Инженерные сооружения этрусков
Этрускам была известна техника обработки меди, олова и железа. В Популонии найдены железоплавильные печи диаметром около 8 м, выложенные внутри огнеупорным кирпичом, и, по свидетельству римских историков, в I в. до н.э. там был квартал, который называли арсеналом, со своим портом и двумя гаванями. Этруски вели борьбу с малярией, свирепствовавшей на севере. Они дренировали болота, удаляли воду, поднимали уровень земли, строили водосточные каналы и акведуки. По-видимому, этрускам была известна техника построения клинчатой арки (IV—III вв. до н.э.). Главный водосток Рима — клоаку Максима — начали строить этрусские мастера в III в. до н.э., но все ее сводчатые части датируются II—I вв. до н.э.
Римские историки высоко ценили искусство этрусских инженеров, построивших дороги, каналы и мосты. Известна целая сеть дорог, соединявшая города Этрурии. От них остались ниши в скалах и устройства для стока воды. Более поздние дороги (III—II вв. до н.э.) были замощены (это видно у некрополей Марцаботто) и впоследствии использовались римлянами при строительстве военных дорог. В Перудже, у арки Августа, хорошо сохранилась дорога, замощенная плитами толщиной до 30 см и длиной 1,08 м. Устои мостов этруски высекали в скалах, строили из каменных блоков или из громадных деревянных брусьев (рис. 5). Мост в Блера (совр. Бьеда; II в. до н.э.) имеет один устой, сложенный из квадров, вторая опора высечена в скале крутого берега. Арка пролетом 7,4 м сложена из 31 клина без раствора, образуя свод. Мост около Вейи — Понте Содо — естественный, приспособленный человеком. На протяжении 80 м река течет в туннеле шириной 4 м, а мост на высоте 10 м несет полотно дороги.
5. Вульчи. Этрусский мост | |
6. Новые Фалерии. Стена и ворота, III в. до н.э. | 7. Волатерра. Ворота II в. до н.э. |
8. Перузия. Арка Августа, II в. до н.э. | 9. Перузия. Порта Марциа, II в. до н.э. |
Ничто не дает такого представления о мощи народа, как стены его городов, простоявшие века. Стены начали возводиться этрусками с конца VI в. до н.э. Они включали значительные территории — 150 га у Церы и 135 га у Тарквиний и достигали большой длины — около 10 км в Тарквиниях, 9 км в Волатерре, 6—7 км в Вольсиниях (совр. Орвьето). Сначала стены выкладывали из грубоотесанных глыб, не скрепленных раствором, толщиной около 3 м, а в Волатерре двойная стена с забутовкой достигает даже 5 м; большей частью стены строили без башен. Исключение составляют Перузия, Сутри и Новые Фалерии, где видны остатки башен, которые построены с интервалом 30 м. Число ворот было не меньше трех, а чаще значительно больше (в Новых Фалериях девять, рис. 6). Стены завершались зубцами, в кладке оставляли щели для стока дождевой воды. Примером полигональной кладки могут служить стены Сигнии (совр. Сеньи, 600 г. до н.э.), Амелии и Алатри, где громадные блоки образуют перекрытие ворот; здесь использовали известняк и песчаник. В Клузии и Перузии применена квадровая кладка из более твердого известняка или туфа. В Волатерре стены имеют горизонтальные ряды из прямоугольных квадров (рис. 7), а в Цере стена на 3 м в высоту вытесана в скале, верхняя часть ее сложена из правильных квадров, выходящих тычком на фасад. После IV в. до н.э. крепостные стены строят из блоков квадратного сечения и длиной в два или три квадрата (60X60X120 см); тычковые ряды чередуются с ложковыми, создавая регулярную перевязку рядов. Со II в. до н.э. стены, сложенные по этой системе, часто сочетаются с клинчатыми арками городских ворот. Этот тип кладки впервые был применен в IV в. до н.э. в Риме. В III в. до н.э. по этой системе этруски построили стены в Фалериях, а во II в. до н.э. — в Ферентине. Здесь арка порта Санта Мария состоит из двух концентрических рядов.
Наиболее значительный (частично перестроенный) фортификационный комплекс — стены, башни и ворота — сохранился в Перузии (рис. 8). Здесь северный въезд в город — арка Августа (II—I вв. до н.э.) — зажат между двумя башнями, которые сужаются кверху постепенным отступом рядов. Арка имеет пролет 4,35 м и сложена из двух несущих рядов клинчатых камней; третий ряд является декоративным архивольтом. Фриз, отделяющий арку ворот от верхней, декоративной арки, изображает карликовую колоннаду, скомпонованную наподобие триглифного фриза. Между каннелированными пилястрами с ионическими капителями, как бы в метопах, вставлены круглые щиты. Верхняя арка обрамлена гладкими большими пилястрами с упрощенными ионическими капителями. Она легче нижней, сложена из одного ряда клиньев, а ее архивольт уже, чем у нижней. Юго-восточные ворота города — порта Марциа (II в. до н.э.) аналогичны арке Августа. Большие пилястры стоят на импостах арки, фриз из каннелированньгх пилястр сильнее развит, между ними горельефные фигуры за резной балюстрадой. Большие и малые капители с одним рядом листьев и волютами сходны между собой, треугольные поля между арками и пилястрами украшены сильно выступающими скульптурными головами, которые как бы следили за всеми входящими в город (рис. 9). В воротах Новых Фалерий (II в. до н.э.) клинчатая арка очень широка по сравнению с проемом; она сложена из вытянутых узких клиньев, обрамлена профилированным архивольтом и украшена скульптурой в замке. В Волатерре стена города и арка наружных ворот (пролетом 2 м) сложены из туфа, профилированные импосты — из травертина. Декоративные изображения вытесаны непосредственно на блоках самой арки и отмечают ее замок и пяты (см. рис. 6, 7).
Глава «Инженерные сооружения» подраздела «Этрусская архитектура» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Авторы: С.А. Кауфман, П.Б. Розентуллер (Москва, Стройиздат, 1973)
Добавить комментарий