Градостроительство Римской империи

Возникновение империи, ознаменовавшее стабилизацию средиземноморского рабовладельческого общества после бурного периода гражданских войн I в до н.э., дало мощный толчок развитию античного градостроительства. Первые века нашей эры характеризуются известной устойчивостью социальной и экономической структуры империи. Длительный внутренний мир, успешные внешние войны, консолидация господствующего слоя, постепенно включившего в себя не только римских рабовладельцев, но и рабовладельцев покоренных Римом стран — все эти обстоятельства способствовали созданию этой устойчивости.

В силу этих причин в I—II в. н.э. наблюдался расцвет римского градостроительства, нашедший свое наиболее яркое выражение в строительстве большого числа новых городов, особенно в западных провинциях империи. Вместе с тем растут и перестраиваются старые городские центры. Новый облик приобретают многие города Греции и эллинистического мира, в которых после римского завоевания в большом числе возводятся сооружения типично римские. Строительство мостов, дорог, акведуков и портовых сооружений, начатое в республиканскую эпоху, получает еще большее распространение.

В III в. н.э. в связи с разразившимся социальным и политическим кризисом Римской империи начинается постепенное сокращение строительства. Этот период знаменуется постепенным упрощением принципов градостроительства; повсюду возрождаются и усиливаются местные традиции. В то же время возрастает роль и значение крепостей, предназначенных для защиты границ империи от все усиливающегося натиска варваров.

Историческим рубежом, который знаменует конец истории античного градостроительства, являются IV—V вв. н.э. В это время происходит падение Римской империи, сопровождающееся в западной ее части варварскими завоеваниями, уничтожившими большую часть городских центров. Немногие сохранившиеся города переживают период упадка и запустения. На востоке империи происходит постепенная трансформация города рабовладельческого общества в феодальный город, развивающийся в рамках византийского государства.

Урбанизация провинций была выражением социальной политики Римского рабовладельческого государства, жизненной потребностью империи. Строительство городов во вновь завоеванных областях имело своей целью не только создание укрепленных центров на покоренной территории. Вновь основанные города получали статус римских муниципиев, гражданскими правами в которых пользовались как римляне-поселенцы, так и представители господствующих слоев местного населения. Весь строй жизни этих муниципиев (латинский язык, нормы римского права, господство римских обычаев, императорский культ) способствовал привлечению на сторону Рима и последующей романизации сначала верхних слоев, а затем и всего населения провинций. Система провинциальных городов была тем костяком, который объединял империю, занимавшую огромную территорию и населенную различными народами. Именно этим объясняется огромная роль римских городов и тот расцвет градостроительства, который мы наблюдаем в первые века существования империи.

Продолжали существовать и старые торговые и ремесленные центры, такие как Коринф, Милет, Пергам. Важную роль играли города, имевшие административное значение и являвшиеся центрами обширных провинций. В них находились римские правители областей со своим административным аппаратом, там же располагались римские легионы, контролировавшие эти провинции (Антиохия, Пергам и т.д.). Афины, сохраняя свое значение административного центра провинции Ахайя, в то же время постепенно приобретали характер специфического культурного центра города, значение которого определялось прежде всего его памятниками прошлого и школами философии, существовавшими в нем. Наконец, совершенно особую категорию представляли собой столицы империи: сначала Рим, а затем Константинополь, города, бывшие помимо административных центров (с императорским двором, высшей знатью, императорской гвардией) настоящими городами-паразитами, центрами потребления. В частности, полноправное малоимущее население Рима в очень значительных размерах бесплатно снабжалось императорами хлебом. Для увеселения этой толпы устраивались роскошные празднества, цирковые представления, травли зверей и бои гладиаторов, стоившие огромных денег. Достаточно сказать, что иногда число выступавших на арене гладиаторов достигало нескольких тысяч. Наконец, были города курортного типа, они располагались на берегу Неаполитанского залива. К их числу относились Байи, отчасти Помпеи.

Наконец, особенно многочисленными и наиболее типичными для эпохи Римской империи являются города, возникшие из военного лагеря. Они встречаются и на востоке римской империи, но наиболее характерны для западной ее части. Города этого типа играли роль административных, экономических и культурных центров небольших сельскохозяйственных районов.

Так, Александрия, помимо того что была административным центром Египта, оставалась в то же время крупнейшим центром ремесла и крупной международной торговли с Востоком (Индией, Китаем). То же самое верно и в отношении Антиохии. Даже в Риме, бывшем по преимуществу административным и потребляющим центром, существовало развитое, хотя и специфическое ремесленное производство — главным образом производство предметов роскоши и т.п.

Воздействие целостной системы римских градостроительных принципов сказывалось не только при основании новых городов, но и при реконструкциях старых, давно сложившихся центров, находившихся главным образом на территории восточной половины империи. Римский облик в большей мере приобретали города, построенные по Гипподамовой системе, нежели города, имеющие нерегулярную, стихийно сложившуюся планировку (например, Афины).

Большинство новых городов эпохи империи строилось по типу римского военного лагеря. Они основывались чаще всего римскими полководцами конца республики и императорами, когда после завершения войн они распускали армии. В награду за службу солдаты получали землю и деньги на обзаведение и расселялись компактными массами, основывая города этого типа. Такие города возникали и в Италии (где Сулла основал их не менее 12, а Август — более 30), и в провинциях. Значительное число городов этого типа возникло на границах империи. Они вырастали непосредственно из военных лагерей.

В отличие от греческих городов, следовавших Гипподамовой системе и имевших прямоугольную сетку кварталов, но неправильный внешний контур, римские города при наличии четкой правильной системы внутреннего членения имели и правильную геометрическую (прямоугольную или квадратную) форму плана. Неправильность контура греческого города объясняется тем, что он приспосабливался к местности, его укрепления шли по гребню господствующих высот. В римском городе этого типа строгая прямоугольная или квадратная форма является правилом. Как и в лагере, две основные улицы, имеющие значительно большую ширину, нежели остальные, делят город на четыре части, строго выдерживается прямоугольная сетка кварталов, в центре города находится площадь — форум, кратная площади квартала. Форум занимает либо геометрический центр города, либо он в зависимости от местных условий сдвинут несколько в сторону от оси города. Укрепления охватывают город по периметру и в центре каждой стороны находятся ворота. Именно такую планировку имела Августа Претория (совр. Аоста, рис. 6), основанная Августом в 28 г. до н.э., где им были поселены 3 тыс. демобилизованных преторианцев (солдат гвардии), Августа Тавринов (совр. Турин), Флоренция, Лукка, Тимгад и многие другие города.

Архитектура Древнего Рима. Августа Претория. План города
6. Августа Претория. План города

Основные городские артерии (декуманус и кардо) обычно выделялись своей шириной, причем считалось, что декуманус должен быть в 2 раза шире, чем кардо, и достигать ширины 12 м. Остальные улицы должны быть значительно уже. Хотя это правило и не выдерживалось строго, цифры, ставшие известными благодаря раскопкам, часто близки к этим теоретическим расчетам. Так, в Помпеях ширина основных артерий 9 м, боковых улиц — 4,5 м, в Либарне декуманус имеет 13 м, в Эфесе — 12 м. Обычно строго выдерживалось разделение между проезжей частью и тротуаром, который поднимался над уровнем улицы на несколько десятков сантиметров, достигая иногда 1 м. Для перехода через улицы устанавливались каменные блоки, которые располагались так, чтобы, не мешая движению повозок, они позволяли перейти с тротуара на тротуар, не сходя на улицу. В эпоху империи широкое распространение получили колоннадные улицы. Хотя они были известны уже в эллинистическое время, широкое распространение их началось с эпохи империи, когда они встречаются в огромном числе городов. Колоннады, возводимые с обеих сторон тротуаров улиц, служили для защиты пешеходов от жаркого солнца и дождя. Часто колоннадные улицы достигали очень большой длины. В Эфесе такая улица пересекала весь город с востока на запад, в Антиохии общая длина колоннадных улиц достигала 25 км. Любопытно устройство колоннадной улицы в Пальмире, где с каждой стороны центральной магистрали на расстоянии 1135 м находилось по 375 колонн высотой 17 м (рис. 7). Колоннада имела второй ярус, куда можно было подняться по лестницам и, прогуливаясь там, наблюдать с высоты за шумной уличной жизнью. Целый ряд колоннадных улиц был возведен и в Риме.

Архитектура Древнего Рима. Пальмира. Колоннадная улица Архитектура Древнего Рима. Пальмира. Фрагмент арки, замыкающей колоннаду
Архитектура Древнего Рима. Лептис Магна. Перспектива улицы

7. Пальмира. Колоннадная улица

8. Пальмира. Фрагмент арки, замыкающей колоннаду

9. Лептис Магна. Перспектива улицы

Колоннадные улицы выделяли основные городские магистрали, создавая монументальную перспективу, часто завершаемую триумфальными арками (рис. 8, 9) или тетрапилами, возведенными на перекрестках.

Развитие крупных городских центров вызвало необходимость увеличения городских коммуникаций. Многочисленные свидетельства античных писателей показывают, что уличное движение в эпоху империи в больших городах стало чересчур напряженным и ширина улиц сказывалась обычно недостаточной. Улицы уже не могли справляться со своей основной функцией — быть артериями для уличного движения. Особенно это было заметно в старых исторически сложившихся городах с их стихийной планировкой.

Помимо концентрации масс населения на ограниченной территории крупных городов существовал еще целый ряд причин, порождавших напряженность уличного движения. Отсутствовала дифференциация жилых и торгово-промышленных районов. В античном городе не было развитых пригородов и городского транспорта, что препятствовало развитию города вширь. Значительные территории в центре были заняты обширными комплексами императорских и общественных сооружений, притягивавших население и в то же время уменьшавших площадь для жилой застройки. Кроме того, крупные римские города имели значительную прослойку люмпен-пролетариата. Поэтому улицы были постоянно заполнены массами праздного населения.

Попытки бороться с неупорядоченностью городского движения в Риме предпринимал уже Юлий Цезарь в 45 г. до н.э. Он запретил всякому конному транспорту въезд в Рим после восхода солнца и до заката. Исключение было сделано только для телег, которые ввозили строительные материалы для храмов и общественных зданий и вывозили из города мусор. Такие же правила существовали и во многих других крупных городах.

Но это запрещение породило другую проблему. Ночной шум от движения транспорта по улицам Рима был сущим бедствием. Ювенал писал, что спокойно спать в городе может только богатый. Проблема ночного отдыха была социальной проблемой, ибо представители верхушки римского общества жили в особняках, надежно защищенных от городского шума садами. Совсем иное дело обитатели обычных домов — инсул, не имеющие никакой защиты от городского шума. Проблема городского движения так и осталась нерешенной до самого конца Римской империи.

Во вновь основанных городах кварталы имели обычно прямоугольную или квадратную форму, в старых городских центрах их форма могла быть самой различной. Иногда в одном и том же городе сочетались оба вида кварталов. Так, в Помпеях старый городской центр с его хаотической застройкой и бессистемной разбивкой улиц соседствовал с новой северной частью, где строгая симметрия улиц породила единообразные, прямоугольные в плане кварталы. Иное дело город Тимгад: основная часть его территории разбита согласно обычным римским принципам, а к ней с запада и юга примыкают стихийно возникшие городские кварталы, лишенные какой-либо регулярности (рис. 10).

Архитектура Древнего Рима. Тимгад. План города
10. Тимгад. Аэрофотосъемка, план города: а — форум; б — Капитолий; в — рынок; г — театр; д — библиотека; е — малые термы; ж — южные термы
Архитектура Древнего Рима. Тимгад. Аэрофотосъемка

Размеры кварталов в новых городах могли быть различны, но почти все они были кратны древнеримской мере площади — югеру *. В Помпеях кварталы северной части равны 2 югерам, в Лукках — 8 югерам и т.д. Внутриквартальная застройка могла быть самой различной, но преобладающих типов жилищ в больших городах было два: особняк, занимавший часто целый блок, и многоэтажный доходный дом. Последние имели 3—6 этажей, достигая высоты 20 м. В сочетании с узкими улицами подобная высота зданий превращала их в глубокие темные ущелья, недоступные свету солнца.

* Римский югер равен 120x240 футов (36X72м). Первоначально югер был сельскохозяйственной единицей измерения — эта мера той площади, которую крестьянин с парой волов может вспахать за день.

В античных городах не было деления на промышленную и жилую зоны. Специализация кварталов и районов города имела иной характер — либо социальный, либо профессиональный. Так, в Риме начиная с I в. н.э. четко выделяются две части города: холмы с их здоровым микроклиматом, занятые в основном особняками, и низины — сырые, заливаемые водой, нездоровые районы обитания социальных низов.

Благодаря многочисленным указаниям античных писателей можно представить себе характер районов Рима. Так, Священная дорога (улица, соединявшая район форумов с Палатином) была занята ювелирами и торговцами драгоценностями. В районе Велабра (ложбина между Капитолием и Палатином) находилась основная масса лавок, торговавших съестными припасами. Аргилет (улица к юго-востоку от форумов) на большом протяжении был занят книжными лавками. Дурной славой пользовалась Субура (долина между Оппием и Виминалом), где было множество мелких лавочек, кабачков и других увеселительных заведений сомнительной репутации.

Центром римского города, а также любого старого города, получившего римские муниципальные права, являлся форум.

Форум организовывал архитектурное пространство города, ибо туда обращены основные магистрали, место входа которых на форум отмечается видимыми издалека монументальными воротами или триумфальными арками.

Античные архитекторы, в частности Витрувий, считали, что «величину форумов следует сообразовывать с количеством людей: площадь не должна быть мала для практических целей, но и не должна казаться пустынной вследствие малолюдства».

В таких крупных городах, как Рим, место одного форума занимала целая система, и здесь уже не могло быть речи об уюте форума, свойственном небольшому городку типа Помпей.

Важными элементами, определяющими эстетическую ценность городского пейзажа, были зелень и вода. Воде как средству украшения города придавалось очень большое значение. Фонтаны, большие открытые водоемы, множество водонапорных колонок украшали и оживляли город. В то же время задача озеленения города, за исключением редких случаев, никогда не была решена. Только в немногих западных городах империи зелень украшала городской пейзаж.

В большинстве крупных городов на улицах не было никаких насаждений. Существовало лишь несколько общественных парков или парков при богатых особняках. Так, в Риме пояс садов и парков на окраинах города принадлежал императорам и стал доступен жителям только после переезда двора в Константинополь. До этого главным общедоступным парком Рима было Марсово поле.

Отсутствие зелени, подчеркивало монотонность и однообразие жилых кварталов города.

Украшали города многочисленные храмы, триумфальные арки и статуи. Так, например, в Риме IV в. н.э. были 36 триумфальных арок, 22 конные статуи, 80 золотых статуй, 74 статуи из слоновой кости и огромное число статуй из бронзы и мрамора.

На любом перекрестке обязательно стояла часовня в честь божеств-покровителей и гения императора.

Стены, обычно окружавшие римский город, создавали четкую границу между собственно городом и его пригородами. Развитые пригороды не были характерны для городских центров эпохи империи. Даже в Риме пояс застроенных пригородов представлял собой полосу шириной всего 200—650 м. Только вокруг городов-лагерей постоянно встречаются торгово-ремесленные пригороды. Обычно же в районах за пределами городских стен отсутствует сплошная застройка. Там располагаются загородные виллы богачей, сады, парки.

Другими элементами, создающими облик пригорода, являются некоторые ремесленные мастерские (например, опасные в пожарном отношении керамические и кирпично-обжигательные) , небольшие придорожные лавки и гостиницы. Иногда за пределы городских стен выносятся некоторые общественные сооружения, в частности цирки, для которых требуются большие площади свободной земли (цирки Калигулы и Максенция в Риме, цирк в Арелате, совр. Арле и др.) В Риме вне города находился лагерь преторианцев. Обширные территории занимали некрополи.

Иногда в силу определенных причин пригороды развиваются в особые густонаселенные районы, имеющие специфический характер. Так, в Арелате вне пределов города, на другом берегу реки, возник обширный торговый район. За южными стенами Тимгада вырос район, населенный христианами, имевший свой особый центр — церковь.

Пригороды характеризуются обычно хаотичной застройкой, вытянутостью вдоль дорог, более низким, чем в городе, уровнем благоустройства и санитарии.

Иногда пригороды оказывались включенными в территорию, защищаемую городскими стенами. В ряде западных городов при их основании стены были построены с расчетом на дальнейший рост города. В таких случаях сплошная застройка занимала только часть городской территории и районы вдоль стен обычно бывали заняты садами и виллами местной знати.

В первые века существования империи города постоянно росли, они развивались за счет включения и освоения территорий пригородов. Иногда при этом частично изменялся и городской пейзаж. Так, в Нарбонне в состав городских территорий были включены и загородные виллы богатых горожан, что придало особый, полусельский облик окраинным районам. С III в. доминирующим является противоположный процесс: в результате кризиса империи, сопровождаемого варварскими нашествиями, города уменьшаются в размерах и пригороды занимают территории, ранее бывшие городскими.

В систему инженерного обеспечения римского города входили прежде всего водоснабжение и канализация. Снабжению водой римских городов уделялось огромное внимание. К Риму воду подводили 11 акведуков, существовали они и во многих других городах. Обеспеченность водой считалась важнейшим признаком благоустройства города. Так, в Риме на душу населения приходилось в день от 600 до 900 л воды. Система водоснабжения состояла из устройства для сбора воды, акведука, водоотстойника и распределительного устройства и системы подвода воды к общественным резервуарам и отдельным домам. Распределение воды находилось под строгим контролем, в частности в Риме разрешение на самостоятельный подвод воды к зданию давалось лично императором.

Канализация имела своей главной целью отвод дождевых вод. Она существовала во многих римских городах. Дождевая вода принималась подземными стоками, которые выводили ее за пределы города. С системой канализации были связаны и общественные уборные, которые имелись во всех римских городах.


Глава «Градостроительство» подраздела «Архитектура Римской империи» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Автор: Г.А. Кошеленко (Москва, Стройиздат, 1973)

поддержать Totalarch

Комментарии

Хороший сайт
Аватар пользователя totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)