Готическая архитектура. Огюст Шуази

Романское искусство, зародившееся при первых сношениях христианского Запада с Азией, знаменует первые шаги архитектуры, прокладывающей себе путь при свете, исходившем с Востока. Отдельные попытки не согласованы, но повсюду одно и то же стремление: перекрыть церковь сводами. И, несомненно, правильным решением считают то, которое применяли римляне в своих трехнефных залах: крестовый свод, дающий возможность освещать перекрытые им нефы.

Примечание: Согласно терминологии Г. Зедльмайра — «балдахинный свод». См. «История архитектуры в избранных отрывках», М. 1935 г., изд-во ВАА, статья «Первая архитектурная система средневековья» (стр. 157 и др.). Основные новейшие работы, посвященные рассмотрению ведущих проблем готической архитектуры: Lasteyrie R., L'Architecture religieuse en France a l'epoque gothique. I—II, 1926—1927; Karlinger H., Die Kunst der Gotik, 1927; Gall E., Die Gotische Baukunst, I, 1925; Сlasen  в серии «Handb. d. Kunstwissenschaft», 1930.

Но, не имея возможности осуществлять крестовые своды по римскому образцу, т. е. монолитными бетонными, решаются строить их из камней, притесанных без особой тщательности. Однако этот несовершенный свод рискуют возводить только над малыми пролетами боковых нефов, когда же дело касается главного нефа, начинаются колебания, выполнение становится затруднительным, устойчивость — сомнительной. Прибегают к различным ухищрениям.

Прогресс, отмечающий эпоху готики, выразится главным образом в окончательном и последовательном решении двойственной задачи: выкладки крестовых сводов и достижения их устойчивости. Готическая архитектура одолеет трудности выкладки применением нервюрных сводов, а проблему устойчивости решит введением аркбутанов. И именно этими двумя новшествами готическая церковь будет отличаться от романской церкви того типа, который был создан последними архитекторами клюнийской школы. Вспомним конструкцию Везлэ; представим себе нервюры под крестовыми сводами и подпружные арки в местах, где приложен их распор, — тотчас же кладка упростится, обеспечено будет равновесие, т. е. осуществится идеал, к которому стремилось романское искусство.

История готической архитектуры — это история нервюры и аркбутана. Но, прежде чем перейти к анализу функций этих двух основных элементов новой архитектуры, необходимо рассмотреть общие приемы, которыми она пользуется.


Главы раздела «Готическая архитектура» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г. Перевод с французского, дополнения и комментарии В.Д. Блаватского, Б.П. Денике, В.В. Павлова, А.С. Стрелкова под общей редакцией проф. А.А. Сидорова.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер