Архитектура Древнего Египта. Древнее царство. Период III—VI династий (около 2800—2400 гг. до н. э.)
Древнее царство охватывает период III—VI династий, т. е. 2800—2400 гг.до н.э. Объединение Египта, начатое фараонами I династии, было окончательно завершено при фараонах III династии. Территории прежних свободных общин, подчиненные центральной власти, превратились в административные округа, известные под греческим названием «номов». Во главе нома стоял номарх. Помимо личной собственности, передаваемой по наследству, номархи владели имуществом, полученным ими по должности. Фараоны располагали огромными земельными богатствами, которыми они наделяли храмы и знатных вельмож, занимавших важные посты в государственном управлении. Существовали также рядовые хозяйства общинников. Вельможи и богатые общинники всевозможными способами старались завладеть землей и имуществом рядовых общинников, что усиливало процесс расслоения населения.
Значительное распространение получило рабовладение. Наряду с обращением в рабство покоренных чужеземцев посредством долговой кабалы, другими способами порабощали и своих соплеменников. Рабы работали на полях царя, в храмовых хозяйствах, во владениях вельмож, широко использовались на сооружении ирригационных каналов, дамб, дорог и на других строительных работах.
Для удержания в повиновении угнетенных слоев населения был создан сложный государственный аппарат. Царская власть в Египте периода Древнего царства была колоссальной силой, фараону воздавали божественные почести, его называли большим богом. Так как по представлению египтян бог-фараон был покровителем страны, культ умершего царя приобрел огромное значение в египетской религии. Для погребения фараона воздвигались специальные сооружения.
Гробница считалась местом пребывания духа умершего царя. Для сохранения тела покойного фараона и возвеличения живого сооружались гигантские усыпальницы — пирамиды. Все наиболее грандиозные пирамиды были воздвигнуты в период Древнего царства.
Гробницы фараонов Раннего царства отличались от гробниц знатных вельмож только большими размерами. Гробницы же фараонов Древнего царства выделяются своей формой. Именно в это время в результате длительных поисков была найдена наиболее впечатляющая форма для вечного дома умершего царя-бога — пирамида.
Важнейшим этапом в развитии царской гробницы явилась идея увеличения здания по вертикали. Впервые она была осуществлена при постройке гробницы фараона III династии Джосера около 2800 г. до н. э. (рис. 14).
Ансамбль погребальных сооружений фараона Джосера, состоящий из пирамиды, южного и северного дворцов и поминальных храмов, был построен в южной части некрополя в Саккаре. Центром ансамбля служит пирамида (рис. 15). Здания расположены на прямоугольной террасе, окруженной двойными стенами. Длинные стороны прямоугольника имеют 545 м, короткие — 278 м, толщина стен достигает 15 м, а высота — около 10 м. Стены сложены из местного грубого известняка; забуткой служат кирпич и обломки камня. Снаружи стены облицованы светло-желтыми плитами известняка из района Тура (рис. 16 и 17). Наружная стена имела парапет, за которым вдоль стены шел широкий уступ, позволявший обходить весь ансамбль. Для большей безопасности ансамбль имел всего один вход, расположенный в южном конце восточной стены.
Ступенчатая пирамида фараона Джосера — самая ранняя из известных пирамид.
Как видно по характеру кладки, первоначально архитектор предполагал придать гробнице фараона традиционную форму мастабы. Из блоков известняка была воздвигнута большая мастаба; ее высота равнялась 8,2 м, а длина каждой стороны — 62,9 м. Снаружи стены были облицованы хорошо отесанными каменными плитами. Когда мастаба была готова, возле нее было сооружено одиннадцать шахт, из которых пять вели в захоронения членов семьи Джосера, шесть в кладовые. В захоронениях найдены останки людей, помещенные в деревянные гробы, украшенные золотом. Гробы стояли в алебастровых саркофагах. Захоронения были сделаны при жизни Джосера, об этом свидетельствуют оттиски печатей с именем фараона. Чтобы закрыть доступ в эти гробницы, мастабу Джосера увеличили в ширину на 8,32 м, и она стала прямоугольной в плане. С северной стороны пирамиды находится вход, от которого идет наклонный проход к шахте, глубиной 28 м. Внизу расположена погребальная камера, вход в которую сделан в потолке. Внутри камера облицована гранитом. В ней были найдены части скелета мужчины, предположительно самого фараона Джосера. Вокруг погребальной камеры расположены кладовые и другие помещения. Прекрасный декор этих помещений выполнен из рельефных глазурованных плит, покрытых орнаментом в виде тростниковых плетений (рис. 18). В пирамиде были обнаружены три стелы фараона. На одной из них Джосер показан идущим, а на двух других изображен в момент ритуального бега.
В ходе строительства возникла идея увеличить наземную часть гробницы по вертикали. На первую мастабу поставили еще три мастабы, каждая из которых была меньше предыдущей (рис. 19). В дальнейшем пирамиду повысили еще на две ступени; при этом для сохранения пропорциональности всего сооружения увеличили общие размеры пирамиды. В итоге пирамида Джосера имеет высоту 60 м и основание размерами 109,2 x 121 м.
Пирамида Джосера явилась первым монументальным каменным сооружением Египта, и ее роль в истории египетской архитектуры огромна.
19. Саккара. Разрез пирамиды Джосера | |
20. Саккара. Комплекс пирамиды Джосера: галерея входного зала и трехчетвертные колонны входного зала | |
21. Саккара. Комплекс пирамиды Джосера. Папирусовидные полуколонны на фасаде гробницы Хетеп-Хер-Небти |
Комплекс погребальных сооружений Джосера имеет важнейшее значение еще и потому, что здесь впервые в египетском зодчестве сложилась система ансамбля, все части которого органически связаны друг с другом.
Вход находился в наружной стене и был фланкирован двумя башнями. Позади входа расположен открытый двор, а далее галерея длиной 54 м (рис. 20). Вдоль стен галереи стояло 40 колонн, имевших невысокие круглые базы и капители в виде прямоугольной плиты. Стволы колонн украшены желобками. Подобная форма колонн, впервые встречающаяся в ансамбле Джосера, в дальнейшем, в периоды Среднего и Нового царств, получила широкое распространение. Такие колонны называли протодорическими, хотя они ни по конструкции, ни по форме не являлись прототипом греческой дорической колонны, ведущей свое происхождение от деревянного столба. Стволы колонн дорического ордера имеют в середине утолщение — энтазис. Между стволом и абакой лежит круглая плита — эхин, отсутствующая в египетской колонне. Дорическая колонна стоит прямо на стилобате, а египетская имеет круглую базу.
Из галереи шел ход на лестницу, поднимавшуюся на внешнюю стену. Расположенный на правой стороне галереи проход вел во двор хеб-сед. В середине двора имелись два полукруглых сооружения, каждое длиной 11 м. По-видимому, они определяли расстояние, которое преодолевал фараон во время традиционного бега. В толще южной части наружной стены находился кенотаф фараона Джосера длиной 85 м и шириной 13 м. В отличие от фараонов Раннего царства, сооружавших свои настоящие гробницы в Саккаре, а кенотафы в Абидосе, фараон Джосер и кенотаф, и подлинную гробницу — пирамиду — воздвиг в пределах одного комплекса. Погребальная камера кенотафа была частично вырублена в скале. Она небольших размеров: высота 1,3 м, длина 1,6 м. Стены внутри облицованы гранитом. Лестницы связывали камеру со входом и с кладовыми, расположенными к востоку от нее. На стенах кладовых сохранилась облицовка из плит известняка, украшенных рельефными изображениями, покрытыми сверху зеленовато-синей глазурью. Узор воспроизводит плетенье из тростника. В одном из подземных помещений были найдены три стелы с изображениями фараона Джосера. На двух из них фараон представлен идущим. Он одет в набедренную повязку, на голове — высокая корона Верхнего Египта, к подбородку прикреплена подвесная бородка. На третьей стеле Джосер изображен в момент ритуального бега, в руках у него царская плеть и футляр для документов о праве наследования престола.
В кладовых кенотафа Джосера были найдены прекрасные алебастровые сосуды, глиняные чаши, ларцы, носилки и шесты от балдахина, покрытые листовым золотом.
К кенотафу примыкает ряд сооружений, связанных с празднеством хеб-сед. В юго-западном углу южного двора стоит молельня, карниз которой украшен рельефным изображением священных змей — уреев, охранителей фараона. С востока к Южному двору примыкает прямоугольный в плане двор хеб-сед. Западную и восточную стороны двора обрамляют фасады молелен богов Севера и Юга Египта. Молельни были предназначены для статуй богов, привозимых на праздник хеб-сед из всех главных центров Египта. Перед ними царь совершал жертвоприношение. Во дворе хеб-сед были найдены большие статуи Джосера в длинном, облегающем фигуру так называемом хеб-седном одеянии. Фараон изображен стоящим со сложенными на груди руками.
Южный и Северный дворцы фараона Джосера оформлены одинаково: каждый из них украшен четырьмя полуколоннами и двумя пилястрами, поверху обоих фасадов тянутся фризы, состоящие из схематически переданных верхушек тростника. Этот орнамент воспроизводит в камне тростниковые плетения, из которых сооружались ранние дворцы. От подпор ранних дворцов ведут свое происхождение полуколонны с капителями в виде двух крупных листьев, ниспадающих по обе стороны ствола, украшающие Южный дворец, и полуколонны с трехгранным стволом и капителью в виде раскрытой метелки цветка папируса, обрамляющие молельню Северного дворца (рис. 21). Капители сделаны просто, в них нет ни одной лишней детали, но вместе с тем прекрасно переданы характерные черты растений. Это уменье отобрать самое главное, самое выразительное — одна из черт, определяющих своеобразие египетского искусства. Капители в виде цветка папируса, впервые появившиеся во дворце Джосера, в дальнейшем получили широкое распространение.
К северной стороне пирамиды примыкает погребальный храм. Прямоугольный в плане, он со всех сторон, кроме обращенной к пирамиде, окружен коридором. Центр храма образуют два расположенных параллельно друг другу двора. Каждый из них имеет портики с четырьмя полуколоннами с каннелированными стволами. Простые прямоугольные формы храма, строгие вертикали колонн, теплый светло-желтый цвет известняка из Тура делают его величественным и красивым.
Весь ансамбль Джосера, с его грандиозными, прекрасно декорированными стенами, ступенчатой пирамидой, стройным храмом, поражает ясностью, цельностью и монументальностью.
Сохранилось имя зодчего этого замечательного сооружения — Имхотеп. На оттиске печати, обнаруженном в погребениях членов семьи Джосера, обозначено его имя и титул «Визирь, первый после царя, хранитель печати, верховный жрец Гелиополя, начальник всех работ царя Верхнего и Нижнего Египта».
Значение памятников, созданных Имхотепом, понимали уже древние египтяне: они обожествили гениального зодчего, а греки отождествили его с богом врачевания Эскулапом.
Сохранившаяся частично ступенчатая пирамида непосредственного преемника Джосера фараона Сехемхета, открытая в Саккаре в 1954 г. египетским археологом Закарием Гонеймом, превосходила размерами пирамиду Джосера. Прямоугольная в плане пирамида высотой 70 м имела семь уступов; длина стороны основания равнялась 120 м. Пирамида воздвигнута на скале, в которой высечена погребальная камера с алебастровым саркофагом. Вокруг пирамиды была открыта высокая каменная стена с выступами типа контрфорсов, покрытыми рельефными бороздками.
Ступенчатая пирамида, принадлежавшая фараону III династии Неферка, была открыта в Завьет эль-Ариане. Она квадратная в плане; длина стороны основания равна 100 м. Пирамида имеет семь уступов. В погребальную камеру ведет огромный, выложенный камнем спуск. Он начинается пандусом длиной 37,24 м, который доходит до большой площадки, соединенной лестницей длиной 23,6 м с погребальной камерой. Основание пирамиды выложено из гранитных блоков; овальной формы саркофаг также сделан из гранита. Большие размеры сооружения и прекрасная обработка огромных каменных блоков свидетельствуют о высоком уровне каменного строительства при преемнике Джосера. Именно в архитектуре этого времени были заложены все предпосылки для создания грандиозных усыпальниц фараонов IV династии.
22. Медум. Пирамида Снофру. Начало IV династии | 23. Дашур. Пирамида Снофру. Начало IV династии |
Сложение типа пирамиды прослеживается на памятниках, принадлежавших первому фараону IV династии Снофру. Снофру соорудил для себя в Медуме пирамиду, по форме отличающуюся от пирамид Джосера и его преемников. Она напоминает две высокие мастабы, водруженные одна на другую (рис. 22). Эта форма появилась не сразу. Вначале пирамида Снофру в Медуме подобно пирамидам III династии была задумана как семиступенчатая. Когда пирамида была построена, к ней прибавили еще один уступ, затем промежутки между мастабами заполнили мелким камнем, а всю пирамиду облицевали каменными плитами. Высота пирамиды равна 75 м, длина боковых граней достигает 146 м, длина стороны основания — 60 м.
Вторая пирамида Снофру, воздвигнутая в Дашуре, по форме напоминает мастабу, над которой возвышается пирамида с основанием, равным основанию мастабы (рис. 23). В отличие от ступенчатых пирамид, объем которых слагался из объема нескольких мастаб, пирамида Снофру в Дашуре имеет единый объем.
Пирамида Снофру в Дашуре не была изолированным сооружением. Она, как и все позднейшие пирамиды Древнего царства, входила в состав заупокойного ансамбля, обязательной принадлежностью которого были два соединенных друг с другом заупокойных храма. Один из храмов находился внизу, у берега Нила, а второй — вверху. Нижний храм пирамиды имел два двора — первый небольшой продольный и второй главный двор. При входе в первый двор справа и слева расположено по два помещения; в глубине двора — портик. Потолок портика поддерживают два ряда столбов, по пяти в каждом ряду. В глубине портика — шесть ниш, в которых стояли гранитные наосы со статуями фараона. И наос и скульптура высечены из одного куска гранита. Храм украшен рельефами.
Верхний храм состоит из двух залов, выходящих в небольшой двор. Перед входом в первый зал высятся две большие стелы.
Оба заупокойных храма характеризуются ясным планом, простой конструктивной схемой, строгостью пропорций, нарядным декором.
Архитектурный ансамбль, состоящий из пирамиды и двух соединенных друг с другом поминальных храмов, впервые появившийся в дашурской пирамиде Снофру, стал типичным для всех погребальных ансамблей IV династии.
Третья, последняя пирамида Снофру, построенная в северной части Дашурского некрополя, с самого начала была задумана как пирамида с гладкими, сходящимися в одной точке гранями и ребрами. Высота пирамиды около 100 м, длина сторон основания 215 и 220 м.
Вопрос о причине сооружения фараоном Снофру трех пирамид еще не разрешен. По мнению М.Э. Матье, одна из пирамид, вероятно последняя, была подлинной царской усыпальницей, а две другие — ложными гробницами, кенотафами.
Форма пирамиды, развивавшаяся на протяжении столетий, выкристаллизовалась в третьей дашурской пирамиде Снофру, но своей кульминации она достигла в пирамидах преемников Снофру, воздвигнутых в Гизе.
24. Гизе. Комплекс пирамид Хеопса, Хефрена и Микерина | |
25. Гизе. Пирамида Хеопса | 26. Гизе. Пирамида Хеопса. Схема кладки |
27. Гизе. Пирамида Хеопса. Погребальная камера | 28. Гизе. Пирамида Хеопса. Священная ладья. (Музей в Каире) |
29. Гизе. Пирамида Хефрена и сфинкс | |
30. Гизе. План заупокойных храмов пирамиды Хефрена | |
31. Гизе. Интерьер верхнего заупокойного храма пирамиды Хефрена и его реконструкция (по О. Хольшерому) | |
32. Статуя Хефрена из его заупокойного храма. Вид спереди и сбоку. (Музей в Каире) | |
33. Гизе. Сфинкс у подножия пирамиды Хефрена |
В Гизе сооружены пирамиды фараонов IV династии Хеопса, Хефрера и Микерина (рис. 24). Возле пирамид расположены поминальные храмы, культовые строения; каждая из пирамид окружена комплексом мастаб. Здесь находятся священные ладьи, высеченные в скалах, гробницы вельмож IV династии и много других памятников, но самые главные среди них — три пирамиды: они подчиняют себе все и господствуют над всем.
Русский путешественник Авраам Норов, посетивший Египет в 1834—1835 гг., так описывал комплекс пирамид в Гизе: «Отовсюду взоры мои были привлечены, как магнитом, пирамидами... По странной игре оптики, замеченной уже многими путешественниками, пирамиды по мере приближения к ним, кажутся как бы менее огромными, чем издали. Это происходит, по моему мнению, от того, что издали они имеют лазоревый цвет дальности, резко обозначающий их на пустынном пространстве и на ясном горизонте, но с приближением к ним они принимают желтоватый цвет тех камней, из которых они построены, и таким образом сливаются с тем же желтым цветом песчаной пустыни, которая их окружает» [А Норов. Путешествие по Египту и Нубии в 1834—1835 г. Ч. 1. СПб., 1840, стр. 185—186.].
Пирамида Хеопса — самая ранняя и самая грандиозная из пирамид Гизе (рис. 25). Ее высота равняется 146,59 м, длина стороны основания — 233 м. Пирамида сложена из тщательно отесанных и плотно пригнанных известняковых блоков. Подсчитано, что на ее сооружение пошло 2 300 000 блоков, весом 2,5 т каждый; отдельные блоки весят до 30 т. Высота самого большого, первого ряда кладки основания пирамиды Хеопса равна 1,5 м, второго 1,25 м, третьего 1,2 м, четвертого 1,1 м, высота последующих рядов колеблется между 90 см и 65 см (рис. 26). Чем выше поднимаются ряды, тем меньше становятся блоки; у вершины высота блоков равна 55 см. Внутри пирамиды, за исключением погребальной камеры и коридоров, кладка была сплошной. Снаружи пирамида облицована плитами известняка. Длина плит облицовки равна 1,5 м в рядах кладки основания и 75 см в последующих рядах. На облицовку потребовалось 115 500 плит.
По свидетельству древнегреческого историка Геродота, пирамиду вместе с ведущей к ней дорогой строили около 30 лет, причем на строительстве было занято 100 000 человек.
Вход в пирамиду находится с северной стороны; от входа идет длинный коридор к погребальной камере, расположенной в центре пирамиды. Для облегчения давления огромной массы над потолком в нескольких рядах кладки оставлены пустоты. Погребальная камера облицована гранитом (рис. 27). Внутри камеры стоит большой, строгий и простой по форме саркофаг, в котором покоилось тело Хеопса. После захоронения вход в пирамиду был тщательно заделан.
Вопрос о технике строительства пирамид пока еще не решен окончательно.
Геродот, посетивший Египет в V в. до н. э., т. е. спустя более двух тысяч лет после сооружения пирамиды Хеопса, указывает:
«Эта [Великая] пирамида была построена уступами... Сооружалась она таким образом: по окончании уступов поднимались остальные камни машинами, состоящими из коротких кусков дерева. Сначала камень поднимали с земли на первый ряд уступов, каждый положенный здесь камень перекладывали на другую машину, уже стоявшую в первом ряду ступени. Отсюда камень поднимался третьей машиной во второй ряд. Вообще машин было столько, сколько рядов ступеней в пирамиде, или же машина была одна, удобно подвижная, которую переносили с одного ряда в другой лишь только камень был снят с нее. О двух способах мы говорили потому, что нам так рассказывали. Прежде всего отделаны были верхние части пирамиды, потом следовавшие за ними снизу и, наконец, самые нижние части, те что лежали на земле» [Геродот. История. Пер. Ф.Г. Мищенко. Кн. II, гл. 125. М., 1888.].
Это сообщение Геродота едва ли соответствует истине, ибо невозможно поднять на верх пирамиды тяжелые глыбы при помощи простейших рычагов.
Современные исследователи выдвигают несколько теорий, касающихся техники строительства пирамид. Согласно одной из них, глыбы с уступа на уступ поднимали деревянными качалками. По другой — сначала возводили из камней основание, затем первый внутренний ряд кладки на всю высоту, второй, третий и т. д., до тех пор пока пирамида не приобретала задуманный объем.
Согласно третьей теории, для подъема блоков камня возле пирамиды сооружали насыпь: по мере роста пирамиды росла и насыпь. По верху ее укладывали деревянные балки для полозьев, на которых перетаскивали каменные блоки. Когда строительство пирамиды заканчивалось, насыпь уничтожали. Эта теория, выдвинутая английским ученым Эдвардсом, кажется наиболее правдоподобной. Остатки насыпей и балок были обнаружены археологами в Лиште на месте строительства некоторых сооружений, правда более позднего времени, чем великие пирамиды.
В настоящее время ведутся раскопки в Гизе, в районе, прилегающем к пирамидам; может быть они дадут окончательный ответ на столь важный для истории древней архитектуры Египта вопрос.
Ансамбль пирамиды Хеопса включал два заупокойных храма, помещения для священных лодок фараона, вырубленные в скалах, и другие сооружения, пока еще недостаточно изученные. Не раскопан полностью нижний храм Хеопса, соединенный проходом с верхним храмом.
Верхний храм Хеопса был сооружен перед восточной стороной стены, окружавшей пирамиду. Длина его с севера на юг 52,4 м, с востока на запад 40 м. Прямоугольный двор храма со всех сторон был уставлен гранитными столбами. В глубине двора находился зал с двумя рядами столбов. Первый ряд имел восемь, а второй — четыре столба. В храме Хеопса впервые в истории египетской архитектуры появились свободно стоящие столбы (в храме Джосера столбы были приставлены к стене). Колонный зал завершался молельней, в которой помещались культовые статуи Хеопса.
Фасад храма имел форму прямоугольника со слегка скошенными боковыми сторонами. Расположенный по центру вход был обрамлен двумя столбами.
От храма Хеопса в настоящее время уцелело немного, но сохранившиеся части позволяют восстановить облик этого простого по форме, строгого здания, гармонически сочетающийся с величественным и грандиозным обликом пирамиды.
У южной стороны пирамиды располагались помещения для священных лодок фараона (рис. 28). Они были вырыты глубоко под землей и перекрыты плитами известняка. Каждая плита имеет в длину 1,3 м, в ширину 80 см, в высоту 1,8 м и весит 17 т. Под плитами в 1953 г. египетским археологом Закинуром были обнаружены лодки, длиной более 30 м. Они сделаны из дерева и оснащены всем оборудованием, необходимым в плавании: сохранились канаты, мачты, каюты, скамьи. Но, по-видимому, эти лодки имели не утилитарное, а магически-ритуальное назначение. Фараон, подобно богу солнца Ра, в ночной лодке (мескет) должен был плыть по подземному Нилу, а в дневной (манджет) объезжать небо и землю. Возле пирамиды имелись специальные постаменты, на которые во время торжественных церемоний ставили священные ладьи.
Так как территория, окружавшая пирамиду Хеопса, еще полностью не раскрыта, нельзя сделать окончательной реконструкции сооружений, входивших в ансамбль Хеопса. Во всяком случае и в современном состоянии он производит грандиозное впечатление.
Автором всего ансамбля был брат фараона Хеопса зодчий Хемиун.
До недавнего времени египетское искусство считалось безымянным. Кроме легендарного Имхотепа — строителя пирамиды Джосера и Сенмута — зодчего храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, о творцах египетских памятников ничего не было известно. Лишь за несколько последних десятилетий египтологам, и в первую очередь советскому египтологу М.Э. Матье, на основании изучения древнеегипетских текстов удалось выявить много архитекторов, скульпторов и художников и связать их имена с определенными памятниками. Это открытие имеет большое значение для понимания египетского искусства.
Пирамида сына и преемника Хеопса фараона Джедефра по непонятным причинам строилась не в Гизе, а севернее, в Абу-Роаше. Фараон Джедефра правил 8 лет. Его пирамида не была закончена, но, по-видимому, она должна была стать столь же грандиозной, как и пирамида отца.
Пирамида Хефрена, второго преемника Хеопса, находилась в Гизе, в непосредственной близости от пирамиды Хеопса. Ее высота 143,3 м, длина стороны основания 215,25 м (рис. 29). Вход в пирамиду находится у основания пирамиды, погребальная камера расположена ниже основания. В погребальной камере стоял большой гранитный саркофаг без надписи. На вершине пирамиды сохранились остатки облицовки, некогда сплошь покрывавшей пирамиду.
Недалеко от пирамиды в скале были вырублены помещения для погребальных лодок, аналогичные помещениям, обнаруженным возле пирамиды Хеопса.
В ансамбль пирамиды Хефрена входят два храма: верхний и нижний, объединенные проходом в единый комплекс (рис. 30).
Верхний храм примыкает ко двору при пирамиде и соединен с ним узким преддверием, за которым находятся склады. Далее следуют пять вытянутых, расположенных параллельно друг другу помещений, предназначенных для статуй царя. К ним примыкает двор, окруженный стеной с выступающими мощными пилястрами, к которым были приставлены статуи царя. Верхний храм Хефрена соединен узким проходом с нижним храмом: Фасад нижнего храма, достигавший 12 м в высоту, имеет форму вытянутого прямоугольника со слегка скошенными боковыми сторонами, напоминающими наклонные стены мастаб. По бокам расположены две двери, фланкировавшиеся статуями сфинксов. Над дверями имелись надписи, содержавшие имя и титул царя.
По оси каждого из входов расположен удлиненный зал, напоминающий вестибюль. Оба зала имеют в высоту 9 м и целиком сооружены из гранита. Полы покрыты алебастровыми плитами. Наибольший интерес в храме Хефрена представляет многоколонный (гипостильный) зал Т-образной формы. Все внутреннее пространство уставлено 16 квадратными в сечении гранитными столбами: 6 стоят в поперечном помещении, а 10 — в перпендикулярном ему продольном помещении. Столбы служат опорами гранитным плитам, образующим потолок храма. Плиты, так же как и столбы, идеально отполированы.
Преобладающие во всей отделке храма простота и строгость подчеркнуты естественной красотой материала — темно-розового гранита и светлого алебастра.
Здесь, как и в других сооружениях IV династии, ярко проявилось уменье египетских строителей обращаться с камнем. Подражание дереву исчезло. Опоры впервые отделились от стены, каменные столбы встали свободно. Инертная масса сменилась системой сильных опор, на которых лежали горизонтальные массивные каменные блоки (рис. 31). Формы начали полностью совпадать с конструкцией, архитектура овладела новым материалом. Но в массивности столбов и перекрытий сказывается еще сохранение излишнего запаса прочности и отсутствие полной свободы в обращении с камнем.
В древности к каждому столбу была прислонена статуя сидящего на троне фараона Хефрена. Одни статуи были высечены из зеленого диорита, другие — из светлого алебастра, третьи — из желтого шифера. Некоторые из этих статуй были найдены во время раскопок храма и перенесены в Каирский музей. Наиболее известна статуя Хефрена из диорита (рис. 32). Фараон изображен сидящим на троне. Его поза абсолютно статична. Фигура построена симметрично, т. е. правая сторона повторяет левую. Поза фараона спокойна и величественна. Лицо предельно обобщено и лишено индивидуальной характеристики; по нему нельзя судить ни о характере Хефрена, ни о его возрасте. По представлению древних египтян, статуя должна была служить вечным вместилищем души фараона, поэтому все случайное, временное, преходящее не могло быть запечатлено в этом идеализированном образе. Бог-сокол Гор распростер свои крылья над головой обожествленного царя. Это — статуя получеловека, полубога, безграничного властелина. Ее облик отвечает архитектурному облику храма с его упрощенными до предела* геометрическими формами, господствующими плоскостями полированного камня, строгими вертикалями столбов. Статуи составляют единое целое со столбами, сливаются с ними.
Синтез архитектуры и скульптуры, вообще свойственный египетскому искусству, в храме Хефрена выражен очень сильно. Вместе с тем здесь особенно ярко выступает и столь характерная для египетского искусства ведущая роль архитектуры. Именно она диктует план всего замысла, подчиняя себе все другие виды искусства.
Невдалеке от пирамиды Хефрена, вдоль прохода к верхнему храму возвышается огромная фигура сфинкса (рис. 33). Статуя высечена из выступавшей на равнине большой скалы, по форме напоминавшей фигуру лежащего льва. Недостающие части фигуры льва скульптор дополнил из плит и придал голове образ человека с портретными чертами Хефрена. В древности статуя была покрыта обмазкой и раскрашена, но в настоящее время от окраски почти ничего не сохранилось. На голове у фараона надет клавт — головной платок, ниспадающий на плечи двумя концами, украшенными поперечными полосами. Высота сфинкса 20 м, длина 57 м. Это самая грандиозная скульптура, созданная человеком за всю историю ваяния. Голова сфинкса сильно повреждена, утрачена подвесная борода, изуродовано лицо. Уже в древности сфинкс был засыпан песком, над которым возвышалась одна голова.
Стела, поставленная у подножья сфинкса в период XVIII династии Тутмесом IV, гласит, что однажды во сне будущий фараон предстал перед богом у ног сфинкса; бог повелел ему освободить сфинкса и обещал за это престол. Тутмес исполнил волю бога и был вознагражден. Две другие стелы, поставленные между лапами сфинкса фараоном Рамсесом II, сообщают о вторичной очистке сфинкса от песка. Третья очистка была произведена в 1925 г. археологом Баредом. В настоящее время скульптура видна полностью.
Образ сфинкса проходит через всю египетскую мифологию: он воин и страж, борец и мститель; сфинкс быстр и мудр, решителен и непреклонен. Из всех скульптурных изображений сфинксов гизехский сфинкс Хефрена — наиболее грандиозный. Сфинкс органически связан с пирамидой Хефрена, он раскрывает и дополняет смысл, заложенный в ней. Вечный страж усыпальницы умершего фараона столь же велик, как пирамида, и столь же целен в своем образе.
Кристальная простота и ясность формы, грандиозные размеры придают пирамидам строгое величие и монументальность. Значение их архитектуры было оценено еще в древности. Среди семи чудес света первое место греки отводили пирамидам.
В этих исполинах, созданных гением и руками человека, древнеегипетская идеология, с ее обожествлением одного наделенного нечеловеческой властью человека и принижением сотен тысяч других, проявилась наиболее полно. Только деспотическая власть для своего возвеличивания могла заставить сооружать эти исполины. Но возможности ее не были беспредельными. Отвлечение огромного количества людей на строительство пирамид пагубно сказывалось на хозяйстве страны, ирригационная система приходила в упадок, урожаи падали, росло недовольство населения.
Пирамида преемника Хефрена фараона Микерина, третья из гизехских пирамид, сильно уступает по величине своим предшественникам: ее высота равна 62 м, а длина стороны основания 108,4 м. К погребальной камере, устроенной в грунте ниже уровня основания, ведут два входа.
Пирамида Микерина сложена из очень больших блоков. Снаружи она облицована гранитными плитами. Во время раскопок 1968 г. археолог Алу Хассан на плитах, облицовывающих основание пирамиды, обнаружил иероглифическую надпись Микерина с указанием годов строительства пирамиды. Микерин умер до завершения строительства, и верхняя часть пирамиды осталась необлицованной.
В комплекс пирамиды Микерина входили заупокойные храмы фараона, в значительной части сооруженные из кирпича-сырца и имевшие деревянные перекрытия.
Скромные размеры пирамиды Микерина, неполное покрытие поверхности каменной облицовкой, использование в строительстве храма вместо камня кирпича-сырца и дерева — все это свидетельствует о том, что в конце IV династии культовое строительство уступает строительству начала династии.
Сын Микерина фараон Шепсескаф для погребения своего тела удовольствовался сооружением между некрополями Саккары и Дашура кирпичной мастабы. Правда, мастаба фараона намного превосходила по своим размерам окружающие ее мастабы знатных вельмож и чиновников. Внутри мастаба Шепсескафа имела прямой коридор с квадратной комнатой посередине; коридор соединялся с залом, слева от которого находились четыре прямоугольных в плане, расположенных параллельно друг другу подсобных ритуальных помещения, справа — погребальная камера.
Такая планировка внутренних помещений гробницы, постепенно сложившаяся к концу IV династии, повторяется с небольшими изменениями в пирамидах V и VI династий.
34. Абусир. Заупокойные храмы пирамиды фараона Сахура. V династия |
35. Абусир. Нижний храм (реконструкция). Пальмовидная капитель |
36. Пальмовидная капитель |
Важнейшие погребальные ансамбли первых фараонов V династии Сахура (рис. 34), Нефериркара, Неферфра и Ниусерра расположены на плато Абусира рядом друг с другом, и планы их во многом повторяются. Это сходство объясняется тем, что архитекторы следовали требованиям погребального ритуала фараона, полностью уже сложившегося и принявшего устойчивые формы во второй половине периода Древнего царства.
Пирамида фараона V династии Сахура в Абусире является наиболее типичной и лучше всего изученной царской гробницей этого времени. В высоту пирамида имеет 49,6 м. Погребальный склеп устроен на уровне земли. Для того чтобы избежать сильного давления массы камня на погребальную камеру, над ней соорудили двускатное перекрытие из мощных блоков. Кладка основного ядра пирамиды состоит из блоков желтого известняка, для облицовки использован белый известняк, верхушка пирамиды гранитная. Вход в пирамиду, устроенный на ее северной стороне, закрывался, как и в других пирамидах, гранитной глыбой, которую опускали после внесения саркофага в склеп. Состав культовых помещений заупокойного ансамбля Сахура не изменился по сравнению с предыдущим периодом. Он включает пирамиду, нижний и верхний храмы, но характер оформления этих помещений стал иным.
Нижний храм, служивший входным залом,— небольшая постройка в долине — использовался как пристань во время разливов Нила (рис. 35). Коридор с плоской кровлей, освещавшийся через верхние световые проемы, ведет от этой постройки к верхнему храму, а через него во двор, окружавший пирамиду. Стены коридора были расписаны цветными изображениями фараона в образе сфинкса, попирающего врагов.
Верхний храм ансамбля Сахура имел центральный двор, окруженный галереей, крышу которой поддерживали 16 колонн с крупными монолитными стволами и пальмовидными капителями. Появившись впервые в этом храме, капитель в форме пучка пальмовых листьев получила в дальнейшем широкое распространение.
Использование растительных форм характерно для египетской архитектуры. Уже в молельне фараона III династии Джосера имеются полуколонны с капителями в виде цветка папируса. В период V династии в связи с некоторой утратой грандиозности и монументальности, присущих сооружениям великих фараонов IV династии, и усилением интереса к декоративности часто используют колонны с растительными капителями; появляются капители в виде нескольких бутонов папирусов и капители в форме пальмовых листьев (рис. 36). Колонны храмов Сахура были окрашены в зеленый цвет. Потолок был ярко-синий с золотыми звездами, словно ночное небо, распростершееся над пальмовой рощей.
Большое место в оформлении храмов Сахура отведено рельефам. Сцена охоты в пустыне, высеченная на стенах храма, занимает площадь в 8 м2. Композиция разделена на две части: справа изображен загон, в котором находятся дикие быки, газели, антилопы, зайцы, слева — фараон, стреляющий в зверей из лука. За фараоном идут его сын и приближенные, фигуры которых в четыре раза меньше фараона.
Животные показаны бегущими по холмистой местности со скудной растительностью, присущей египетской пустыне. Во многих местах на рельефе сохранились краски: песчаные холмы окрашены в красноватый цвет, кустики темно-зеленого и коричневые с желтыми пятнами, газели темно-желтые, антилопы белые. Тела охотников покрыты кирпично-красной краской. Композиция наверху имеет красную полосу с черным обрамлением. Окраска играла большую роль в оформлении сооружения, очень нарядного и красивого как снаружи, так и внутри.
37. Саккара. Погребальный ансамбль фараона Пепи II |
Погребальные ансамбли последнего фараона V династии Унаса (середина XXVII в. до н. э.), фараонов VI династии, конца Древнего царства, Тети, Пепи I, Меренра и Пепи II (рис. 37) (XXVI—XXV вв. до н. э.) были сооружены в Саккаре. Они, как и погребальные ансамбли предшествующего периода, состояли из пирамиды, окружавшего ее двора и храмов.
Пирамиды этих фараонов имели небольшие размеры, их высота не превышала 70 м. Они сложены из небольших каменных блоков и из бута. От входа, расположенного на северном склоне пирамиды, идет коридор; недалеко от входа он расширяется, образуя первый зал; продолжающийся за залом коридор прегражден тремя узкими дверями, за которыми расположено прямоугольное в плане помещение. В его восточной стене имеется проход в низкую комнату, предназначенную, вероятно, для заупокойной статуи фараона, а в западной стене — проход в длинный погребальный зал с саркофагом.
Однотипность планировки различных пирамид была обусловлена требованиями ритуала. Определенные обряды происходили в специально предназначенных для них помещениях.
В отличие от гизехских пирамид IV династии, чьи внутренние помещения были лишены каких бы то ни было надписей и изображений, внутренние помещения пирамид Унаса, Тети, Пепи I, Меренра и Пепи II покрыты текстами, получившими по месту их расположения название текстов пирамид. Ритуальное шествие, связанное с погребением фараона, начиналось в долине, в нижнем храме, затем по крытому проходу направлялось к верхнему храму, где также происходили обрядовые церемонии, затем — в самую пирамиду.
Порядку совершения обряда в пирамиде соответствуют тексты, высеченные на стенах ее внутренних помещений. Они начинаются от входа и завершаются в погребальной камере. Тексты, высеченные в определенной последовательности, содержат изречения, произносившиеся в каждом помещении во время совершения там обрядов; около проходов высечены тексты обращения к божественным стражам дверей — змеям, львам и быкам, заклинания с требованием открыть замок и т. д. Тексты пирамид представляют большой интерес не только для истории религии, но и для истории архитектуры Древнего Египта, так как они позволяют установить назначение отдельных помещений, смысл которых не всегда понятен.
Пирамиды VI династии, как и в предшествующий период, были центром большого ансамбля. Заупокойные ансамбли этого времени отличаются значительными размерами, великолепием отделки, богатством убранства. Архитекторы уделяют большое внимание оформлению входа в нижний храм, длинному коридору, соединяющему его с верхним храмом, двору, портикам, залам. В отличие от более ранних сооружений в храмах VI династии вместо твердых пород камня — гранита и базальта — чаще применены более мягкие — известняк, алебастр. Особенно привлекает алебастр своей теплотой и способностью пропускать лучи солнца. Стены храмов покрывались прекрасными рельефами, прославлявшими царя и богов, даривших ему жизнь и престол.
Планировка мастаб частных лиц за период Древнего царства также претерпела ряд изменений.
38. Гизе. Группа мастаб у подножия пирамиды Хеопса. IV династия | 39. Рельеф на дереве с изображением зодчего Хесира. III династия |
Мастабы частных лиц Раннего царства сооружались из кирпича-сырца (рис. 38). Они имели прямоугольное в плане основание и наклонные стены; внутри располагались комнаты для погребального инвентаря и камера для саркофага с телом умершего. В мастабах Раннего царства не было специального помещения для совершения погребального обряда; церемония проходила под открытым небом, а жертвы приносили в наружной нише мастабы. В период Древнего царства в мастабах частных лиц времени III династии появилась крытая молельня, что способствовало лучшему сохранению настенных изображений и, таким образом, по представлению египтян, гарантировало умершему существование в загробном царстве.
Наиболее ранней и хорошо сохранившейся мастабой начала Древнего царства является мастаба зодчего периода III династии Хесира. Внутри мастабы находились плиты с изображениями Хесира (рис. 39). На одном из них Хесира представлен сидящим перед жертвенным столом с пеналом для письменных принадлежностей и с палочкой в руке, на другом он изображен стоящим в традиционной позе, с выставленной вперед левой ногой. Рельеф отличается исключительной четкостью контуров, проработанностью деталей. Лицо Хесира с характерным горбатым носом и тонкими губами, безусловно, портретно.
На стенах мастабы Хесира имеются росписи, воспроизводящие, как и в гробницах Раннего царства, плетеные циновки и предметы, необходимые покойному в загробном мире.
Для мастаб конца III и IV династий характерно кроме закрытых молелен наличие ниш на внешней стороне стены молельни. Иероглифический текст, покрывавший нишу внутри, содержал имя и титул покойного; иногда здесь помещались и рельефы с его изображениями. Каждый проходивший мимо гробницы мог прочесть имя, произнести заупокойную молитву и, таким образом, обеспечить душе умершего ее загробное существование.
Одной из самых ранних мастаб IV династии является гробница царицы Хетеп-Хеpec — супруги первого фараона IV династии Снофру и матери фараона Хеопса. Она расположена в Гизе, к северу от дашурской пирамиды Снофру. Погребальная камера Хетеп-Херес имеет в длину 5 м, а в ширину около 3 м; высота ее равняется 3 м. В камере стоял прекрасный алебастровый capкофаг царицы (длина 2 м, ширина 85 см, высота 80 см) и находились мебель, сосуды, ювелирные украшения. Из черного дерева, обитого листовым золотом, сделаны носилки царицы. Прямоугольная кровать покоится на красивых ножках в виде львиных лап, у изголовья царицы стоял подголовник с подставкой, по форме повторяющий каннелированные колонны во дворце фараона Джосера. Прекрасное кресло с прямоугольным сиденьем украшено вырезанными из дерева и покрытыми листовым золотом цветами папируса.
Предметы, аналогичные помещенным в гробницу Хетеп-Херес и предназначенные для ее жизни в потустороннем мире, судя по изображениям на стенах гробницы, украшали дворцы фараонов и знатных вельмож. Простые формы мебели с преобладанием прямых линий, четкость орнаментальных узоров и иероглифических надписей, строгое и в то же время декоративное сочетание черной матовой поверхности дерева и блестящего золота прекрасно гармонировали с простыми и величественными формами архитектуры Древнего царства.
Мастаба сына фараона Хеопса Рахотепа и его жены Неферт в Медуме вместо жертвенной ниши имеет прямоугольную в плане комнату, расположенную перпендикулярно основному помещению гробницы. Перед мастабой с восточной стороны сооружена стена из глины, скрывавшая вход в молельню. В мастабе были найдены две прекрасные портретные статуи Рахотепа и Неферт, изображенных в традиционной позе — сидящими на кубических с высокими спинками тронах (рис. 40). Одна рука Рахотепа црижата к груди, другая покоится на коленях. Руки Неферт скрещены на груди. На Рахотепе короткий передник, Неферт одета в длинное белое платье, украшенное ожерельем из красивых голубовато-зеленых и синих бусин, имитирующих бусины из сердолика, бирюзы и лазурита; на ее голове диадема, раскраска которой также воспроизводит драгоценные камни. Лицо Рахотепа с миндалевидными глазами и тонкими губами, подчеркнутыми небольшими усиками, безусловно, портретно. Наделено индивидуальными чертами и красивое, с большими черными глазами лицо Неферт. Обе статуи являются лучшими образцами портретной скульптуры Древнего царства.
В период V династии в связи с ростом влияния знати, приобретением ею ряда прав, составлявших ранее привилегию одного фараона, и связанным с этим изменением погребального ритуала изменяется и архитектура гробниц частных лиц: увеличиваются их общие размеры, расширяются внутренние помещения, усложняется план. Наземная часть гробницы состоит из нескольких залов, коридоров, кладовых, стены которых почти сплошь покрываются рельефами. Мастаба начальника сокровищницы Ахетхотепа и его сына Птаххотепа в Саккаре представляет собой типичный пример гробницы знатного вельможи V династии. Она состоит из вестибюля, центрального зала, окруженного колоннами, и подсобных помещений. Вход в гробницу был заделан каменной плитой, по форме повторявшей деревянную дверь, так называемой ложной дверью. Стены гробницы покрыты рельефами, общая протяженность которых достигает 500 м.
Назначение рельефов — воссоздать в воображаемом загробном мире реальную земную жизнь. Согласно общему принципу древнеегипетских рельефов, все поле стены разделено на горизонтальные полосы, заполненные изображениями. Центральное место в рельефных композициях занимает фигура владельца гробницы. На восточной стене гробницы Птаххотепа он изображен с посохом в руках, наблюдающим работу слуг; другое изображение Птаххотепа, сидящего перед жертвенным столом, сохранилось в зале. Птаххотеп в несколько раз выше остальных персонажей, так как по своему общественному положению он превосходил других людей. Фигура Птаххотепа показана согласно древнеегипетским канонам изображения человеческой фигуры: голова Птаххотепа изображена в профиль, глаза и плечи — в фас, грудь и живот — в три четверти, а ноги — снова в профиль. В одной фигуре совмещены различные точки зрения: спереди, сбоку и в три четверти. Подобно тому, как изображали человека в додинастический период и в период Раннего царства, художник показывает тело всесторонне, не прибегая к условному сокращению фигуры и изображению ее в ракурсе.
Во фризах, расположенных справа от изображения Птаххотепа, показаны различные сельские сцены: птичник гонит журавлей, гусей, уток, пастухи приносят новорожденных телят, приводят коз. В следующем ряду показано возвращение с охоты слуг Птаххотепа — один из слуг на плечах несет коромысло с маленькими козлятами, другой тянет на полозьях две клетки, внутри которых сидят лев и львица. Верхний правый ряд заполнен спортивными сценами. Мастер показал различные моменты борьбы: короткая разминка, обхват колена противника, опрокидывание. Рассказ легко укладывается в композицию, построенную рядами, что позволило разместить изображения и отдельных людей, и групп. Для изображения группы из нескольких фигур на одной плоскости художник размещает персонажи друг за другом так, что каждая следующая фигура несколько заслоняет предыдущую, создавая иллюзию группы, изображенной в нескольких планах; при этом все фигуры показаны стоящими на одном уровне и одного размера — прием, несовместимый с перспективным изображением. Египтяне не знали перспективы в нашем понимании этого слова. Египетский художник, особенно в период Древнего царства, стремился к плоскостности композиции: фигуры в рельефе едва поднимаются над поверхностью фона, краски, покрывающие изображения, — локальных цветов, отсутствует светотеневая моделировка (рис. 41). Благодаря таким художественным приемам стена сохраняла абсолютную плоскостность, что соответствовало прямым линиям и правильным геометрическим формам, господствовавшим в египетской архитектуре этого времени.
40. Саккара. Статуи Рахотепа и Неферт из их гробницы. (Музей в Каире) |
41. Саккара. Рельеф из гробницы Ахетхотепа. V династия. (Лувр) |
42. Саккара. Мастаба вельможи Ти. V династия. Главный вход, план и рельеф, изображающий охоту Ти на гиппопотамов |
43. Абусир. Храм бога Солнца фараона Ниусера (реконструкция по Борхарду) |
Блестящим образцом мастабы знатного вельможи периода V династии является мастаба вельможи Ти, начальника пирамид фараонов Нефериркара и Ниусера в Саккаре. Мастаба Ти при входе имеет двухколонный портик, за которым расположен открытый двор, окруженный колоннадой из квадратных столбов (рис. 42). Под полом этого дворика начинается наклонный ход в склеп. Далее идет коридор, разделенный дверьми на две части. Справа находится комната для жены умершего, а в конце молельня с двумя ложными дверьми, параллельно ей тянется узкое помещение для статуй. Все стены гробницы Ти покрыты рельефами, (изображающими владельца гробницы, его жену, детей и слуг. Показаны охота в зарослях, ловля рыбы, приношение даров, жатва, молотьба, приготовление пищи, изготовление мебели. При изображении простых людей художник был менее связан традициями и канонами, чем при изображении знатных вельмож. Слуги запечатлены в движении, их позы правдивы, динамичны. Рельефы гробницы Ти дают полное представление об египетской жизни в середине III тысячелетия до н. э.
Наряду с пирамидами, заупокойными храмами, мастабами в период Древнего царства сооружались святилища, не связанные непосредственно с загробным культом. Во время V династии появляются храмы, посвященные богу солнца Ра, так называемые солнечные храмы.
Солнечный храм, построенный фараоном Ниусера в Абусире, носил название «Тот, кто радует сердце» (рис. 43). От пристани, расположенной внизу на Ниле, к храму вел мощеный коридор с верхним светом. Коридор продолжался в толще стены, окружавшей святилище, огибал двор святилища с южной стороны и затем поворачивал вправо. В центре двора стоял гигантский культовый обелиск. Постамент обелиска, достигавший в ширину 40 м, в нижней части был сложен из базальтовых, а в верхней — из известняковых блоков. Сам обелиск сооружен из известняковых блоков и облицован полированным гранитом, блестевшим в ярких лучах солнца. Около храма стояла каменная священная ладья, посвященная солнечному богу. Пережив тысячелетия, архитектурная форма обелиска, благодаря своей монументальности, строгости и простоте, нашла применение в современном строительстве.
Храм Ниусера дошел до нашего времени в руинах, но и то, что сохранилось, свидетельствует о его гармонии и красоте.
Строительное искусство в период Древнего царства достигло большой высоты. Накопленные знания передавались от поколения к поколению, от деда к отцу и сыну, от старшего брата к младшему. В автобиографии зодчего фараона Пепи I Нехебу говорится: «Я был в подчинении у своего брата, начальника работ, ... я записывал, я носил его письменный прибор. Когда он был назначен надсмотрщиком над строителями, я носил его измерительную палку. Когда он был назначен начальником строителей, я был его помощником. Когда он был назначен царским строителем и зодчим, я управлял для него его владениями и делал все в них превосходно. Когда он был назначен царским строителем и зодчим в обоих домах, я наблюдал за всеми его владениями, и богатства в его доме было больше, чем в доме какого-либо вельможи. Когда он был назначен начальником работ, я выполнял все, что он говорил, к его удовлетворению».
Прежде чем стать царским зодчим, мастер проходил на практике все стадии строительного дела и приобретал настоящую квалификацию.
От периода Древнего царства сохранились имена зодчих и известны памятники, созданные ими: Имхотеп — строитель ступенчатой пирамиды Джосера, Хемиун — начальник всех работ по сооружению пирамиды Хеопса, Дебхен — зодчий пирамиды Микерина, Тети — исполнитель рельефа гробницы жреца Солнечного храма Нефериркара, зодчий Шесгеф — создавший мастабу визиря Птаххотепа, зодчие Уашптах и Нехебу — построившие пирамиды фараонов Нефериркара и Пепи I и многие другие зодчие и скульпторы прославленных произведений этой эпохи.
Древнее царство занимает важное место в истории египетской архитектуры: в это время были созданы грандиозные пирамиды и прекрасные ансамбли царских заупокойных святилищ, солнечные храмы с обелисками, величественные мастабы знатных вельмож.
В период Древнего царства египтяне научились великолепно обрабатывать камень, использовать все его конструктивные и декоративные возможности. В это время были выработаны пропорциональные соотношения; сложились типы колонн, сохранившиеся затем на протяжении тысячелетий: папирусообразные, лотосообразные, пальмовидные; были найдены интересные приемы декорировки. Монументальность, величественность, синтез архитектуры, круглой скульптуры, рельефов и росписей составляют характерные черты архитектуры Древнего царства.
Глава «Архитектура Египта. Архитектура Древнего царства. Период III—VI династий (около 2800—2400 гг. до н. э.)» книги «Всеобщая история архитектуры. Том I. Архитектура Древнего мира». Авторы: Н.Д. Флиттнер, С.И. Ходжаш; под редакцией О.Х. Халпахчьна (отв. ред.), Е.Д Квитницкой, В.В. Павлова, А.М. Прибытковой. Москва, Стройиздат, 1970
Добавить комментарий