Архитектура промышленных сооружений СССР. 1917—1932

Изнурительная гражданская война и интервенция империалистических государств затормозили развитие народного хозяйства молодой Советской республики. В 1920 г. объем промышленной продукции по сравнению с 1913 г. сократился в 4,5 раза, выплавка чугуна — в 36 раз, стали — в 22 раза, добыча угля — в 3,3 раза, нефти — в 2,4 раза. В развале находился железнодорожный транспорт («Строительство в СССР, 1917—1967 гг.» М., 1967, с. 18.).

Однако, несмотря на трудности военного времени, Советская власть с момента своего возникновения приступила к восстановлению народного хозяйства и в первую очередь — к возведению энергетических сооружений. Уже в декабре 1917 г. Лениным был утвержден проект строительства Шатурской электростанции. Ее первая опытная часть мощностью 5 тыс. кВт в 1920 г. дала ток. В каких условиях строилась эта станция, можно судить по следующему примеру: котел для нее был снят по распоряжению В. И. Ленина с броненосца, а турбина перевезена с Обуховского завода. В июне 1918 г. было принято постановление Советского правительства о сооружении Волховской гидроэлектростанции, строительству которой Ленин оказывал постоянную помощь. Тогда уже были приняты декреты о строительстве Свирских электростанций, о проектировании Волго-Донского канала. В 1918 г. был создан Комитет по строительству государственных сооружений (Комгосоор), сыгравший большую роль в объединении всего строительства в республике на основе единого плана.

В тяжелых условиях разрухи, в период ожесточенной борьбы с врагами революции молодое Советское государство прилагало большие усилия к восстановлению народного хозяйства. В 1918—1919 гг. были сооружены 50, в последующие два года 220 малых электростанций общей мощностью 18,5 тыс. кВт. «Этими мелкими станциями, — писал Ленин, — были созданы в деревне центры современной новой крупной промышленности. Они хотя и ничтожны, но все же показывают крестьянам, что Россия не остановится на ручном труде, не останется со своей примитивной деревянной сохой, а пойдет вперед к другим временам» (В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 44, с. 320—321.).

В те же годы велось проектирование и строительство сооружений других отраслей промышленности. Еще в 1917 г. было начато возведение большой мануфактуры в Кинешме, первого в России суперфосфатного завода в Черноречье Горьковской области (1920 г.), автомобильного завода в Москве. Серьезное внимание также уделялось проектированию и строительству авиационных мастерских, ангаров и других сооружений.

В 1922 г. в Москве на Шаболовке по проекту В. Шухова была воздвигнута стальная радиобашня (рис. 38). С того времени голос радиостанций Коминтерна зазвучал на весь мир. Башня была одним из выдающихся произведений инженерного искусства первых лет советского строительства. Ее ажурный выразительный силуэт, поднявшийся на 148 м над окружающей малоэтажной застройкой, стал высотной доминантой большого района.

Москва. Радиомачта на Шаболовке. Инж. В. Шухов. 1922 г. Фрагмент
38. Москва. Радиомачта на Шаболовке. Инж. В. Шухов. 1922 г. Фрагмент

Огромную роль в восстановлении и развитии советской экономики имел план электрификации России (ГОЭЛРО), разработанный по инициативе В. И. Ленина специальной комиссией, возглавляемой Г. М. Кржижановским. План был одобрен в декабре 1920 г. VIII Всероссийским съездом Советов.

Это был первый в мире план развития народного хозяйства, широкий план индустриализации России на базе электрификации, рассчитанный на длительный срок, и, как назвал его В. И. Ленин, — вторая программа партии (В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 42, с. 157.). План ГОЭЛРО предусматривал широкое развитие электрификации, обеспечение электроэнергией на основе местного топлива и водных источников всех основных промышленных районов. В течение 10—16 лет предполагалось построить 20 тепловых и 10 гидравлических электростанций общей мощностью 1,5 млн. кВт с выработкой электроэнергии в 8,8 млрд. кВт/ч против 1,95 кВт/ч, выработанных в 1913 г. По плану ГОЭЛРО предусматривалось не только восстановление промышленности до уровня довоенного времени, но и увеличение по сравнению с ним в два раза; намечалось размещение фабрик, заводов и транспорта, развитие сельского хозяйства. Основное внимание было уделено тяжелой индустрии.

Уже в 1928 г. — к началу первых пятилеток — были восстановлены все разрушенные войнами заводы и фабрики, построены 300 новых промышленных предприятий и сооружений. Было построено 8 электростанций, намеченных в плане ГОЭЛРО, и 12 сверх плана с суммарной выработкой 5 млрд. кВт/ч в год.

За это время были построены Каширская (1922 г.), Шатурская (1925 г.) на торфе под Москвой, Кизеловская (1924 г.), Свердловская (1926 г.), Иваново-Вознесенская ГРЭС, Штеровская ГРЭС в Донбассе, Самарская (1928 г.) на угле, Ярославская, Владимирская (1928 г.) на торфе, Волховская гидроэлектростанция (1926 г.), Бозсуйская в Узбекистане, Земо-Авчальская в Грузии (1927 г.), Ереванская (1926 г.) и Ленинаканская ГЭС в Армении, Кондопожская на севере (1928 г.) и др.

Строительство промышленных сооружений помимо своего огромного значения в развитии экономики страны имело большое влияние на развитие архитектуры.

