Романские перекрытия

Открытые стропила. — Для зданий, не перекрытых сводами, романские архитекторы часто применяли комбинацию из арок и стропил, которую мы уже описывали, когда говорили о памятниках Сирии: стропильные фермы, или по крайней мере некоторые из них, заменены каменными арками, тимпаны которых служили опорой для обрешетин. Такое чередование арок и ферм было обычным в Нормандии.

Перекрытие, целиком состоящее из деревянных стропил, применялось в старых базиликах римского типа; романская ферма, за исключением некоторых англо-нормандских зданий, всегда имеет затяжку.

Во Франции, где в силу климатических условий дерево быстро разрушается, можно встретить лишь очень небольшое количество романских перекрытий; разве только в одном Виньори сохранилось достаточно обломков, чтобы по ним можно было восстановить ферму.

Наиболее сохранившиеся деревянные стропила находятся в Сицилии, и то неизвестно, построены ли они действительно в романскую эпоху, или впоследствии, лишь по романской традиции; на рис. 110 мы приводим различные примеры: А и D — Чефалу, С — Монреаль, В — Джирдженти.

На чертеже А изображены фермы в собственном смысле этого слова, чередующиеся с стропильными ногами без затяжек; В изображает кессонное перекрытие, элементы которого, из соображений экономии, представляют собой квадратные бруски, распиленные вдоль по диагонали, что придает ему очень эффектный вид; С — поверхность перекрытия, образуемая решетчатым настилом и представляющая собой настоящий деревянный скат исключительной жесткости.

Романские перекрытия. Деревянные стропила
Рис. 110
Романские перекрытия. Вероятное устройство крыши, стропила которой опирались непосредственно на внешнюю поверхность цилиндрического свода
Рис. 111

Крыши, защищающие свод. — Как мы уже говорили, наш дождливый климат вызывает необходимость защищать крышами здания с легкими сводами. Первой мыслью было положить крышу непосредственно на свод. Рис. 111, А показывает вероятное устройство крыши, стропила которой опирались непосредственно на внешнюю поверхность цилиндрического свода.

Эта простая конструкция представляла серьезное неудобство, так как она увеличивала распор свода; надо было исправить это положение, и в очень многих зданиях наружные стены были впоследствии надстроены. Эти надстройки весьма заметны в Солье, в Сен-Лу де Но и т, д. Они свидетельствуют о замене старой кровли, лежавшей на своде, крышей, не связанной с ним.

Иногда довольствовались заменою стропил, опиравшихся на наружную поверхность свода, фермой, повышенная затяжка которой была расположена над сводом (чертеж В). Иногда ферму поднимали над замком цилиндрического свода (С). Это второе решение принадлежит более поздней эпохе; и даже в эпоху расцвета готики еще долго покрывали своды крышами из ферм с приподнятой затяжкой. Вальмовые крыши с осложненной системой стропил, по-видимому, не применялись, — повсюду крыша заканчивается острым щипцом.

Кровля. — Некоторые здания меровингской эпохи были покрыты металлическими листами; кровли церквей Сен-Мар­тен в Туре и Сен-Дени приобрели особую известность; кров­ля в церкви Сен-Мартен была из олова.

Но применение дорогого металла было, конечно, исключением: романские крыши по большей части покрывались черепицей. Их незначительный уклон, по-видимому, указывает на применение широких черепиц, по традиции, унаследованной от римлян.

Однако в Нормандии и в центральной Франции встречаются также крыши, слишком крутые для такого рода покрытия. Фермы Виньори и щипцы церкви Сент-Этьен в Бовэ свидетельствуют о кровлях, уклон которых достигает и даже превышает 45°; такой уклон заставляет предполагать черепицу с шипом или шиферные плитки.

Плоская черепица в форме рыбьей чешуи была известна еще римлянам; вероятно, романская эпоха восстановила и применила этот античный способ покрытия. Он был удобен для местностей с дождливым климатом, и именно там находятся следы такой кровли.


Глава «Перекрытия» раздела «Романская архитектура» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)