1725 гг., Ж. Габриэль V и Робелен; 3 — Реймс, Королевская площадь, 1755—1756 гг., Лежандр и Карпантье; 4 — Нанси, Королевская площадь, 1752—1755 гг., Эре де Корни, план и вид с птичьего полета; 5 — Лион, площадь Белькур, 1713 г., Р. де Котт, план |
![]() |
![]() |
В г. Ренн Габриэль (рис. 56, 2) раскрыл пространство площади тем, что создал две площади рядом — Людовика XIV и Людовика XV. Эти площади соединены между собой проездами так, что одна переходит в другую. Каждая, сохраняя свой четкий прямоугольный абрис, получает раскрытый характер. Королевская площадь в Реймсе (рис. 56, 3) создается по проекту Карпантье как организующее город пространство, зрительно связанное с ним. Статуя поставлена на пересечении двух магистральных направлений города и архитектурно выявляет его центр. В Руане преобразованием старой площади Вье-Марше перед ратушей Карпантье создает ансамбль двух площадей.
Сквозь открытые аркады ратуши площадь Вье-Марше соединяется с площадью Люксембурга и прилегающими к ней садами. Здание ратуши, выходящее своими фасадами на обе площади, стало центром равновесия этого ансамбля и города в целом. Принцип сочетания ряда площадей применен в Нанси (рис. 56, 4), где по проекту Эре де Корни была создана единая цепь из трех площадей (1752—1755), соединившая между собой две прежние замкнутые площади старого и нового города. Уже ранее этот принцип был применен Робером де Коттом на площади Белькур в Лионе (рис. 56, 5).
Но наиболее полно раскрываются градостроительные идеи середины XVIII в. в проектах конкурса 1748—1753 гг. на создание площади Людовика XV в Париже. Эти проекты интересны как выбором их авторами местоположения площадей, так и вариантами решений самой площади (рис. 57).
![]() |
Рис. 57. Париж. Площадь Людовика XV (площадь Согласия), 1748—1753 гг. Конкурсные проекты |
Составление окончательного проекта площади на основе лучших конкурсных проектов было поручено арх. Ж. А. Габриэлю.
Габриэль Жак Анж (1699—1782), сын арх. Габриэля V, начал работать совместно с отцом на постройках короля в интерьерах Версаля, Фонтенбло, Тюильри. Работал для мадам Помпадур. Начав работать в формах рококо, быстро от него отошел и стал на путь классицизма. Крупная самостоятельная работа — Военная школа (1750—1771). Участвовал в конкурсе на площадь Людовика XV. Построил два дворца на этой площади. Малый Трианон и французский павильон в Версале, ряд отелей и замков знати. Перестраивал Версальский дворец.
Проект площади Людовика XV Габриэля явился синтезом не только результатов конкурса, но и обобщением широкого предшествующего опыта французской градостроительной мысли XVII—XVIII вв. в создании открытых площадей различного типа, как площадь-набережная, узловая площадь на пересечении главных осей города с ее прямыми перспективами, закрепленными скульптурным ориентиром, парковая площадь-партер и др.
Площадь Людовика XV (1755—1763 гг.), ныне площадь Согласия (рис. 57), первоначально была ограничена рвами и балюстрадами: конная статуя (работы Бушардона) в центре площади с фонтанами по бокам была обращена в сторону дороги на Версаль и закрепляла ее ось. В отличие от площади в Бордо, открытой в сторону реки, площадь Людовика XV создавалась открытой с трех сторон. Лишь с севера ее ограничивали фасады двух однотипных зданий (рис. 58) длиной около 100 м каждое. Тридцатиметровый разрыв между этими зданиями открывает короткую перспективу улицы Рояль с церковью Мадлен на оси, построенной первоначально Контаном Д’Иври. С юга границей площади служит река, с востока — Тюильрийский парк, с запада — зеленый трезубец Елисейских полей. Здесь трансформирована схема Версаля, с которым Габриэль своей площадью архитектурно связал Париж, создав «ось» Лувр — Версаль, что было основной идеей его замысла. Площадь трактована как раскрытый, парковый вариант традиционной мемориальной площади Парижа, и не случайно абрис площади Людовика XV напоминает Вандомскую. Габриэль, опираясь на традицию, развивает идеи своих предшественников.
![]() |
![]() |
Рис. 58. Париж. Площадь Согласия, 1755—1763 гг., Ж. А. Габриэль, статуя работы Бушардона. План, фасады дворцов на площади Согласия (Гард Мебль и Морское министерство), интерьер Гард Мебль | |
![]() |
В начале XVII в. было составлено два плана Парижа: план Делагрива (1728) и второй — Луи Бретеза, так называемый план Тюрго (1737). Планы фиксируют важнейшие планировочные преобразования Парижа XVII в. Кольцо городских укреплений заменено бульварами. В центре Парижа мы видим остров Ситэ с площадью Дофина и Пон-Неф, острова Нотр-Дам и Сен-Луи, застроенные отелями знати. На правом берегу Сены — ансамбль Лувра-Тюильри, окончательно сформировавшийся к середине XVII в., с Тюильрийским садом, от которого прямая аллея Елисейских полей ведет к Версалю. Место будущей площади Людовика XV еще представляет собой пустырь и каменоломни. Выделяются ансамбли площадей Вандомской, Побед и комплекс Пале-Рояль, ворота Сен-Дени и Сен-Мартен у северного въезда в город. На левом берегу Сены — ансамбль Дома Инвалидов с собором и эспланадой, коллеж Четырех наций, Люксембургский дворец. Город окружен предместьями, которые включаются в парижскую застройку в XVIII веке.
Сен-Жерменское предместье, начавшее заселяться в 1-й трети XVIII в., становится одним из аристократических районов Парижа (рис. 59). Улицы Севр, Сена, Бак, Бабийон застраиваются роскошными отелями. Их строят ученики и последователи Ж. А. Мансара: Лассюранс, Робер де Котт, Куртон, Брюан, Ж. А. Габриэль, Д’Орбэ, Боффран и др., а также архитекторы фландрской школы: Оппенор, Мейсонье, Пино. Энергично застраивались предместье Сент-Оноре, район Маре и Вандомской площади, улицы Капуцинов, Вивьен, Ришелье, район площади Побед; начали заселяться районы за линией бульваров, что привело к расширению Парижа, уничтожению древних въездов в город — ворот Конферанс и Сент-Оноре.
![]() |
Рис. 59. Париж. Сен-Жерменское предместье, Л. Бретез. Фрагмент плана Тюрго, 1739 г. |
В городе устраиваются фонтаны, имеющие декоративное значение. Наиболее интересный из них — фонтан четырех времен года на улице Гренель и Мольера.
Глава «Архитектура времени французской абсолютной монархии XVII—XVIII вв.» раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. Автор: Г.В. Алферова. Москва, Стройиздат, 1969
Добавить комментарий