Архитектура материковой Греции
В материковой Греции на рубеже III и II тысячелетий до н. э. не наблюдалось того резкого повышения уровня строительства и архитектуры, которым этот рубеж отмечен на Крите. Во многих пунктах строительство в 1-й половине II тысячелетия до н. э. даже сократилось по сравнению с предыдущим периодом.
Не имеется никаких указаний на существование в материковой Греции в 1-й половине II тысячелетия организованного государства. Вплоть до XVII в. до н. э. здесь нет больших поселений — столиц. В поселениях обычно нет ни главной площади, ни главной улицы, ни главного здания, которое могло быть дворцом или местом собраний. Планировка случайна. Трудно сделать какие-либо общие выводы о развитии жилища. Так, в Зигуриесе (Арголида) жилье имело близкие к прямоугольным очертания плана. В Мальти (Мессения), в Кораку (около Коринфа) и в Асине прямоугольным домам предшествовали криволинейные. Но в Эйтрезисе и, вероятно, в Орхомене криволинейные дома появляются во II тысячелетии до н. э., после прямоугольных домов III тысячелетия до н. э. Нет общего правила и для размещения очага. В Зигуриесе он встречается редко, а в Эйтрезисе и в Кораку — постоянно. Мегарон также не был распространен повсеместно. Во многих поселениях преобладает застройка домами с общими стенами. Дом состоит обычно из одного или двух помещений. При расположении, сходном с мегароном, когда помещения лежат по одной оси, эта ось не подчеркнута ни расположением дверей, ни размещением очага. Характерные с древнейших времен для мегаронов Трои анты часто отсутствуют.
Области распространения Эгейской культуры |
Экономический подъем и связанный с ним подъем архитектуры начинается на материке только с XVI в. до н. э. Судя по фрагментам фресок, уже в XVI—XV вв. до н. э. создавались богато отделанные дворцы со стеновыми росписями. В материковой Греции до сих пор открыты лишь единичные дома в Микенах, которые приближались по отделке к дворцам. Дворцовые комплексы располагались в цитаделях.
Лучшие монументальные постройки материковой Греции относятся преимущественно к XIV—XIII вв. до н. э. Крупнейшими центрами микенской культуры были: Микены и Тиринф в Арголиде, Пилос в Мессении, Афины в Аттике, Орхомен и Гулас (Гла) в Беотии.
29. Пилос. План дворца, до XII в. до н. э. |
Дворец и две купольные гробницы Мессении принято считать остатками упоминаемого Гомером Пилоса. Дворец состоит из двух частей с различной ориентацией (рис. 29). Обе части многократно перестраивались. Дворец погиб в XII в. до н. э. Главное помещение дворца — большой мегарон (11 x 12 м), центром которого является круглый очаг, заключенный между четырьмя колоннами, несущими прогоны покрытия, а возможно, и фонарь для вытяжки дыма. Мегарон с большим очагом и с четырьмя опорами называется микенским. Мегарон имеет только один вход, расположенный по оси. Замкнутый мегарон такого рода характерен не только для Пилоса, но и для других центров материковой Греции (Микены, Тиринф), в ранних поселениях которой есть достаточно предпосылок для самостоятельного его развития.
В Пилосе аванзал мегарона имеет по одному проему в каждой стене. Аванзал и антовый портик должны были составлять единый объем с мегароном. Их проемы стоят строго по оси, которая завершается и подчеркивается очагом. Вопрос о том, был ли мегарон двухэтажным или же он представлял собой единое высокое помещение, пока не выяснен. Окружающие его малые помещения, несомненно, были двухэтажными.
Двор перед мегароном Пилоса относительно мал. Входной пропилон довольно сильно сдвинут с оси так, что единственные колонны его портиков примерно отвечают левой колонне в портике мегарона. Среди меньших помещений выделяется малый мегарон. Стены его были расписаны, причем основным мотивом был фриз с изображениями фантастических грифонов и львов. Фрески сходны с «Тронным залом» Кносса. Кроме того, в большом мегароне была изображена на красном фоне человеческая фигура. Пол был покрыт стуком и расписан.
В одном из малых помещений находился архив правителя. В помещении позади большого мегарона большие пифосы для хранения продуктов были заделаны наглухо в кладку возвышений, а в других комнатах терракотовые сосуды тысячами стояли на деревянных полках. К малому мегарону примыкает, не сообщаясь с ним, ванная комната; терракотовая расписная ванна заделана в каменный цоколь. Дворец Пилоса снабжен системой подземных стоков.
Лишенный укреплений дворец Пилоса был исключением в материковой Греции. Сильно укрепленные цитадели имели Афины, Микены, Тиринф, Охромен. В микенский период многие второстепенные поселения были окружены стенами. Для этих укреплений характерно наличие внутри оборонных стен незастроенного пространства; в случае нападения врага здесь укрывалось окрестное население.
Афинская цитадель (акрополь) микенского времени была одной из сильнейших; ее размеры примерно отвечали классическому акрополю. Древние стены сохраняли свое оборонное значение до персидских войн (VI в. до н. э.). Стены афинской цитадели были усилены в конце микенского периода, тогда же был устроен и потайной спуск к источнику (Клепсидре). Главный вход находился на западе, примерно там же, где и в классическое время. Бастион, на который вознесен храм Нике, заключает остатки микенского укрепления вместе со следами древнейшего святилища. От дворца в юго-западном углу цитадели ничего не сохранилось.
Тиринф, вероятно, был крепостью, оборонявшей Микены со стороны моря. Когда-то поселение находилось на холме, но позднее население было вытеснено на равнину. Это нижнее поселение страдало от паводков ручья, огибавшего соседний холм. Чтобы избежать затопления, холм был срыт, а ручей введен в новое русло. Это одно из крупнейших инженерных сооружений древнего мира.
В нижнем городе сохранился двухнефный мегарон с опорами по оси; двухнефные залы конца микенского периода известны также в Асине и в Элевсине. По схеме эти мегароны сходны с мегаронами шестого поселения Трои. Но возникли они уже после гибели Трои VI и, видимо, самостоятельно. При скромных размерах и отделке эти памятники имеют особое значение в генезисе греческой архитектуры.
30. Тиринф. Акрополь: 1 — план третьего города, XIV—XIII вв. до н. э. (а — пандус и главный вход; б — ворота; в — большие пропилеи; г — первый двор; д — малые пропилеи; е — главный двор; ж — большой мегарон; з — малый мегарон; и — «казематы»; к — потайной вход; л — нижний город); 2 — большой мегарон (а — портик в антах; б — очаг; по Перро и Шипье); 3 — аксонометрия акрополя после расширения в XIII в. до н. э. (по Леонхардту) |
31. Тиринф. Акрополь: 1 — спуск к западному входу: 2 — фреска с изображением женщин на колеснице; 3 — двор и большой мегарон (реконструкция); 4 — фреска с растительным орнаментом; 5 — галерея у казематов |
32. Тиринф. Акрополь. Фреска, изображающая сборы на войну |
Акрополь Тиринфа (рис. 30) занимает небольшой и невысокий холм, который был заселен уже на рубеже III и II тысячелетий до н. э. От этого времени сохранились следы огромного круглого здания. В середине II тысячелетия до н. э. здесь был дворец, в фресках которого заметно критское влияние. После 1400 г. до н. э. построены крепостные стены и новый дворец. В процессе постройки оборонительные сооружения усиливались, а система входов усложнялась. К основному ядру XIV в. в XIII в. добавились с севера стены средней и нижней цитадели, служившей убежищем окрестному населению. К тому же времени относятся галереи и казематы, а также криволинейная в плане западная стена, вдоль которой спускалась к источнику длинная открытая лестница (рис. 31).
Оборонительные сооружения Тиринфа поражают своей мощью. Они сложены из огромных, грубо околотых снаружи блоков (циклопическая кладка). Толщина стен до их усиления в XIII в. до н. э. достигала 8 м. Пристроенные позднее галереи и казематы, служившие для хранения продовольствия и оружия, перекрыты ложными сводами стрельчатого профиля. Общая толщина стен этих частей доходит до 17 м.
Вход в акрополь был возможен только по одному пути. После первых узких ворот в толстой внешней стене нужно было пройти двое мощных ворот, которые состояли из монолитных устоев и огромной цельной каменной балки, утолщавшейся посередине. Стремившийся в крепость неприятель был неизменно обращен к защитникам правым боком, не защищенным щитом. Под градом стрел, копий и камней он должен был преодолеть три мощных преграды. В мирное время ворота образовывали парадный, торжественный вход в резиденцию царя или его наместника.
На месте древних ворот акрополя возникли большие пропилеи. Они соединяли первый (внешний) двор со вторым; несколько меньшие пропилеи вели со второго двора в третий (главный) двор. Как большие, так и малые пропилеи были с каждой стороны украшены двумя колоннами в антах. Пропилеи Тиринфа представляли собой четко выраженные объемы, подчеркивавшие сложное направление движения от оборонительных ворот к мегарону. Через узкий первый двор с его колоннадой, через большие пропилеи, большой второй двор и малые пропилеи посетитель попадал в парадный двор мегарона, обнесенный с трех сторон портиками. Малые пропилеи сдвинуты в угол парадного двора. На оси двора и мегарона поставлен круглый алтарь, подчеркивающий роль мегарона в акрополе.
Большой мегарон имеет то же начертание и те же размеры, что и мегарон Пилоса. Но входной портик соединялся с аванзалом не одним, а тремя проемами. Аванзал, как и на Крите, мог раскрываться под портик. Нижняя часть стены аванзала была украшена орнаментом из чередующихся триглифов и полурозеток. Рядом с большим мегароном расположены еще два меньших мегарона с малым двором. Второстепенные помещения дворца имели не менее двух этажей; вопрос об этажности мегаронов неясен. В группе подсобных помещений к западу от большого мегарона обнаружена ванная комната, пол которой состоит из громадной плиты (3 x 3,5 м), гладко отесанной сверху; вода стекала с нее в каменный сток, входивший в систему сточных каналов.
Сырцовые стены зданий в акрополе имели цоколь из рваного камня, положенного в глину. Тесаный камень применен только для порогов, баз ант и колонн. Стены были оштукатурены, а во многих помещениях украшены фресками (рис. 32). Хотя техника фресок и сходна с критской, но их стиль и тематика совсем иные (одетые в хитоны женщины на колеснице, травля вепря собаками). Фриз из щитов в виде восьмерок неотличим от кносского. Полы из известкового раствора разбиты на шашки, в которых изображены рыбы, чередующиеся с осьминогами; узор ориентирован к трону.
Композиция двора и мегарона значительно более развита, чем в Пилосе. Мегарон с портиком и аванзалом более самостоятелен, он выступал к колонному двору как четко очерченный объем, значение которого подчеркивалось алтарем. Поразителен контраст между богатством архитектуры внутренних дворов и мегаронов, с их колоннами, фресками и тонкими рельефами и грубой мощью циклопических стен с тяжелыми воротами.
Для цитадели Микен был выбран крутой, труднодоступный холм. Первоначально цитадель занимала только вершину холма, где позднее был построен дворец. К западу от древнейшей цитадели разросся большой некрополь из шахтных могил XVII—XVI вв. до н. э., необыкновенно богатых оружием, украшениями, погребальными масками из драгоценных металлов. Над могилами стояли каменные плиты с примитивными рельефами. От раннего дворца сохранились фрагменты росписи.
Полная перестройка цитадели относится к XIV—XIII вв. до н. э. (рис. 33). Мощная стена опоясала холм гораздо ниже древней цитадели, место которой занял новый дворец, и перерезала древний некрополь. Стена длиной около километра охватила площадь протяженностью около 350 м в направлении запад — восток. Помимо дворца внутри стены, на нижних террасах, построили зернохранилище и богатые дома. В стене было двое ворот — Львиные на западе и Малые на севере. Оборонительная стена толщиной около 6 м состоит из наружных слоев (из больших блоков конгломерата) и из внутренней забутки. Поверх каменной стены высотой в 10 м должен был тянуться открытый деревянный ход. Стена во многих местах подпирала искусственные террасы.
Около 1200 г. до н. э. к микенскому акрополю была добавлена восточная часть. Отсюда потайная лестница вела к подземному водохранилищу, снабжавшемуся водой из источника Персейи. Потайной ход представляет собой подземную лестницу; нижние части ее стен вытесаны в скале, а понижающиеся стрельчатые своды сложены из грубо околотых блоков.
Дворец XIV—XIII вв. до н. э. сохранился плохо. Можно установить, что многие помещения частично вытесаны в скале. Снизу на главный уровень вела двухмаршевая лестница, средняя продольная стена которой оканчивалась на площадках колоннами, как в Кноссе; наружные стены были глухими.
Мегарон размерами 12 x 13 м, по Милонасу, вероятно, относится вместе с лестницей к XIII в. до н. э. Он больше пилосского и тиринфского мегаронов, однако условия участка не позволили развернуть здесь такую широкую перспективу, как в Тиринфе. В Микенах квадратный двор зажат между боковыми стенами и равен по ширине мегарону. Двухэтажный мегарон был, вероятно, высоким зданием.
34. Микены. Дворец. Фрагмент фриза |
Дворец великолепно отделан. Полы помещений и даже двора покрыты стуком и расписаны орнаментальными узорами. По низу стен во многих местах проходили каменные фризы (рис. 34) с критскими мотивами из полурозеток и триглифов, из спиралей в сочетании с волной, выполненных из привезенных с острова Крита плит мягкого камня. Сюжеты стеновых росписей (воины и кони) рисуют совсем иной мир, чем в Кноссе, хотя техника фресок й остается прежней.
Замечательнейший памятник микенского искусства — Львиные ворота — находится в глубине внешнего двора, образованного бастионом справа и выступом стены слева. Метровой высоты блоки кладки отделаны особенно тщательно. Ребра блоков слегка закруглены, что объясняется стремлением придать кладке мощный вид. Квадратный просвет ворот (3 x 3 м) обрамлен четырьмя гигантскими блоками, из которых один составляет порог. Большой блок — перемычка над пролетом — повышается к середине; при длине в 4,5 м он весит около 20 т. Напуском блоков над перемычкой устроен разгрузочный треугольник. По конструкции Львиные ворота сходны с одновременными воротами в Тиринфе.
Разгрузочный треугольник Львиных ворот заполнен плитой с рельефом, на котором изображены мощная, уширяющаяся кверху колонна и львицы по ее сторонам. Крупный масштаб, твердый материал делают рельеф Львиных ворот единственным в своем роде монументальным произведением. Колонна (символ дворца и царской власти) опирается на алтарь (символ культа) и охраняется зверями. Фигуры львиц имели когда-то головы из металла или из легко обрабатываемого камня. Устремленные к входящему, львицы как бы преграждали доступ к царской резиденции. По силе выразительности к Львиным воротам приближаются лишь некоторые из микенских гробниц.
Купольные гробницы получили особое развитие и распространение в Пелопоннесе; несколько памятников сохранилось севернее Истма, а один — в Малой Азии. Девять гробниц в Микенах позволяют проследить постепенное развитие этого типа сооружений.
Купольные гробницы на материке относятся к концу XVI в. до н. э., т. е. ко времени усиления критского влияния, отказа от примитивного искусства шахтных могил.
Первые гробницы материковой Греции имеют довольно значительные размеры. Идея воплощается сразу в разработанной форме, промежуточные стадии между камерной и купольной гробницей неизвестны. Развитие вторых продолжалось до конца Эгейского мира, т. е. в течение более трех веков.
Купольная гробница состоит из открытого входного коридора — дромоса, купольной камеры, обычно на значительную высоту врезанной в холм, и из самой ответственной в конструктивном отношении входной перекрытой части — стомиона, выходящего фасадом в глубину дромоса. Главные части гробницы лежат строго по оси. Изредка добавлялась еще боковая камера, которая, по-видимому, использовалась при повторных захоронениях.
Гробницу венчал каменный ложный купол стрельчатого профиля. Снаружи купол покрывали толстым слоем глины, а на выступавшую верхушку насыпали холм, укрепленный подпорной стенкой.
35. Микены. Гробница Атрея, XIV в. до н. э.: 1 — портал (современный вид); 2 — интерьер; 3 — план, продольный и поперечный разрезы, верхний ряд кладки купола (а — дромос, 6 — портал, в — погребальная камера, г — боковая камера); 4 — реконструкция портала | |
36. Микены. Гробница Атрея, XIV в. до н. э. Нижняя полуколонна фасада |
В первых по времени купольных гробницах дромос короткий; он оставался необлицованным, вырезанным в породе. Каменная балка, перекрывающая стомион, прямолинейна; слегка выступая своей серединой в камеру, она нарушает кривую купола. Несмотря на малый пролет стомиона, все ранние гробницы обрушились. Учитывая этот опыт, микенские строители ввели в стомион тот же разгрузочный треугольник, который они устраивали над воротами крепостей. Треугольное в разрезе пространство тянулось от камеры до фасада и, вероятно, по концам стомиона закрывалось декоративными плитами. Установлено, что после захоронения стомион закладывали стенкой, а дромос засыпали. Несмотря на эти предосторожности, гробницы были ограблены еще в древности, недаром лучшую из них Павсаний именовал сокровищницей Атрея. Сейчас ее называют гробницей Атрея или гробницей Агамемнона (рис. 35).
Дромос гробницы Атрея (XIV в. до н.э.) шириной в 6 м при длине в 36 м был облицован блоками конгломерата. Стомион перекрыт двумя огромными плитами, из которых внутренняя (8 х 5 х 1,2 м) весит более 100 т. Меньшая плита выходит на фасад. Когда-то весь фасад был покрыт богатым декором. Полуколонны из зеленоватого камня обрамляли сужающийся кверху гигантский проем (рис. 36), меньшие полуколонны стояли над ними, фланкируя разгрузочный треугольник. И те и другие были покрыты орнаментальными рельефами. Найденные в разное время фрагменты позволяют дать предположительную реконструкцию фасада. Резные зеленоватые колонны, обработанные под мрамор рельефы, красные и розовые орнаментальные полосы должны были создавать красочное впечатление. Следует отметить, что на фасаде гробницы Атрея фриз из полурозеток и триглифов должен был входить в состав венчающей ордер части, а не поддерживать колонны, как обычно в Эгейском мире.
Толос гробницы достигал высоты в 13,2 м при диаметре 14,5 м. Кривая купола начинается от пола и осуществляется напуском горизонтальных колец. Форма блоков конгломерата близка к параллелепипеду, и блоки слабо соприкасаются; швы были забиты мелким камнем. Отеска поверхности по кривой производилась после укладки блоков. Величина блоков слегка сокращается кверху. Судя по оставшимся в кладке отверстиям, купол когда-то был украшен бронзовыми розетками и горизонтальным поясом. Уменьшение блоков и характер декора должны были подчеркивать масштаб сооружения. Не только абсолютные размеры, но и пропорции, тщательная отеска внутренней поверхности и красота пестрого камня делают гробницу Атрея не только наиболее совершенной из купольных гробниц, но и одним из значительных памятников мировой архитектуры.
Когда-то с гробницей Атрея спорила гробница в Орхомене, главная камера которой теперь почти разрушена. Зато в Орхомене сохранилась боковая камера, в то время как в гробнице Атрея она вытесана вчерне. Для того чтобы предохранить плоский потолок орхоменской камеры от обрушения, над ней вытесали в скале разгрузочную камеру. Потолок и стены были покрыты плитами с орнаментальными рельефами из спиралей и цветов лотоса в обрамлении из розеток. Узоры повторяют росписи во дворцах Микен и Тиринфа и состоят из обычных на Крите мотивов, сложившихся, вероятно, под египетским влиянием.
В Микенах необходимо отметить так называемую гробницу Клитемнестры, одновременную гробнице Атрея и мало уступающую ей по размерам. Купол гробницы восстановлен в 1951 г. На уровне перекрытия входа проходят по всему кольцу крупные блоки, игравшие не только конструктивную, но и архитектоническую роль. Вход из дромоса в стомион был обрамлен слегка уширявшимися кверху полуколоннами, которые, как во дворце Пилоса, расчленялись узкими каннелюрами.
Глава «Архитектура Эгейского (Крито-Микенского) мира. Архитектура материковой Греции» книги «Всеобщая история архитектуры. Том I. Архитектура Древнего мира». Автор: С.А. Кауфман; под редакцией О.Х. Халпахчьна (отв. ред.), Е.Д Квитницкой, В.В. Павлова, А.М. Прибытковой. Москва, Стройиздат, 1970
Добавить комментарий