Архитектура Испании конца XV — начала XVI вв.
Развитие нового стиля протекало в Испании на фоне очень стойких традиций готической и мавританской архитектуры.
Ряд крупных гражданских и культовых зданий конца XV и начала XVI вв. отражает эволюцию испанского зодчества.
В области гражданских сооружений выделяется дворец Герцогов Инфантадо в Гвадалахаре (рис. 6), построенный во второй половине XV в. предположительно под руководством зодчих Хуана и Энрике Гуас. Помещения дворца сгруппированы вокруг прямоугольного внутреннего двора. Характерной особенностью плана дворца является свободная группировка внутренних помещений, не связанная требованиями симметрии. Жилые и вспомогательные комнаты дворца соединены в отдельные группы, связанные внутренними лестницами и двухъярусной галереей, окружающей двор. Парадные залы, размещенные главным образом в верхнем этаже, образуют короткие анфилады. Внутренние лестницы, заключенные в замкнутые лестничные клетки, сравнительно скромны по размерам и обработке.
Рис.6. Гвадалахара. Дворец герцогов Инфантадо, 2-я половина XV в. Фасад, фрагменты двора и фасада | |
Свобода и асимметрия характерны также и для композиции фасада, не имеющего четкого членения на этажи. В нижней части фасада господствует массив каменной кладки, поверхность которой украшена в шахматном порядке частыми четырехгранными выступами, создающими богатую игру светотени. В обрамлении портала главного входа, напоминающем обработку дверных проемов мавританских жилых домов, в очертании трехлопастных арок верхнего членения стены, в рисунке консолей, поддерживающих полукруглые балконы, и в других декоративных элементах отчетливо проявляется воздействие мавританского народного зодчества.
Необычайной сложностью отличается декоративная разработка окружающей патио двухъярусной галереи. Многолопастные арки, витые колонны, фестончатая обработка краев арок — все это также относится к традициям мавританского зодчества. В то же время в разработке аркады обращает на себя внимание новый прием заполнения надарочных полей сложной декоративной композицией, составленной из геральдических элементов.
В зданиях общественного назначения и в культовых зданиях конца XV и начала XV вв. плановая основа оставалась прежней. Под влиянием новых художественных тенденций изменялся лишь облик зданий и декоративная отделка интерьеров. Большой популярностью начал пользоваться вынесенный на фасад мотив внутреннего убранства храма — резного экрана (ретабло), ограждающего запрестольное пространство. В разработке этого мотива испанские мастера с большой изобретательностью комбинировали мавританские и готические элементы, создавая своеобразные декоративные композиции.
Рис.7. Вальядолид. Коллехия Сан-Грегорио, закончена в 1492 г. Хуан Гуас и Матиас Карпинтер. Портал входа и фрагмент галереи двора |
К числу наиболее характерных примеров новых художественных тенденций в архитектуре относится коллехия Сан-Грегорио в Вальядолиде (1492 г.) Хуана Гуас и Матиаса Карпинтера (рис. 7). В основу плана была положена традиционная схема с внутренним двором, вокруг которого группируются все помещения коллехии. Новые веяния сказались главным образом в декоре фасада и патио.
В центре главного фасада на фоне гладких боковых стен выступает гигантский каменный щит, несомненно навеянный мотивом ретабло. Эта центральная часть фасада поражает ювелирной тонкостью декоративной обработки (приписываемой Хилю де Силоэ) и мастерством, с которым здесь спаяны воедино разнообразные декоративные элементы. Перспективный прием обрамления восходит к готической архитектуре. В то же время завершающая трехлопастная с фестончатой бахромой арка относится к числу излюбленных приемов мавританского зодчества. В верхней части фасада наряду с готическими статуями и завершением пилонов в виде пинаклей широко использованы геральдические элементы и по-новому трактованный растительный орнамент. Большая сложность и тонкость декора центра фасада коллехии Сан-Грегорио невольно вызывает ассоциации с ювелирной обработкой драгоценных металлов.
Глубокое влияние местного мусульманского искусства не менее сильно проявилось в композиции внутреннего дворика коллехии.
Рис.8. Вальядолид. Коллехия Санта Крус, начата в 1487 г., перестроена Лоренцо Васкесом (после 1490 г.). Главный фасад и галерея двора |
В этом и аналогичных по характеру сооружениях нет еще и в помине переработки итальянских ордерных форм. Однако уже в конце XV в. появились здания, в которых начало сказываться влияние античности и построек современных итальянских мастеров. Первоначально очень поверхностное, это влияние проявлялось главным образом в декоре фасадов, не затрагивая привычных плановых и конструктивных схем. Одним из первых сооружений, в строительстве которого воплотились новые художественные тенденции, явилась коллехия Санта Крус в Вальядолиде (рис.8). Постройка ее, начатая в 1487 г. Хуаном де ла Риба и Педро Пулидо, велась ими с соблюдением привычных готических конструктивных и композиционных приемов. Кардинал Мендоза, руководивший постройкой и увлекшийся новыми художественными идеями, в 1490 г. передал ее молодому сеговийскому мастеру Лоренцо Васкесу. Не имея уже возможности изменить плановую и конструктивную основы здания, Лоренцо Васкес ввел в композицию фасада новые декоративные мотивы, несомненно, навеянные творчеством мастеров расцветавшего в Италии искусства Ренессанса. Очень симптоматична и замена стрельчатых арок полуциркульными в трехъярусной галерее двора.
Сооружения переходного характера многочисленны в начале XVI в. В их композиции сочетаются ренессансные, готические и мавританские приемы. Для них характерно изобилие на фасадах тончайшей, почти ювелирной каменной резьбы.
Рис.9. Толедо. Госпиталь Санта Крус, 1504—1514 гг. Энрико де Эгас. План и центральная часть фасада |
Новые веяния затронули даже такого убежденного приверженца готической школы, как знаменитый испанский мастер того времени Энрике де Эгас. По поручению кардинала Мендозы им был выстроен (1504—1514 гг.) госпиталь Санта-Крус в Толедо (рис. 9). Здание имеет форму греческого равноконечного креста. В длинных помещениях, образующих концы креста, размещены палаты, перекрытые мавританскими деревянными наборными потолками. В угловых частях здания — открытые дворики для прогулок. В центре всю высоту здания занимает часовня, перекрытая типичным мавританским сводом на перекрещивающихся арках.
На фасаде здания из ренессансных деталей составлена очень своеобразная композиция главного входа. Здесь есть полуколонны, раскрепованные антаблементы, канделябры, картуши и сложные архивольты. Несмотря на применение этих ренессансных элементов, композиция входа напоминает готические перспективные порталы. Полуколонны первого плана сильно выступают вперед. Фантастический декоративный ордер с тонкими колоннами-балясинами, переходящий над антаблементом в полукруглый архивольт того же сечения, образует второй план. Плоские резные обрамления дверного проема и скульптурного тимпана уводят глаз еще глубже в толщу стены. Для фасада толедского госпиталя характерно пренебрежение к тектонической логике ордерных элементов. Например, над антаблементом внешних полуколонн портала вырастает продолжение ствола колонны, который, изгибаясь по дуге архивольта с гибкостью пенькового каната, внезапно меняет направление и переходит в вертикаль, завершаясь обычной капителью и антаблементом.
Рис.10. Саламанка. Дворец герцогов Монтеррей, закончен в 1539 г. Родриго Хиль де Онтаньон и Мартин из Сант-Яго |
В Саламанке, древнем городе старой Кастилии, находится много ярких образцов платереско. Огромный дворец герцогов Монтеррей (рис. 10) был запроектирован в виде гигантского каре, окружающего внутренний двор. В проектировании дворца принимал участие Родриго Хиль де Онтаньон совместно с доминиканцем Мартином из Сант-Яго. Дворец был закончен в 1539 г. Угловые и средние башни составляют традиционную и характерную особенность объемной композиции.
Если бы дворец был выстроен полностью, он был бы одним из крупнейших зданий Испании. По недостатку средств была осуществлена только одна из сторон гигантского каре. Простой гладкий низ здания контрастирует с очень сложно разработанным верхним ярусом, образующим галерею, украшенную пилястрами и арочными проемами. Для усиления декоративного эффекта к венчающему дорическому карнизу, с четким ритмом вертикалей триглифов, добавлено обычное готическое завершение — крестерия — ограждение из резного камня, с геральдическими и растительными мотивами. И здесь сочетание различных элементов создает новые стилистические качества.
Рис.11. Саламанка. Университет, закончен в 1529 г. План, центральная часть фасада, фрагмент портала |
К числу наиболее ярких произведений платереско принадлежит здание Саламанкского университета (рис.11) — одного из древнейших и знаменитейших университетов Европы, основанного в начале XIII в.
Дошедшее до нас здание строилось в эпоху католических королей и было закончено в 1529 г.
Все внутренние помещения университета сгруппированы вокруг обширного центрального двора. Учебные помещения соединяются между собой внутренними переходами и галереей, окружающей двор. В планировке здания нет еще ничего принципиально нового. Традиционны конструктивные приемы — кладка стен из естественного камня, крестовые своды, деревянные наборные потолки. Новое ярко проявилось лишь в композиции фасадов, особенно главного, выходящего на площадь перед старым и новым соборами Саламанки. На суровой стене, сложенной из грубо отесанных камней, с толстыми швами, центральный выступ над главным входом подобен драгоценному ретабло тончайшей работы. Система пилястр и горизонтальных членений образует здесь четкий каркас, составляющий ведущую тему композиции. Скульптурная орнаментика лишь заполняет панели этого каркаса. Автор старался внести в композицию фасада ясную логическую закономерность. Горизонтальные пояса, постепенно расширяясь, завершаются широким резным парапетом. Этому ритму соответствует развитие орнаментального рельефа. Сплошная мелкая почти ювелирная насечка нижних панелей, заметно укрупняясь в средней части, создает постепенный переход к крупной, разреженной резьбе завершения. В центральном ризалите Саламанкского университета ордер является уже основной темой, а все готические элементы — лишь дополнительными декоративными вариациями.
Репутацией города «платереско» Саламанка обязана также многим частным домам. К их числу относятся Касаде Салинас (рис. 12) с открытой верхней галереей, сильно напоминающей палаццо Монтеррей, и малый дворец Фонсека — так называемый Дом мертвых (рис. 13) с замечательной плоской резьбой, ренессансными наличниками окон и скульптурными бюстами в круглых медальонах (портретами умерших представителей этой знатной фамилии).
Рис.12. Саламанка. Дом Салинас | |
Рис.13. Саламанка. Дом де Лос Муэртос («Дом мертвых») | Рис.14. Алькала де Энарес. Университет, 1540—1553 гг. Родриго Хиль де Онтаньон. Фасад, дворик, окно |
К числу лучших произведений платереско относится также университет в кастильском городе Алькала де Энарес, близ Мадрида (1540—1553 гг.), построенный Родриго Хиль де Онтаньон (рис.14).
В Леоне — столице старинного испанского королевства — ярким произведением этого «ювелирного» стиля является монастырь Сан-Марко в окрестностях города (рис.15). Строительство монастыря началось в 1514 г. На первой стадии в нем принимали участие Хуан де Орочко и Мартин Виллареаль. Окончание основных работ относится к 1549 г. В это же время в документах появляется имя Хуана де Бадахоз, который считается автором фасада. Монастырские помещения сгруппированы вокруг двух внутренних дворов. Справа к монастырю примыкает часовня. К заднему фасаду Хуаном де Бадахоз пристроено здание сакристии. В состав монастырского здания, помимо общих спален, входит трапезная и ряд вспомогательных и хозяйственных помещений. Обширная капелла имеет один неф, перекрытый крестовыми сводами. Длинный двухъярусный фасад монастырского корпуса расчленен пилястрами в первом этаже и колоннами — во втором.
Рис.15. Леон. Монастырь Сан Марко, 1514—1549 гг. Хуан де Орочко, Мартин Виллареаль, Хуан де Бадахоз. План, центральная часть главного фасада, фрагменты фасада и двора |
Ордер трактован чисто декоративно — покрытые гротесками пилястры опираются на промежуточный поясок и по существу лишь прикреплены к стене. Тонкие, сильно орнаментированные колонны верхнего этажа почти перерезаны в нескольких местах глубокими перехватами. От системы античного ордера осталась одна идея ритмических членений. Чисто изобразительная трактовка фасадной плоскости проведена очень последовательно. Раскреповка колонн, меняющийся рисунок капителей и консольные опоры пилястр показывают, что зодчий придавал этим элементам лишь декоративный смысл. Колонны, пилястры, филенки, раковины ниш, резной орнамент балюстрады, отдельные геральдические и скульптурные украшения сплошным ковром покрывают весь фасад. Вычурный фронтон в характере испанского барокко был возведен в начале XVIII в.
Очень характерные примеры взаимодействия новых художественных тенденций, сложившихся традиций и местных особенностей сохранились в Арагоне. Наиболее значительными из них являются здания биржи (рис. 16) и Аудиенсии (верховного суда) в Сарагоссе.
Рис.16. Сарагосса. Биржа. Фасад, интерьер, 1537—1551 гг. |
Основу плана здания биржи, законченной в 1551 г., составляет обширный зал для торговых сделок. Он разделен колоннами на три нефа, перекрытых крестовыми сводами. Зал, освещенный высоко расположенными окнами, имеет хорошие пропорции и производит впечатление почти церковной торжественности. В архитектуре интерьера отражается влияние различных художественных культур. Нервюрные своды сооружены в готических традициях, в то время как поддерживающие их опоры уже приняли форму колонн, увенчанных капителями с ионическими завитками. Над капителями пучки нервюр связаны декоративным поясом, скомпонованным из геральдических элементов. На высоте, примерно соответствующей пьедесталу, колонну охватывает декоративный пояс из масок и орнамента.
Верхний ярус здания завершен аркадой и пышным венчающим карнизом, близким по профилировке к карнизам итальянских ренессансных зданий. Аркада галереи выразительна и тектонична. Простыми, органичными и естественными для кирпичной конструкции средствами созданы красивые контрасты светотени на простом и несколько суровом фасаде. Архитектура биржи, сочетая разнородные элементы, обладает очень ярким местным колоритом.
Не менее характерно для арагонского платереско и другое крупное здание Сарагоссы — Аудиенсия, бывший дворец герцогов Луна, построенный в середине XVI века архитектором Туделийа.
Яркий и своеобразный вариант испанского Возрождения сложился в южных провинциях Испании, в частности в крупных торговых центрах Андалусии, долгое время находившихся в тесном контакте с мавританской культурой.
Типичным примером андалузского дома зажиточного горожанина является Каса дель Шапис в Гранаде (рис. 17). Центральным ядром дома является скромное патио, вокруг которого группируются хозяйственные и жилые помещения. По трем сторонам патио проходит узкая галерея, поддерживаемая деревянными стойками, завершенными своеобразными капителями, поверх которых положены поддерживающие прогон подбалки с резными концами. Лестницы заключены по мавританской традиции в каменные стены.
Рис.17. Гранада. Kaca дель Шапис, XVI в. Фрагмент дворика, план |
В композиции интерьера воздействие новых форм, уже широко распространенных в монументальной архитектуре Гранады, еще почти не чувствуется. В форме капителей, завершающих стойки галереи патио, сказывается подражание мастера-мудехара виденному им в новых сооружениях дорическому ордеру. В остальном мастера и застройщики остались верны традициям народной архитектуры мудехаров и украсили интерьер лишь привычной резьбой деревянных кронштейнов над стойками галереи и концов стропил, мавританской плетенкой в тимпанах арок да небольшими вставками из поливных изразцов, оживляющих яркими пятнами беленые стены комнат.
Несмотря на стойкость мавританских композиционных и декоративных приемов, архитектура Севильи под влиянием новых идей быстро прогрессировала. Элементы мавританской архитектуры постепенно исчезали из работ мастеров платереско. Традиции мавританской художественной культуры сохраняются лишь в декоративной насыщенности зданий.
В середине XVI в. в Севилье было выстроено великолепное здание Аюнтаменто (городского совета, рис. 18), в котором очень наглядно проявились новые архитектурные приемы. Автору этого здания, архитектору и скульптору Диего де Рианьо, принадлежал проект и руководство первым периодом постройки (1527—1534 гг.). После его смерти руководство перешло к его ученикам — Арнао и Хуану Санхец. По проекту Рианьо были выпол¬нены только первые два этажа одного из крыльев здания.
Рис.18. Севилья. Аюнтаменто (здание городского совета), начато в 1527 г. Диего де Рианьо. Фрагмент фасада |
Плоскость стены заполнена сложной декорацией обрамления окон и резными лентами фризов, с мотивами гротесков, играющих путти и фантастических растений. Геральдические щиты и скульптурные медальоны еще больше усложняют декоративную композицию, скрывающую массивную кладку стены из крупных гладко отесанных каменных блоков. По трактовке ордера и насыщенности орнаментикой фасад севильского Аюнтаменто напоминает фасад монастыря Сан-Марко в Леоне. Однако здесь ордер сохраняет значение ведущей композиционной темы. Обрамление окон выполнено в более мелком масштабе и, несмотря на всю сложность и насыщенность, не мешает восприятию основного ритма колонн и пилястр.
Во всем многообразии архитектурных произведений, созданных в конце XV и начале XVI вв. в различных провинциях Испании, можно выявить некоторые общие черты. К наиболее существенным из них относятся: широкое применение приема объединения всех внутренних помещений жилых и гражданских зданий вокруг внутренних двориков; использование в конструкциях системы готических крестовых сводов, мавританских деревянных потолков «артесонадо»; необычайное изобилие и изощренность орнаментации; умение испанских зодчих создать органический художественный сплав из различных стилистических элементов и, наконец, чисто декоративная трактовка ордера.
Все эти особенности определяют глубокое национальное своеобразие платереско — этого испанского варианта раннего Возрождения, по-разному развивавшегося в конце XV—начале XVI вв. в различных провинциях Испании.
Глава «Архитектура Испании», раздел «Архитектура эпохи Возрождения в западноевропейских странах (вне Италии)», энциклопедия «Всеобщая история архитектуры. Том V. Архитектура Западной Европы XV—XVI веков. Эпоха Возрождения». Ответственный редактор: В.Ф. Маркузон. Автор: Ю.Ю. Савицкий. Москва, Стройиздат, 1967
Добавить комментарий