Применение опорных и воспринимающих распор систем в готических сооружениях
Рассматривая свод, мы уже говорили о применении нервюр в различных видах готического плана; нам остается сказать, каким образом приспособляются элементы опоры и воспринимающие распор средства к различным устройствам свода.
Здания в один неф
В том случае, когда неф один, массивы контрфорсов примыкают к своду непосредственно в том месте, где действует распор; в данном случае не может быть вопроса о передаче распора аркбутанами, — достаточно контрфорсов. Но надо заметить, что массы, используемые как контрфорсы, всегда располагаются за пределами стен; средневековье выносит контрфорсы всегда наружу, тогда как античная архитектура и византийское искусство помещали их внутри здания.
Здания в несколько нефов
Своды из шести распалубок. — Когда центральный неф перекрыт шестичастными сводами (рис. 206—209), на опорные столбы приходится поочередно то по три нервюры, то но одной: на столб А опираются три пяты, на В — только одна. Готические архитекторы в своих комбинациях сопротивления распору придают очень большое значение этому различию в давлении.
Рис. 206 |
В Бурже (рис. 206) опорные столбы имеют очень различное сечение в зависимости от того, несут ли они три пяты или одну: столбы А значительно толще, чем промежуточные столбы В.
Рис. 207 - 208 |
В Сансе (рис. 207) промежуточные столбы В сведены к двум парным тонким колонкам.
В Лаоне (рис. 208) в двух пролетах нефа у подножия опорных столбов А, несущих три пяты, для подкрепления поставлены небольшие колонки.
В соборе Парижской Богоматери (рис. 209) разработка конструкции пошла еще дальше.
Рис. 209 |
Рис. 210 |
Мы уже говорили, что здесь первоначальные аркбутаны имели два пролета с точкой опоры на колоннах Т боковых нефов. Архитектор понял, что в силу направления распора сводов по наклонной линии распор будет производить меньшее давление на столбы А центрального нефа, чем на колонны Т боковых нефов; поэтому он укрепил колонны Т, которые через одну окружены монолитными колонками из камня вертикальной слоистости, придающими им жесткость.
Если опорные столбы представляют такое разнообразие, то еще большее разнообразие должно существовать в контрфорсах: контрфорсы С, соответствующие трем нервюрам, должны были иметь большую сопротивляемость, а это приводило к увеличению их сечений.
В соборе в Нуайоне, поскольку можно судить после произведенных перестроек, существовало это различие в контрфорсах. Весьма вероятно, что и в соборе Парижской Богоматери сильно выступающие контрфорсы С чередовались с контрфорсами D, менее выступающими. Когда устанавливались капеллы, идущие вдоль нефа, эти последние контрфорсы были уравнены с первыми, но два из них, самые близкие к главному фасаду, сохраняют еще следы первоначального устройства.
Продолговатые секции. — В течение XIII в. шестичастный свод выходит из употребления, и вместо него вводится четырехчастный продолговатый свод (рис. 210). С этих пор каждый столб А несет пяты трех нервюр; распор в каждой секции одинаков, и вид контрфорсов должен быть однообразным. Таковы нефы Амьенского собора, Рейм-ского собора и т. д.
Пересечение нефов и абсида
Деталь, приведенная на рис. 211, показывает, какие приемы применялись для поддержки повышенного свода, образующего в некоторых церквах фонарь над хором. Этот пример позаимствован из церкви в Брэне. На рис. 212 показано применение системы аркбутанов на пересечении нефов.
Рис. 211 |
Рис. 212 |
В церквах XII в. (чертеж Р, трансепт собора Парижской Богоматери) аркбутаны применяются только для центрального нефа; устойчивость поперечного нефа обеспечена сравнительно плохо. Только в XIII в. было найдено решение А (Амьен), состоящее в том, что своды обоих нефов поддерживаются перекрещивающимися аркбутанами.
Наконец, рис. 213 дает представление о том, как разветвляются аркбутаны, чтобы приспособиться к радиальному плану абсиды с двойной кольцевой галереей; чертеж Р воспроизводит первоначальный план собора Парижской Богоматери, М— план собора в Мане.
Рис. 213 |
Как мы видим, аркбутан так же хорошо, как и нервюра, согласуется с разложением усилий распора и передачей его контрфорсами по свободному выбору архитектора. Такова с точки зрения статики конструкция грандиозных готических сооружений: основными элементами статической схемы являются нервюры, позволяющие направлять силы распора в аркбутаны, дающие возможность передавать распор на расстояние. Благодаря этим двум вспомогательным элементам, архитектор свободно управляется с распором, создаваемым сводами; освобождаясь от всех инертных масс, он сводит конструкцию здания только к рабочим частям. Не имея в своем распоряжении крупных средств, он возмещает их недостаток рациональными конструктивными приемами.
Готическая архитектура — архитектура общества, располагающего ограниченными ресурсами, но умудряющегося создавать грандиозные сооружения; в противоположность римскому искусству, готическое целиком основано на изобретательности. Можно пожалеть о том, что организм готического сооружения, так искусно разработанный, в то же время так сложен, и особенно о том, что такой существенный элемент, как аркбутан, предоставлен разрушающим силам природы; но этой ценой было куплено равновесие здания.
Сооружения средневековья чрезвычайно хрупки по сравнению с античными памятниками, но зато какая в них смелость, неведомая античности! Стройные, устремленные вверх формы придают готическим соборам совершенно особый характер, а статическое решение, сделавшее возможным их осуществление, было одним из наиболее плодотворных, которые когда-либо осуществлялись в архитектуре.
Глава «Применение опорных и воспринимающих распор систем в готических сооружениях» раздела «Готическая архитектура» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.
Добавить комментарий