Возникновение машиностроительной, химической, энергетической и других отраслей промышленности привело к созданию соответствующих им разнообразных типов зданий и к применению в них новых конструкций и материалов.

Шатурская ГЭС. Инж. Г. Красин. 1925 г. Общий вид
39. Шатурская ГЭС. Инж. Г. Красин. 1925 г. Общий вид
Москва. МОГЭС. Архит. И. Жолтовский
40. Москва. МОГЭС. Архит. И. Жолтовский
Волховская ГЭС. Архитекторы О. Мунц, В. Покровский, А. Тихомиров, Н. Гундобин; инж. Г. Графтио. 1918—1926 гг. Общий вид
Волховская ГЭС. Архитекторы О. Мунц, В. Покровский, А. Тихомиров, Н. Гундобин; инж. Г. Графтио. 1918—1926 гг. Интерьер
41. Волховская ГЭС. Архитекторы О. Мунц, В. Покровский, А. Тихомиров, Н. Гундобин; инж. Г. Графтио. 1918—1926 гг. Общий вид. Интерьер

Монументальный объем главного корпуса Шатурской электростанции (гл. инж. Г. Красин, архитекторы В. Дубровский, И. Буров, В. Бржостовский, инженеры Е. Ржевский, Н. Осипов, 1920—1925 гг.) выходит на обширное водохранилище (рис. 39). Фасад машинного отделения решен крупными членениями, что достигнуто введением высокого стеклянного витража, идущего по всей длине здания в сочетании с поднимающейся над ним сплошной полосой стены.

Новыми приемами архитектуры отличается здание котельной МОГЭС в Москве (рис. 40), построенное по проекту И. Жолтовского. Автор отошел от свойственных ему традиционных форм и создал оригинальное произведение.

Композиция фасада слагается на основе четкого ритма четырех пар высоких остекленных эркеров, поднимающихся от земли на всю высоту здания. Тем самым расширено затесненное помещение котельной и зал залит светом.

В развитии промышленной архитектуры большое значение имел опыт строительства крупных гидроэлектростанций. Они сооружаются из долговечных строительных материалов; при этом большие объемы и сложные условия работ, а также ограниченные сроки требуют высокого уровня механизации строительства.

Волховская гидроэлектростанция (рис. 41) мощностью 56 тыс. кВт, начатая в январе 1918 г. и законченная в 1926 г., была первым крупным строительством молодой Советской республики и явилась важной ступенью в истории гидротехнических сооружений и промышленного зодчества. ГЭС построена под руководством инж. Г. Графтио, архитектурная часть проекта разработана архитекторами О. Мунцем, акад. В. Покровским, А. Тихомировым, Н. Гундобиным.

Гидроэлектростанций подобной мощности еще не было в России; существовало лишь около пятидесяти гидросиловых установок общей мощностью только 16 тыс. кВт.

Волховский гидроузел явился началом комплексного строительства. Здесь одновременно с созданием крупной энергетической базы было улучшено судоходство на ранее порожистой реке, началось строительство нового города Волхова, где одновременно строились жилые, общественные, детские, школьные, зрелищные, торговые и другие общественные здания, велось озеленение и благоустройство территории.

На Волховстрое впервые в нашей стране была разрешена техническая задача: возведение крупного сооружения на бурной и многоводной реке на фильтрующих известняках. Гидроузел размещен компактно. От левого берега протянулась на 210 м в длину глухая водосливная плотина высотой 17 м. К ней под углом для увеличения фронта водозабора примыкает двухсотметровой длины гидроэлектростанция.

Своеобразный генеральный план позволил создать выразительный пространственный ансамбль гидроузла, в котором наличествуют четкая технологическая схема и живописность объемов. Монументальное здание ГЭС доминирует в ансамбле гидроузла. Его крупные размеры соответствуют как характеру самого сооружения, так и окружающим природным условиям.

Фасады зданий различны. Если облик фасада с верхнего бьефа определяет вертикальный ритм высоких прямоугольных оконных проемов, то облик нижнего бьефа — мощная аркада высотой 16 м. Огромные арочные окна заливают светом машинный зал. Бетонные арки, являющиеся несущей конструкцией продольных стен и одновременно служащие эстакадой для тяжелого крана, определяют внутренний вид машинного зала.

Созданная на заре советского гидростроительства Волховская ГЭС оказала заметное влияние на развитие архитектуры гидросооружений.

Земо-Авчальская ГЭС имени В. И. Ленина. Архитекторы А. Кальгин, М. Мачавариани; инж. К. Леонтьев, скульптор И. Шадр. 1923 г. Вид здания
Земо-Авчальская ГЭС имени В. И. Ленина. Архитекторы А. Кальгин, М. Мачавариани; инж. К. Леонтьев, скульптор И. Шадр. 1923 г. Фрагмент Иваново. Фабрика «Красная Талка». Архитекторы Б. Гладков, И. Николаев. 1928—1929 гг. Фрагмент
42. Земо-Авчальская ГЭС имени В. И. Ленина. Архитекторы А. Кальгин, М. Мачавариани; инж. К. Леонтьев, скульптор И. Шадр. 1923 г. Вид здания. Фрагмент 44. Иваново. Фабрика «Красная Талка». Архитекторы Б. Гладков, И. Николаев. 1928—1929 гг. Фрагмент
Иваново. ГРЭС. Вид здания Иваново. ГРЭС. Фрагмент
43. Иваново. ГРЭС. Вид здания. Фрагмент
Московская обл. Ивантеевка. Трикотажная фабрика. Архитекторы Г. Гольц, И. Соболев, М. Парусников, при консультации И. Жолтовского. 1930 г. Фрагмент 45. Московская обл. Ивантеевка. Трикотажная фабрика. Архитекторы Г. Гольц, И. Соболев, М. Парусников, при консультации И. Жолтовского. 1930 г. Общий вид. Фрагмент
Московская обл. Ивантеевка. Трикотажная фабрика. Архитекторы Г. Гольц, И. Соболев, М. Парусников, при консультации И. Жолтовского. 1930 г. Общий вид

В долине горной реки Куры в 14 км от Тбилиси в июле 1927 г. вошла в строй Земо-Авчальская деривационная гидроэлектростанция (рис. 42), положившая основу энергетической базы Грузинской республики (авторы — архитекторы А. Кальгин, М. Мачавариани, инж. К. Леонтьев).

Это сложный гидротехнический комплекс, состоящий из подпорной плотины, головного распределительного устройства, 3-км деривационного канала и расположенных в конце его сооружений ГЭС мощностью 36,8 тыс. кВт.

Центром пространственной композиции является 16-м динамичная скульптура вождя Октябрьской революции В. И. Ленина, изваянная И.Д. Шадром. Монумент, поставленный в окружении величавых Кавказских гор, высоко поднятый над скалистыми берегами реки, наполняет ансамбль глубоким идейным содержанием.

Находящееся в 3 км от головного сооружения здание гидроэлектростанции отличается четкостью линий и лаконичностью объемов. Главный фасад образован восемью стрельчатыми арками, выделяющимися на гладкой плоскости стены.

С вершины горы раскрывается вся система сооружений гидроузла, которые четкостью линий плотин и канала, строгостью форм бычков водосбросов, контрастируя с природным живописным окружением, создают выразительную многоплановую композицию.

Промышленная архитектура прошла в рассматриваемый период как бы два этапа развития. Первый этап — 1917—1925 гг. — характеризуется восстановлением народного хозяйства; для второго — 1926—1932 гг. — характерна широкая реконструкция народного хозяйства, строительство новых заводов и фабрик по всей стране.

С первых лет революции помимо восстановления прежнего небольшого фонда электростанций основное внимание было сосредоточено на создании новых тепловых и гидравлических электростанций, а в добывающей и обрабатывающей промышленности 80% средств были направлены на восстановление существующих фабрик и заводов и только 20% — на строительство новых предприятий.

Значительное место в новом строительстве в первое время занимали предприятия легкой промышленности и строительных материалов: текстильные фабрики, цементные заводы — «Гигант», Спасский, Пикалевский, стекольные — в Гусь-Хрустальном, Лисичанске, Гомеле, в Дагестанской АССР и др. Создание отечественного хлопководства в Закавказье и Средней Азии, дальнейшее развитие льноводства в центральной части страны способствовали образованию новых крупных текстильных предприятий в Фергане, Ленинакане и в других городах. Реконструируются и строятся новые фабрики в центральной части России: меланжевый комбинат (1926—1928 гг.) и прядильная фабрика имени Ф.Э. Дзержинского (1929 г.) в Иванове; ниточная фабрика в Глухове (архитекторы Б. Гладков, Е. Попов, 1929 г.); льнокомбинаты в Касимове, Пскове, Орше (архитекторы И. Николаев, А. Фисенко, 1927—1929 гг.); трикотажная фабрика «Красное знамя» в Ленинграде (архит. Э. Мендельсон, 1930 г.) и др.

В эти годы начались поиски новых технологических решений и архитектурных форм, применение новых конструкций. Так, фабрика «Красная Талка» в Иванове (архитекторы Б. Гладков и И. Николаев, 1928—1929 гг.) — двухэтажное здание шириной 38 м, впервые в СССР было выполнено из железобетонных конструкций и имело сплошное ленточное остекление (рис. 44). Этажи четко разделены по технологическому назначению: в первом происходит приготовительный процесс (работают чесальные и ленточные машины, толстые и тонкие банкоброши); на втором этаже находится прядильное отделение, требующее постоянного режима влажности и хорошего освещения. Это освещение дает расположенный над центральной частью цеха, идущей по всей длине, трехугольный фонарь; в двойном потолке проложены вентиляционные короба, обеспечивающие нужный воздухообмен. В повышенных объемах на торцах здания удобно расположены бытовые помещения и вентиляционные установки. Создан выразительный фасад, основанный на контрасте протяженной средней части с ленточным остеклением и глухими плоскостями торцов и обычных окон.

Железобетонному шестиэтажному зданию трикотажной фабрики в Ивантеевке, под Москвой (1930 г.), построенной по проекту архитекторов Г. Гольца, И. Соболева и М. Парусникова, свойственны свои новаторские черты (рис. 45). Разумно размещены на сложном треугольном участке главный и за ним вспомогательные корпуса, железнодорожный ввод. Перед основным зданием расположен сад, по аллеям которого рабочие проходят на фабрику. Тем самым людские и транспортные потоки отделены друг от друга.

Главный фасад представляет собой сплошную стеклянную плоскость, ограниченную глухими торцовыми стенами административно-бытовых помещений. Поверхность фасада членится по вертикали прозрачными выступами лестничных клеток с глухими полукруглыми окончаниями, а по горизонтали — полосами на уровне перекрытий и бетонными ребрами окон. Несмотря на ажурность и легкость конструкций, обилие стекла, здание имеет монументальный и привлекательный вид.

