Классификация романских церквей по школам

При рассмотрении зданий романской архитектуры, мы обнаружили значительное разнообразие в их планах, внешнем виде и  конструкции,  благодаря чему романское искусство четко разграничивается по отдельным архитектурным школам. Теперь, сопоставив особенности всех этих архитектурных школ, мы постараемся уточнить сферу влияния каждой ИЗ них. Карта (рис. 161) поможет нам проследить их разветвления.

Происхождение и влияния архитектурных школ романской архитектуры
 Рис. 161. Происхождение и влияния архитектурных школ романской архитектуры

Нормандия. — Церковь не имеет обходной галереи вокруг хора; центральный неф перекрыт простой стропильной крышей. Секция над пересечением нефов повышена фонарем. Колокольня — в виде четырехугольной пирамиды, освещенной слуховыми окнами на половине ее высоты.

Характерные детали: применение исключительно полуциркульной арки; обслуживающая галерея непосредственно под окнами главного нефа; декоративная аркатура из небольших сплетенных арочек, расположенная под наружным карнизом; капители, часто скопированные с византийских, — кубической формы; скудная моденатура. Скульптурные украшения — геометрических очертаний: зигзаги, валики, плоские кружки; иногда мотивы, заимствованные из басонных плетений Востока.

Эпоха расцвета этой школы — царствование Вильгельма Завоевателя, около 1160 г. Наиболее значительные памятники в пределах самой Нормандии: два аббатства в Кане, Жюмьеж, Бошервиль, Серкиньи, Серизи; влияние этой школы простирается до Мана.

В Сицилию и Калабрию нормандская архитектура проникает в эпоху вторжения норманнов, и ее воздействие чувствуется в Чефалу, в Салерно. Но подлинного расцвета эта архитектура достигает в Англии, где она появляется вместе с войсками Вильгельма Завоевателя в Ромсее, Винчестере, Рочестере, Нортхэмптоне, Норвиче, Питерборо, Эли.

Рейн. — В архитектуре Рейнской области можно различить три эпохи. Первая рейнская школа основывается при Карле Великом. Памятники этой первой рейнской школы — чистейшее подражание: церковь св. Креста в Аахене — копия с гробницы Галлы Плакиды; гробница Карла Великого скопирована с церкви св. Виталия в Равенне, и позднее, в середине XII в., послужила моделью для церквей в Отмарсхейме и Нимвегене.

В XI в. завершается местный процесс, направленный к слиянию византийских элементов с основными элементами базилики. Именно в это время была перестроена большая часть рейнских церквей, и центральные нефы были перекрыты простыми деревянными стропилами. Первые попытки покрыть сводами главные нефы относятся только к концу XI в., а свой настоящий вид они приобрели только в XII и даже в XIII в.

Памятники Рейнской области в том виде, как они дошли до нас, представляют план без обхода хора, имеют на обоих концах главного нефа по абсиде и обладают конструкцией, основанной главным образом на применении купольного свода.

Массивные устои поддерживают пяты сводов главного нефа, а на менее массивные промежуточные устои опираются пяты сводов боковых нефов (рис. 152). Стрельчатая арка в рейнской архитектуре не применяется. Мы уже упоминали о декоративной аркатуре, которая увенчивает здание снаружи; рейнский тип колоколен показан на рис. 159, Е.

Рейнская архитектура допускает только строгие и суровые украшения, обычно заимствованные из византийских образцов: капители кубической формы, грубая моденатура, мало скульптуры. К числу зданий, характерных для рейнской школы, можно отнести соборы в Шпейере, Майнце, Вормсе, Бонне, хор Страсбургского собора, аббатство в Лаахе, церковь св. Марии на Капитолии в Кёльне.

Перигор. — Рейнская школа заимствует у византийской архитектуры повышение купольных сводов, а школа Перигора усваивает самый тип купола на сферических парусах. В течение всего XI в. купол остается открытым, и только в XII в. над ним появляется защитная деревянная крыша на стропилах. План — однонефный, без боковых нефов.

Стрельчатая арка встречается в церкви Сен-Фронт и в Кагоре. Скульптурные украшения развиваются только в XII в., в эпоху Ангулема. Школа Перигора представлена главным образом церковью Сен-Фронт и соборами в Перигё, Кагоре, Сен-Жан в Коле, Сент-Ави Сеньер и несколькими фрагментами в Муассаке.

Ангулем дает тип архитектуры с куполами под крышей — тип, распространяющийся к северу и проявляющийся около Лиможа в Солиньяке, а на Луаре — в Фонтевро. Церковь с коническими куполами в Лоше также близко связана с романской школой Перигора.

Пуату, Сентонж. — План базилики с обходом хора. Цен­тральный цилиндрический свод — без непосредственного освещения. Легкие своды, защищенные крышей. Каменная круглая колокольня, увенчанная коническим крестовым сводом слегка стрельчатого очертания (рис. 159, С). Стрельчатая арка появляется только в XII в.

В XI в. (Сен-Савэн) скульптурные украшения крайне скудны; в XII в. (эпоха храма в Пуатье и церквей в области Шарант), наоборот, наблюдается обилие наружной орнаментации, несколько тяжелой и в основе своей имеющей восточный характер.

Главные памятники группы Пуату: Сен-Савэн, Пуатье, Сиврэ, церкви в Шовиньи, Вьё Партенэ. Сен-Лоран в Ниэвре, церковь в Полиньяке (Овернь) — это памятники в подлинном духе школы Пуату.

Стиль области Шарант, в большинстве еще более пышный, чем стиль Пуату, представлен церквами Сент-Эвтроп, Марии и Сэнте, в Онэ, Мелле, Сюжере, Жансэ, Монброне.

Влияние школы Шарант заметно на фасадах храма в Пуатье, собора в Ангулеме и вплоть до церкви св. Креста в Бордо.

Овернь. — Общий план таков же, как и в школах Пуату и Шарант, но с характерной особенностью — двухэтажными боковыми нефами. Прямое освещение также отсутствует.

В главном нефе — цилиндрические своды, но массивной конструкции и непосредственно покрытые черепичной крышей.

На пересечении нефов — купол на конических парусах, покоящихся на низких арках (рис. 156), тимпаны которых пересекают большие нефы в виде как бы ажурных экранов.

Скульптурные украшения редки; снаружи — обильные инкрустации из цветных материалов. Некоторые детали исходят от сарацинского влияния, например профиль нефа в Иссуаре, имеющий арабское стрельчатое очертание, или трехлопастные арки высоких галерей в Иссуаре и в Клермоне. Колокольня установлена над пересечением нефов (рис. 160).

Момент полного развития архитектурной школы Оверни почти совпадает со временем расцвета школы Пуату и, по-видимому, относится к самому началу XII в. Главные памятники этой школы в пределах самой Оверни: Нотр-Дам дю Пор, Иссуар, Сен-Нектэр, Орсиваль, Бриуд.

Примеры разветвления овернской школы: на юге — аббатство в Конке, Сен-Сернэн в Тулузе, в Испании — Сант-Яго да Компостелла.

На севере овернский тип, в соседстве с клюнийскими моделями, усложняется комбинациями непосредственного освещения главного нефа; в таком виде он проявляется в Шатель Монтань (Бурбоннэ), в Шатонефе (Брионнэ) и в Невере.

Базилика св. Мартина в Туре, оригинальное расположение которой мы уже отмечали, была перестроена в романскую эпоху; все, что известно о перестроенном здании, говорит за то, что оно должно быть отнесено к этой же группе.

Наконец, среди зданий, в которых заметно влияние овернской школы, нужно упомянуть церковь Жерминьи ле Прэ (рис. 155) на Луаре, построенную в IX в. по византийскому плану, но вскоре сгоревшую и возобновленную в стиле, чрезвычайно напоминающем стиль Нотр-Дам дю Пор.

Своды церкви в Грансоне (Швейцария) уравновешены та­ким же способом, как в церквах Оверни.

Прованс. — Церковь провансальской школы допускает план без боковых нефов, система перекрытий — цилиндрические своды. В некоторых зданиях приемы расположения опор сводов напоминают приемы, применявшиеся в античных залах; в качестве примера мы уже отмечали собор и Оранже (рис. 146, А).

Обыкновенно боковые нефы перекрыты, как и в школах Оверни  и  Пуату,   цилиндрическими  или  полуцилиндричскими сводами, над которыми возвышается последний этаж главного нефа, прорезанный окнами и перекрытый цилиндрическими сводами.

Своды в Провансе, так же как и в Оверни, никогда не бывают покрыты крышами; как те, так и другие напоминают своей массивностью античные своды, которыми, очевидно, они и были навеяны. Обычное очертание этих сводов — стрельчатое. С точки зрения общего вида, памятники Прованса отличаются применением пилястров вместо пристенных колонн.

Провансальская колокольня представляет собой простую квадратную башню, покрытую пологой шатровой крышей. Скульптурные украшения, не столь пышные, как в Сентонже, заимствованы больше из классических источников; профилировка имеет тонкий, элегантный, почти греческий характер.

Из числа сохранившихся памятников очень немногие — ранее начала XII в. Главные из них: Сен-Трофим в Арле, Монмажур, Везон, Сен-Жилль, Сен-Поль Труа Шато, Ла Гард Адемар, Кавальон.

Влияние провансальской школы ощущается в Дофинэ вплоть до Вьенны, где оно скрещивается с овернским течением. В церкви св. Креста в Монмажуре и в капелле в Аликане оно стушевывается перед чисто византийским влиянием.

Бургундия. — Романское искусство в Бургундии развивается вместе с клюнийским орденом и достигает своего высшего расцвета к тому времени, когда Клюни становится после Рима подлинным центром католичества. Великая эпоха клюнийской архитектуры совпадает со временем первого крестового похода — концом XI в.

Главные особенности романских церквей в Бургундии следующие:

План — с обходом хора. Главные нефы покрыты легкими цилиндрическими сводами, высоко приподнятыми, чтобы возможно было непосредственное освещение нефа через окна; над сводами деревянная крыша. Боковые нефы перекрыты крестовыми сводами. Стрельчатое очертание открыто применено в профилях больших цилиндрических сводов и в головных арках в сводах боковых нефов. Окна и двери — не стрельчатого очертания.

Пристенные колонны увенчаны капителями, богато украшенными скульптурой; абаки и базы шире, чем в Провансе, иногда столь же изысканных очертаний, как и там.

В группе клюнийских зданий следует особенно отметить главную церковь клюнийского ордена, размеры которой, равные размерам собора св. Петра в Риме, как бы символизировали могущество, не уступающее могуществу самого Папы. Затем следуют: церкви в Боне, Солье, Шаритэ, Парэ ле Мониаль, собор в Отене, Семюр и Шатонеф (Брионнэ), Сен-Бенуа на Луаре. Везлэ, как мы уже указывали, представляет в клюнийской архитектуре Франции исключительный вариант.

Влияние этой архитектурной школы простиралось так же далеко, как и влияние самого клюнийского ордена, т. е. по всему католическому миру: церкви клюнийского типа попадаются в деревнях, затерянных в Альпах, тесную связь клюнийского искусства с архитектурой Палестины нам уже приходилось отмечать.

Палестина. — Преобладающие черты палестинских церквей — это крестовые своды над главными нефами и систематическое применение стрельчатой арки как для перекрытия проемов, так и для сводов.

План церкви никогда не имеет здесь формы креста с выступающими концами, что обычно для всех романских школ Запада; и как особенность плана палестинских церквей мы уже отмечали многоугольный наружный контур их абсид.

Во внутреннем убранстве церкви почти совершенно не применяется пристенная колонна, — едва ли не единственный такой пример дает церковь Магдалины в Иерусалиме; в церкви Анны и почти во всех палестинских церквах встречаются только пилястры.

В деталях орнамента заметны те же азиатские мотивы, которые создали арабскую архитектуру: фасады церквей св. Анны и св. Гроба украшены арками с каннелированной облицовкой. В последний период оккупации Палестины крестоносцами здесь господствует клюнийская орнаментация.

Скандинавия. — Палестина составляет восточную границу католического мира. Обращаясь к его северным пределам, мы находим в Скандинавии архитектурную школу деревянных конструкций, памятники которой восходят по крайней мере к XII в.

В глубине Норвегии встречаются настоящие пагоды, на которых заметны влияния индусские, быть может, китайские и, несомненно, сассанидские, — во всяком случае влияния азиатские. Силуэт норвежской церкви, изображенной на рис. 58, А, достаточно характеризует эту любопытную школу и те отдаленные влияния, которые в ней обнаруживаются.

Но вернемся к искусству западных стран и постараемся отыскать его истоки и проанализировать исторические условия, которыми объясняется его сущность.


Глава «Классификация романских церквей по школам» раздела «Романская архитектура» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер