Декоративные элементы в романской архитектуре: арка и свод

Мы рассмотрели основные части романского здания со стороны их роли в общей системе конструкции; теперь мы взглянем на них с точки зрения их декоративного значения. Здесь мы не станем рассматривать украшение само по себе: за исключением ранней эпохи, в средневековом искусстве изгоняется всякое накладное украшение и проявляется постоянное стремление свести роль орнамента к подчеркнутому выявлению самой конструкции. Чувствуются беспрестанные усилия достигнуть абсолютной правдивости в выражении; именно утрируя эти тенденции, готическое искусство в известный момент вступило на тот путь, который привел его к упадку.

Прежде чем решиться оставить стены голыми, без каких-либо украшений, кроме самой кладки, романские архитекторы долгое время подражали рисунку облицовки, которой покрывались античные стены. Мы приводим два примера (рис. 112), один из которых взят из древней церкви в Дистрэ, другой — из церкви Сен-Женеру.

Декоративные элементы в романской архитектуре
Рис. 112

Облицовочные плитки обычно окаймлены красным валиком из раствора, смешанного с толченой черепицей (чертеж S); иногда для усиления эффекта прибегают к ложным швам или кладут камни различной окраски, до кирпичей включительно. Изобретательность доходит до того, что вырезывают на поверхности стен сетчатые узоры.

В XII в. традиция применения инкрустации сосредоточивается в местностях, где имеются под руками цветные материалы. Первой отказывается от этого приема Бургундия, имеющая в своем распоряжении только известняки; клюнийская школа оставляет обнаженной настоящую кладку; наоборот, местности, располагающие материалами вулканического происхождения, как например Овернь, продолжают прибегать к облицовке, в которой перемешаны черные лавы, белые известняки и кирпич (церковь Нотр-Дам дю Пор, Пюи и т. д.).

Нормандская и рейнская школы вместо мозаичной облицовки стен инкрустациями покрывают их аркатурами. Нормандские аркатуры представляют плетения, заимствованные, быть может, из Сицилии; образец их мы приводим на рис. 113, Е

Декоративные элементы в романской архитектуре
Рис. 113

 

АРКА И СВОД С ДЕКОРАТИВНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Очертания. — Мы уже осветили последовательное развитие очертания романского свода: в XI в. применялось исключительно полуциркульное очертание, в XII в. одновременно применялись полуциркульное и стрельчатое.  В романскую эпоху никогда не отдавалось предпочтение стрельчатому очертанию. Как мы видели, оно применялось в крестовых сводах и в повышенных цилиндрических; но для пролетов   и   аркатур,   там,   где   можно   было   свободно   выбирать по своему вкусу, романские архитекторы стали пользоваться аркой ломаного очертания только тогда, когда она завоевала господство в готическом искусстве.

Как исключительные формы, отметим (рис. 113) треуголь­ный профиль D фронтона в Пуату, подковообразную арку С в Жерминьи и трехлопастную арку F в Клермоне, в Иссуаре. Две последние арки представляют особый интерес, как свидетельство азиатских влияний.

Орнамент.Рис. 114 дает представление о декоративных аксессуарах арок. Обыкновенно орнамент (мулюры или скульптурные украшения) помещается не на клиньях свода, а на архивольте, который повторяет внешнее очертание арки.

Школы шарантская и нормандская — почти единственные, которые применяют скульптурную обработку клиньев свода: первая украшает их растительным орнаментом, вторая — геометрическим ломаным валиком, прямоугольниками и плоскими кружками.

Декоративные элементы в романской архитектуре. Арка и свод. Орнамент
Рис. 114

 

АРКАДА

Средневековые архитекторы всегда пользовались аркадой, опирающейся на простые устои. В более старой части собора в Бовэ есть столбы цилиндрические и квадратного сечения со срезанными ребрами (рис. 115, S); в церкви Сен-Реми в Реймсе устою придана форма пучка колонн (R); почти во всех церквах в том месте хора, где поворот заставляет сближать точки опоры, аркада покоится на отдельно стоящих колоннах.

В нефах, где устоям можно придать большую массивность,   обычный   тип   аркады,   начиная   с   середины   XI   в., имеет вид, показанный на чертежах А и В: арка — с архивольтом или без него; устой — с ядром прямоугольного или цилиндрического сечения; к устою прислонена колонка. Арка опирается на колонну, а архивольт, если он имеется, покоится на самом устое; иногда архивольт также поддерживается боковой колонкой, и композиция принимает вид С. Такое сочетание, уже почти готического характера, часто встречается в романской архитектуре Нормандии с XI в.

Что касается классической аркады античной эпохи, чисто декоративной аркады на колоннах или пилястрах, то можно сказать, что такая аркада чужда романскому искусству: ее можно встретить лишь в трифории собора в Отене, где она скопирована с Porta Romana; или в Провансе, в декоративных аркатурах церкви Сен-Поль Труа Шато, где она, очевидно, воспроизводит какую-то античную модель.

Декоративные элементы в романской архитектуре. Аркада
Рис. 115

Глава «Декоративные элементы. Арка и свод» раздела «Романская архитектура» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)