Здания этих двух фабрик по четкости своих объемно-планировочных решений, простоте и лаконичности архитектурных форм были известной вехой раннего периода развития архитектуры текстильных предприятий.

Во время первых пятилеток строительство текстильных предприятий получило дальнейшее развитие. Значительным достижением была постройка крупнейшего в стране текстильного комбината в Ташкенте (архит. И. Николаев, 1932—1934 гг.). Здесь применен новый прием компоновки сооружения. Основываясь на опыте строительства завода «Шарикоподшипник» в Москве, на Ташкентском комбинате в одном большом одноэтажном корпусе площадью 5,2 га с шедовым покрытием был сосредоточен законченный производственный цикл: прядение, ткачество, отделка. Благоустройство и озеленение улучшили условия работы.

Прием решения Ташкентского комбината был применен и развит при сооружении Барнаульского текстильного комбината (1933—1935 гг.).

Успешное проектирование и строительство текстильных предприятий выдвинуло нашу страну в этой области в число передовых в Европе и дало возможность оказывать помощь в их строительстве зарубежным странам (например, текстильный комбинат в Кайсери, Турция, построен по проектам и с помощью Советского Союза).

В декабре 1925 г. XIV съездом ВКП (б) была определена генеральная линия партии на социалистическую индустриализацию страны.

В 1927 г. V съездом Советов СССР был утвержден первый пятилетний план развития народного хозяйства (1928—1932 гг.). Этим планом предусматривалась коренная реконструкция всего народного хозяйства, строительство 518 крупнейших промышленных предприятий, создание мощной тяжелой индустрии и новых отраслей промышленности на базе электрификации.

С началом социалистической индустриализации начался небывалый подъем промышленного зодчества. Это были годы быстрого развития советской промышленной архитектуры, годы поисков новых типов зданий и сооружений. Небывалый объем строительства требовал также коренного изменения проектного и строительного дела. Созданы государственные специализированные мощные проектные и строительные организации. Эти значительные преобразования способствовали выполнению пятилетнего плана.

К 1930 г. были созданы крупные технологические проектные организации — Теплопроект, Гидроэнергопроект, Гипромез (Государственный институт проектирования металлургических заводов), Гипромаш (по проектированию машиностроительных заводов), Госпроектстрой (впоследствии Промстройпроект) и др. В связи с этим сильно изменилась роль архитектора, занятого в промышленном проектировании.

За пятилетку было построено 1500 промышленных предприятий. Созданы крупные отрасли металлургической, авиационной, автотракторной, химической промышленности; завод тяжелого машиностроения и металлообработки; крупнейший в СССР и в Европе Магнитогорский металлургический комбинат; гигант тяжелого машиностроения завод Уралмаш в Свердловске; вагоностроительный завод в Нижнем Тагиле; автомобильные, тракторные заводы в Москве, Горьком, Волгограде, Ростове-на-Дону, в Харькове. Сооружались такие гиганты индустрии, как комбинат «Запорожсталь», Новокраматорский машиностроительный, Луганский паровозостроительный, Волховский алюминиевый заводы, трубопрокатные в Днепропетровске, в г. Жданове (б. Мариуполь), крупные текстильные предприятия, маслозаводы, хлебозаводы, элеваторы и т. д.

К концу 1932 г. в различных районах страны вошло в строй 46 крупных районных электростанций (против 30, намеченных планом ГОЭЛРО, в том числе 12 гидроэлектростанций): Сталинградская, Челябинская, Калининская ГРЭС и др. в РСФСР; Зуевская, Криворожская ГРЭС и Днепровская ГЭС на Украине; Ферганская ТЭЦ и Кадырьинская ГЭС в Узбекистане; Дзорагетская, Ленинаканская ГЭС в Армении; гидравлические и тепловые станции в Грузинской, Азербайджанской и Туркменской республиках; теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) для снабжения электроэнергией и теплом в Магнитогорске, Челябинске, Свердловске, Москве и т. д.

Используя передовой зарубежный опыт и достижения отечественной промышленности, советские люди построили промышленные предприятия (Магнитогорский металлургический комбинат, Сталинградский и Челябинский тракторные заводы, Днепрогэс и др.), превзошедшие зарубежные фирмы. Страна быстро и уверенно выходила в число передовых индустриальных государств.

В результате творческой деятельности больших коллективов инженеров и архитекторов, успешно освоивших передовые достижения, уже не потребовалось приобретения проектов за границей, и советские проектные организации сами стали выполнять проекты крупнейших промышленных предприятий любых отраслей промышленности.

Одновременно с разработкой технологических вопросов шли поиски новых типов промышленных предприятий. Большое внимание уделялось организации производственного процесса, благоприятных условий труда, потока движения рабочих, улучшению освещения цехов, температурному режиму, созданию необходимых удобств. На заводах, в цехах организовывались столовые, буфеты, комнаты отдыха, клубные помещения, поликлиники и медицинские комнаты. На территории заводов были устроены большие площадки для митингов и собраний (Митинговая площадь на Магнитогорском металлургическом комбинате и др.), проводилось озеленение, обводнение территории. Все это коренным образом отличало новые заводы от предприятий царской России и капиталистических стран, убедительно показывало огромные социальные достижения страны.

Большое внимание уделялось проектированию генеральных планов заводов. Для крупных производств получило развитие структурное зонирование территорий по их характеру. Проводилось объединение горячих, холодных, ремонтных цехов, складских помещений, энергохозяйств в своих зонах, связанных между собой транспортными и инженерными коммуникациями.

В то же время определился характер застройки для различных видов промышленности. Металлургические, химические комбинаты, заводы тяжелого и среднего машиностроения, цементные, стекольные производства застраивались одноэтажными, отдельно стоящими корпусами, связанными между собой развитым внутризаводским рельсовым транспортом.

Отличительной чертой новых заводов в тяжелой промышленности были крупные размеры зданий с достаточно большими расстояниями между ними.

Одновременно с этим в первой пятилетке стал формироваться тип одноэтажного многопролетного здания с внутренними водостоками, с продольными световыми фонарями, в одном огромном корпусе которого (Московский шарикоподшипниковый завод — 12 га, Ташкентский текстильный комбинат — 5,2 га) сосредоточивалось несколько цехов и производств, объединенных технологическим потоком. При этом генеральный план становился компактным и более экономичным (Подобные предприятия явились прообразом новых типов заводов с широко примененной блокировкой цехов, массовое проектирование и строительство которых развернулось в 1950—1960 гг.).

Днепровская ГЭС. Архитекторы В. Веснин, Н. Колли, Г. Орлов, С. Андреевский. 1927—1932 гг. Общий вид Днепровская ГЭС. Архитекторы В. Веснин, Н. Колли, Г. Орлов, С. Андреевский. 1927—1932 гг. Интерьер
46. Днепровская ГЭС. Архитекторы В. Веснин, Н. Колли, Г. Орлов, С. Андреевский. 1927—1932 гг. Общий вид. Интерьер
Днепровская ГЭС. Архитекторы В. Веснин, Н. Колли, Г. Орлов, С. Андреевский. 1927—1932 гг. Днепровская ГЭС. Архитекторы В. Веснин, Н. Колли, Г. Орлов, С. Андреевский. 1927—1932 гг.

Значительное место в промышленной архитектуре первой пятилетки занимает Днепровская ГЭС имени В. И. Ленина, сооруженная в 1927—1932 гг. в Запорожье под руководством академиков А. Винтера и Б. Веденеева (рис. 46). По своей мощности — 558 тыс. кВт — она была одной из крупнейших для своего времени гидроэлектростанций в мире и первой в Европе.

Проект гидротехнического комплекса был разработан под руководством проф. И. Александрова, который предложил создать плотину, подпор которой перекрывал бы все пороги и служил мощным источником электроэнергии.

Этот замысел получил яркое воплощение в архитектурном проекте, разработанном архитекторами В. Весниным совместно с Н. Колли, Г. Орловым, С. Андреевским.

Упираясь в гранитные берега, мощная железобетонная арка плотины перекрыла путь Днепру. Ее могучие прямоугольные устои вместе с кривой водослива, образуя четкий метрический строй, насыщенный глубокой пластикой и светотенью, создают выразительный облик сооружения. По бычкам плотины проложен металлический мост для автодорожной магистрали, соединяющий берега реки. На втором ярусе находится служебный мост с механизмами для маневрирования затворами. Легкие мостовые конструкции подчеркивают упругую устойчивость бетонной плотины.

Здание машинного зала (длиной 250 м, шириной 20 м) имеет выразительную композицию, органично входящую в архитектурный комплекс гидроузла. Архитектурный облик сооружения определяется идущим по всему фасаду стеклянным эркером, который вместе с узким верхним горизонтальным окном хорошо сочетается с большой плоскостью стены из артикского туфа и подчеркивает горизонтальную композицию сооружения ГЭС.

Благодаря контрастному сочетанию вертикального строя бычков арочной плотины и горизонтального объема ГЭС создана выразительная композиция всего гидроузла.

Сооружение Днепрогэса было большим достижением в области гидротехники, явилось разносторонней школой гидротехнического и промышленного строительства.

На базе Днепровской ГЭС возник крупный энергоемкий промышленный район по производству стали и алюминия; здесь сооружены алюминиевый, магниевый, ферросплавный заводы и крупнейший Запорожский металлургический завод. На месте небольшого города Александровска возник современный город Запорожье. Днепровская ГЭС имени В. И. Ленина оказала большое влияние на планировку прилегающих частей города. У плотины образованы обширные городские площади, на левобережной воздвигнут памятник В.И. Ленину. К гидроузлу подходят главная улица города и набережные.

Крупнейшим гидротехническим строительством в первой пятилетке явилось сооружение судоходного Беломорско-Балтийского канала (гл. инж. С. Жук). В сложных условиях бездорожья 227 км канала было сооружено за рекордно короткий срок — 1 год 9 мес. В августе 1933 г. канал, сокративший путь из Ленинграда в Белое море на 4000 км, был открыт. Было построено 128 искусственных сооружений, в том числе 19 шлюзов и 15 плотин. Благодаря умелому использованию природных условий — рельефа, озер, рек — создан самотечный водный путь. Это грандиозное сооружение, построенное из оригинальных деревянных конструкций шлюзов, деревянных шлюзовых ворот, в сочетании с пологими земляными откосами каналов, водной гладью озер и водохранилищ представляет своеобразный инженерно-архитектурный комплекс.

Наиболее выразителен Павелецкий склон, на коротком участке которого сосредоточено 7 шлюзов. Перед подъезжающими от Медвежьегорска по Онежскому озеру поднимается каскад шлюзов и небольших водохранилищ, которые строгостью своих форм в сочетании с живописным ландшафтом производят большое впечатление.

