Искусство Словении 19 века
Глава «Искусство Словении». Всеобщая история искусств. Том V. Искусство 19 века. Автор: М.Т. Кузьмина; под общей редакцией Ю.Д. Колпинского и Н.В. Яворской (Москва, Государственное издательство «Искусство», 1964)
Первым этапом борьбы за национальную культуру Словении было движение просветителей, получившее название словенского Возрождения. Оно совпадает со временем формирования словенской нации, развитием буржуазных отношений. В первой четверти 19 в. в культуре и искусстве господствуют классицистические тенденции. Наряду с церковными росписями получают распространение историческая живопись и портрет.
К видным деятелям искусства этого времени относится Франце Кавчич из Горицы (1762—1828), автор написанных в классицистическом духе композиций на темы античной истории и мифологии,— «Фокион» (Любляна, Национальная галлерея) и др. С 1799 г. он преподавал в Венской Академии художеств. В области портрета работал Иосип Томинц (1790—1866), который учился в Италии; в 1820-е гг. Томинц жил в Любляне, затем в Горице. Он расписывал церкви, но значительно интереснее созданные им портреты. В некоторых из них, таких, как «Семья Москон» (1829; Любляна, Национальная галерея), «Дама с камелиями» (там же), «Портрет отца» (там же), выявляется связь с бытовым жанром австрийских художников, в других — автопортрет (Горица, Музей) — проявляется стремление к непосредственному видению натуры, передаче индивидуальных черт человека. В более мягкой живописной манере работал Матей Лангус (1792—1855), уделявший внимание пейзажным фонам и воспринимавший природу в романтическом плане. Нотки лиризма, а подчас и сентиментализма звучат в женских портретах Михаила Строя (1803—1871).
Во второй половине века сильнее обозначились реалистические тенденции в литературе и искусстве Словении, сближающие их с культурой и искусством Сербии и Хорватии. Любляна становится центром, объединяющим художников Словении. Здесь развертывается деятельность братьев Янеза (1850—1889) и Юрия (1855—1890) Шубицев. Оба они учились в Вене, но романтическое по своим тенденциям искусство Янеза было более связано с итальянским и немецким искусством, а Юрия — с французским. Устремления к реализму ярче всего обнаружились в их портретах и бытовых сценах, поэтичных и живых; таковы у Янеза Шубица портрет сестры Мицы, задумавшейся над книгой (1880), жанровые картины «Письмо», «Влюбленные». Таковы отмеченные чертами фрагментарности композиционного построения картины «Перед охотой» (1882), «Одиночество» (1884) Юрия Шубица (все — Любляна, Национальная галерея).
Оба брата работали и в области иллюстрации; Ю. Шубиц, вдохновленный песнями романтика И. Стритара, посвященными борьбе югославского народа за свою независимость, делает серию гравюр под названием «Райя» (1876—1878). Поздние работы Юрия Шубица носят следы модернистических влияний. К жанровой живописи братьев Шубицев примыкает искусство мастеров-бытописателей Иозефа Петковшека (1861—1898) и Фердо Весела (1861—1946), обращавшихся к изображению жизни словенских крестьян.
К концу 19 в. в искусстве Словении, Хорватии и Сербии распространяются веяния импрессионизма и модернизма. И в это же время еще теснее переплетаются судьбы развития искусства югославянских народов, еще более усиливаются тенденции к взаимосвязям, к организации совместных выставок юго-славянского искусства, стремления к обмену творческим опытом. В мастерской словенца А. Ашбе в Мюнхене наряду со словенцами И. Грохаром и Р. Якопичем получают художественное образование выдающиеся хорватские живописцы И. Рачич и М. Кралевич. Так готовится почва к объединению искусства народов Югославии, происшедшему на следующем историческом этапе их развития.
Добавить комментарий