Сохранение и реставрация памятников архитектуры СССР. 1917—1932

В результате победы Октябрьской революции царские дворцы и дворцы знати стали достоянием государства. В уникальных зданиях, хранящих произведения живописи, скульптуры, прикладного искусства, были организованы музеи, куда получили доступ широкие массы народа. Во дворцах, не представлявших музейной ценности, разместились санатории, дома отдыха, рабочие клубы и Дворцы культуры.

Основатель Советского государства В.И. Ленин большое внимание уделял развитию культуры молодой Советской страны. Проводя борьбу с незрелыми теориями строительства пролетарской культуры, В.И. Ленин указывал, что пролетарская культура «должна явиться закономерным развитием тех запасов знаний, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества». Вся деятельность в области охраны национального художественного наследия с первых лет Советской власти базировалась на учении Ленина о развитии культуры нового общества. В первые годы Советской власти был издан ряд законов. Большое значение имел принятый по инициативе В.И. Ленина Декрет Совета Народных Комиссаров от 5 октября 1918 г. «О регистрации, приеме на учет и охране памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений». Декрет предусматривал: в целях сохранения, изучения и возможно полного ознакомления широких масс населения с сокровищами искусства и старины объявить их всенародным достоянием и провести первую государственную регистрацию всех монументальных и вещественных памятников искусства и старины, взять на учет находящиеся в ведении обществ, учреждений и частных лиц собрания предметов искусств и старины, имеющих научное, историческое и художественное значение.

Проявляя заботу о сохранении памятников искусства, Советское правительство в первые годы после Октябрьской революции создало в системе Народного Комиссариата просвещения коллегию по делам музеев и охраны памятников искусства и старины из видных ученых, архитекторов и художников, которую возглавил И. Грабарь. На местах были образованы губернские подотделы по делам музеев и охраны памятников искусства и старины при отделах народного просвещения губернских Советов. Таким образом, охрана памятников архитектуры на территории молодого Советского государства с первых лет получила первую государственную организацию.

В июне 1918 г. при отделе по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса была организована Всероссийская реставрационная комиссия, в дальнейшем переименованная в Центральные государственные реставрационные мастерские. Мастерские проводили большую работу по составлению списков памятников архитектуры, подлежащих охране со стороны государства, по составлению паспортов на памятники, вели реставрационные работы, оказывали методическую помощь на местах в вопросах исследования и реставрации памятников архитектуры.

Московский Кремль. Панорама стен Кремля и Покровского собора «на рву» (храм Василия Блаженного) (современный вид)
Успенский собор с южной стороны Интерьер Успенского собора после реставрации
135. Московский Кремль. Панорама стен Кремля и Покровского собора «на рву» (храм Василия Блаженного) (современный вид). Успенский собор с южной стороны. Интерьер Успенского собора после реставрации
Московский Кремль. Интерьер Архангельского собора Ивановская площадь с колокольней Ивана Великого и звонницей
Храм Вознесения в селе Коломенском после реставрации
136. Московский Кремль. Интерьер Архангельского собора. Ивановская площадь с колокольней Ивана Великого и звонницей. Храм Вознесения в селе Коломенском после реставрации

В 1918 г. были предприняты ремонтно-реставрационные работы на памятниках архитектуры Московского Кремля, пострадавших во время октябрьских событий 1917 г. (рис. 135—136). Советское правительство на ремонтно-реставрационные работы в Кремле отпустило необходимые денежные средства. Работы по реставрации памятников архитектуры в Кремле протекали в трудных условиях: страна переживала разруху, не хватало необходимых строительных материалов. Большое внимание ремонту и реставрации Кремля уделял В. И. Ленин. В распоряжении коменданту Кремля он писал, что нужно в срочном порядке произвести реставрацию Владимирских ворот, поручив кому-нибудь из архитекторов наблюдать за работой.

В Кремле начался ремонт памятников архитектуры, поврежденных попаданием снарядов, но по ходу дела он превратился и в реставрацию — на памятниках удаляли наслоения XIX — начала XX в., не имеющие исторического и художественного значения. Так, в соборе Двенадцати Апостолов были раскрыты два арочных проезда, ведущих с Соборной площади на бывший Патриарший двор. В Архангельском соборе были удалены позднейшие крыльца, что позволило вскрыть первоначальные белокаменные резные порталы. При удалении позднейшей лестничной пристройки на южном фасаде церкви Ризположения был вскрыт портал с килевидным архивольтом и аркатурный пояс выше него. В звоннице Ивана Великого были удалены стенки, соединяющие ее со столпом колокольни, возникшие в конце XIX в. На Никольской башне Кремля были вычинены стены и раскрыты от позднейших закладок оконные проемы второго яруса башни. Сложной работой было восстановление верхнего яруса Беклемишевской башни, сбитого снарядом. Обмерных чертежей башни не существовало. При восстановлении шатра были изготовлены черепицы по древним образцам.

В руководстве ремонтно-реставрационными работами Московского Кремля принимали участие видные архитекторы того времени: И. Бондаренко, Н. Марковников, И. Рыльский.

Москва. Церковь Покрова в Рубцове до реставрации Москва. Церковь Покрова в Рубцове после реставрации
Ярославль. Дом Иванова после реставрации 137. Москва. Церковь Покрова в Рубцове до реставрации. Церковь Покрова в Рубцове после реставрации. Ярославль. Спасский монастырь до реставрации. Спасский монастырь после реставрации. Дом Иванова после реставрации
Ярославль. Спасский монастырь до реставрации Ярославль. Спасский монастырь после реставрации

Помимо Кремля, были начаты реставрационные работы в ряде московских церквей, представлявших большой интерес не только в качестве памятников высокого художественного достоинства, таких, например, как церковь в селе Коломенском, но и памятников «рубежных» для этапов истории архитектуры, художественную ценность которых предстояло еще только открыть. Так, в соборе Андронникова монастыря, самом раннем из сохранившихся белокаменных московских храмов (начало XV века), было предпринято изучение покрытия с целью определения его первоначального вида. Исследование, завершенное лишь в 60-е годы, поставило памятник в ряд первоклассных сооружений культового зодчества Москвы. Другим «рубежным» памятником была церковь Покрова в Рубцове. Это одно из первых церковных зданий, возведенных в Москве после смутного времени начала XVII века. В результате реставрации церкви были очищены ряды кокошников, кирпичные узоры галереи, раскрыта крыльцо (рис. 137).

Крупные ремонтно-реставрационные работы были предприняты в Ярославле. Во время белогвардейского мятежа в городе пострадало много памятников архитектуры. Было зарегистрировано 24 памятника, требующих безотлагательного ремонта. Для ремонта и реставрации памятников Ярославля была создана реставрационная комиссия. В первые четыре года здесь велись аварийно-консервационные работы. В процессе исследования памятников были открыты новые произведения архитектуры, неизвестные науке до революции. Среди них памятник гражданской архитектуры — Соборный дом на Стрелке, построенный в конце XVII в. До реставрации здание представляло собой трехэтажный корпус с плоскими стенами и после пожара 1918 г. находилось в полуразрушенном состоянии. При исследовании здания под штукатуркой были найдены следы срубленных древних наличников окон. После реставрации здание приобрело свои первоначальные формы.

Большие работы в Ярославле были проведены по реставрации ансамбля Спасского монастыря (рис. 137). К началу XX в. памятники монастыря были обстроены многочисленными пристройками, не имеющими исторического и художественного значения и сильно искажающими архитектуру комплекса. Во время реставрационных работ были удалены торговые здания, примыкавшие к стенам и башням монастыря.

К числу реставрированных памятников в Ярославле относятся также бывший дом Иванова — памятник гражданской архитектуры XVII в., церковь Николы Мокрого (XVII в.), церковь Рождества на Волге (XVII в.) и многие другие.

В восстановлении памятников архитектуры города, их исследовании и реставрации принимали участие Д. Агафьин, И. Алякринский, И. Князев, Н. Тихомиров и др. Руководил коллективом реставраторов архит. П. Барановский (с 1918 по 1932 г.).

В 20-х гг. ремонтно-реставрационные работы развернулись во многих городах РСФСР, насыщенных памятниками архитектуры: Москве, Ленинграде, Новгороде, Пскове, Владимире, Суздале, Угличе, Старице, Смоленске, Вологде, Загорске и др.

Из работ в Москве необходимо выделить реставрацию крылец цокольной части храма Василия Блаженного на Красной площади (руководитель архит. Д. Сухов) и реставрацию двух памятников гражданской архитектуры XVII в. — дом Троекурова и дома Голицыных в Охотном ряду (П. Барановский и Д. Сухов). Проводились работы по реставрации стен и башен Китай-города, старого здания Университета на Моховой и многих других памятников гражданской и культовой архитектуры.

В Ленинграде велись работы по частичной реставрации Зимнего дворца и пригородных дворцов в Детском Селе, Павловске, Петергофе, Ораниенбауме.

В Новгороде проводились работы по исправлению дореволюционных реставраций на памятнике архитектуры XII в.— церкви Спаса Нередицы. Цементная штукатурка, положенная при реставрации памятника в 1907 г., была заменена в 1920 г. известковой штукатуркой.

Самарканд. Площадь Регистан до реставрации Бухара. Мечеть Магоки Аттари
Бухара. Минарет Калян Москва. Коломенское. Башня Николо-Карельского монастыря. 1690 г.
138. Самарканд. Площадь Регистан до реставрации. Бухара. Мечеть Магоки Аттари. Бухара. Минарет Калян  139. Москва. Коломенское. Башня Николо-Карельского монастыря. 1690 г.

В 20-е гг. на территорию филиала исторического музея «Коломенское» в Москве были свезены такие интересные деревянные сооружения, как домик Петра I (1702 г.), вывезенный из Архангельска, крепостная башня Николо-Карельского монастыря, перевезенная с берегов Белого моря (1690 г.) (рис. 139), медоварня из подмосковного села Преображенское.

В эти годы большие реставрационные работы проводились в республиках Средней Азии. В целях изучения и охраны памятников зодчества Туркестана в 1920 г. была создана специальная комиссия. В дальнейшем эта комиссия была реорганизована в Туркестанский комитет по делам музеев и охраны памятников искусства и природы (Туркомстарис). В 1925 г. Туркомстарис был реорганизован в Среднеазиатский комитет по делам музеев и охране памятников старины, искусства и природы (Средне-Азкомстарис), действие которого распространилось на все союзные и автономные республики Средней Азии. В работе по изучению и реставрации памятников архитектуры Средней Азии много сделал архит. Б. Засыпкин. В эти годы в Бухаре реставрировались минарет Калян, мечеть Магоки Аттари, мавзолей Исмаила Саманида; в Самаркандемедресе Шир-Дор, Тилля-Кари, мавзолей Гур-Эмир, а также памятники в Хиве, Коканде, Термезе, Намангане и других городах (рис. 138).

Одной из значительных и оригинальных работ по сохранению памятников Средней Азии является выпрямление одного из минаретов медресе Улугбека в Самарканде. Минарет высотой 35 м был построен в 1421—1424 гг. и под влиянием землетрясения получил сильный наклон. В 1918 г. были приняты меры по укреплению наклонившегося минарета, а в 1932 г. минарет был приведен в вертикальное положение.

В 20-е гг. велись ремонтно-реставрационные работы в Азербайджане — в городах Баку и Нухе; в Армении реставрировалась Ереруйкская базилика, храм Звартноц, кафедральный собор Эчмиадзин; на Украине реставрировался памятник древней Руси — Софийский собор в Киеве; в Татарской АССР велись работы по реставрации кремля в Казани, памятников болгар — малого минарета, ханской усыпальницы, черной могилы, а также памятников г. Свияжска.

В 20-х гг. все практические работы по сохранению памятников архитектуры были направлены на поддержание их путем ремонта и частично на раскрытие и удаление позднейших антихудожественных наслоений, искажающих первоначальную архитектуру зданий. Таким работам до революции, как правило, мешала частная собственность на недвижимое имущество.

В первые годы Советской власти были заложены также основы научной методики реставрации памятников архитектуры. В апреле 1921 г. в Москве на конференции реставраторов Москвы и Ленинграда была одобрена общая методика реставрации памятников архитектуры, предусматривавшая следующие основные положения: памятник архитектуры может быть реставрирован лишь при наличии уцелевших остатков на самом памятнике, допускающих возможность точного дополнения утраченных частей; восстановление частей памятника или укрепление разрушившихся частей должно производиться из материалов, по возможности однородных с материалами, из которых построен памятник, и быть исполнено способами, близкими по технике, примененной в памятнике; при земляных работах вблизи памятника необходимо проводить археологические исследования культурного слоя. Эти первые коллективно выработанные методы ведения реставрационных работ положительно сказались на всей дальнейшей практической работе по сохранению памятников и послужили некоторой основой при разработке научной методики реставрации памятников архитектуры в СССР.

Интересно отметить и то, что с самого начала реставрационных работ, еще в конце 20-х гг. стали применяться некоторые технические новинки. К примеру, архит. И. Рыльский предложил метод укрепления древней кирпичной кладки посредством инъекций раствора. Сам Рыльский использовал свой метод при ремонте Константино-Еленинской башни Московского Кремля.

Архит. П. Барановский предложил использовать каналы от старых деревянных связей в кладке стен каменных зданий для укладки в них новых железобетонных связей, воспринимавших, как и прежние, распор сводов, и успешно провел такую работу во Введенской шатровой церкви Болдина монастыря Смоленской области.

Архит. С. Торопов в одном из залов усадебного дворца в Архангельском под Москвой, удалив пораженные грибком балки, накат и подшивку перекрытия, оставил нетронутым штукатурный слой с росписью и скрепил его с новой конструкцией перекрытия. Метод этот используется до сих пор.

Уже в первые годы после революции при реставрации памятников архитектуры учитывалась градостроительная ситуация. Так, в Москве в связи с благоустройством улиц города были проведены работы по расчистке памятников от многочисленных торговых лавок и магазинов, закрывавших фасады. На Тверской улице (ныне ул. Горького) были снесены лавки, закрывавшие вид на памятник архитектуры XVIII в., ныне Музей революции. Были снесены торговые здания у института Склифосовского на Сухаревской площади (ныне Колхозная пл.). У обоих памятников были восстановлены металлические художественные ограды. У стен и башен Китай-города были удалены многочисленные торговые здания и склады, пристроенные к стенам. Аналогичные работы по расчистке памятников были проведены в Ярославле, Костроме, Самарканде и других городах.

В 20-х гг. велись большие работы по реставрации фасадов памятников архитектуры. В Москве проводилась реставрация фасадов Сухаревой башни, здания нынешней библиотеки имени В.И. Ленина, Петровского дворца на Ленинградском шоссе, Большого и Малого театров, здания Моссовета, старого Гостиного двора и других памятников города. В Ленинграде реставрировались фасады Зимнего дворца, Эрмитажа, Михайловского дворца, Смольного и ряда других памятников архитектуры. По данным того времени за период с 1918 по 1927 г. было реставрировано 224 памятника, преимущественно древнерусского зодчества.

В 1923 г. Совнаркомом было принято решение о выделении специальных средств на государственную охрану памятников культуры и искусства. Эти средства росли из года в год, что давало возможность расширять масштабы реставрационных работ.

Так начинала складываться, расти и крепнуть советская реставрационная школа, в последующие годы добившаяся выдающихся успехов в деле охраны и реставрации памятников зодчества.


Глава «Сохранение и реставрация памятников архитектуры. 1917—1932». «Всеобщая история архитектуры. Том 12. Книга первая. Архитектура СССР» под редакцией Н.В. Баранова. Авторы: А.И. Целиков, Ю.С. Яралов (Москва, Стройиздат, 1975)

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)