Внешний вид романских церквей
Внешнее расположение и форма масс самым четким образом обнаруживают конструкцию и план романских церквей. Извне можно предугадать все: пересечение двух главных нефов, деление боковых нефов на этажи, расположение капелл.
На рис. 157 показано расположение масс церкви клюнийской школы, на рис. 158 — овернской. Рассмотрим главные элементы этого внешнего вида, а также пристройки, составляющие окружение церкви.
Рис. 157 | Рис. 158 |
Колокольня. — Бросающимся в глаза элементом внешней композиции является колокольня, силуэт которой уже издали оповещает о здании. На основании немногих сохранившихся сведений о базиликах меровингов в Туре и Нарбонне мы можем допустить, что в церквах Галлии, начиная с V в., центральная секция была увенчана квадратной башней, покрытой деревянной крышей в виде щипца; только в VIII в. эта квадратная башня превращается в клетку для колоколов.
К IX в., в частности в провинциях, которым угрожали норманны, колокольня исполняет роль оборонительной башни, а начиная с XI в. она приобретает характер феодального символа: это сторожевая башня церкви или монастыря.
Нередко, в особенности в Италии, колокольня отделена от остального здания. Нормандская школа допускает, независимо от центральной башни, еще башни в обоих углах главного фасада и над первыми секциями святилища (Сент-Этьен в Кане). Так размещенные, колокольни играют роль опоры для сводов боковых нефов.
Колокола, по-видимому, были небольших размеров; в сводах не заметно никаких отверстий для подъема их, и очевидно, они были настолько легки, что впоследствии их можно было поднимать наверх через проемы башни. Размещались они в простых нишах или же подвешивались на консолях, вделанных в каменную кладку (рис. 159, В).
Рис. 159 |
В построении секции церкви доминирующее значение имеют требования устойчивости; в расположении колокольни, наоборот, главную роль играет декоративная сторона. Поэтому колокольни имеют весьма разнообразный вид.
До IX в. колокольни имели, по-видимому, вид круглых башен, как, например, колокольня церкви св. Аполлинария в Равенне, или колокольни, указанные в плане Сен-Галленского аббатства. В романскую эпоху колокольня уже четырехугольная; типы ее перекрытия показаны на рис. 159.
Только архитектурные школы Перигора, Сентонжа и Оверни завершают колокольни каменной главой, имевшей вид купола с весьма повышенным стрельчатым очертанием (рис. 159, G). Тулузская школа охотно заменяет башню простой звонницей с проемами, где и помещаются колокола (рис. 159, G).
Повсюду в других местах колокольня покрыта деревянной крышей, и формы этой крыши в разных провинциях имеют следующие особенности:
Прованс, Италия и Испания довольствуются шатровой крышей (А), установленной на столбиках, причем интервалы между ними служат в то же время слуховыми проемами, через которые передается звон. В Шампани эта шатровая крыша заменяется двускатной кровлей (В), в Нормандии — квадратной пирамидальной (D).
Рейнские школы проявляют особую склонность к комбинации, изображенной на чертеже Е; это четырехгранная пирамида, сопряженная под углом 45° с квадратной башней. Форма щипцов определяется пересечением сторон пирамиды и башни.
Наконец, мы уже указывали на общий вид колоколен, которые в школах Оверни и Клюни возвышаются над пересечением нефов; на рис. 160, С и F показана их композиция.
Рис. 160 |
Нартекс. — Подобно латинским и византийским церквам, почти все аббатства романского стиля имеют перед входом вестибюль, или нартекс. Первоначально нартекс предназначался для кающихся или новообращенных; в романских же церквах нартекс, по-видимому, скорее служил залом ожидания, где пилигримы ждали своей очереди для входа в церковь, а быть может, и судебным залом, где аббаты отправляли правосудие.
Нартекс в Клюни являлся сам по себе большой церковью; нартекс в Везлэ, переделанный к концу XII в., почти не сохранил следов своего первоначального устройства. В Турню и в Парэ ле Мониаль нартекс был двухэтажным. В Сен-Бенуа на Луаре верхний этаж представлял собой покрытую террасу, открывающуюся наружу во все стороны; быть может, там происходили какие-нибудь церемонии, подробности которых нам неизвестны, вроде, например, папского благословения из ложи собора св. Петра.
В эпоху готики нартекс останется лишь как воспоминание о прежнем типе постройки или в качестве исключительного случая. В некоторых романских церквах нартекс представляет собою только открытый портик, как, например, в соборе в Пюи. К зданию, расположенному на крутой возвышенности, ведет просторная лестница, перекрытая широким сводом, который образует над лестницей портик и в то же время служит опорой для первых секций нефа.
Этот прекрасный прием был вынужденным, он не входил в первоначальный проект здания: вначале церковь доходила лишь до спуска холма, позднее возникло желание продолжить неф над этим спуском, ввиду чего лестница была покрыта сводом. Так образовался этот портик — самый оригинальный и импозантный из созданных романским искусством.
Баптистерий. — Баптистерий, который в латинской и византийской архитектуре всегда был отделен от церкви, сохранил свою обособленность в одной только Италии. В Пуатье сохранился баптистерий, являющийся одним из самых ранних зданий христианской архитектуры в Галлии. План Сен-Галленского аббатства показывает, что, начиная с IX в., баптистерий был перенесен в самую церковь.
Отсутствие ризниц. — Мы не знаем ни одной романской церкви, которая имела бы «сакристию». По всей видимости, романская эпоха сохраняла традицию, которая упрочилась в греческом ритуале: использовать для приготовления к обряду две маленькие абсиды, расположенные направо и налево от главной.
Крытая галерея (клуатр). — Клуатр романских церквей напоминает передний двор древних базилик, но здесь он предназначается для лиц духовного звания, и рядом с ним находится монументальный зал для заседаний духовного капитула. Ввиду этого клуатр располагался на одной из боковых сторон здания, вдали от потока светских посетителей (Пюи и др.).
До XII в. клуатр почти всегда покрывался простой деревянной кровлей (например в Муассаке). В качестве наиболее ранних клуатров со сводами можно указать клуатры в Пюи и в Турню, детали которых показаны на рис. 132. Тот и другой перекрыты крестовыми сводами. Клуатры же в Провансе по большей части перекрыты ползучими сводами, на которые уложена черепица (Сен-Трофим, Монмажур). Клуатры считались столь же неприкосновенными, как и самые церкви, и поэтому служили убежищем.
Гробницы. — В романскую эпоху встречается мало случаев погребения в самой церкви; помимо кладбищ, обычными местами для погребения были нартекс и клуатры; по форме своей гробница была саркофагом, иногда на колонках, или же простой плитой.
Глава «Внешний вид романских церквей» раздела «Романская архитектура» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.
Добавить комментарий