Византийские строительные приёмы

Стены византийских сооружений отличаются от стен западной архитектуры одной особенностью, происхождение которой относится к древнейшему периоду архитектуры: в их толщу по большей части заложены, как в микенских стенах, продольные и поперечные деревянные брусья.

Каменная кладка производится на растворе из извести и песка, с добавлением толченой черепицы. И в то время как на Западе сводчатая система была заброшена, в Византийской империи она продолжает господствовать.

Подобно римлянам, византийцы принципиально отказываются от комбинации стропил со сводами: свод должен служить зданию перекрытием, и на него непосредственно укладывается черепица.

С трудом можно найти несколько образцов легких сводов (храм св. Виталия и баптистерий в Равенне), которые были бы защищены особо устроенной крышей; византийский свод представляет собой яйцевидный кирпичный купол, покрытый обмазкой, на которой и укрепляется черепица.

 

Византийские своды

Византийские своды, так же как и иранские, возводились по возможности без вспомогательных лесов. Сирийская и армянская школы, пользовавшиеся почти исключительно камнем, вынуждены были применять преимущественно конструкции, не требовавшие кружал, ограничиваясь типом купольных сводов.

Примечание: Увлеченный своими техническими обобщениями, Шуази приписывает Армении ограничение кривых покрытий купольным типом; дальше он сам этому противоречит.

Византийская же школа в тесном смысле слова, систематически применяющая кирпич, возводит свои своды непосредственно на весу и в древнее наследие Ирана привносит новые типы, которые состоят в следующем:

1.  Крестовый свод — перекрестный, к которому никогда не прибегали иранцы.

2.   Купол на парусах в виде сферических треугольников, взамен купола на тромпах, единственного, который был известен иранцам.

Примечание: Как художественно-архитектурное выражение (если оставить в стороне самую строительную технику), эти два вида сводов Византия получила из Рима. Тромп-свод имеет вид половины конуса, рассеченного по высоте и диаметру основания и положенного на плоскость сечения. См. Некрасов, Кривые покрытия в архитектуре Передней Азии («Изв. Ив.-Возн. политех.инст.», VIII, в. 2, Иванове 1925).

Своды без кружал. — Обычная конструкция византийских сводов та же, что и сводов иранских; чертежи рис. 4 напомнят эти приемы.

Первый ряд кладки получается путем прикрепления кирпичей к основной стене посредством раствора. Дальнейшая кладка производится последовательно нависающими рядами.

Разрез А изображает случай, когда ряды ровные и вертикальные.

В — случай, когда устойчивость рядов кирпичей усиливается их наклонным положением.

С — случай, когда рядам придается коничность.

Византийские строительные приёмы. Своды без кружал
Рис. 4 
Византийские строительные приёмы. Крестовые своды, выложенные рядами
Рис. 5

Крестовые своды, выложенные рядами. — Для крестового свода византийцы применяют кладку рядов в виде усеченного конуса (разрез С). Рис. 5 показывает способ кладки. Ряды укладывают в следующем порядке: А, В, А1 В1 и т. д., накладывая один поверх другого.

Перспективный чертеж М изображает незаконченный свод после укладки нескольких крайних рядов; деталь S показывает укладку кирпичей в замке свода. В этом приеме никак не обнаруживается, что крестовый свод получался путем пересечения двух цилиндрических сводов; для возможного облегчения нахождения линий пере­сечения и для достижения в то же время возможно большей стрелы подъема, византийцы часто прибегали также к способу, изображенному на рис. 6, N.

Византийские строительные приёмы. Крестовые своды, выложенные рядами
Рис. 6

Данные свода: план (квадратный или вообще прямоугольный) и стрела подъема. Условие, необходимое для того, чтобы возможно было описывать в пространстве всевозможные кривые при помощи простого шнура, заключается в том, что все кривые линии пересечения должны быть круговыми. В этом случае диагональная арка будет дугой круга с радиусом R, определяемым заданной высотой, а четыре распалубки свода Р представляют собой поверхности вращения.

При таком способе построения получается вспарушенный свод, профиль которого, в виде выгнутой кривой FF, на первый взгляд кажется странным; но все крестовые своды св. Софии имеют и эту повышенность арки, и эти точки выгиба F в профиле.

Парусные своды, выложенные рядами. — Представим себе, что стрела подъема свода N прогрессивно возрастает; в тот момент, когда она станет равной половине диагонали прямоугольника основания, выгиб F в профиле исчезнет, и четыре плоскости распалубок, только что разделенные выступающими ребрами, сольются в одну непрерывную поверхность, строго сферическую; таким образом, купол на парусах в виде сферических треугольников (Г) представляет собой одну из разновидностей византийского крестового свода.

Мы видим, таким образом, как в качестве разновидности крестового свода, совершенно чуждого иранцам, возник другой тип перекрытия, также чуждый иранскому искусству, — скуфья (куполок) на сферических парусах. Купол на парусах, сделанных в виде сферических треугольников, особенно характерен для византийского искусства; иранцы, с древнейших времен до наших дней, допускали только цилиндрические своды и купола на тромпах.

Примечание: При наличии паруса в римском своде, возводившемся на кружалах, нельзя, очевидно, говорить о происхождении парусного свода от крестового, выложенного без кружал. Здесь Шуази противоречит сам себе. Система выкладки в обоих видах свода ничего не может сказать об их взаимной обусловленности во времени или об их генезисе.

Один из древнейших датированных образцов купола на сферических парусах представляет Салоникская арка — памятник, который на основании изысканий Кинча должен быть без колебания отнесен к эпохе Константина.

Пример, лучше всего характеризующий применение данного типа свода и тех крестовых сводов,  от которых он происходит, дают боковые галереи св. Софии. Там ясно видна идея, которой руководились византийцы в своем изобретении. Боковые галереи (рис. 7) имеют два этажа. В нижнем этаже А нужно было, во избежание увеличения общей высоты здания, сделать своды возможно более пониженными,   и   поэтому   своды   здесь   крестовые; в верхнем этаже В, где ничто не ограничивает стрелы подъема, своды — купольные на парусах.

Византийские строительные приёмы. Парусные своды, выложенные рядами
Рис. 7
Византийские строительные приёмы. Сферические купола, выложенные слоями
Рис. 8

Сферические купола, выложенные слоями. — Наряду с кладкой рядами, византийцы применяют для сферического купола на парусах прием кольцеобразной кладки слоями (рис. 8): в данном случае каждый ряд кладки имеет вид опрокинутого усеченного конуса с вертикальной осью.

Ясно, что кладка этих конусообразных рядов производится без кружал тем легче, чем меньше угол наклона образующих линий к горизонту и чем больше кривизна образуемой сферической поверхности, т. е. чем меньше ее радиус.

Чтобы уменьшить в конусообразных рядах угол наклона образующих линий, византийцы решительно освобождаются от обычного приема, при котором все образующие пересекаются в центре свода. Вместо того, чтобы давать образующим направление радиуса R, они дают им, например, тот наклон, который обозначен буквой L (рис. 9).

Византийские строительные приёмы. Сферические купола, выложенные слоями
Рис. 9

Для того же, чтобы увеличить кривизну завершающего купола, они не делают его продолжением парусов, а придают ему полусферическую форму (рис. 9, А). В основании этого полусферического купола А легко можно оставить проемы для освещения, которые совсем не соответствовали бы ни форме, ни структуре свода, представленного на рис. 5, Можно даже отделить купол от парусов цилиндрическим барабаном с окнами. И действительно, та­кой способ начинает преобладать с IX в. Византийские памятники, описанные ниже, дадут нам примеры всех этих разновидностей купола.

Купол на тромпах. — Наконец, около XI в. византийцы иногда заимствуют у иранцев систему тромпов, которые занимают меньше места в высоту. Но их тромпы, расположенные   по   четырем   углам   купола,   имеют   нечто   общее с иранскими только в принципе. Представим себе небольшой свод в виде купола на парусах (свод типа I, рис. 6), разрезанный по диагонали, — таков будет византийский тромп. Чертеж В рис. 9 позволяет точнее судить о его виде.

Примечание: Сходства с иранским тромпом нет даже и в принципе, поскольку указанный византийский тромп есть половина парусного свода, получающего свой художественно-тектонический смысл в вертикальном давлении (см. выше). Этот византийский тромп всегда употребляется при особом истолковании широкого пространства и является в XI в. некоторым наследием художественного понимания VI в., а именно: постановки паруса на экседрах, о которых см. ниже.

Частные случаи. — Наряду с описанными выше общераспространенными приемами, на рис. 10 показаны некоторые местные изобретения, применявшиеся при сооружении сферических сводов.

Византийские строительные приёмы. Местные приёмы сооружения сферических сводов
Рис. 10

А представляет свод, состоящий из сводиков, расположенных в несколько ярусов. Этим способом был построен в IV в. купол верхней залы гробницы Диоклетиана в Спалато.

В примере В (Афон) кирпич заменен желобчатой черепицей, как бы цепляющейся одна за другую. Каждые два ряда черепиц образуют нерастяжимую цепь, благодаря чему купол не передает распора на стены.

В примере С (баптистерий в Равенне, храм св. Виталия) купол сложен из полых глиняных трубок, насаженных одна на другую и описывающих непрерывную спираль от основания до вершины купола. Такой свод сочетает преимущества чрезвычайной легкости с достоинствами конструкции, подобной описанной выше, а именно: будучи крепко связан, он не развивает распора. Трубки подобной формы употреблялись для кладки свода римскими архитекторами в Африке.

Все эти разнообразные типы сводов создавались главным образом для того, чтобы избежать применения кружал. Редкие примеры сводов, сооруженных на кружалах, относятся к областям империи греков, изобиловавшим лесами. Крипта гробницы Диоклетиана в Спалато сохранила отпечатки кружал, по которым она выведена. На Афоне встречаются иногда цилиндрические своды, построенные на кружалах, и крестовые своды из кирпичей, уложенных радиальной кладкой; при  этом  расположение  кирпичей  на  линиях  пересечения настолько же бессистемно и сложно, насколько оно было бы простым и естественным при кладке рядами. Бетонные же своды, принятые у римлян, окончательно выходят из употребления.

Между сводами Римской империи и сводами Византийской империи существует принципиальное различие: первые, по существу, отлиты, вторые сложены; первые являются искусственными монолитами из щебня, вторые — сооружениями правильной кладки, с штукатуркой или без нее; первые нуждаются в опалубке в виде кружал, вторые возводятся на кружалах только в исключительных случаях и отвечают постоянному стремлению восточных зодчих строить перекрытия без вспомогательных лесов. Именно в этом отношении византийский метод резко расходится с римским и приближается к азиатским традициям Ирана.

Опоры  сводов  и  системы  уравновешивания

Опоры в византийской архитектуре носят такой же характер, какой мы наблюдали в иранской и римской архитектуре, —  им придан характер внутренних частей сооружения. Применение внешних контрфорсов получит распространение только в эпоху готики.

Подобно римским строителям, византийцы стараются всемерно использовать в качестве опор сводов те самые перегородки, которые необходимы уже в силу самого плана здания. Избежать масс, выполняющих исключительно роль опоры, и перенести эти массы внутрь строения — таковы две руководящие идеи.

В общем, византийский свод имеет вид пониженного купола, распределяющего действие распора по всему периметру; поэтому необходимо, чтобы купол был сжат, связан со всех четырех сторон одинаково, и византийцы добиваются такой опорной системы посредством одной из комбинаций, указанных на рис. 11.

Византийские строительные приёмы. Опоры  сводов  и  системы  уравновешивания
Рис. 11
Византийские строительные приёмы. Опоры  сводов  и  системы  уравновешивания
Рис. 12

Они применяют либо абсиды (план N), либо щековые арки (план М), либо соединяют обе эти системы (план R). В случае употребления подпружных арок они стремятся отнести наружную стену А с таким расчетом, чтобы включить внутрь здания опоры С и использовать для увеличения зала все пространство S, находящееся между этими опорами. Часто они облегчают угловые массивы С при помощи приема, показанного на рис. 12.

Примечание: Абсиды были известны и римлянам. Лучший пример — храм Minerva Medica в Риме; Rivoria в упомянутом выше труде собрал и другие образцы, частью известные по рисункам художников ренессанса. Система эта сохранялась в провинциально-византийском зодчестве довольно долго (см. церковь в Преславе, X в.). См. F i 1 о v, Geschichte der altbulgarischen Kunst, Berlin und Leipzig 1932; Strzygovski, Die altslavische Kunst, Augsburg 1929. Отличие художественного выражения византийского зодчества заключается, однако, в том, что эти абсиды не представляли собой глухих стен, а их полукупола (конхи) как бы висели на колоннах, создавая «воздушную» конструкцию с вертикалями, так называемые экседры. В художественном выражении последних лежал тот принцип «воздушности», который типичен для византийского зодчества и, следует полагать, возник в Передней Азии, поскольку церковь св. Виталия в Равенне приходится считать отзвуком недошедшей до нас «Золотой» церкви в Антиохии. Восточное отражение антиохийской постройки, но более примитивизиро-ванное, мы находим в Армении — церковь Звартноц в Рагаршапате близ Эчмиадзина, 640 — 666 гг. Весьма возможно, что система эта родилась ещё в античности, поскольку церковь Лаврентия в Милане считается остатком античного сооружения. См. Wullf, упом. соч., II.

Решение М реализовано в салоникской св. Софии. Св. София в Константинополе — грандиозное осуществление комбинации R. Впрочем, существует очень мало зданий, в которых затяжки (как Т на рис. 12) своим натяжением не способствовали бы устойчивости столбов, воспринимая распор сводов. Эти затяжки одновременно служат защитой против разрушительного действия землетрясений, столь частых в странах Востока. В константинопольской св. Софии эти затяжки ставились только на время, пока схватится кирпичная кладка, а затем их спиливали; но, по-видимому, опыт доказал опасность их устранения, и почти все здания позднейшего времени сохранили свои затяжки.


Глава «Византийские строительные приёмы» раздела «Христианская архитектура IV-X вв.» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)