Архитектура Франции середины и второй половины XV в.
Жилые дома. В XV в. первостепенную роль для формирования архитектуры стало играть строительство домов богатых людей. Видное место по-прежнему занимал в городской архитектуре того времени фахверковый дом — жилище людей самого различного состояния и общественного положения.
Фахверковые дома во второй половине XV в. целиком подчинялись традиции средневековья в планировке, конструкции и характере декора. Планировка дома, как правило, чрезвычайно проста — в каждом этаже одна-две комнаты. Дом обычно имел три-четыре этажа с винтовой лестницей. При доме имелся небольшой двор. В художественном облике более богатого дома первостепенную роль играла деревянная резьба в виде сложной профилировки междуэтажных карнизов и скульптурного обрамления проемов, а также на стойках конструкции. Резьба и скульптура на фахверке в рассматриваемый период целиком построена на средневековых художественных мотивах — свободно трактованных фигурах людей и животных.
Хорошими примерами фахверкового строительства во второй половине XV и начале XVI вв. могут служить жилые дома: в Анже (со срезанным позднее щипцом) и более богатый — в Ле-Мане (рис. 4, 5).
Рис.4. Анже. Фахверковый дом, XV в. — начало XVI в. Общий вид и план второго этажа | |
Рис.5. Лe-Ман. Фахверковый дом, XV в. — начало XVI в. | Рис.6. Бурж. Дом Жака Кэра. Середина XV в. Уличный фасад, двор, галерея, фрагменты входа, планы |
Дом в Анже, известный под названием Дома Адама, расположен на углу улиц и по существу представляет собой соединение двух первоначально отдельных домов, из которых архитектурно наиболее интересен угловой. Его жилой этаж включает две большие комнаты, хорошо освещенные с улицы, с каминами и восьмигранной формы эркером в одной из них (на углу). Между комнатами у фасадной стены помещалась уборная, по-видимому, с выгребом на улицу. Планировка меньшего дома типична для мелкой жилой застройки французских городов того времени: узкий план в одно окно на улицу, со сквозным проходом в маленький дворик позади дома, ограниченный стенами соседних зданий.
Важнейшим памятником переходного периода от готики к Возрождению является выстроенный в середине XV в. в Бурже и в целом хорошо сохранившийся дом Жака Кэра — управляющего государственными финансами при Карле VII.
Планировка дома (рис. 6) удовлетворяла разнообразным требованиям быта его владельца. Формы и размеры помещений — жилых комнат, парадных залов, церкви, переходных галерей, хорошо оборудованной кухни — дифференцированы соответственно их назначению, так же как и формы перекрытий. По передней и по боковым сторонам просторного парадного двора расположены домовая церковь, помещение для смотрителя-сторожа и галереи, которые могли служить своего рода приемными для многочисленной клиентуры владельца. Центром жилого корпуса в первом этаже был большой зал, служивший, очевидно, парадной столовой. Справа к нему примыкает группа кухонных помещений, имевших особый выход на улицу через боковой дворик и отдельный коридор. Слева — несколько, по-видимому, жилых помещений, с выходом через левый боковой дворик и галерею. Во втором этаже планировка примерно такая же, но над кухней здесь жилые комнаты, связанные с боковой галереей.
План дома далек от строгой регулярности и симметрии из-за неправильной формы участка и имевшихся на нем более ранних сооружений. Художественные вкусы времени сказались в группировке его корпусов, различных по форме и высоте, перекрытых раздельными кровлями, несходных по архитектурной разработке и в то же время образующих единое целое.
Церковь над воротами составляет композиционный центр главного уличного фасада. Винтовые лестницы во дворе и снаружи дома помещены в башнях, которые выступают из плоскости стены, составляя по готической традиции самостоятельное звено в многосложной композиции здания, изобилующей сильными контрастами, подчеркнутыми архитектурными вертикалями. О былой внутренней архитектуре дома дают некоторое представление интерьеры галерей, церкви и лестницы у ворот с их различными формами сводчатых перекрытий (коробовых, крестовых, килевых в разрезе), свободной расстановкой разных по величине окон, а также росписью и скульптурой.
Архитектурный декор дома Кэра в большой своей части высечен в камне — основном строительном материале здания, красиво использованном в его наружных фасадах и отчасти в интерьере.
Дворцы. Королевские дворцы Лувр и Сен-Поль Карла V до нашего времени не дошли. Ко второй половине XV в. относится королевский замок Плесси-ле-Тур, построенный между 1463—1472 гг. и в настоящее время в большей части разрушенный (рис. 7).
Интерес представляют новый характер замка — загородного дворца и его относительно простые архитектурные формы: высокие крыши, люкарны, каменные крестовины крупных окон, лестничные башни, аркадная галерея, характерная для городских и загородных дворцов того времени. В качестве предположительных строителей замка называют трех «королевских мастеров»: Жана Дюшемена, Жана Тибо и Жана Реньяра.
Рис.7. Плесси-ле-Тур. Замок близ Шинона. 1463—1472 гг. Жан Дюшемен, Жан Тибо, Жан Реньяр | Рис. 8. Париж. Отель де Клюни. Конец XV в. |
Строительство королевских дворцов в более широких масштабах началось несколько позднее — на рубеже XV и XVI вв.
Хорошо сохранился Отель де Клюни в Париже (рис. 8), построенный в конце XV в. для клюнийского аббатства. Дом в основном двухэтажный, с дополнительным этажом непосредственно под кровлей, выстроен на месте древних римских терм с использованием (в особенности на западной стороне) оставшихся от них частей. Главные помещения расположены по трем сторонам парадного двора, который отгорожен от улицы массивным каменным забором, увенчанным машикулями.
В короткое заднее крыло вынесена церковь со сквозным проходом под ней, соединяющим сад позади главного дома и хозяйственный двор в левом углу участка. В этой же стороне в древних стенах римской постройки находится большой зал с входом со стороны парадного двора через открытую галерею в левом, выступающем крыле корпуса. Мотив галереи красиво уравновешен в композиции двора граненым башнеобразным объемом парадной лестницы, в которой богатым декором выделен низ с главным входом в дом.
Архитектурные формы дома целиком позднеготические и в некоторых деталях напоминают дом Жака Кэра в Бурже.
Сложной архитектуре Отеля де Клюни свойственны сравнительное спокойствие общей композиции и ясность соотношения декора и основных архитектурных форм.
Французская культовая архитектура в это время переживала непродолжительную вспышку уходившей «пламенеющей готики». Архитектура этого стиля в существенных чертах оставалась традиционной готической: мало что изменялось в плане и в общем объемном построении культового здания, не говоря о его конструкции.
Более подробное освещение французской культовой архитектуры второй половины XV в. обычно находит себе место при рассмотрении французской готики.
Глава «Архитектура Франции.», раздел «Архитектура эпохи Возрождения в западноевропейских странах (вне Италии)», энциклопедия «Всеобщая история архитектуры. Том V. Архитектура Западной Европы XV—XVI веков. Эпоха Возрождения». Ответственный редактор: В.Ф. Маркузон. Автор: А.Г. Цирес. Москва, Стройиздат, 1967
Добавить комментарий