Происхождение и влияния архитектурных школ Византии

Бросим общий взгляд на рассмотренную нами группу архитектурных школ. Сфера их распространения — территория древнего Рима; среда, в которой они развиваются, — христианское общество Византийской империи. Каковы связи, соединяющие их между собой или с архитектурой предыдущих эпох?

Мы установили различие между латинской архитектурой, где преобладает тип базилики с деревянным перекрытием, и архитектурой византийской группы, в которой господствует сводчатая конструкция. Латинская архитектура является несомненным продолжением западного римского искусства; оставим ее в стороне и ограничимся вопросом о происхождении византийской группы.

Предпринимаемый нами экскурс тесно связан с вопросом общей миграции идей, а так как идеи распространяются по главным путям сообщения и товарообмена, то карта торговых сношений даст нам ключ к этим взаимоотношениям и объяснит нам формирование и взаимное влияние всех этих архитектурных школ.

Происхождение и влияния архитектурных школ Византии
Рис. 57

ОТПРАВНОЙ ПУНКТ

На приведенной карте (рис. 57) отправной пункт движения не следует искать ни в латинских странах, ни в чисто греческих областях. Для Римской империи IV в. является временем полного упадка. В греческих провинциях остается только одряхлевшая цивилизация; существование латинских провинций, еще более истощенных, находится под угрозой.

Среди этого общего упадка только одна нация сохраняет силу и воспоминание о великом прошлом; эта страна — сассанидский Иран. Там еще живет мощное искусство, о жизнеспособности которого свидетельствует дворец Ктезифона.

Среди стран, граничащих с империей, только один Иран является наследником азиатских традиций. В основе ранней христианской архитектуры мы уже констатировали иранские идеи: Иран — центр, из которого исходят три радиуса OS, ОА, ОК (рис. 57) в следующих направлениях: Малая Азия и Константинополь; Армения и Закавказье; Сирийские провинции и южное побережье Средиземного моря.

Мы должны проследить каждое из этих влияний, и прежде всего то, которое идет через Константинополь.

ВЛИЯНИЯ, ИСХОДЯЩИЕ ИЗ ИРАНА

Путь на Константинополь и к северному побережью Средиземного моря; центры образования и область собственно византийской архитектуры

По выходе из Ирана главный путь (OS) идет сначала вдоль Евфрата, пересекает ущелья Тавра, потом следует по долине Меандра и достигает Средиземного моря на берегах Ионии, около Смирны и Эфеса; поле М, на котором происходит развитие, — Малая Азия. Здесь влияния сассанидского Ирана встречаются с римскими традициями на почве, где еще жив дух эллинизма. Этот пункт как будто предназначен стать центром обновления.

И действительно, здесь, начиная с IV в., создаются полуримские, полуазиатские базилики Филадельфии, Сард и Эфеса. Здесь происходит первое слияние греческих, римских и иранских элементов, из которого впоследствии возникает византийское искусство. Довизантийская архитектура принадлежит полностью Малой Азии; из Малой Азии строительные методы переходят в Византию, а Византия, став Константинополем и политическим центром мира, канонизирует новые методы, применив их в грандиозном масштабе к св. Софии, и передает их не только Восточной империи, но и западным странам. Уточним процесс этой передачи.

Каботажная навигация установила следующий путь между Константинополем и Западной Европой. Коринфский залив был неизбежным пунктом, где производилась перегрузка; отсюда торговые суда направлялись в рейнские области через Адриатику и Венецию. Венеция, служившая складочным пунктом для торговли с Рейном, являлась также промежуточным портом для тех, кто направлялся в Галлию.

Подобно тому как в первый раз перегружались в Коринфе, чтобы избежать слишком долгих переходов, второй раз перегрузка производилась в Венеции. Из Венеции переправлялись сухопутным путем в Пизу или Геную, а оттуда направлялись по долине Роны в Центральную Галлию и далее в Англию, пересекая Галлию вкось через Перигор, чтобы из Ла Рошели снова пуститься в плавание по океану.

По этому торговому пути рассеяна цепь византийских сооружений. Это, прежде всего, византийские памятники македонского побережья — Афон, Салоники, затем памятники самой Греции. На Адриатическом побережье — Зара; в глубине Адриатики — памятники экзархата: Равенна, Милан; Венеция и группа лагун. На Рейне — Рейхенау и группа Аахена. На юге Франции — памятники Арля; наконец, между Нарбонной и Ла Рошелью — целая архитектурная колония, с центром в Перигоре, которую мы изучим подробно при рассмотрении средневекового искусства Франции.

Константинопольское искусство распространялось не только благодаря торговым сношениям, но и через эмигрантов. История сохранила нам два примера гонений, содействовавших широкому распространению зачатков искусства: изгнание несторианских еретиков при Феодосии II и византийских скульпторов во время преследований иконоборцев.

Принципы искусства, принесенные в Египет искавшими там убежища несторианами, прочно запечатлелись в коптской архитектуре и оказали свое влияние на завоевателей-арабов. Это те же принципы, которые господствовали и в самом Константинополе в момент изгнания несториан: переселение последних восходит к V в., т. е. к эпохе, когда византийская архитектура едва начинала существовать. Искусство, привившееся на почве Египта, могло быть только архитектурой базилик раннего Константинополя.

Что касается иконоборческого движения, то оно относится к эпохе полного расцвета византийского  искусства. Доставив двору Карла Великого целое поколение художников, оно мощно содействовало развитию византийской колонии на Рейне, возникшей благодаря торговле и имевшей своим центром Аахен.

Вернемся к распространению искусства по торговым путям.

Путь  через  Армению

В то самое время, как из Ирана на Константинополь движется этот плодотворный поток, вызвавший пышный расцвет византийского искусства, второй поток исходит из того же Ирана по направлению ОА, поднимается по течению Евфрата, проходит через Трапезундскую область и достигает Центральной Европы через Черное море и впадающие в него реки.

В Армении принципы иранского искусства, очаг которого переместился в Багдад, порождают то новое оригинальное искусство, которое мы уже проанализировали. Это армянское искусство переносится через Черное море и распространяется на юге России и в придунайских провинциях: стиль русских церквей Киева и Владимира, так же как румынских церквей и в особенности сербских, — это в гораздо большей степени армянский, чем византийский.

Поэтому все побережье Черного моря, от Трапезунда до бассейна Дуная, связано с областью армянского искусства, а через армянское искусство — с традициями сасанидского Ирана.

Отсюда идеям Азии открывается широкий путь по рекам, впадающим в Черное море и в Каспий: по Дунаю, Дону, Днестру и Волге. Даже и сейчас Волга является одним из важнейших путей азиатской торговли, с перевалочным пунктом в Нижнем Новгороде. Днестр, подходя ближе к Висле, ведет к границам Скандинавии. И действительно, веяние азиатского искусства ощутимо в Норвегии и Швеции так же, как и в России. План норвежской церкви (рис. 58, А) свидетельствует о том, насколько глубоко было влияние Азии.

Азиатское влияние не останавливается на Скандинавии. Этот стиль орнамента, переносимый потоком норманнов, спускается вдоль океанского побережья и воспроизводится в романской орнаментике Англии, Ирландии и Нормандии. На рис. 59 приведено несколько примеров явно азиатского орнамента, заимствованных из скульптурных украшений тимпанов в Байе: гротескный лев сассанидского Ирана и армянское плетение.

Христианская архитектура IV - X веков. План норвежской церкви Христианская архитектура IV - X веков. Примеры явно азиатского орнамента, заимствованных из скульптурных украшений тимпанов в Байе: гротескный лев сассанидского Ирана и армянское плетение
Рис. 58 Рис. 59

Таков громадный круговой путь, который совершает иранское искусство. В то время как оно через Константинополь захватывает европейское побережье Средиземного моря, через Армению оно достигает страны норманнов и оттуда — океанского побережья.

Примечание: В наше время близкой точки зрения придерживается Стржиговский. См. Strzygowski, Altai — Iran und Voelkerwanderung. Leipzig 1917; Strzygowski, Heidnisches und christliches urn das Jahr 1000. Wien 1926.

Путь через Сирию

Последнее течение ОК, исходящее из Ирана, направляется к берегам Сирии. Оно приносит в Сирию строительные методы, представляющие собою не что иное, как переход от иранских   сводиков   на  арках   к  перекрытиям  плитами  на арках. Отсюда это течение направляется вдоль южного побережья Средиземного моря и, достигнув в точке Г высоты Сицилии, откуда некогда вышел карфагенский флот, раздваивается, направляя одну свою ветвь к Гибралтару и Испании, а другую — к Сицилии, Южной Италии и долине Роны. На всем этом протяжении иранское влияние принимает арабский характер и оставляет свои следы. В пункте В арабский поток встречается с ответвлением византийского потока; оба влияния, арабское и византийское, сливаются и создают стрельчатую архитектуру Сицилии и Калабрии. Отражением сирийской архитектуры является памятник Теодориху в Равенне.

ХРОНОЛОГИЯ

Мы сделали обзор влияний; попытаемся уточнить даты. Латинская архитектура Византийской империи, живущая только подражанием, не имеет хронологии в собственном смысле слова; лишь в восточной архитектуре можно различать эпохи.

Немногое, известное нам о памятниках Константинополя к моменту провозглашения его столицей, свидетельствует о том, что общим типом конструкции была базилика. Среди руин единственными сводчатыми зданиями, обладающими зачатками византийских методов, являются монументальные цистерны, описанные нами выше; мы находим в них идею свода на парусах и подражание, хотя еще робкое, методам малоазиатской школы, осуществленным ею в большом масштабе в базиликах Филадельфии и Сард.

С IV по V вв., от Константина до Юстиниана, производятся работы, историю которых трудно восстановить, но результат которых обнаруживает внезапный расцвет. Подъем наступает вдруг, без подготовительных стадий; в Константинополе вырастает церковь св. Сергия, в Равенне — св. Виталия и, наконец, шедевр византийской архитектуры — св. София.

Примечание: Во времена Шуази еще мало были известны постройки не только Малой Азии, но и Сирии; с другой стороны, Шуази не вводит воздействий Рима, на которые очень удачно указал Rivоriа (упом. соч.).

Этот подъем был настолько же короток, насколько и неожидан, и по прошествии VI в. архитектура, как и все общество, впадает в своего рода оцепенение. Иконоборческое движение отнимает у искусства все средства выражения: византийская архитектура, пускающая далеко свои ответвления, влачит жалкое существование на родной почве и возрождается только в X в., при императорах Македонской династии. Тогда создаются смелые комбинации с куполами на стройных барабанах; строятся прекрасные по расположению церкви Афона и Греции. Затем искусстве впадает в формализм и топчется на месте, лишь повторяя канонизи­рованные типы, до тех пор, пока оно не начинает приспособляться к требованиям мусульманской религии и не находит своего продолжения в больших мечетях Константинополя.

Примечание: В эпоху иконоборчества процветало светское искусство — как зодчество, так и живопись. См. сведения, собранные у Diehl.

Хронология византийского искусства может быть сведена к следующим периодам:

Подготовительный период, когда оно представляет собою восточную школу римского искусства; к этому периоду относятся купольные базилики Малой Азии.

Неясный период формирования, заполняющий отрезок времени с IV по VI в. и приводящий при Юстиниане, около 530 г., к созданию дивной св. Софии. С VII по X в. — период застоя. В X в. — последнее возрождение, отмеченное окончательной выработкой типа церквей, традиция которых сохранилась на Афоне.

И, наконец, иератическая неподвижность, в которой олицетворялось общество конца Византийской империи, общество, одряхлевшее под гнетом азиатского деспотизма и окаменелой теократии. С этого времени прекращается история византийского искусства. Каким оно было при Комненах, таким оно осталось и теперь: в течение восьми веков оно сохраняет один и тот же характер, аналогию чему трудно найти даже в архитектуре Египта времен фараонов.

Примечание: Наука нашего времени различает движение архитектурного стиля от X до XV в. по местностям и эпохам. См. ряд наших замечаний выше.


Глава «Происхождение и влияния архитектурных школ Византии» раздела «Христианская архитектура IV-X вв.» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)