Архитектура Польши XVI в.
Города. XVI в. был для польских городов еще периодом расцвета. Правда, новых городов на территории Польши закладывалось немного, но в пределах средневековых городов происходят значительные изменения. В то же время новые города возникают на восточных территориях, которые после Люблинской унии (1569 г.) вошли в состав Речи Посполитой. При этом преобладает принцип частных городов, принадлежащих феодалам. Таков Замосць, построенный на новом месте коронным канцлером Яном Замойским. Город должен был быть торговым центром на пути Варшава — Львов и крепостью, защищающей поместья Замойского от татарских и казацких набегов. Он был заложен по плану архитектора Бернардо Морандо (родом из Падуи). Центром города является площадь-рынок, пересеченная продольной осью, завершающейся замком Замойского, и поперечной — с меньшими площадями — Соляным и Водяным рынками (рис. 16). Город окружен крепостным валом с бастионами и тремя воротами. Расположение улиц прямоугольное, причем особенностью города являлись аркадные галереи, окружающие рынок и проходящие вдоль улиц от рынка на восток и на запад. Ратуша построена на северной стороне рынка (рис. 17). Симметрично к главной оси перед замком размещены коллегиальный храм и академия. Строение домов было нормализовано, и даже сразу было построено несколько домов-образцов. Постройка города шла быстро и в XVII в. была закончена. Возник таким образом исключительный по однородности замысла и характера город с типичными ренессансными домами, ратушей и замком, окруженный новой системой укреплений с великолепными воротами (в XIX в. погибли аттики домов и были искажены ратуша, замок, академия и даже внешний вид коллегиального храма).
Рис. 16. Замосць. Генеральный план города, 1581—1583 гг. Б. Морандо | |
Рис. 17. Замосць. Армянсая улица и башня ратуши, XVI-XVII вв.; Вроцлав. Дом, 1587-1592 гг. |
В старых городах перестраивались мещанские готические каменные дома, частым явлением было введение аркадных проходов, открытых в сторону рынка и поддерживающих помещения второго и верхних этажей (Еленя Гура, Болькув, Тарнув, Сандомеж и др.).
Городские жилые дома XVI в. с высокими щипцами, очерченными мягкими линиями изгибов и завитков (рис. 17), строились преимущественно в северных надвислянских городах. Гданьске, Торуне, связанных с голландской и северонемецкой архитектурой. Другие имели высокие аттики, закрывающие крышу с обратными внутренними скатами. Аттиковое завершение домов широко распространяется во второй половине XVI Ь. в Чехии, Словакии, в Польше, в Малополыне с Любельским и в части Силезии. Встречается оно и в Великопольше и на Мазовше, а также на восточных землях до Виленщины. Стены здания снаружи оштукатурены и часто покрыты росписью сграффито, обычно имитирующей руст, а наличники окон и порталы сделаны из камня. Каменные порталы имеют или богатый растительный орнамент или руст и архитектурный ордер со скульптурой над антаблементом.
Сени и помещения первого этажа обыкновенно покрывались сводами с лепными украшениями. На следующих этажах комнаты имели потолки по деревянным балкам, иногда кессонированные с росписью. Росписи также часто создавали под потолком красочный фриз. В больших комнатах два оконных проема обычно сближали и между ними ставили резную каменную колонку. Сохранились также резные внутренние каменные порталы между комнатами.
Рис. 18. Краков. Дом на улице Каноников, 1592 г., двор |
Существовали городские дома с большим количеством помещений. К ним принадлежат, например, деканский, или капитульный, дом в Кракове на улице Каноников, дом Гурков в Познани, дом Фукера в Варшаве и др. Они более широки по фасаду, а внутри имеют двор с аркадами (рис. 18).
Замки и усадебные дома. Развитие военной техники привело к тому, что высокие каменные крепостные стены уступили место земляным валам с бастионами, окружавшим новые города и сооружавшимся вокруг старых крепостных стен. Новые замки приобретали все более жилой вид, а в XVI в. и более дворцовый характер.
Рис. 19. Краков. Вавельский замок, перестроен в 1507— 1536 гг. Франциско Флорентини, Б. Береччи, Бенедикт Сандомежанин. Вид с северо-востока и план | |
Рис. 20. Краков. Вавельский замок. Галереи внутреннего двора. Фрагмент интерьера, 1524-1529 гг. Бенедикт Сандомежанин |
Показательна в этом отношении перестройка Вавельского замка в Кракове в 1507—1536 гг. Путем разрушения части замка, перестройки и возведения новых частей создан был дворец, четырехугольный в плане с огромным внутренним двором, окруженным многоярусными галереями (рис. 19, 20). Это здание является первой ренессансной постройкой такого масштаба на севере от Альп. Аркады на круглых колоннах в двух нижних этажах галерей напоминают постройки Микелоццо, но верхний этаж более высок, с тонкими колоннами, перевязанными посредине свитой лентой (готический мотив). На капителях этих колонн помещены каменные кувшинчики, поддерживающие деревянную балку навеса крыши. Галерея благодаря необычности верхнего этажа стала характерной для польского Возрождения, в котором новые формы сочетаются с национальными традициями, выработанными уже в готике. Итальянцы Франциско Флорентини, а затем Бартоломео Береччи, ведшие перестройку Вавеля, нашли сотрудников-поляков, внесших вклад в создававшееся готическо-итальянское направление. Таким является Бенедикт Сандомежанин, в 1521 — 1530 гг. руководивший постройкой Вавельского замка. В 1511 —1521 гг. он построил королевский замок в Пиотркове — без внутреннего двора, высокий и увенчанный первоначально аттиком. На гладких кирпичных стенах помещены большие каменные трехчастные окна с позднеготическим переплетом и наличниками. В 1550—1570 гг. построен большой замок в Неполомицах, имевший квадратный двор с тремя этажами аркадных галерей, нижней — с квадратными столбами и верхних — с колоннами (третий этаж был разрушен при переделке замка в XVIII в.). При короле Стефане Батории (1576—1586 гг.) построен замок в Лобзове под Краковом с двухэтажной аркадой галереи, окружающей с трех сторон двор, отделенный стеной от сада. Наконец, в самом конце XVI в. (1597 г.) король Сигизмунд III начинает перестройку Варшавского замка под руководством Анджея Абрагамовича. Был заложен пятиугольный двор, а в его новую застройку были включены также готические части старого замка.
В старых готических магнатских замках появляются ренессансные обрамления окон порталов и галерей. Замок в Легнице получил новые ренессансные въездные ворота (1533 г.). Выдающийся образец польского Ренессанса — ворота замка в Бжеге (1552—1553 гг.), в трехъярусную ордерную композицию которых включены бюсты польских королей и князей Силезии из рода Пястов (рис. 21). Не только в перестраиваемых, но и в новых замках и усадьбах сочетаются формы готики и Ренессанса. Так, замок в Шидловце, сохраняя готический и крепостной характер без внутренних галерей, имеет открытую аркадную лоджию снаружи, на оси постройки. Возведенный на скалах замок купеческо-магнатской семьи Бонеров в Огродзеньце (1530—1545 гг.) имеет высокие стены и башни, но все детали его ренессансные.
Рис. 21. Бжег. Замок. Ворота, 1552—1553 гг. | |
Рис. 22. Шимбарк. Замок, 1585—1590 г. | |
Рис. 23. Баранов. Замок, 1592-1614 гг. Внешний вид, план и двор | Рис. 25. Миров. Дворец, 1585-1595 гг. Санти Гучи |
Рис. 24. Воля Юстовска. Вилла, около 1530 г. |
Элементы ренессансно-готические имеются и в меньших замках-усадьбах. Примером такого замка-усадьбы является Шимбарк (1585—1590 гг.), прямоугольный, с четырьмя квадратными жилыми башенками по углам, где машикули над первым этажом — еще след готики, но наличники окон второго этажа и аттик, завершающий здание, типичны для польского Возрождения (рис. 22).
В конце XVI в. возведен ряд прекрасных замков-резиденций, в которых сказалась самобытность архитектуры польского Возрождения. Таковы замки в Сухей, Живце, Баранове и Красичине. Замок в Баранове (1592—1614 гг.), прямоугольный в плане, с внутренним двором, с трех сторон окружен галереей и жилыми флигелями (рис. 23), а с четвертой замкнут стеной с въездной башней и двойной лестничной клеткой с закругленными маршами при ней. Стена завершена богатым аттиком, соединенным с щипцами поперечных флигелей. Круглые угловые башни имеют купольные покрытия и бойницы в нижних этажах. Аркады двора и порталы выполнены с большим художественным мастерством. Другие здания, строившиеся в Польше в XVI в., близки к итальянским виллам, лишены оборонительных черт и сочетаются с ландшафтом, составляя с ним одно целое. Прекрасным примером является дворец в Воле Юстовской под Краковом (рис. 24), построенный около 1530 г. королевским секретарем, выдающимся гуманистом Юстусом. Это — трехэтажная вилла с трехъярусной аркадой между боковыми выступами с юга. Из лоджии открывается вид на сад, расположенный под террасой, и на Краков.
Своеобразен по замыслу дворец в Мирове (1585— 1595 гг.) — произведение архитектора Санти Гучи. Это простой продолговатый двухэтажный объем с поперечными выступами, имевший щипцы с криволинейными очертаниями. По обе стороны дворца со стороны сада расположены два симметричных павильона — библиотека и капелла с широкими аркадными портиками (рис. 25).
От конца XVI в. сохранилось несколько деревянных усадебных домов (Кошуты, Ожаров и др.), прямоугольных в плане с сенями на оси здания и симметрично расположенными комнатами. Особенностью являются выступающие по углам помещения, как будто отклик угловых башен. В XVI в. еще многие усадьбы были окружены рвом и тыном и деревянные угловые башенки имели оборонное значение.
Общественные здания. В XVI в. размеры ратуш увеличиваются и изменяется их форма и облик. Ратуши в Сандомеже, Тарнове и Кракове получили богатые аттики (рис. 26). При перестройке ратуши в Познани (1555 г.) архитектор Джиованни Батиста Квадро пристроил к готической ратуше с башней несколько зал и лоджию в три этажа и украсил здание большим аттиком с угловыми башенками (рис. 28). Сохранился также прекрасный ренессансный зал ратуши со сводами на четырех столбах, покрытыми резьбой и росписью. Очень интересна ратуша в Хелмне (1567 — 1597 гг.) с высоким аттиком, в котором видны мотивы северного Ренессанса (рис. 29). Богатый внутренний декор получила готическая ратуша в Гданьске, а ее башня — великолепный шпиль.
Перестраивались в это время не только ратуши. В Кракове торговые ряды Сукенницы в 1557 г. получили аттик с гребнем из каменных волют, маскарон и наружные крыльца, придавшие постройке ренессансный характер (рис. 27). Аттики появляются даже на старых крепостных башнях и городских воротах.
Рис. 26. Сандомеж. Ратуша, вторая половина XVI в. | Рис. 27. Краков. Суконные ряды, середина XVI в. Галереи XX в. |
Рис. 28. Познань. Ратуша перестроена в 1550—1560 гг. Д. Б. Квадро (Зал совета, 1555 г.) | Рис. 29. Хелмно. Ратуша, 1567—1597 гг. |
Рис. 30. Вверху - Краков. Капелла Сигизмунда I на Вавеле, 1519—1533 гг. Б. Береччи. Общий вид с капеллой Вазов (1667 г.) позади и интерьер; внизу слева — Пултуск. Церковь, 1560 г.; внизу справа — Пачков. Церковь, перестроена в середине XVI в. |
Культовая архитектура. Архитектура Возрождения в Польше носит светский характер, и ее проявление в культовом строительстве незначительно. Для этого времени типичны капеллы-усыпальницы или скульптурные памятники, которые строились не столько из религиозных, сколько из фамильных побуждений. Для многочисленных капелл в Польше XVI в. образцом служила капелла Сигизмунда I на Вавеле, построенная Бартоломео Береччи в 1526 — 1531 гг. и являющаяся наиболее чистым образцом архитектуры итальянского Возрождения в Польше. Квадратная в плане с кессонированным куполом на световом барабане и парусах капелла имеет очень красивые пропорции и богатое пластическое убранство внутри и снаружи (рис. 30).
По королевскому примеру капеллы-гробницы строятся при кафедральных и коллегиальных, а иногда и при приходских церквах. Несмотря на сходство общей композиции, они разнообразны по формам, пропорциям и деталям. К лучшим примерам принадлежат построенная Береччи при Вавельском кафедральном соборе капелла-гробница епископа Томицкого (1524— 1530 гг.), капелла Мышковских при церкви доминиканцев в Кракове (1581 г.), капеллы епископа Носковского в Пултуске (1554 г.), Браницких в Неполомицах (1596 г.), Фирлеев в Бейсцах (около 1600 г.). Последняя интересна фантастическими деталями и маньеристскими формами, характерными для архитектора Санти Гучи.
