Предисловие к «Истории архитектуры» Огюста Шуази

Из предисловия к 1-му изданию

Огюст Шуази «История архитектуры»Огюст Шуази (1841 - 1909) — имя, хорошо известное архитекторам и строителям. Французский инженер путей сообщения, бывший адъюнкт-профессор в École nationale des ponts et chaussées (школа дорожного строительства), Шуази значительную часть своей жизни посвятил изучению и преподаванию архитектуры. Один из важнейших литературных трудов его, «История архитектуры», вышел в свет в Париже в 1899г. Первый русский перевод, выполненный архитектором Н.С. Курдюковым, появился в 1910 г. и сейчас представляет собой почти библиографическую редкость.

Для научной книги особенно чувствительна его давность. Поэтому следует объяснить те мотивы, по которым труд Шуази переиздается в наше время, когда по-новому поставлены вопросы критического освоения культурного наследства в эпоху роста социалистической архитектуры.

Книга Шуази, послужившая в течение последних десятилетий одним из основных пособий для архитектурного образования, имеет установившуюся репутацию. Другие книги по истории архитектуры, из которых одни содержат более богатый справочный материал, более свежие и точные сведения, другие полнее освещают художественную сторону вопроса, не повторили, однако, достоинств книги Шуази, образцовой по ясности и четкости изложения конструктивной стороны дела.

В сущности, книга Шуази дает не историю архитектуры как искусства, имеющего, помимо прочего, свои специфические, художественные задачи, разрешающего проблемы пространства, ритма, пропорций, а вернее — умно и внимательно написанную историю архитектурной техники, строительного дела, сочетая ее с широким охватом всех известных времени автора памятников. Достоинство труда в том, что он всегда основан на непосредственном личном наблюдении и изучении. Автором была проведена колоссальная работа по обследованию памятников на местах, по внимательному учету всех приемов строительной техники прошлого. Во многом Шуази впервые вскрыл технические секреты классической архитектуры, причем его наблюдательность оказывалась на высоте и там, где приходилось ставить более общие вопросы комплексного изучения архитектуры таких знаменитых историко-художественных ансамблей, как афинский Акрополь.

Шуази — прекрасный представитель добросовестного предметного знания древней архитектуры; он добросовестно и с большим умением собирал, изучал, анализировал и описывал факты истории архитектуры. Но эти факты он рассматривал изолированно от создавших их условий, от общего процесса развития материальной и духовной культуры соответствующих периодов истории общества. Его техницизм часто сводился к «наблюдательству», не желающему или не могущему дать объяснение там, где оно необходимо для полного осознания особенностей архитектуры прошлого. Но, оставаясь полностью в рамках технического объективизма, Шуази избежал тех упрощенческих ошибок, которых много, например, в учитывающей социологические моменты истории известной книге Флетчеров. Книга Шуази просто дает материал по истории архитектуры; она не претендует ни на социологическое объяснение архитектуры прошлого, ни даже на учет тех сторон ее, которые вводят историю архитектуры в орбиту общей истории искусств. В ней нет характеристик великих художников-строителей. Эта задача, разрешаемая в ряде других трудов, стояла вне круга его интересов, и если в первом томе этот пробел не так чувствуется, то во втором он ясно указывает пределы достижений книги, остающейся до конца технологической.

Поэтому, повторяем, «История архитектуры» Шуази не есть полная история этого предмета. От истории мы требуем научного, конкретного и систематического изложения хода развития архитектуры, не как изолированного явления, а как органической части материальной и духовной культуры в их социальной обусловленности. История, — наша, марксистская история, — давая богатый и достоверный материал, должна раскрыть движущие силы исторических процессов, показать их внутреннюю противоречивость, суметь выделить прогрессивное, ведущее и основное в общем процессе и дать оценку. Всего этого в труде Шуази нет, и этого от него ожидать нельзя. Поэтому данную книгу мы должны рассматривать только, как богатый материал к истории архитектуры. В этом смысле мы можем ею пользоваться.

Разумеется, книга Шуази во многом перестала нас удовлетворять и на ее чисто предметной платформе. Многое стало несравненно лучше известным в наши дни. Открытия Дёрпфельда на следах Шлиманских раскопок, работы Эванса на Крите, современных американских археологов в Палестине и Месопотамии — в корне меняют наше представление об архитектуре Эгейского моря и передней Азии более ранних (но часто и более поздних) эпох, чем те, о которых пишет Шуази.

При всем том, последний баланс оказывается в пользу добросовестных и глубоких технических знаний Шуази. Простая перепечатка перевода 1910 г. представлялась нежелательной, так как перевод этот не свободен от очень крупных исторических и терминологических неточностей. Все же в некоторых (весьма немногих) местах новый перевод сохранил формулировки Н.С. Курдюкова. Все еще недостаточная точность научно-художественной терминологии, в частности терминологии историко-архитектурной, затрудняла редакцию  в продолжение всей работы.

В переводе 1-го тома Шуази принимали участие: Н.Н. Бритова, А.И. Венедиктов, Н.М. Лосева, Л.И. Некрасова, К.С. Павлова и А.В. Снежинская.

Январь 1935 г.


Предисловие ко 2-му изданию

Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899«История архитектуры» является капитальным, но вовсе не важнейшим литературным трудом Шуази. Это чрезвычайно обстоятельная сводка тех исследований по истории архитектуры, которые были выполнены в течение XIX столетия рядом крупных ученых, в том числе и самим автором. Важнейшими литературными трудами Шуази являются его книги, содержащие изложение его собственных изысканий. Это: "L'art de bâtir chez les Romains" (1873г.), "L'art de bâtir chez les Byzantins" (1883г.), "Etudes epigraphiques sur l'architecture grecque" (1884г.), "Vitruve" (1909г.). Здесь на основании первоисточников — памятников и документов — Шуази дает яркую картину архитектурного творчества данной эпохи, портреты мастеров, характеристики как строительных приемов, так и художественных образов. По этим работам, а не по настоящему двухтомнику можно и нужно судить о Шуази, как об историке архитектуры.

«История архитектуры» вовсе не является, как это представляется некоторым, только историей архитектурной техники. Автор характеризует не только строительные приемы и конструкции, но и решение проблемы пространства, ритма, пропорций. Больше того, Шуази вопреки установившемуся мнению как раз претендует на «социологическое объяснение архитектуры прошлого» и пытается довольно последовательно провести его через весь двухтомник, вынося за скобки в виде специальных глав. Но, конечно, было бы большой ошибкой думать, что Шуази хоть сколько-нибудь приближается к марксистскому методу. Его попытки материалистически объяснить историю архитектуры в основном, конечно, обусловлены его специальностью - практической трезвостью инженера. Это простое описание, так сказать, практической стороны архитектурного творчества эпохи. Шуази чуждо понимание роли классовой борьбы в развитии общества и действительного места архитектуры как искусства в этой классовой борьбе.

В 1-м издании нового перевода «Истории архитектуры» Шуази, вышедшем в 1935 г., помимо ряда терминологических неточностей и ошибок, были допущены некоторые сокращения. Так, почти полностью была опущена 1-я глава — «Доисторическая архитектура», целиком были опущены главы 7-я — «Архитектура Нового Света», 8-я —  «Западная ветвь первобытных архитектур» (хетты, Финикия, Иудея) и 9-я — «Доэллинская архитектура бронзовой эпохи». Кроме того, в других главах были опущены отдельные фразы, абзацы и разделы. В настоящем издании все эти пропуски восстановлены, и перевод полностью воспроизводит французский оригинал; кроме того, выправлены терминологические неточности и ошибки.

В связи с тем, что открытия последних десятилетий коренным образом изменили воззрения на архитектуру доисторической эпохи, на архитектуру Америки, на архитектуру хеттов, на архитектуру Пафлагонии, Фригии, Ликии, на архитектуру крито-микенскую (вследствие чего соответствующие главы и были выпущены в 1-м издании), в приложении даны статьи, излагающие указанные разделы с точки зрения современной науки.


Главы «Из предисловия к 1-му изданию», «Предисловие ко 2-му изданию» книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

поддержать Totalarch

Комментарии

Толковая книга

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер