Архитектура Фунани

Сохранившиеся следы человеческой деятельности на территории Индокитайского полуострова относятся к середине V тысячелетия до н. э. Археологические раскопки в Самронг Сен и Лонгпрао (территория современной Камбоджи) свидетельствуют о довольно высокой неолитической культуре.

При помощи аэрофотосъемок местности удается выявить небольшие круглые в плане поселения, укрепленные земляными стенами или окруженные узкими канавами по периметру. Жилища неолитических поселений были круглые или прямоугольные в плане с поднятым полом и террасой. Покрытие было двускатным или конусообразным. На огороженных участках рассеяны ансамбли мегалитических построек. Памятники мегалита представлены шлифованными камнями с магическими знаками, менгирами с фаллическими символами, дольменами, в которых помещены керамические, а позднее (V—I в. до н. э.) бронзовые урны (стоянка Млоу Прей, территория Камбоджи). Памятники мегалита указывают на их связь с фаллическим культом и культом предков. Культура Самронг Сен явилась первоисточником цивилизации мегалита в Индокитае.

Карта Дальнего Востока и Индокитая
Карта Дальнего Востока и Индокитая

Успехи мореплавания во II—I вв.до н.э. привели в Юго-Восточную Азию индийских торговцев, которые застали аборигенов прибрежных районов Индокитая на стадии разложения родо-племенных отношений и формирования классового общества. Общение с Индией ускорило процесс разложения первобытно-общинного строя и создания на рубеже нашей эры ряда государств у народов мон-кхмерской группы. Так к началу I в. н. э. возникло крупное государство Фунань, занимавшее центральную и южную части Индокитайского полуострова, берега Сиамского залива, Малаккский полуостров, возможно и южную Бирму.

Раскопки в Ок-Ео, морском порту державы, свидетельствуют об интенсивном торговом обмене на огромном пространстве от Рима до Китая. Расположение страны в зоне взаимодействия более развитых цивилизаций сыграло немаловажную роль в развитии архитектуры Фунани. В сфере влияний на фунаньское зодчество известная роль принадлежит Индии. Однако несмотря на заимствование опыта индийских зодчих, .строительные приемы подвергались коренной переработке с применением их к местным условиям и возможностям строительных материалов, к духовным и эстетическим потребностям фунаньского общества.

Восприятие фунаньцами достижений индийских зодчих на различных исторических этапах протекало по-разному. С I по II в. н. э. основную роль в фунаньском зодчестве играли местные элементы, основывающиеся на древних строительных традициях, а индийское влияние было незначительным и выражалось в сходстве планов городов. В III—IV вв. заметно усилилось индийское влияние на культовую архитектуру Фунани; градостроительные принципы, напротив, отходят от индийских канонов, гражданская архитектура непрерывно продолжает местные традиции.

Ок-Ео, II в. н.э. Генеральный план
41. Ок-Ео, II в. н.э. Генеральный план

Морской порт Ок-Ео (II в. н. э.) имел прямоугольный план с соотношением сторон 1:2 (примерно 3000 x 1500 м2) и был разрезан прямоугольной сетью улиц (рис. 41). Вдоль длинной стороны с севера на юг город пересекался каналом, по обе стороны от которого располагались постройки. Городской канал тянулся на 2 км и за пределами города, где соединялся с морем. Этот канал входил в сложную сеть пересекающихся прямолинейных каналов, идущих в направлении северо-восток и юго-запад, что соответствовало направлению основных торговых путей через Фунань. Устья наиболее крупных каналов укреплялись гранитными стенами и земляными насыпями.

По периметру город укрепляли два земляных вала, по верху которых шел частокол из бревен. Фортификация южной стороны, обращенной к морю, была выше и массивнее, так как ограждала город еще и от воды во время разливов. Схема плана Ок-Ео несколько напоминает североиндийскую Таксилу (поселение Сиркапа, 50 г. до н. э.— 150 г. н. э.), хотя размерами почти вдвое превосходит последнюю. Принцип планировки, ориентация и конструкция укреплений сходны у этих городов, за исключением того, что Ок-Ео с севера на юг пересекал продольный канал, а Таксилу рассекала широкая улица.

