Планы романских церквей

Во время нашествий, положивших конец Римской империи, монастыри оставались единственными убежищами цивилизации, и поэтому большие романские церкви были воздвигнуты под покровом и для нужд монастырей. Они строились во время войн, хроника которых пестрит упоминания­ми о пожарах старых базилик; реконструируя их, стремились оградить их от этого рода бедствий и в то же время приспособить к потребностям монастыря. Отсюда черты, которые отличают их от первых базилик: с конструктивной стороны — это здания, поскольку возможно огнестойкие, по плану — это здания, приспособленные для монастырской жизни.

На рис. 127 мы объединили три плана, заимствованные из эпохи наивысшего расцвета романского искусства: С — церковь в Клюни,  самое великолепное из романских сооружений; В — Сен-Бенуа на Луаре, Р — Пара ле Мониаль.

Примечание: Церковь аббатства Клюни была начата в 1089 г., хоровая часть была закончена в 1095 г., вся же постройка в целом была завершена лет через 30 после закладки. Но в 1125 г. рухнул неф; к 1130 г. все было восстановлено, и 22 октября церковь была освящена папой Иннокентием II.

Постройка принадлежит к бургундской архитектурной школе. Аббатство находится в департаменте Соны и Луары, в районе г. Лиона, было   I основано в 910 г. герцогом Аквитанским Вильгельмом I и являлось центром монашеского ордена бенедиктинцев.

Церковь Сен-Бенуа на Луаре находится в бывших владениях французского короля (департамент Луары) и была выстроена по приказанию короля Роберта II архитектором Умбертусом; в 1026 г. церковь сгорела и была возобновлена.

Церковь Парэ ле Мониаль (департамент Соны и Луары) — первой половины XII в., по-видимому — второй четверти. Принадлежит к бургундской архитектурной школе.

Планы романских церквей: С — церковь в Клюни; В — Сен-Бенуа на Луаре, Р — Пара ле Мониаль
Рис. 127 
Планы романских церквей: План Сен-Галленского монастыря
Рис. 128

Эти различные планы воспроизводят в основном форму латинской базилики. Их отличительные черты сводятся к следующему:

Увеличение хора. — Хор, т. е. пространство, предназначенное для клира, занимал в епископской церкви очень ограниченное пространство; в монастырской церкви он принимает необычные до тех пор размеры.

Обычно (Р) довольствуются удлинением поперечных нефов; в очень больших аббатствах (В и С) делают два таких нефа, и это расположение, очевидно, соответствует идее иерархического разделения между различными категориями монахов, составляющих население монастыря.

Появление обхода алтаря. — В базиликах ранней эпохи боковые нефы никогда не продолжаются вокруг алтаря: латинский и византийский планы не имеют обхода. План без обхода утвердился в Италии, где господствовали латинские традиции, на Рейне, где царило византийское влияние, и в Нормандии, архитектура которой родственна рейнской и итальянской. В Бургундии же и на юге Франции план осложняется круговой галереей, опоясывающей алтарь. Это новшество вводится, так сказать, само по себе.

В первых церквах имелся престол над криптой, содержавшей останки какого-нибудь святого. В романскую эпоху культ святых разрастается, и, независимо от главного алтаря, воздвигаемого на крипте, в церкви появляется серия второстепенных капелл, к которым надо открыть доступ. Эти капеллы, естественно, располагаются вокруг святилища, а обход представляет собою не что иное, как проход, ведущий в капеллы и служащий местом для процессий паломников. Один из боковых нефов предназначается для движения процессии к святилищу, второй — для обратного движения; обход связывает оба эти потока. Для полного разделения обоих людских потоков каждый боковой неф имеет свою дверь; в тех же случаях, когда в церкви только одна дверь, она разделяется на два рядом расположенных проема — вход и выход.

В крипте наблюдается то же расположение, мотивированное тем же стремлением к порядку. Обход необходим для таких святилищ, куда стекаются многочисленные процессии пилигримов. Церковь Сен-Мартэн в Туре, одно из самых прославленных мест паломничества, была первой постройкой с обходом алтаря.

Варианты плана. — Этот общий для разных архитектурных школ план имеет различные варианты. Так, мы уже говорили, что в архитектурных школах Италии и Нормандии нефы просто заканчиваются абсидами. Рейнская школа допускает по абсиде на каждом конце только центрального нефа (Майнц, Вормс, Бамберг), а в церкви св. Марии на Капитолии в Кёльне не только центральный неф, но и пересекающий его имеют с двух концов завершение в виде абсиды.

Затем идут планы, отходящие от формы базилики и приближающиеся к типу церквей с центральным святилищем; древняя церковь Сен-Бенинь в Дижоне, церковь в Нёви построены по круглому плану и являются, по-видимому, подражанием ротонде храма св. Гроба.

План Сен-Галленского монастыря. — Для уточнения приведенного обзора воспользуемся планом IX в., взятым из архивов Сен-Галленского аббатства. На рис. 128 мы воспроизводим основные указания рукописи, дополняя их чертежом разреза, который, по-видимому, определяется планом. Церковь, в соответствии с рейнским типом, ограничивается на каждом конце большой абсидой с хором; центрам обеих абсид соответствуют алтари, посвященные Петру и Павлу.

Примечание: Сен-Галленский монастырь (L'abbaye de St. Gall) основан около 700 г. В X в. около монастыря вырос город, жители которого вступили с монастырем в борьбу за свою независимость, приобретенную ими полностью лишь в XVII в. Теперь город находится в пределах Швейцарии.

Первоначальный проект Сен-Галленского аббатства не был осуществлен; этот проект приписывается Эрингарду, известному автору хроник и строителю времен Карла Великого; под его руководством была выстроена Аахенская колонна, он же около 820 г., возможно, исполнил план-проект указанного аббатства. Сам Эрингард был настоятелем аббатства Фонтенелль. Полностью план воспроизведен у Lasteyrie, упом. соч., стр. 141, и еще лучше у Otte, упом. соч., стр. 92.

Над криптой, в которой покоятся останки патрона монастыря, возвышается главный престол во имя этого патрона и Мадонны. Два других престола, находящиеся на ступенях, ведущих к святилищу, посвящены основателям монашеских орденов. Наконец, остальные престолы расположены вдоль боковых нефов.

В центральном хоре амвон, или трибуна, А служит местом для проповедей; по сторонам его — две кафедры Е для чтения посланий и евангелия. Купель F, прежде помещавшаяся в отдельном баптистерии, теперь расположена при входе в неф. Два зала В и V примыкают к святилищу и, по древнему обычаю, служат для хранения в них священных книг и сосудов.

Весь трансепт и значительная часть центрального нефа отведены для монахов, и невольно вызывает удивление, какое ограниченное пространство оставлено для массы верующих. Кажется, что для них церковь была лишь целью паломничества и что они только проходили через нее. Двор в форме подковы (Н), обнесенный портиками, служил им местом ожидания; процессия проникала через один из боковых входов, следовала по узкому проходу вдоль капелл в боковом нефе, спускалась вниз, обходила крипту и выходила через второй боковой неф.

Перед церковью находились две сторожевые башни Т; на вершине их находились престолы, посвященные архангелам. Отметим отсутствие обхода; он становится обязательным только к XI в. и позволяет поместить вокруг престола капеллы, которыми в церкви Сен-Галленского аббатства еще загромождаются нефы.


Глава «Романские церкви. План» раздела «Романская архитектура» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер