Готические крыши: открытые стропила

Все приведенные выше примеры позаимствованы из зданий, где конструкции крыши скрыты сводами, над которыми они расположены; рис. 224—227 показывают, как изменяется стропильная система в тех случаях, когда она должна оставаться видимой.

 

Стропила с затяжками

Обычный тип является не чем иным, как воспроизведением только что описанной нами стропильной системы, но только покрытой украшениями. Рис. 224 показывает детали крыши в церкви Сен-Жан в Шалоне; все в ней, включая стропила, остается открытым, даже черепицы лежат на видимой обрешетке.

Готические крыши: открытые стропила. Стропила с затяжками
Рис. 224

В большинстве случаев стропила снизу обшиваются досками в шпунт, образуя своего рода цилиндрический свод, который возвышается над нефом. Воздушная прослойка, находящаяся между кровлей и обшивкой, защищает здание от резких колебаний температуры; это лучшее изолирующее средство. Пример N (рис. 225) позаимствован из нефа церкви в Монтье ан Дэр.

Готические крыши: открытые стропила. Стропила с затяжками
Рис. 225

 

Стропила без затяжек: деревянные своды

До сих пор мы рассматривали только такие фермы, распор которых воспринимается затяжками. Но более изящное и более подходящее для открытых ферм решение заключалось бы в том, чтобы стропила держались без помощи затяжек. Затяжка воспринимала распор стропильных ног; чтобы обойтись без нее, надо было либо воспринять распор жесткой конструкцией фермы, либо же воспользоваться сопротивлением стен. Оба приема комбинируют один с другим.

Насколько возможно, уменьшают распор, связывая части фермы между собой, а сопротивление стен воспринимает остаток сил распора. Крыша превращается, если не по виду, то по принципу уравновешивания, в настоящий свод. Наиболее замечательное применение получили стропила без затяжек в английской архитектурной школе.

Наряду с нервюрнымн сводами, в которых камень заменяется деревом, можно привести много примеров крыш (рис. 225, М), где единственным препятствием для расхождения ног являются ригель и кривые подкосы. Эти подкосы под ригелем образуют овальную дугу, распор которой чрезвычайно незначителен. Как правило, между фермами оставлены большие интервалы, и система таких подкосов применяется для поддержки прогонов, переброшенных с одной фермы на другую.
 
В соборе в Эли (рис. 226, В) ферма состоит из двух составных брусьев, подпирающих друг друга в вершине, поставленных на деревянные кронштейны, которые выступают над плоскостью стены. Крыша над залом Вестминстерского аббатства (рис. 226, А) устроена по тому же принципу: большая арка, работающая наподобие нервюры, поддерживает стропильные ноги фермы.

Готические крыши: открытые стропила. Стропила без затяжек: деревянные своды
Рис. 226 - 227

Но, чтобы уменьшить распор и придать системе жесткость, арка отделена от стропильных ног широким промежутком; это расстояние заполнено решеткой, образующей как бы жесткий деревянный остов, мало поддающийся деформации и, следовательно, почти не оказывающий распора. Пролет этой стропильной конструкции превышает 20 м.

В Англии в таких открытых фермах часто применяется треугольная решетка из пересекающихся подстропильных подкосов. Мы встречались уже с этой системой треугольной решетки во Франции еще в начальную пору готики. Она существует не только в Англии, но и в скандинавских странах; пример N (рис. 227) позаимствован из одной норвежской церкви.

Мы не будем пытаться установить, где зародилась эта система, но единообразие ее приемов указывает на общность влияний. И вероятнее всего, что создателями подобной конструкции из дерева были скандинавские народы — профессиональные моряки. 


Глава «Готические крыши. Открытые стропила» раздела «Готическая архитектура» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер