Пропорции и масштаб. Эффекты перспективы в романской архитектуре

Существовали ли у романских архитекторов определенные методы для построения пропорций зданий, и каковы были эти методы? В данном случае ответить на этот вопрос значительно труднее, чем это было в отношении античного искусства.

У греков техническое исполнение было, можно сказать, совершенно точным, и по развалинам можно почти всегда безошибочно восстановить расчеты проекта; в романском же искусстве выполнение часто бывает достаточно грубым, так что такое восстановление становится недостоверным. В греческих зданиях камень пригонялся насухо; в средние века нельзя игнорировать толщину слоя раствора, а она совершенно не поддается точному измерению.

Другое осложнение связано с самым принципом постройки без отески камня в самой кладке: шло ли дело о базе, капители колонны или о карнизе, каждый декоративный элемент умещался в одном слое кладки, а для того, чтобы весь материал мог быть использован без отходов, надо, в зависимости от слоев, изменять типовой профиль.

Допустим теоретически самое простое построение, но и здесь, под влиянием двух привходящих моментов — толщины слоев раствора и неодинаковой высоты рядов кладки, расчеты высоты окажутся настолько осложненными, что первоначальный план не сможет быть разгадан достаточно уверенно и четко. У греков модульный закон осложнялся лишь числовыми поправками; здесь же появляются два новых обстоятельства, запутывающих расчеты: толщина раствора и применение рядов разной высоты.

К счастью, эти факторы, вносящие путаницу, имеют значение только для расчетов по высоте; в отношении же горизонтальных размеров, например пролетов нефов, рас­стояний между устоями поперечных сечений главных элементов здания, нет никаких оснований для неясностей или ошибок.

Все эти размеры исчисляются в простых числах футов и дюймов. Идея общей меры сводится, в сущности, к идее регулирования пропорций общим модулем. В подтверждение этого положения сошлемся на подлинный пример и приведем размеры плана церкви Сен-Галленского монастыря: длина ее 200 футов, общая ширина 60 футов, пролет боковых нефов 20 футов. Трудно найти более четкий расчет и более простые соотношения величин.

Рассчитывая все размеры по одной числовой единице, средневековые архитекторы только продолжали следовать методу, восходящему к глубочайшей древности. Но идея, руководящая применением этого метода, носит у них совершенно иной характер.

Классическому искусству была знакома только абстрактная гармония,  основанная всецело  на отношениях;  искусство подчеркивать размеры, т. е. принцип масштаба, как правильно заметил Лассю, принадлежит средневековью.

Посмотрите на изображение греческого храма: ничто не указывает на размеры здания, ничто в его структуре не дает указаний на тот, а не иной масштаб. Если храм строится на­половину меньшего размера, то карниз, фриз, архитрав также уменьшаются наполовину; так же поступают и с капителями, базами и даже с пролетами и ступенями нижней части здания. Ни кладка, ни назначение различных частей здания не выявляют его действительных размеров. Величина здания не может быть определена глазом, воспринимаются только пропорции.

Эффект перспективы в романской архитектуре. Церковь в Живрэ
Рис. 126

В архитектуре средневековья получается как раз обратное. Высота рядов кладки, которой подчинена вся орнаментальная часть, повсюду выступает ясно для глаза, как единица измерения. Ширина любой тяги есть одновременно и ширина слоя кладки; капитель всегда обозначает высоту или одного или двух явно различимых слоев кладки.

Повсюду слои кладки или элементы орнамента являются меркой, напоминающей о действительных размерах здания, везде как бы начертан масштаб его. Античное искусство придавало значение исключительно соотношению величин; средневековье же, не отступая от простых соотношений, создающих впечатление гармоничности, учитывает самую величину, и в этом, может быть, больше, чем в материальных приемах, заключается глубокое различие между той и другой архитектурой.

Но романские архитекторы не довольствуются тем, что остроумными приемами подчеркивают действительную величину, — они стараются создать преувеличенное впечатление размеров. Так, в Сен-Трофиме пролеты арок нефа уменьшаются по мере их удаления в глубь церкви. В Живрэ (рис. 126) арки по мере удаления уменьшаются не только в ширину, но и в высоту.

При этом здесь нельзя думать о небрежном исполнении, так как постепенное понижение высоты подчеркивается постепенным опусканием карниза. Такое же понижение встречаем мы и в Пайерне и т. д. Создаваемая этим приемом иллюзия преднамеренна, и мы ограничимся здесь указанием на эту идею, а с преемственностью и развитием ее мы встретимся в готическом искусстве.


Глава «Пропорции и масштаб. Эффекты перспективы» раздела «Романская архитектура» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер