Христианская архитектура IV-X вв. Огюст Шуази
Главы раздела «Христианская архитектура IV-X вв.» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г. Перевод с французского, дополнения и комментарии В.Д. Блаватского, Б.П. Денике, В.В. Павлова, А.С. Стрелкова под общей редакцией проф. А.А. Сидорова.
Мы подошли к тому моменту, когда христианство налагает свою печать на архитектуру старого мира. Христианскую архитектуру можно подразделить на две группы. Одна из них связана с прошлым непосредственной преемственностью. Это — архитектура латинская, византийская, армянская, прямые отпрыски языческого искусства. Другая группа складывается на Западе после разрушения традиций, вызванного вторжением варваров. Это — романская архитектура и та, которую обычно называют готической. Промежуточное положение между обеими этими группами, как хронологически, так и по своему происхождению, занимает мусульманская архитектура, родственная христианской архитектуре Востока, вышедшая, как и эта последняя, из общего истока азиатских искусств — из Ирана.
Примечание: Христианская архитектура вовсе не вышла из Ирана, как это вытекает из изложения Шуази, хотя восточный компонент играет в этой архитектуре значительную роль. Проблема последней была вполне отчетливо поставлена Стржиговским в его ранней работе «Orient oder Rom» (1901 г.) и окончательно разрешена им в пользу Востока в книге «Ursprung der christlichen Kirchenkunsb, Leipzig 1920. На римских истоках настаивает Rivoria («Le origin! della architettura Lom-barda», I). Оригинальность византийского зодчества была лучше всего выяснена в работах Милле, Вуль фа, Брунова, Зедльмайра и др. (см. ниже).
Добавить комментарий