Начало христианской архитектуры
История архитектуры христианских народов сводится к попыткам приспособления зданий, заимствованных из гражданского обихода древних римлян, к требованиям нового культа. Христианство просуществовало три столетия, до эпохи Константина, не имея особых зданий для храмов: религиозные собрания происходили в частных домах.
Примечание: Распространяясь из своего центра — Палестины — на запад и на восток, христианство уже до эпохи Константина создало собственные храмы в восточных областях. См. Strzygowski, Ursprung..., стр. 20 и cл.
Единственными памятниками этого периода были галереи заброшенных каменоломен, где христиане хоронили своих мучеников. В этих гробницах архитектура проявляется весьма слабо, так как главное достоинство их заключалось в том, чтобы оставаться незаметными.
Из положения угнетаемого культа христианство сразу переходит к положению государственной религии (в 313 г.) Три века преследований плохо подготовили его к этой новой роли; но к счастью для христианства, его требования были достаточно четки, чтобы дать ему возможность без колебаний выработать свою программу. Христианство не было религией одних лишь посвященных, и тесные, закрытые храмы не отвечали его потребностям; призывая на свои празднества всех без различий, оно нуждалось в больших помещениях, широко открытых для всех. Этому требованию соответствовал план гражданской базилики, и христианские архитекторы приняли его.
Примечание: Непосредственное заимствование христианскими храмами типа гражданских базилик является спорной проблемой. Согласно Rossi и Кraus, христианская базилика произошла от торговой языческой базилики и погребальных камер катакомб, по Dehio и Schultze — от тех помещений в частных домах, где в более раннюю эпоху совершалось богослужение, о чем упоминает выше Шуази. Zestermann и Holzinger считают, что христианские базилики носят эклектческий характер. Следует признать, что идея помещения престола (т. е. стола) в абсиде и организации трансепта не могла сложиться без воздействия планировки жилого античного дома. См. W u 1 f f, Altchristliche und byzantinische Kunst, I; также Kaufman n, Handbuch der christlichen Archeologie, Raderbour 1922.
Что касается способов осуществления этой программы, то они должны были одновременно соответствовать и стремлению ознаменовать победу, и скудости средств империи в эпоху ее упадка. Античная манера постройки массивных зданий с бетонными монолитными сводами не могла более применяться: родившись вместе с римским могуществом, она просуществовала весь период расцвета империи благодаря организации рабочей силы и режиму централизации, узы которого начинали уже ослабевать. Христиане не подражали сводчатым базиликам типа Максенция: за образец они приняли базилику с деревянными стропилами; крыша, покоящаяся на ряде аркад, — таков был общий тип их церквей.
Эпоха создания христианской архитектуры — это время первых грозных появлений варваров, натиск которых завершает распад Римской империи. Единство Римской империи рушится через какие-нибудь двадцать лет после победы христианства; на ее месте создаются две империи: Западная империя, которая будет прозябать в течение полутора веков и рухнет во время великого переселения народов, и Восточная империя, которая просуществует еще шесть веков.
Примечание: Единство империи было призрачным уже до Миланского эдикта 313 г.; Диоклетиан и Максимилиан делили власть территориально.
Западная империя, самое существование которой находилось под постоянной угрозой, не вводит никаких новшеств (Правильнее было бы отнести это только к городу Риму): базилики при Гонории остаются такими же, какими они были при Константине, и такие же базилики будут воздвигаться в средневековье на развалинах Древнего Рима.
Только Восточная империя, непосредственно не подвергавшаяся нашествиям и относительно процветавшая, располагает необходимыми средствами для исканий новой архитектуры. Прогресс исходит из азиатских или греческих провинций: там закладывается основа целой системы сводчатых сооружений, не требующих ни обилия материалов, ни значительного количества рабочих рук для бетонных работ, как этого требовали сооружения предыдущей эпохи; там принимается форма свода, почти чуждая искусству Римской империи, — купол на парусах; и, наконец, — что самое главное, — там вводится в правило возведение свода без кружал.
Примечание: Купол на парусах применялся римлянами в постройке античных гробниц, о чем см. Rivoria, упом. соч. Сущность византийского зодчества Шуази видит в ряде строительных приемов. Мысль об архитектуре, как идеологии, вообще занимает Шуази очень мало.
Но нет такого нововведения, которое не было бы связано с прошлым: христианская архитектура Востока черпает свои принципы в древнейших традициях Азии, причем именно восточная школа римского искусства служит связью между восточно-христианским зодчеством и той архитектурой, которая его породила.
Изучая памятники Римской империи, мы видели, что на огромном ее протяжении искусству никогда не было свойственно то единообразие, которое часто ему приписывают; римское единство ограничивалось областью управления. Под внешним покровом этого единства приемы искусства, обычаи и даже самый язык были различны в каждой провинции; в основном эти различия в обычаях, в языке и в архитектуре группировались в два больших круга, соответствовавшие территориальному делению на латинские и греческие провинции. Это глубокое различие существовало во все времена, и разделение Римской империи на два государства только узаконило его.
Во время нашествия варваров рушится Западная империя и угасает западное искусство. Только империя греков выживает и спасает свойственные ей архитектурные традиции, которые не только сохраняются, но, освободившись от влияния Запада, развиваются дальше и выявляются во всей своей полноте.
В то же время соприкосновение с сасанидской цивилизацией, процветающей в Иране, привносит азиатские приемы строительства. Слияние римских, греческих и иранских элементов происходит на почве Малой Азии, куда караванная торговля заносит товары и идеи из глубины Азии, в Сирии — другом торговом центре Азии, в Армении, где непосредственно осуществляется влияние сасанидского искусства, и наконец, — и в особенности, — в Константинополе, ставшем центром мира.
Примечание: Географическая последовательность развития и распространения восточных компонентов зодчества по направлению к Константинополю должна быть представлена в ином порядке, а именно: Сирия, Малая Азия, Константинополь. См. Strzygovski, Kleinasien, 1903; также: Millet, L'Asie Mineure («Rev. Archeol.», IV, V, 1905); Rott, Kleinasiatische Denkmaler,Leipzig 1908. Армения стоит в стороне, но также испытала сирийские влияния; см. Эреруйскую базилику и др.
Повсюду проникают и прививаются иранские приемы возведения сводов без кружал; эти приемы, изменяясь в зависимости от средств и местных традиций, дают начало той архитектуре, главной особенностью которой является купол, а шедевром — св. София в Константинополе.
Существовало мнение, будто византийское искусство нашло свое первое воплощение в константинопольской Софии; до этого времени христианская архитектура империи греков якобы сливалась с латинской христианской архитектурой, основным типом которой была базилика с деревянными стропилами. В действительности же происходил медленный переход от базилики с деревянными стропилами к купольной церкви. Мы должны проследить этот долгий путь, проанализировать попытки, которыми отмечены его основные этапы, и описать многообразные решения, достигнутые общими усилиями различных стран христианского Востока.
Примечание: Это место не следует понимать в том смысле, что базилики, не имеющие купола, постепенно исчезали, заменяясь купольными храмами. В провинциальном зодчестве Византии базилика оказалась очень живучей. См. Millet, Ecole grecque dans 1'architecture byzantine, Paris 1916.
Глава «Начало христианской архитектуры» раздела «Христианская архитектура IV-X вв.» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.
Добавить комментарий