В церквах в XVI в. появились аттики, как на перестроенной в это время церкви в Пачкове (рис. 30), на башнях церквей в Кремпахах, в Фридмане, а также на Поморье (Островите Голюбское, Боброва и др.); ренессансные аркады обогащают башни церквей в Живце и Ченстохове.
В перестроенном в 1560 г. коллегиальном храме в Пултуске в главном нефе вместо обычного ряда крестовых сводов был возведен цилиндрический свод без люнет, опирающийся на пояс с небольшими нишами (рис. 30). Поверхность цилиндрического свода покрывает мелкая сетка геометрического декора, напоминающего кессоны. Это нашло применение и в небольших мазовецких церквах XVI в. в Броке, Хруслине, Цексыне и др.
Сводом без люнет с геометрическим декором Бернардо Морандо перекрыл алтарную часть замосцьского коллегиального храма (1598— 1600 гг.), но над нефом он сделал цилиндрический свод с люнетами и штукатурным декором в виде поясов люнет и геометрических узоров.
Замосцьский коллегиальный храм был трехнефным, базиликальным. Церковь в Казимеже над Вислой (1686—1613 гг.), однонефная, с алтарной апсидой, получила такой же свод, как замосцьский коллегиальный храм. Так в конце XVI в. возник в Казимеже тип церкви, повторяющийся позже в церквах, связанных со средними слоями населения, видевшими в формах Возрождения выражение идей гуманизма.
Но одновременно для новых больших церквей применяли уже формы барокко, выражающие идеи контрреформации, во главе которой стояли иезуиты, поддерживаемые как королем, так и большинством магнатов и шляхты. Иезуиты строят храмы по образцу церкви Иль Джезу в Риме. Уже в 1582 г. начата постройка такого храма в Несвиже, в 1588 г. в Калише, а в 1597 г.— церкви Св. Петра в Кракове. Таким образом, в XVI век, век польского Возрождения, вторглось искусство барокко, в то время как еще возводились произведения поздней готики.
Деревянные церкви XVI в. не получили ничего нового по сравнению с более ранними в силу соответствия их архитектуры как неизменившемуся назначению здания, так и строительному материалу и технике. Лишь в конце XVI в. появляются формы Возрождения в резьбе столбов, в порталах, а на рубеже XVI и XVII вв. — ложные деревянные своды, цилиндрические и с люнетами.
XVI век был для Польши временем расцвета светской, гуманистической культуры и ей соответствовала архитектура Возрождения, первые образцы которой в Польше были созданы в самом начале этого столетия итальянскими архитекторами. Но широкое распространение в постройках магнатов, шляхты и горожан его формы получили в сочетании с теми приемами польской поздней готики, в которых уже отразилось зарождавшееся в XV в. новое мировоззрение, общественные отношения, бытовой уклад.
Таким приемом была зальная композиция костелов с равномерным освещением. Увенчивающие костелы аттики сближали их архитектуру со светской. Сюда же относится и контраст между гладкими стенами зданий и их узорчатыми аттиками, и окруженные аркадами дворы (известные польской архитектуре уже в XV в.), и непринужденное и живописное размещение проемов на фасадах жилых домов. Все это в сочетании с итальянскими или североевропейскими (в Поморье) по своему происхождению деталями создало своеобразную архитектуру польского Возрождения, оказавшую сильное влияние на позднейшие польские постройки и сходную в некоторых частностях (аттики и сграффито на фасадах) с архитектурой того же времени в других западнославянских странах.
Ясная, живописная и радостная архитектура польского Возрождения была архитектурой передовых, прогрессивно настроенных общественных слоев, а феодальная реакция конца столетия и связанная с ней контрреформация выразились в формах появляющейся в Польше в это время архитектуры барокко.
Глава «Архитектура Польши», раздел «Архитектура эпохи Возрождения в западноевропейских странах (вне Италии)», энциклопедия «Всеобщая история архитектуры. Том V. Архитектура Западной Европы XV—XVI веков. Эпоха Возрождения». Ответственный редактор: В.Ф. Маркузон. Автор: Я. Захватович. Москва, Стройиздат, 1967
Добавить комментарий