Основная масса городской застройки Ок-Ео, включая королевский дворец, была целиком деревянной и только некоторые сооружения религиозного, а возможно, и гражданского назначения возводились на кирпичном или гранитном основании. Археологические раскопки в Ок-Ео обнаружили остатки древних свайных построек, что указывает на местное их происхождение. Сваи забивались по прямой линии восток-запад с интервалом около 2 м на глубину 0,75 м. Постройки ставились вдоль каналов. Конфигурация плана строений была прямоугольной. Расположенные рядами столбы длиной 2,8 м по краям и 4,7 м посередине позволяют предполагать, что у построек были двускатные крыши с большим наклоном, необходимым в тропиках. Согласно летописным данным, жилые дома покрывались травяными матами или пальмовыми листьями, толщина лиственного покрытия равнялась 8—9 пядям.

Помимо свайных оснований раскопки вскрыли и большое число оснований, сложенных из гранитных блоков или кирпича, а также кирпичных с гранитными вставками. Кирпич, применявшийся в сооружениях I—II вв., был низкого качества, неравномерного обжига, пористый и различных оттенков. Найдены также образцы глазурованного кирпича и кирпича с простым геометрическим рельефом, нанесенным до обжига. Наиболее распространенный формат кирпича — 29 x 13 x 7 и 34 x 16 x 10 см.

Местоположение культовых сооружений в Ок-Ео было нерегулярным. Большинство сохранившихся памятников представляет собой прямоугольную в плане приземистую целлу. Размеры святилищ невелики: 9,15 x 9,7; 8,8 x 9,3 и 5,4 x 2,95 м.

Ок-Ео. Массивное сооружение, II в. План
Ок-Ео. Массивное сооружение, II в. Продольный и поперечный разрезы
42. Ок-Ео. Массивное сооружение, II в. План, продольный и поперечный разрезы

Самое обширное из обнаруженных в Ок-Ео каменных сооружений, северо-западное, ориентировано на восток. В настоящее время от него сохранились лишь стены высотой в полметра. Сооружение делится на входную (9,5 x 16 м) и главную (16 x 22 м) части (рис. 42). Входная часть состоит из крестообразной террасы и двух боковых вестибюлей; главная — из четырех изолированных помещений размером 4,5 x 3 м в центре и 18 боковых отделений. Особенность постройки состоит в том, что некоторые из помещений снабжены канавами глубиной до 1,4 м от уровня пола, выложенными на всю глубину каменными плитками (вероятно, это были очаги или резервуары для воды). Стены центральной части сооружения выложены двумя рядами кирпича, по которым уложен ряд гранитных, а затем ряды песчаниковых блоков. Нет следов деревянных частей, колонн, цоколя. Возможно, все сооружение было каменным и, судя по внутренней структуре, помещения имели небольшую высоту. Подход к зданию решен по двум боковым перронам, расположенным симметрично центральной оси.

Описанное массивное каменное здание, а также гражданские свайные постройки, обнаруженные в Ок-Ео, чужды индийскому и вообще иноземным влияниям, что свидетельствует о преемственности местных форм. Особенности же планировки морского порта Ок-Ео, близкие традициям индийских градостроителей, свидетельствуют о начавшемся влиянии на архитектуру Фунани извне.

Расцвет экономики и культуры Фунани падает на середину III—IV вв. В этот период заметно усиливается влияние Индии, вводится индийская система летоисчисления, на основе южноиндийских алфавитов создается местная письменность, широкое распространение из Индии получают философские и космогонические идеи, проникает буддизм, а несколько позднее брахманизм и соответствующие ему формы культовой архитектуры.