Проектирование предприятий тяжелой индустрии было начато накануне первой пятилетки, что позволило приступить к строительству сразу нескольких гигантов.

Свердловск. Уральский завод тяжелого машиностроения. 1928—1933 гг.
47. Свердловск. Уральский завод тяжелого машиностроения. 1928—1933 гг.

В 1928 г. был заложен Уральский завод тяжелого машиностроения в Свердловске (рис. 47). В 1933 г. он вошел в строй. В нескольких километрах от центра города на большой площади был сооружен огромный промышленный комплекс, в который входили: цех со сталеплавильными агрегатами, цехи стального и чугунного литья, кузнечный, ряд вспомогательных цехов металлургического производства, цехи для изготовления металлоконструкций, механической обработки деталей и сборки машин, крупная ТЭЦ и др. (архитекторы Н. Робочевский, И. Антонов, Е. Балакшина, Н. Пономарев, М. Рейшер, инженеры В. Фидлер, Н. Зарицкий, Г. Михайлов и др.).

В зависимости от технологического процесса это были различные по размерам, конструкциям огромные корпуса со своим режимом работы, температурой, воздухообменом, освещением. Инженерам и архитекторам впервые приходилось решать столь сложные и ответственные задачи.

Значительный интерес представляет решение генерального плана завода. Главная магистраль завода начинается от предзаводской площади и идет вглубь с севера на юг. К ней обращены торцами основные производственные корпуса. Железнодорожные въезды входят в цехи с другой стороны. Тем самым разделены пешеходные и грузовые потоки, обеспечены короткие пути следования рабочих и бесперебойная работа транспорта.

Основные заводские здания имеют многопролетную структуру с двускатной шедовой кровлей. В этом случае средний неф, предназначенный для сборки агрегатов, выше боковых. Интерьеры цехов приобрели многоплановую пространственную композицию. Конструкции горячих и крупных цехов сооружены из металла. Корпус термического цеха впервые выполнен с применением сборных железобетонных конструкций. Железобетонные рамы весом до 20 т изготовлялись на полигоне в тепляках, ширококолейным железнодорожным транспортом доставлялись к месту установки и монтировались гусеничными кранами (1931—1932 гг.).

Все последующие годы завод непрерывно развивался, строились новые цехи, устанавливалось новое оборудование. Строительство Уралмашзавода — яркая страница в истории социалистической индустриализации страны, показывает пути развития советского промышленного зодчества.

В конце 20-х гг. в глуши пугачевских степей, у горы Магнитной на Урале, развернулось грандиозное строительство Магнитогорского металлургического комбината — второй металлургической базы страны.

Магнитогорский комбинат — сложный промышленный комплекс с законченным производственным циклом. Было построено большое горнорудное хозяйство на склонах горы Магнитной в составе обогатительной и двух агломерационных фабрик из нескольких корпусов каждая; коксовый цех из 8 батарей; доменный цех из 8 мощных доменных печей; мартеновский цех на 42 мартеновские печи; ТЭЦ мощностью 248 тыс. кВт; различные вспомогательные цехи, которые заняли территорию в несколько сот гектаров.

По объемно-пространственному построению комбинат представляет собой крупный инженерно-архитектурный комплекс. Здесь наряду с огромными корпусами мартеновских, сортопрокатных цехов длиной в несколько сот метров на архитектурный, облик активно влияют инженерные сооружения, а также различное открытое оборудование — создается выразительный вид современного крупного металлургического предприятия.

Архитектурный облик огромного промышленного комплекса имеет большое градоформирующее значение в объемно-пространственной композиции Магнитогорска, воздействуя на его планировочную структуру, масштаб, размещение административно-культурных центров. На комбинат ориентированы проспекты, улицы, площади.

Выразительный силуэт восьми доменных печей и горизонтальные плоскости протяженных цехов, вертикали дымовых труб раскрываются с правого берега водохранилища с проспекта Металлургов. Панорама комбината подчеркивается гладью большого водохранилища, созданного на р. Урал, для снабжения водой металлургического гиганта.

Сооружение комбината велось быстрыми темпами, и через два года началась эксплуатация рудника, а через три года была задута первая доменная печь.

При проектировании и строительстве комбината были созданы типы огромных производственных зданий и сооружений по всему металлургическому циклу, которые служили примером для строительства заводов черной металлургии в СССР на различных этапах развития. Это была как бы огромная экспериментальная площадка, на которой решались вопросы комплексного проектирования и строительства, совершенствовались методы индустриализации и строительного процесса общеплощадочной унификации параметров и конструкций зданий и сооружений.

Многолетний опыт создания Магнитогорского металлургического комбината способствовал успешному строительству новых крупных металлургических заводов и комбинатов: Азовстали в Мариуполе и Кузнецкого металлургического комбината.

В первой пятилетке большое развитие получило строительство тракторных заводов в различных районах страны. Первенцем первой пятилетки был Сталинградский тракторный завод. Несмотря на недостаток строительных механизмов, завод был построен в короткий срок. Начатый в 1929 г., в 1930 г. он уже вступил в строй.

Челябинский тракторный завод. Архитекторы А. Фисенко, В. Шевцов, инж. А. Величкин и др. 1930—1933 гг. Общий вид
Челябинский тракторный завод. Архитекторы А. Фисенко, В. Шевцов, инж. А. Величкин и др. 1930—1933 гг. Разрез
48. Челябинский тракторный завод. Архитекторы А. Фисенко, В. Шевцов, инж. А. Величкин и др. 1930—1933 гг. Общий вид. План. Разрез. Вид внутризаводской территории
Челябинский тракторный завод. Архитекторы А. Фисенко, В. Шевцов, инж. А. Величкин и др. 1930—1933 гг. План Челябинский тракторный завод. Архитекторы А. Фисенко, В. Шевцов, инж. А. Величкин и др. 1930—1933 гг. Вид внутризаводской территории

В 1930—1933 гг. осуществлялось строительство Челябинского тракторного завода. Авторы архитектурной части проекта — архитекторы А. Фисенко, В. Шевцов, инж. А. Величкин и др. (рис. 48).

На тысяче гектаров заводской территории разместились крупные корпуса цехов. Об их величине можно судить по следующим размерам: длина механосборочного цеха 640 м, ширина 156 м; площадь всех цехов свыше 180 га.

Обращает на себя внимание четкое решение генерального плана предприятия. От заводской площади, обрамленной группой административных зданий, идет широкая заводская эспланада. Ее формируют объемы протяженных корпусов механосборочного, кузнечного, литейного цехов. Под прямым углом эспланаду пересекают продольные проезды, образующие четкую структуру производственных кварталов. Вся территория завода хорошо озеленена.

Сборочные, кузнечные, литейные цехи построены с применением металлических конструкций. Проведенная унификация параметров зданий и конструктивных элементов способствовала дальнейшему усовершенствованию и типизации производственных сооружений.

Прогрессивно для того времени построен 1-й Государственный подшипниковый завод в Москве (1929—1931 гг.), ставший родоначальником развивающейся новой промышленности. В одном большом корпусе площадью около 12 га расположились цехи различного назначения, включая пролеты горячей обработки металла. Своеобразно решены транспортные коммуникации. Рабочие проходят по коридорам, расположенным во втором этаже между шедами. Здесь же находятся бытовые помещения: буфет, столовая, гардеробы, санитарно-гигиенические помещения. Такая компоновка позволила исключить пересечение транспортных и людских потоков в цехах, приблизить обслуживающие помещения к месту работы. Здесь же в корпусе созданы комнаты матери и ребенка, помещения гигиены женщин, ночной профилакторий.

Во второй половине 20-х гг. начала развиваться новая промышленная отрасль — индустриальное хлебопечение. На смену небольшим кустарным пекарням пришли крупные механизированные хлебозаводы. Поиски рациональных технологических потоков хлебопечения по вертикальному, горизонтальному и круговому циклам предопределяли разнообразие архитектурных форм. Интересными примерами служат хлебозавод имени 10-летия Октября в Ленинграде (рис. 49) и хлебозавод № 5 в Москве. В первом случае композиция здания построена на четком ритме вертикальных объемов с большими выносными козырьками над входами, во втором — это монолитный круглый объем, прорезанный рядом вертикальных оконных полос. Для выдачи хлеба устроен общий навес. Композиция цельна и монументальна.

В это же время развивается элеваторостроение, создаются мельничные комбинаты во многих городах. Крупные пластические объемы этих сооружений оказывают большое влияние на силуэт городской застройки.

Первый крупный городской элеватор емкостью 34 тыс. т был построен в г. Николаеве (1928—1930 гг.) по проекту инженеров Д. Шумского, С. Кузнецова, И. Мазина. Главный фасад, обращенный к морю, состоит из двух объемов: высокого рабочего здания и примыкающего к нему силосного корпуса из восьми рядов силосов диаметром 4 м и высотой 20 м каждый. В нижнем ярусе рабочего здания имеется специальный проезд для приема зерна нориями с железнодорожного транспорта. В суда зерно загружается самотеком по трубам. Элеватор является доминантой в окружающей застройке и хорошо воспринимается с моря.

Интересным образцом новых промышленных зданий этого периода служат построенные в Москве по проекту архит. К. Мельникова гаражи для автомашин. В этих зданиях автору удалось создать оригинальные по облику сооружения, отвечающие в то же время внутреннему содержанию. Большое круглое окно на всю высоту стены с упругой спиралью создают выразительную композицию фасада гаража для автобусов (рис. 50).

Ленинград. Хлебозавод имени 10-летия Октября. Общий вид Москва. Автобусный гараж. Архит. К. Мельников. Фрагмент
49. Ленинград. Хлебозавод имени 10-летия Октября. Общий вид 50. Москва. Автобусный гараж. Архит. К. Мельников. Фрагмент
Москва. Электротехнический институт. Архитекторы А. Фисенко, И. Николаев, В. и Г. Мовчан, Л. Мейльман. 1929 г. Общий вид Москва. ТЭЦ № 11. Архит. В. Турчанинов. Вид здания
51. Москва. Электротехнический институт. Архитекторы А. Фисенко, И. Николаев, В. и Г. Мовчан, Л. Мейльман. 1929 г. Общий вид 52. Москва. ТЭЦ № 11. Архит. В. Турчанинов. Вид здания. Фрагмент
Москва. ТЭЦ № 11. Архит. В. Турчанинов. Фрагмент

На обширной территории находятся разнообразные научные, лабораторные и производственные корпуса, которые составляют единый архитектурный комплекс Электротехнического института с характерными фасадами каждого здания (архитекторы А. Фисенко, И. Николаев, В. и Г. Мовчаны, Л. Мейльман, конструктор Г. Карлсен, руководитель проф. А. Кузнецов, 1929 г.) (рис. 51). В одном случае в композицию здания органично включается полуциркульный объем лестничной клетки с узкими лентами окон, в другом — основную композиционную роль на фасаде играют большие цилиндрические окна лабораторного зала, подчеркнутые протяженной лентой стекла по первому ярусу. Вместе с тем, здесь сохранено архитектурное единство, определившее целостность всей композиции.

Своеобразием архитектурного облика отличаются построенные в эти годы сооружения ТЭЦ, которые размещались на территории заводов и в городской застройке. Архитекторы стремились создать крупномасштабные объемно-пространственные комплексы. Такова, например, ТЭЦ № 11 в Москве (рис. 52). Начатая строительством в 1931 г., она несет в себе черты архитектуры 20-х гг. Привлекает четкость объемов, цельность архитектуры главного корпуса. Он представляет собой протяженный двухъярусный объем, в котором сосредоточены машинный зал шириной 21,3 м с параллельно расположенными агрегатами мощностью по 25 тыс. кВт каждый, деаэраторного, котельного (30,4 м), двухпролетного бункерного помещений, отделения дымососов и электрофильтров общей шириной 100 м.

Фасад машинного зала (архит. В. Турчанинов) составляет единую стеклянную плоскость с выступающими на всю его высоту полуциркульными узкими импостами, нависающую над глухой стеной массивного стилобата. Этот насыщенный глубокой светотенью объем поддерживается расположенным за ним высоким зданием котельной с горизонтальной лентой окон, составляющим четкую выразительную объемно-пространственную композицию, которая вместе с группой высоких градирен формирует большой участок шоссе Энтузиастов, доминируя в окружающей малоэтажной жилой застройке.

В годы первой пятилетки из-за недостатка металла и цемента для перекрытий одноэтажных зданий были разработаны деревянные конструкции: балки с перекрестной сеткой, сегментные фермы длиной 15—30 м, по которым укладывалась деревоплита и устанавливались деревянные фонарные надстройки. Большим достижением для того времени явилось внедрение разработанных советскими конструкторами деревянных оболочек. Ребристыми деревянными оболочками с железобетонными диафрагмами перекрывались сборочные цехи на авиазаводах пролетом до 100 м. Впервые были созданы огромные свободные внутренние пространства с легким покрытием, насыщенные светом и воздухом.

Стены промышленных зданий повсеместно возводились из кирпича, шлакобетонных, иногда естественных камней. Для металлургических заводов и специальных инженерных сооружений применялись стальные конструкции и монолитный железобетон, фахверковые кирпичные или из асбестоцементных листов стены по металлическому каркасу.

Ускорение темпов проектирования и строительства зданий потребовало стандартизации как основных конструктивных элементов, так и деталей. Повсеместно была внедрена сетка колонн, кратная 3 м (6, 9, 18 и т. д.), что имело большое значение при создании объемно-планировочного решения заводских корпусов и дальнейшей стандартизации блоков и целых зданий. Были стандартизированы также окна, двери и другие элементы.

В первой пятилетке началось применение сборных железобетонных конструкций и элементов. Балки, колонны, кровельные плиты, ступени, подоконники и др. стали изготовляться индустриальным способом на бетонных заводах и на специальных полигонах. Одноэтажные корпуса заводов «Калибр», «Фрезер», ЗИЛ в Москве, Челябинский и Харьковский тракторные заводы, Днепровский алюминиевый завод, Новокраматорский машиностроительный завод и др. построены с применением сборного железобетона.

Все эти технологические и конструктивные достижения способствовали успешному развитию промышленной архитектуры.

Итак, в первый период развития советской архитектуры идут поиски новых типов промышленных сооружений, стремление создать наилучшие условия для работы (температурный режим, освещение, вентиляция и т. д.). В это время настойчиво ведутся поиски новых архитектурных форм и композиций, нового облика заводов и фабрик, отвечающих социалистическим промышленным предприятиям и разнообразию производств.

В то же время началась типизация сооружений и индустриализация строительства. Используя имеющиеся строительные материалы и конструкции, разрабатывались типичные приемы архитектурной композиции промышленных сооружений. Для кирпичных конструкций (теплоэлектростанции, одноэтажные металлообрабатывающие заводы) характерен чередующийся ритм простенков, пилястр и вертикальных окон циркульной, лучковой и прямоугольной формы; для многоэтажных зданий (текстильные, швейные и др. предприятия) — строгая сетка больших прямоугольных окон с бетонными перемычками; вводятся горизонтальные тяги, пилястры. Большинство сооружений завершаются карнизами, выполненными из кирпича.

Иной облик имели здания с бетонными и металлическими конструкциями. Для холодных цехов металлургических и машиностроительных заводов характерна легкая навесная фахверковая стена с выявлением каркаса и сплошной стены из легких ограждений асбоцементных листов. Получили распространение горизонтальные окна, широкий ритм подчеркнутых входов, лестничных клеток. Так, несмотря на огромные трудности, создавалась новая промышленная архитектура.


Глава «Архитектура промышленных сооружений. 1917—1932». «Всеобщая история архитектуры. Том 12. Книга первая. Архитектура СССР» под редакцией Н.В. Баранова. Автор: А.Я. Ковалев (Москва, Стройиздат, 1975)

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)