Местные варианты и изменения в конструкции готических сводов
Идея свода из распалубок на нервюрах, который мы только что описали, была принята и разработана архитекторами Иль де Франса, где и сложилась эта система. Но у каждой школы были свои специальные приемы. Мы проследим видоизменения первоначального метода в разных школах; особенно подробно мы остановимся на наиболее характерных вариантах — на школах Анжу и Англии.
Конструкция школы Анжу — свод с лиернами
В течение всего средневековья в Анжу чувствуется византийское влияние, центром которого был Перигор; свод в Анжу сохраняет некоторую повышенность, напоминающую форму купола; это нервюрный купол, а приемы его выкладки объясняют наличие многочисленных нервюр, разделяющих его на части.
Обратимся к чертежу свода Иль де Франса (рис. 172). Вычертив диагональные и головные арки, их разделяют на одинаковое количество равных частей, чтобы приступить к разметке кладки заполнении свода. Получаются сферические сегменты, ширина которых изменяется от одного конца к другому. Но зодчие Анжу, находившиеся под влиянием купольных традиций, дают сегментам сводов одинаковую ширину по всей поверхности.
Рис. 172 |
Представим себе сплошной настил по нервюрам из продолговатых плит одинаковой ширины, и мы получим точное представление о способах кладки сводов в Анжу. Рис. 172 показывает нам свод в различных стадиях его выполнения по указанному способу.
Для выкладки частей свода, близких к его опорным частям, затруднений не встречается. Но так как диагональная арка намного длиннее щековой, наступает момент, когда незаполненная часть свода имеет вид звезды, как показано на чертеже В. Эта звезда закладывается рядами кладки из камней одинаковой ширины, но, как показывает чертеж С, это достигается ценою скашивания торцов, что придает шелыге свода неправильную форму. Чтобы скрыть этот недостаток, вызываемый скашиванием торцов камней, по шелыге проводят дополнительную нервюру, так называемую лиерну, расположение которой показано на чертеже А.
Среди зданий той же школы Анжу собор в Лавале имеет своды, в которых лиерна, по-видимому, предназначена для маскировки швов. В действительности, своды, приближающиеся по форме к куполам, не нуждаются в каркасе; поэтому чувствуется, что применение здесь нервюр вызвано лишь модой, является подражанием.
В Анжерском соборе нервюры сведены к таким тонким полоскам, что теряют всякое конструктивное значение. Вскоре приходят к мысли связывать их с массивом купола, что позволяет придать им еще большую легкость; так сделано в церкви Сен-Серж в Анжере (рис. 173, В).
Рис. 173 |
В это время нервюры рассматриваются как украшение: они разветвляются, и эти усложнения не имеют никакой другой причины, кроме декоративной фантазии. Принцип готического свода выработали школы Парижской области, и только они одни сохраняют безукоризненную логичность в его применении.
В районах чистой готики мы встречаем в XIII в. несколько случаев подражания этому разветвленному своду; но здесь они, по крайней мере, оправданы потребностью разбить на секторы поверхность очень большого свода. Именно с этой целью такой свод был применен на перекрестье центрального нефа и трансепта Амьенского собора (рис. 173, А).
Английские своды на пучках нервюр
Архитектура школы Анжу с ее тенденциями к разветвлению нервюр была перенесена в Англию династией Плантагенетов *, и здесь она породила школу сводчатых сооружений, заслуживающую специального изучения. Разбор ее мы заимствуем из работ Уиллиса. На рис. 174 сопоставлено несколько планов английских сводов.
Примечание: Династия английских королей XII— XIV вв., происходившая от графов французской провинции Анжу; Генрих II Плантагенет объединил под своей властью Англию и большую часть Франции; соображения династического характера определяли политику Англии и Франции эпохи столетней войны (XIV—XV вв.), оказавшей во многом катастрофическое влияние на развитие французской архитектуры.
Рис. 174 |
На чертеже А сеть нервюр почти повторяет школу Анжу. Она образована из диагональных нервюр, лиерн и промежуточных нервюр, именуемых тьерсеронами, поддерживающих лиерны в их середине.
В В и С не только увеличивается число тьерсеронов, но кроме того, основные арки конструкции связываются между собой поперечными нервюрами, или контрлиернами. Рис. 175 и 176 изображают рельеф, получающийся при этих комбинациях. Рис. 175 — капелла св. Георгия в Виндзоре; рис. 176 — колледж Королевы в Кембридже.
Рис. 175 - 176 |
Как и в анжуйском своде, распалубки выложены рядами камней одинаковой ширины. Но здесь появляется и совершенно новая практическая мысль: ради упрощения английские каменщики профилируют все нервюры при помощи одного лекала. Особенности готического свода в Англии вытекают из идеи применения единого шаблона; чертежи на рис. 177 и 178 поясняют главные комбинации, позволяющие осуществить эту идею.
Первое решение. — Предположим, что AS' (рис. 177) есть подлинная величина половины дуги диагональной арки, и рассмотрим нервюру в ее проекции АВ. Вращением вокруг точки А перемещаем точку В в В'; линия АВ' есть та часть дуги, которая соответствует нервюре АВ. Так же поступают и для остальных нервюр. Однако это решение проблемы, как оно ни естественно, не безупречно.
Рис. 177 |
Как это показывает перспективный чертеж, пучок нервюр образует вокруг вертикальной оси AZ правильный конус вращения. Лиерна LSL имеет посредине перелом, причудливое повышение. Чтобы уменьшить это повышение, кривую диагональной арки делают более пониженной, описывая ее из двух центров — О и С. Приплюснутый профиль стрельчатой арки, получивший название «арки Тюдоров», имеет именно такое происхождение.
Второе решение. — Но этим приблизительным решением проблемы строители не удовлетворялись и стремились добиться совершенно прямой лиерны, как это показывает перспективный чертеж (рис. 178, LSL). План, приведенный здесь же, позволяет проследить переход от одного решения к другому.
Рис. 178 |
Рассмотрим арку, проецирующуюся в АВ; пусть, как и раньше, AS' будет кривой, принимаемой за очертание дуги, общее для всех нервюр. Чтобы выпрямить линию лиерны, достаточно было бы путем легкого вращения вокруг центра С перевести кривую габарита из положения AS' в положение АВ". Построение, достаточно ясное на плане, позволяет определить угол В'СВ" этого вращения. Откладывая равный ему угол АСА', выделяем часть кривой А'В", соответствующую нервюре АВ. Благодаря этому очень простому исправлению лиерна превращается в прямую линию и выдерживается общность шаблонов.
Кладка пересечения нервюр. — Пересечение нервюр является единственным местом, где кладка может представить действительные осложнения. Чтобы избежать сложности этого пересечения нервюр, в месте их встречи устанавливается замковый камень, в который нервюры упираются вместо того, чтобы пересекаться.
Во всех случаях замковый камень Р (рис. 179, А) вытесывается из блока, верхняя плоскость которого, совершенно горизонтальная, служит для поверки. Такое применение стереотомии влечет за собой некоторый перерасход камня, но дает экономию в работе.
Рис. 179 |
Переход от нервюрного свода к своду на тромпах. — До сих пор свод сохранял конструкцию с распалубками и заполнением, независимыми от поддерживающей их сети нервюр: для каждой новой грани — новая нервюра.
Но из-за многочисленных разветвлений сложность сети возрастает так, что сохраняется только видимость ее. Сначала нервюры включаются в массив кладки (рис. 179, А). Затем их вовсе уничтожают, заменяя свод на пучке арок сводом на тромпах, как показывает рис. 179, В. От нервюры остается одно только воспоминание в виде скульптурной орнаментальной профилировки на поверхности. Деталь А заимствована из собора в Петерборо; В — из Виндзорского свода, общий вид которого мы приводили на рис. 175.
Деревянные своды. — Когда конструкция свода состоит из отдельных распалубок, сегменты, имеющие одинаковую ширину, могут быть выполнены как из камня, так и из досок; действительно, распалубки часто составляются из пригнанных друг к другу брусков и лежат на нервюрах из изогнутых толстых досок (Йорк).
Хронологическая последовательность английских сводов. — Разные типы свода идут один за другим в следующем хронологическом порядке.
До XV в. свод расчленяется на нервюрный скелет и на заполнения в виде распалубок или лотков.
В течение XV в. пучки нервюр принимают пышный вид, показанный на рис. 175 и 176.
Во второй половине XV в. нервюры включаются в массив свода и превращаются в чисто поверхностное украшение. Тогда появляются своды на тромпах типа В (рис. 179).
Пример, приведенный на рис. 180 (капелла Генриха VII в Вестминстере), относится к последним годам XV в. Свод осложняется воронками, не имеющими видимых точек опоры.
Рис. 180 |
Арка, пронизывающая воронку и продолжающаяся за внешней поверхностью свода, поддерживает как бы на весу замковый камень, являющийся опорой воронкообразного свода. Этот способ кладки вызывает у зрителя ощущение беспокойства; наука заменяет искусство, и в этой изысканной кладке чувствуется напряженность периода упадка.
Последние видоизменения нервюрного свода
Возвратимся к Франции. Мы прервали изложение истории свода приблизительно на середине XIII в. Начиная с этого времени, наблюдается все возрастающая тенденция к облегчению свода. В анжуйском своде, где нервюра едва ли увеличивает его прочность, она сливается с заполнением. Этот прием, позволяющий свести нервюру к почти нитеобразному украшению, нашел себе подражание в церкви Сент-Юрбен в Труа, около 1260 г. (рис. 171, N).
XIV в. — эпоха бедствий для Франции — оставил нам скудные образцы монументальных сводов; но, несмотря на редкость их применения, дальнейшее развитие конструктивных приемов продолжается.
Распространяется применение разветвляющихся нервюр, и в XV в. оно становится общим правилом; в это время почти всякий свод имеет тьерсероны и лиерны, пока они не превращаются в нервюрную сеть, украшенную свисающими замковыми камнями, как это было в Англии, правда, в ином стиле.
Один из самых любопытных образцов этих французских сводов с переплетающимися пучками нервюр представляет капелла дворца в Клюни, относящаяся к началу XVI в.; одна из самых замечательных комбинаций свисающих замковых камней находится в капелле абсиды в Сен-Жервэ и относится к тому же времени.
Глава «Местные варианты и изменения в конструкции готических сводов» раздела «Готическая архитектура» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.
Добавить комментарий