Центр государства размещался в нижнем течении Меконга в столице Вьядхапуре, отождествляемой по гипотезе Ж. Сёдеса с группой сооружений у подножия холма Ба Пном. Согласно древним летописям, центр города составляли храмовые комплексы, за оградами которых размещались дома богатых фунаньцев. Рядом с культовыми постройками за резной деревянной оградой располагался царский дворец, далее размещались складские постройки, мастерские, торговые дворы, по периферии — дома ремесленников. По данным археологии и письменных источников, фунаньцы строили жилища на сваях и покрывали их пальмовыми листьями. Богатые горожане украшали жилища резными деревянными наличниками. Царский дворец был деревянным, богато украшен и увенчан многоярусной крышей.

Город (1500 x 1500 м) укрепляли линии земляных валов и две крепостные стены, разделенные рвом. В отличие от Ок-Ео, конфигурация плана Вьядхапуры квадратная. Здесь появляется характерная особенность будущих кхмерских городов — в центре столицы располагается культовое сооружение.

Вьядхапура. Ба Пном, V в. Генеральный план гротов Вьядхапура. Ба Пном, V в. Входной портал
Вьядхапура. Ба Пном, V в. Пплан восточного грота. Реконструкция А. Парментье
43. Вьядхапура. Ба Пном, V в. Генеральный план гротов, входной портал, план восточного грота. Реконструкция А. Парментье

Из сохранившихся памятников скалистого массива Ба Пном, расположенных в центре Вьядхапуры, остались восемь пещерных святилищ — гротов, датированных IV—V вв. (рис. 43). Наиболее интересен один из трех гротов, расположенный с восточной стороны.

Грот состоит из врезанного в гору святилища (5,5 x 5,17 м) и пристроенного кирпичного вестибюля (4,3 x 0,5 м), разделенных каменной перегородкой из широких плит. Изнутри и снаружи поверхность плит раскрепована пилястрами с нишами. Поверху пущены два ряда декоративных арочек. Помимо естественных гротов в Ба Пноме на территории Камбоджи существует еще один пример подобных строений — это галерейное сооружение в Ок-Ео, датированное III—V вв. Оно представляет имитацию монолитного, окруженного с трех сторон галереей святилища. Черепичное покрытие по столбам, как и завершение стен слуховыми окнами, сближает это сооружение с индийскими образцами периода Гупта. Появление гротов в архитектуре Фунани, несомненно, имело прямую связь с широко распространенным в то время по всей Индии скальным зодчеством. Интерьеры кхмерских гротов были невелики по объему и просты в художественном оформлении в отличие от индийских образцов. Скальное строительство не получило распространения на территории Индокитая и закончилось после первых проб. Строительство же наземных святилищ — прасатов, прангов и прапрангов стало широко развиваться.

Основным строительным материалом для культовых сооружений являлся естественный камень: базальт, песчаник и кирпич, качество которого значительно улучшилось по сравнению с периодом I—II вв. Святилища представляли прямоугольные или квадратные в плане строения. Сложилась их форма с четырьмя-пятью уступами, суживающими верхнюю часть ложносводчатого покрытия. Стены святилищ либо лишены украшений, либо раскрепованы слабо выступающими пилястрами. Над карнизами уступов соответственно опорным элементам помещались маленькие ниши с фигурками в них. Характерными памятниками IV—V вв. являются прасат Преа Зэт Ток, Соп-хас, Кук Трапэн Кук.

Бантеай Прей Накор, Прасат Преа Зэт Ток, IV в. Фасад. Реконструкция А. Парментье Бантеай Прей Накор, Прасат Преа Зэт Ток, IV в. План восточного святилища. Реконструкция А. Парментье
44. Бантеай Прей Накор, Прасат Преа Зэт Ток, IV в. Фасад, план восточного святилища. Реконструкция А. Парментье
Компонг-Том, провинция. Кук Трапэн Кук, V в. Фасад. Реконструкция А. Парментье Компонг-Том, провинция. Кук Трапэн Кук, V в. Разрез, план. Реконструкция А. Парментье
45. Компонг-Том, провинция. Кук Трапэн Кук, V в. Фасад, разрез, план. Реконструкция А. Парментье
Стунг-Тренг, провинция. Прасат Преа Зет Кван Пир, VI в. Фасад. Реконструкция А. Парментье Стунг-Тренг, провинция. Прасат Преа Зет Кван Пир, VI в. План. Реконструкция А. Парментье
46. Стунг-Тренг, провинция. Прасат Преа Зет Кван Пир, VI в. Фасад, план. Реконструкция А. Парментье

Прасат Преа Зэт Ток, находящийся к северо-востоку от Ба Пнома, представляет группу из трех святилищ, расположенных в ряд с востока на запад, ориентированных на север. Восточное святилище сохранилось лучше других, оно из кирпича, квадратное в плане с размером сторон около 3,3 м (рис. 44). Наружные стены раскрепованы тонкими пилястрами. Объем завершают четыре уступа, украшенные антефиксами с каждой стороны. Общая высота памятника не превышает 6 м.

Сооружение группы Сопхас представляет собой приземистую постройку с квадратной кирпичной целлой и небольшим вестибюлем из песчаника, открытым на восток. Объем перекрыт выступающими внутрь рядами кладки, которым соответствуют наружные уступы. По высоте уступы расположены через метр с отступом друг от друга на 0,3—0,4 м при толщине стен около 1,2 м.

В сооружении Кук Трапэн Кук целла (2,3 x 2,3 м) покрыта плоскими плитами, украшенными декоративными нишками с помещенными в них фигурками (рис. 45). Часто повторяемый декоративный мотив культовых строений Фунани периода III—V вв. в виде нишек с помещенной в них скульптурной головкой был заимствован из индийского зодчества, однако применен не в интерьере, как это было в южноиндийских храмах, а на фасадах.

Культовые сооружения Фунани VI в. получают более пышный скульптурный декор по сравнению со святилищами предшествующего времени. Форма прасатов становится более компактной, уступы сглаживаются скульптурными деталями. Фасады святилищ дополняются ложными дверями по трем невходным фасадам. Ложным дверям отвечали ложные проемы на уступах. Уступы орнаментированы. В отличие от фасадов с голыми плоскостями стен между пилястрами в святилищах VI в. появились изображения «небесных» или «летающих» дворцов (несомненная копия существовавших в то время деревянных, богато орнаментированных дворцовых сооружений) (рис. 46). Рельефные изображения помогают в какой-то мере воссоздать облик построек гражданской архитектуры той эпохи. Как правило, дворцовые постройки были двухэтажные, поднятые на высоком, богато орнаментированном цоколе. Стены строений были раскрепованы резными полуколонками, окна украшали резные наличники. Объем завершался бочкообразным фронтоном с обилием скульптурных деталей и растительных орнаментов.

К концу V в. могущество Фунани пало. Развитие феодальных отношений в недрах морской торговой державы способствовало возвышению вассальных государств, расположенных в центральных районах полуострова. Наиболее сильным из них оказалось государство Ченла (название Камбоджи вплоть до XIII в.), которое в течение столетия подчинило всю территорию Фунани.

Фунань была первой в истории Юго-Восточной Азии великой державой, слава которой долго жила после ее падения. Фунаньские строительные традиции и культ священной горы — символ независимости был воспринят царями Камбоджи.


Глава «Архитектура Фунани» книги «Всеобщая история архитектуры. Том I. Архитектура Древнего мира». Автор: Т.С. Проскурякова; под редакцией О.Х. Халпахчьна (отв. ред.), Е.Д Квитницкой, В.В. Павлова, А.М. Прибытковой. Москва, Стройиздат, 1970

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер