Местные школы римской архитектуры
Уже неоднократно говорилось о разнообразии проявления римского искусства и его приемов в зависимости от местности, по которой его изучают. Римское зодчество не представляло собой единого искусства, почти так же, как и империя не представляла собой единой нации. Как Римская империя — только соединение автономных провинций, так и римская архитектура — собрание различных видов зодчества, на которые центральной властью наложен отпечаток общей тенденции, но которые, однако, сохраняют до конца свою природную индивидуальность.
В искусстве, как и в римской цивилизации вообще, отмечаются два главных направления: римский Запад и греческий Восток. Адриатика делит империю надвое, и искусство перерождается при переходе с одного берега на другой. Мы видим на Западе, в Италии, Испании и даже Африке кладку из мелкого камня на растворе, покрытую наружной облицовкой. На Востоке же, в самой Греции и азиатских провинциях,— декоративную обработку самого тела сооружений, т. е. непосредственное наследие архитектуры эллинов.
В то время, как римский Запад применял в сооружениях из тесаного камня только кладку насухо, в Азии, и еще больше в римской Африке, допускается кладка из тесаного камня на растворе.
Витрувий отмечает, что бутовая кладка является характерной особенностью римской архитектуры, отличавшей ее от греческой. Римские массивы на растворе изредка встречаются на Востоке в некоторых прибрежных городах, ставших римскими. Если же проникнуть в глубь Малой Азии и сравнить бани Гиерополиса с одновременно построенными термами Каракаллы, то сразу обнаружится разница в структуре и орнаментации. С одной стороны — бутовая кладка, одетая облицовкой, с другой стороны — сооружение из тесаного камня. Колонна служит только придатком римского здания, но сохраняет свое конструктивное значение на Востоке. Большие залы перекрыты в Риме сводами, в Азии — потолками. Пропилеи афинской агоры имеют неправильности, недопустимые для эпохи расцвета, но в них нет ни одной детали, чуждой эллинской традиции. В Сирии мы видим архитектурные памятники Гаурана и Леджаха, странный контраст которых с римским западным зодчеством мы уже отметили. Если мысленно сопоставить заиорданские дома Сирии, с плитами, лежащими на арках, и сводчатые здания Рима, то трудно будет поверить, что оба эти вида зодчества существовали одновременно: мы чувствуем себя перенесенными в совершенно иной мир.
Рассмотрим главные школы, между которыми распределяется римское декоративное искусство.
В Греции мы имеем вплоть до эпохи Августа хотя и выродившиеся, но чисто греческие классические формы.
Стиль Айзани и Анкиры напоминает скорее македонскую эпоху, чем современное ему искусство Запада.
Каменистая Аравия сохранила свой особый стиль: ее фантастические сооружения (рисунок 357) являются как бы материальным воплощением неосуществимых замыслов помпейской живописи. Влияние школы Петры простирается вплоть до римской Иудеи (так называемая гробница Авессалома).
Рис. 357 |
Рис. 358 |
Стиль египетской школы, может быть, наиболее резко отличается от официальной школы Рима. В то время как в Риме уже строят коринфские храмы, в Египте еще воздвигают колоннады, полностью в стиле эпохи Птолемеев (Эснэ, Филэ, Дендера).
Одна из этих местных школ — галльская — представляет особый интерес для французского искусства. Она не является римской школой: вместо величавости мы видим здесь нарядность, которая снова появится в эпоху Ренессанса, у потомков галло-римских зодчих.
Дорийская колонна с капителью, очерченной гуськом (рисунок 358, А), получила всеобщее распространение только во Франции.
Сравним с римской капителью те очаровательные зачаточные формы капителей, которые сохранились в Жуарской крипте В. Независимо от принципа аркады на колоннах, о которых они свидетельствуют, они имеют определенно индивидуальный характер и свой особый отпечаток.
Римская школа Галлии не придерживается ни однообразия, ни готовой формулы. Стволы колонн храма в Шамплие целиком покрыты скульптурой, причем этот скульптурный орнамент никогда не повторяется на двух колоннах.
Рис. 359 |
Гробница в Сен-Реми (рисунок 359, R), совершенно римская в деталях, напоминает по своим общим формам свободную концепцию какого-нибудь Пьера Леско или Филибера Делорма.
Дворец Тюлель в Бордо, известный нам по иллюстрациям старинного издания Авсония, отличался еще более вольным применением различных ордеров. Ордер храма в Ниме (рисунок 359, N) — настоящая колоннада эпохи Ренессанса.
Глава «Местные школы римской архитектуры» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.
Добавить комментарий