Архитектура промышленных сооружений СССР. 1933—1941
В предвоенные годы продолжалось дальнейшее развитие народного хозяйства и индустриализации страны. Как и в первой пятилетке, промышленные предприятия размещались не только в центральных областях, но и в отдаленных малонаселенных районах союзных республик. Это было преобразование ранее отсталых окраин России в индустриально развитые центры.
О темпах строительства промышленных сооружений красноречиво говорят следующие цифры. Если за первую пятилетку вошло в строй 1,5 тыс. фабрик, заводов и шахт, то за вторую было построено 4,5 тыс. крупных промышленных предприятий и за три с половиной года третьей пятилетки было введено в действие 3 тыс. предприятий. При этом надо иметь в виду, что в связи с напряженностью международной обстановки в эти годы происходило усиленное строительство машиностроительных заводов, электростанций и оборонных предприятий, что повлекло за собой некоторое сокращение капиталовложений в отрасли легкой промышленности.
Были созданы автотракторная, авиационная, химическая, электротехническая и другие новые виды промышленности. Небывалыми темпами развивалась черная и цветная металлургическая промышленность. На Магнитогорском металлургическом комбинате и Кузнецком металлургическом заводе были введены новые большие мощности. Закончено строительство Криворожского и Азовского металлургических комбинатов, Средне-Уральского медеплавильного завода, никелевого завода в Челябинской обл. Созданы Балхашский медный комбинат в Казахстане, комбинат «Североникель» на Кольском полуострове, Норильский горнометаллургический комбинат имени А.П. Завенягина в Таймырской тундре. Построены Березниковский химический комбинат, Воскресенский, Константиновский, Невский, Чирчикский и другие химические заводы.
б этот период было завершено строительство Ново-Краматорского и Уральского заводов тяжелого машиностроения, Луганского паровозостроительного, Ярославского моторного заводов, заводов комбайнов в ряде городов, станкостроительных заводов в Москве, Харькове и Киеве, Горьком, Кондопожского и Кольского целлюлозно-бумажных комбинатов. Построены также крупные предприятия легкой промышленности: текстильные комбинаты в Полтаве, Баку, Костроме, хлопчатобумажная фабрика в Иванове; предприятия пищевой промышленности: сахарные, консервные заводы, мясокомбинаты в Ленинграде, Баку, Сочи и т. д. Продолжалось строительство крупных элеваторов, мельничных комбинатов и хлебозаводов. Широкое развитие получила цементная, стекольная, деревообрабатывающая промышленность.
Огромный экономический скачок совершила в эти годы страна, создав новые отрасли промышленности и коренным образом перестроив существовавшие ранее.
Все проектирование промышленных предприятий осуществлялось в крупных государственных специализированных проектных организациях (Промстройпроект, Г ипромез, Текстильпроект, Проектстальконструкция, Главпромэнергопроект, Теплоэнергопроект и т. д.). Сосредоточенные в этих организациях крупные инженерно-архитектурные силы позволили широко развернуть комплексное проектирование промышленных предприятий.
В эти годы разрабатываются проблемы размещения промышленности в городе, связи селитебных и промышленных районов, организации предзаводских площадей, рационального решения генеральных планов предприятий и размещения производственных, вспомогательных зданий на заводской территории. При этом большое внимание уделяется не только решению технологического процесса, но и созданию выразительной архитектуры сооружений. Продолжается дальнейшее укрупнение корпусов и размещение в них нескольких цехов. Осуществляется благоустройство и широкое озеленение заводских территорий.
К сожалению, имели место неэкономичное использование городских земель, преувеличение заводских площадей, инженерных коммуникаций, разбросанность производственных и вспомогательных зданий, недостаточное кооперирование предприятий.
В этот период продолжается дальнейшее совершенствование технологии производства, внедрение нового оборудования и на этой основе разработка современных по тому времени параметров зданий и сооружений. Внедрение новых конструкций и строительных материалов способствовало последовательному развитию промышленной архитектуры. Архитектура в свою очередь влияла на совершенствование технологии производства, на дальнейшее развитие строительных конструкций и требовала иных, строительных материалов.
Долгое время в строительстве промышленных предприятий были значительные трудности прежде всего из-за недостатка строительных материалов (металла, цемента), что тормозило развитие индустриального строительства. Кроме того, огромный размах и быстрые темпы ведущегося по всей стране строительства промышленных предприятий требовали большого числа квалифицированных кадров рабочих, инженеров, проектировщиков, ученых. Кадры создавались в процессе строительства.
Предпринятые усилия по развитию отечественной металлургии и цементной промышленности принесли свои плоды. Увеличившееся поступление металла позволило в дальнейшем свободнее использовать наряду с железобетонными стальные конструкции. Тем самым были созданы возможности для перекрытия больших пролетов и усовершенствования световых фонарей. Смешанный каркас в виде сборных железобетонных колонн и стальных ферм становится доминирующим. Большое развитие получили покрытия из сборных железобетонных ребристых плит до 3 м длины, укладываемых по стальным прогонам. Тогда же значительно увеличилось применение сборного железобетона.
Развиваются успешно начатые в первой пятилетке методы зимнего производства работ при возведении каменных, железобетонных конструкций. Применяются «термос», паропрогрев бетона с использованием паровой рубашки и капиллярной опалубки, электропрогрев, химические ускорители, метод замораживания каменной кладки. Создание и освоение методов зимнего производства строительных работ, повсеместный переход к непрерывному круглогодичному циклу являются большим достижением отечественной науки и строителей. Была уничтожена существовавшая ранее сезонность работ.
Использование металлических и железобетонных конструкций, осуществление круглогодичного строительства, внедрение строительных механизмов в свою очередь способствовали прогрессу промышленной архитектуры.
Несмотря на экономические и кадровые трудности, промышленное зодчество в предвоенные годы развивалось. Возникшие в то время в гражданской архитектуре стилизаторские тенденции проникли также и в промышленную архитектуру, но не получили широкого распространения.
Инженеры и архитекторы основной задачей считали выполнение социального заказа — создание благоприятной производственной среды, которая способствовала бы улучшению условий труда, повышению его производительности. С этой целью большое внимание уделялось организации производственного процесса, механизации труда, хорошему освещению и вентиляции цехов, созданию на производстве удобных столовых, поликлиник, медицинских комнат, профилакториев, озеленению заводских территорий, организации площадок отдыха, строительству спортивных сооружений и т.д. Все это было новым и значительным, резко отличающим создаваемые заводы от старых предприятий царской России и капиталистических стран.
Возникали промышленные предприятия, соответствующие новому социальному советскому строю.
Большое значение имело и то, что проектирование фабрик и заводов вели архитекторы, воспитанные на рациональных принципах промышленной архитектуры: проф. А. Кузнецов и его ученики А. Фисенко, И. Николаев, В. Мыслин, Е. Попов, Н. Морозов, В. Златолинский, акад. В. Веснин, проф. Л. Серк и др.
Создаваемые промышленные предприятия не имели прообразов в истории (авиационная, автотракторная, энергетическая, химическая промышленность) — их приходилось строить впервые, воздвигать совершенно новые по размерам, по компоновке объемов и облику сооружения. Стилизаторство не имело здесь основы, а попытки встать на этот путь, как правило, входили в противоречие с композиционными особенностями промышленного комплекса.
Архитекторы, работавшие в промышленности, стремились найти специфический образ промышленного сооружения, соответствующий характеру советского завода и фабрики, отвечающий технологическим особенностям производства. Вместе с тем следует отметить, что в отдельных случаях недооценивались архитектурно-художественные качества зодчества — в результате некоторые промышленные сооружения имели неприглядный внешний облик.
Примером развития крупного промышленного предприятия этого времени может быть завод черной металлургии — Азовсталь, построенный на юге страны в г. Жданове (бывш. Мариуполь). Завод заложили в 1931 г. на берегу Азовского моря, и работает он на железной руде Керченского месторождения, где в то же время был сооружен Камыш-Керченский железорудный комбинат. Первая доменная печь завода начала действовать в 1933 г. К 1941 г. работали уже четыре доменные печи, огромный мартеновский корпус с шестью мощными качающимися печами (500 т стали в сутки каждая), коксовая батарея, блюминг, рельсопрокатный и другие цехи.
Исходя из природных условий, технологического потока и принятой системы транспортировки сырья (железнодорожная подача угля и морской подвоз руды), доменный цех расположен перпендикулярно общему заводскому потоку; для подачи руды прорыт широкий морской канал. Мартеновские и прокатные цехи расположены параллельно берегу на гребне пологого холма. Корпуса коксохимического завода и коксовая батарея расположены на 9 м ниже по одну сторону гребня; подсобные, вспомогательные, ремонтные и другие цехи находятся на другом, спускающемся к морю, склоне. Такая компоновка цехов обеспечила удобную прямую связь производственного потока, хорошую организацию железнодорожного и морского транспорта.
Вместе с тем здесь создана выразительная объемно-пространственная композиция, организованная по двум перпендикулярным осям. Главенствующее положение занимает четкий строй четырех доменных печей и перпендикулярный им строгий протяженный фронт одноэтажных объемов мартеновского и прокатного цехов, подчеркнутый рядом высоких заводских труб.
С моря открывается выразительная обширная панорама возвышающихся друг над другом корпусов и доменных печей.
Увеличение мощности мартеновских печей, стремление обеспечить бесперебойное наращивание производственных мощностей привели к внедрению нового типа здания. Мартеновский цех (проект Промстройпроекта) общей длиной 486 м, шириной 63 м строился из шести отдельных повторяющихся секций, в каждой из которых размещена одна печь. Созданы хорошие условия для нормальной эксплуатации ранее пущенных в действие мартеновских печей и одновременного строительства новых секций. Именно такой тип здания получил широкое распространение в промышленном строительстве. В корпусе применены металлические конструкции: колонны, балки, фермы (длиной 45 и высотой 4,5 м). Огромные стеклянные витражи на боковых стенах, световые и аэрационные фонари, обеспечивающие естественное освещение и вентиляцию в цехе, создают, вместе с тем, выразительный фасад здания, отличающийся простой и ясной композицией.
* Война помешала дальнейшему развитию завода: захватив его, фашисты при отступлении в конце 1943 г. взорвали цехи, доменные и мартеновские печи; завод восстановлен после войны.
Большое значение на металлургических комбинатах имеют прокатные цехи, представляющие собой комплекс взаимосвязанных крупных корпусов. Важным нововведением первых пятилеток было широкое распространение непрерывных и полунепрерывных прокатных станов с максимальным, использованием блюминга или слябинга. Был создан последовательный технологический цикл и соответственно строились комплексы цехов.
Типичную композицию корпусов прокатного производства рассмотрим на примере Нижнетагильского прокатного цеха.
Корпуса нагревательных колодцев и блюминга располагались последовательно по одной оси. Перпендикулярно к блюмингу примыкал корпус заготовок, от которого с другой стороны шли параллельна расположенные корпуса прокатных станов. Для лучшей аэрации этих помещений они отделялись друг от друга внутренними дворами. Прокатные цехи замыкались складом готовых изделий. Таким образом создавался огромный одноэтажный корпус высотой 16—20 м, общим объемом свыше 1500 тыс. м3 с замкнутыми внутренними дворами. При этом каждый из цехов имел свои технологические и конструктивные особенности. На перекрытии вдоль потока установлены аэрационные, световые фонари и шеды.
Проводилась строгая экономия дефицитных материалов: металла и цемента. Поэтому наряду с железобетонными и металлическими конструкциями использовались кирпичные столбы и деревянные своды-оболочки. Такое разнообразие конструкций затрудняло решение архитектуры прокатных цехов. В архитектуре фасадов был применен метрический строй высоких вертикальных окон и узких простенков с выявлением широкого ритма порталов, благодаря чему было достигнуто архитектурное единство. Этому также способствуют горизонтальные ленты аэрационных фонарей, идущих по всему периметру прокатного цеха и создающих контраст протяженной горизонтали и вертикалей столбов, стекла и камня.
Широкое распространение получил и другой прием построения композиции фасадов, при котором ведущую роль играет огромный горизонтальный проем или стеклянный витраж, занимающий весь фасад.
39. Краматорск. Завод тяжелого машиностроения. 1936—1939 гг. Цехи завода |
По такому принципу построены корпуса цехов Азовстали, Краматорского завода тяжелого машиностроения (1936—1939 гг), и др. (рис. 39). Огромный стеклянный витраж, возвышающийся над невысокой стеной с двухметровыми окнами-проемами, фланкируемый с двух сторон кирпичными стенами бытовых помещений, формирует выразительный фасад механосборочного корпуса Краматорского завода. Вверху он завершался полосой кирпичной стены с небольшим выносом карнизной плиты и стеклянной лентой фонаря. Пропорциональное облегчение верхней части придало распластанному зданию большую стройность и легкость. Крупные членения, хорошие пропорции делают это здание значительным архитектурным произведением промышленного зодчества.
* В период фашистской оккупации (1941— 1943 гг.) завод был разрушен. В начале войны оборудование его было демонтировано и эвакуировано в глубь страны. На его основе были созданы Новокраматорский машиностроительный завод и Южно-Уральский завод в г. Орске на Урале. Восстановление завода начато в 1944 г. В 1948 г. он превысил довоенный уровень производства. Выразительнее стал архитектурный облик всего комплекса, хотя часть старых цехов восстановлена в прежних формах.
Архитекторы в предвоенные годы работали над усовершенствованием зданий различных производств, совместно с технологами и инженерами вели поиск наиболее рациональных корпусов, приемов размещения их на территории завода.
Несмотря на жесткую экономию металла, многие цехи металлургических и машиностроительных заводов по условиям технологии приходилось возводить в металлических конструкциях. Проведена была большая работа по исследованию и созданию современных металлических конструкций. С 1930 г. начались исследования электросварки металла Е. Патоном и Г. Николаевым, которые впоследствии оказали большое влияние на улучшение конструкций, объемно-пространственной формы сооружения и снижение трудоемкости работ.
В 1934 г. институтом Проектстальконструкция на основе исследований 1931—1932 гг. создана отечественная конструкция стального каркаса главного здания мартеновского цеха завода «Азовсталь», повторенная на заводе имени Дзержинского и других предприятиях. В 1938 г. был создан новый тип главного здания мартеновского цеха завода «Запорожсталь» с использованием сплошных рамных систем. Применение стальных конструкций, увеличение шага и пролетов между колоннами позволили сделать более просторными интерьеры цехов. На основе использования легких фахверковых стен с заполнением кирпичом, золобетонными блоками, волнистых асбофанерных ограждений и больших стеклянных витражей созданы своеобразные фасады зданий.
Примером зрелого промышленного зодчества являются автомобильные заводы в Москве и в г. Горьком, история проектирования и строительства которых показывает, как рождался заводской комплекс с магистральными улицами, входными и административными площадями, благоустройством и озеленением.
40. Москва. Автомобильный завод имени Лихачева. Архитекторы Е. Попов, С. Муравьев, В. Златолинский; инженеры М. Волчегорский и др. Схемы реконструкции, 1928—1930 гг., 1935—1937 гг. Фасады, разрезы. Генплан внутризаводской территории |
Автомобильный завод имени Лихачева создан на месте бывшего завода АМО, который начал строиться в 1916 г. в Москве. В 1928 г. была произведена реконструкция завода. Сооружены новые цехи, кузница, сборочный корпус и др. Выпуск автомобилей достиг 25 тыс. в год (рис. 40).
Используя большой опыт проектирования и строительства промышленных сооружений, накопленный в первой пятилетке, в 1934—1939 гг. была осуществлена вторая коренная реконструкция завода, который превратился в совершенное крупное предприятие с годовым выпуском 85 тыс. автомобилей.
Проект реконструкции выполнен инженерами и архитекторами (А. Зильберт, В. Златолинским, Н. Морозовым, А. Гуля, Ю. Жданович, В. Калининым, М. Чалым и др.), возглавляемыми вначале А. Фисенко, затем Е. Поповым, консультанты В. и А. Веснины.
ЗИЛ занимает территорию в несколько сот гектаров на обширном полуострове, образованном излучиной Москвы-реки. С расширением завода, территория которого увеличилась в 8 раз в сравнении с 1932 г., произведена перепланировка прилегающего городского района. За короткий срок на окраине Москвы вырос крупный промышленно-селитебный район с многоэтажными благоустроенными жилыми домами, Дворцом культуры, школами, детскими садами, торговыми предприятиями, спортивными сооружениями.
Реконструкция завода в корне преобразила обширную территорию города. При этом здания цехов стали играть главную градоформирующую роль. Основная районная магистраль — Автозаводская улица — была реконструирована, расширена и озеленена. На нее выведены основные корпуса производственных цехов, которые своим крупным строем, выразительностью больших объемов с обширными стеклянными витражами и плоскостями стен сформировали архитектуру городской магистрали, придали ей производственный облик.
ЗИЛ — это тип нового социалистического предприятия с обилием света и воздуха. Вход на завод организован по оси заводской магистрали в глубине курдонера, акцентированного высокими корпусами цехов с выразительными, насыщенными светотенью фасадами.
В результате реконструкции генеральный план завода получил четкую планировочную структуру, в которой предусмотрены резервные территории для дальнейшего расширения. На основе последовательности технологического процесса производственные, вспомогательные и складские здания сгруппированы в отдельные секторы, объединенные транспортными коммуникациями. Они создают развитую объемно-пространственную композицию.
Основной композиционной осью заводского комплекса стала главная внутризаводская магистраль длиной свыше 2 км. Архитектурный облик ее формируют производственные корпуса модельного, кузнечного, сборочного, прессового, кузовного цехов высотой 22—24 м. Она же является основной артерией для грузовых и людских потоков.
Композиция фасадов, выходящих на эту магистраль, основана на крупном ритме идущих на всю высоту здания остекленных поверхностей и узких ребер вертикальных лопаток и импостов, за которыми скрыты горизонтальные тяги междуэтажных перекрытий, создающих в свою очередь дополнительный внутренний ритм архитектурных членений. Венчающие карнизы, образованные простыми выносными плитами, соответствуют строгому облику архитектуры. Летом сочные кроны фруктовых деревьев, липы, ясени, разнообразные кустарники и цветы обогащают вид магистрали.
Обилие естественного света, большие пролеты, легкие перекрытия, светлая окраска стен и несущих конструкций, строгая система в размещении станочного парка и оборудования создают ощущение простора в цехах.
Удобно расположены бытовые помещения на первом этаже многоэтажных пристроек по продольной стороне цехов. Столовые находятся на 2-м этаже. Созданы уютные, светлые залы с хорошим обзором окружающего ландшафта. В каждом цехе имеются красные уголки или залы собраний, комнаты отдыха.
При строительстве Московского автозавода широкое применение получили стандартные и типовые конструкции. Для большинства цехов была принята сетка колонн 6X12 м с железобетонными Т-образными колоннами и металлическими фермами. Типизированы конструктивные элементы для многоэтажных зданий, подземных каналов, перегородок, душевых кабин и т. д. Стандартизация конструкций и элементов во многом способствовала ускорению строительства завода и дальнейшей индустриализации строительного процесса в стране.
Примерно по такому же пути развивался Горьковский автомобильный завод, первая очередь которого введена в строй в 1932 г. В 1937 г. составлен проект его реконструкции для повышения мощности предприятия с 27 тыс. до 100 тыс. автомобилей в год. Заново построено большое число новых цехов (архитектурный проект был разработан большим авторским коллективом под руководством А. Фисенко, архитекторами А. Коротковым, С. Юсовым, Л. Великовским, Б. Варгазиным, инженерами А. Варга, Н. Гусевым и др.).
Используя существующее размещение заводских корпусов, в проекте реконструкции была создана панельная система планировки, при которой территория завода была разделена продольными и поперечными проездами на ряд участков в соответствии с технологической группировкой производства.
Панельная структура получила в дальнейшем широкое развитие в промышленном строительстве. Была осуществлена также четкая дифференциация людских и транспортных потоков, при этом поперечные магистрали, начинающиеся от городского проспекта, служат для пешеходного движения, а продольные — для грузового транспорта.
Большое внимание уделено композиционной связи завода и города. Этой цели служат две предзаводские площади, образованные на городском проспекте, обстроенные общезаводскими административными и общественными зданиями. От них идут в глубь территории широкая (до 135 м) главная внутризаводская магистраль, замкнутая корпусом кузнечного цеха, и вторая магистраль, проходящая по всей заводской территории до причалов на реке Оке, раскрывающая заводские перспективы на приокские дали. Однако, если городская магистраль сформирована заводскими корпусами, как и у завода ЗИЛ, то большая прибрежная территория и здесь осталась в тот период неорганизованной.
41. Горький. Горьковский автомобильный завод. Инструментально-штамповочный корпус. Кузовной корпус. Архитекторы А. Фисенко, А. Коротков, С. Юсов, Л. Великовский, Б. Баргазин, инженеры А. Варга, Н. Гусев и др. |
В архитектуре новых производственных корпусов автозавода получили свое дальнейшее развитие характерные особенности промышленного строительства этого периода: четкая планировка цехов и бытовых помещений, стандартные пролеты, продольные расположения светоаэрационных фонарей, строгий облик заводских корпусов. Композиция фасадов создана на основе ритма витражей и простенков (кузовной корпус) или четкого строя вертикальных узких окон (инструментально-штамповочный корпус). Путем вариации этих двух тем созданы разнообразные фасады цехов и в то же время достигнуто стилевое единство всего архитектурного комплекса Горьковского автомобильного завода (рис. 41).
В результате реконструкции был создан крупный заводской комплекс, формирующий новый архитектурный облик большого района г. Горького. На Горьковском и Московском автозаводах впервые были проведены внутриплощадочная унификация, централизованное изготовление стандартных строительных конструкций и элементов, а также применены единые для всех сооружений технические условия.
В предвоенные годы продолжалось интенсивное развитие энергетики. Тепловые и гидравлические электростанции создавались по всей стране во многих городах и на крупных предприятиях. Непрерывным было развитие мощностей, совершенствование технологического процесса, усовершенствование конструкций и архитектуры сооружений. Массовое строительство ТЭЦ, обеспечивающих города и промышленные предприятия теплой и горячей водой, способствовало ликвидации многочисленных домовых и заводских котельных, задымлявших ранее жилые районы, и привело к улучшению санитарного состояния городов. В развитии теплоснабжения и улучшении санитарного состояния городского воздушного бассейна мы опередили все города капиталистических государств.
В первые годы строительства ГРЭС на каждый турбоагрегат мощностью 10—15 тыс. кВт устанавливалось несколько малопроизводительных котлов. Турбины размещались вдоль машинного зала, котельные — перпендикулярно машинному залу с установкой котлов в два ряда (Шатурская, Горьковская, Криворожская ГРЭС, 1920—1926 гг.).
Такая организация технологического потока определила создание центральной композиции, при которой машинный зал фланкировался двумя объемами котельных и трубами. Стены, колонны, пилястры возводились из кирпича. На главном фасаде преобладающим мотивом становится сочетание ярусной системы больших окон с кирпичной стеной.
С появлением котлов большой производительности были разработаны более совершенные компоновки ГРЭС с однорядной котельной, расположенной параллельно машинному залу (Ивановская ГРЭС). Такая система оказалась долговечной и дошла до наших дней. При этом дымососы и дутьевые вентиляторы размещались в этажерке между машинным залом и котельной, на которой воздвигались дымовые металлические трубы, поднимающиеся до 60 м над землей.
Таким образом, возникла выразительная многоярусная композиция различных объемов, в которой главенствующее значение получило высокое здание котельной.
Повышение мощности электростанций, переход на работу с угольной пылью потребовали тщательной очистки уходящих газов от золы. При этом усовершенствованные, увеличенные в объеме золоуловители и тягодутьевые машины опускаются на низкие отметки, высокие дымовые трубы выносятся из котельной на самостоятельный фундамент, что облегчает конструкции главного корпуса. Возник новый облик ГРЭС, в котором кроме зданий машинного зала и котельной значительную роль стали играть трубы, золоулавливающее, тягодутьевое оборудование. Однако следует отметить, что увеличение высоты труб не приводит к очистке выбрасываемого газа, а только рассеивает его на большой территории в меньшей концентрации.
Укрупнение тепловых электростанций и агрегатов было характерной особенностью второй пятилетки. На Новомосковской и Зуевской ГРЭС впервые установлены турбины мощностью 100 тыс. кВт. Намечалась установка турбин в 150 и 200 тыс. кВт. Такие ГРЭС обычно строились на окраине или вблизи города.
Увеличение мощности агрегатов и электростанций вызвало увеличение территории ГРЭС, объемов зданий. Лаконичная крупномасштабная архитектура мощных ГРЭС приобретает доминирующее значение в окружающем ландшафте, придавая ему новый индустриальный облик.
Над разработкой новых типов ГРЭС плодотворно трудились инженеры и архитекторы Тепло- электропроекта, превратившегося в мощный проектный институт с филиалами во многих городах страны с многотысячным коллективом специалистов.
В предвоенные годы размер ГРЭС резко уменьшился. Вернулись к строительству рассредоточенных, менее экономичных станций средней и малой мощности с турбинами 25— 50 тыс. кВт. Это был вынужденный шаг, вызванный условиями обороны страны.
Во второй пятилетке было построено 22 гидроэлектростанции: Рионская в Грузии, Верхне-Варзобская в Таджикистане, Туломская на Кольском полуострове, первая ступень Севанского каскада — Канакерская в Армении, Нижне-Свирская и др.
Создавался большой Чирчик-Бозсуйский каскад ГЭС на реке Чирчике и на ирригационном канале Бозсу в густо населенном промышленном и сельскохозяйственном районе УзССР. Каскад призван был обеспечить электроэнергией и водой промышленность Ташкента, Чирчика и других городов республики, орошение большого Чирчик-Ангрен-Келесского оазиса.
На каскаде до войны было построено пять деривационных гидроэлектростанций, в том числе первая в Средней Азии, начатая еще при жизни Ленина, Бозсуйская ГЭС (мощность ГЭС 4 тыс. кВт.), Кадырьинская ГЭС (1930—1936 гг.), Чирчикская ГЭС имени Ф.Г. Логинова и Тавакская ГЭС (1934—1941 гг.).
В Кадырьинской ГЭС путем сочетания глухой бетонной стены турбинного зала и легкого поднимающегося над ним машинного зала, вся плоскость которого представляет собой ряд высоких и узких вертикальных окон, ограниченных глухой стеной монтажной площадки, создан выразительный облик гидроэлектростанции. Строгость композиции нарушают двусторонние пристройки служебного здания и пульта управления, построенные в характере жилых зданий.
В раскаленных солнцем безлесных холмах разместилась Чирчикская ГЭС имени Ф.Г. Логинова. Большая плоскость стены машинного зала оживляется фактурной кирпичной кладкой и пятью большими окнами-раструбами с глубокой тенью и завершается простой карнизной плитой. Бетонная колоннада, расположенная на бычках отсасывающих труб, несущая трансформаторную площадку и щитовое отделение, подчеркивает монументальный объем сооружения. В композицию органично включены двухэтажное служебное здание с колоннадой, акцентирующей вход в ГЭС, и другие элементы плотины, создавая выразительный ансамбль деривационного гидроузла.
42. Нижнесвирская ГЭС. Инж. Г. Графтио. Общий вид. Схема 1935 г. Интерьер машинного зала |
Нижнесвирская ГЭС имени академика Г.О. Графтио мощностью 1116 тыс. кВт, построенная в 1935 г. в неблагоприятных геологических условиях на сжимаемом моренном основании, занимает достойное место в советской и мировой гидротехнике (рис. 42). Решение о строительстве ГЭС было принято правительством еще в 1922 г., но к его осуществлению приступили только в 1927 г. Первый агрегат был пущен 19 декабря 1933 гв По предложению автора проекта Г. Графтио, впервые в мировой практике строительство гидроэлектростанции велось с наклоном 0,075% в сторону нижнего бьефа. Согласно расчетам, после поднятия напора и увеличения давления на подошву основания в верхнем бьефе станция должна занять вертикальное положение. Эти расчеты и смелые предложения полностью оправдались.
Монументальная архитектура гидроэлектростанции выделяется на фоне живописных лесных массивов. Однако фасады сооружения неравноценны: фасад гидростанции с верхнего бьефа отличают простота, четкость композиции, ритмичное сочетание больших вертикальных окон и простенков; фасад с нижнего бьефа многотемен и раздроблен. Выразителен интерьер машинного зала с арочным покрытием, выполненным из сборных железобетонных ребристых плит, уложенных по металлическим сегментным фермам.
* Во время Великой Отечественной войны, отступая с захваченных территорий, фашисты взорвали агрегаты. Поднятое взрывной волной и сдвинутое с места покрытие над машинным залом не разрушилось, что показало высокое качество сборных железобетонных конструкций. При восстановлении ГЭС оно было передвинуто на место.
В том же пятилетии начато сооружение каскада гидроэлектростанций на Волге. Первенцем каскада стал Иваньковский гидроузел, являющийся началом судоходного канала имени Москвы. Затем развернулось строительство Угличской и Рыбинской гидроэлектростанций.
43. Канал имени Москвы. Яхромский гидроузел. Архит. В. Мовчан. Икшанский гидроузел. Архит. Д. Савицкий. Шлюзы № 7 и 8. Архит. В. Кринский | |
Канал имени Москвы — грандиозное гидротехническое сооружение длиной 128 км, построенное в небывало короткие по тому времени сроки — за 4 г. 8 мес. (1933—1937 гг.). По своим масштабам и объему работ канал не имел себе равных. Проект канала разработан коллективом инженеров и архитекторов под руководством инженера С. Жука. Здесь были построены 240 гидротехнических сооружений, 11 шлюзов с перепадами 6,5—10 м, 8 гидроэлектростанций и 5 насосных станций. Выполнено 154 млн м3 земляных и 2,9 млн. м3 бетонных работ (в 3 раза больше, чем на Днепрострое), смонтировано 37,5 тыс. металлоконструкций.
Благодаря сооружению канала создан глубоководный путь, соединивший Москва-реку с Волгой, обеспечено снабжение столицы волжской водой, потребление которой увеличилось в два раза. Реки Москва и Яуза, протекающие через город, стали полноводными; обводнены обширные районы Подмосковья; сеть больших водохранилищ превращена в послевоенные годы в прекрасные загородные места отдыха (рис. 43).
Канал имени Москвы занимает особое место в промышленном зодчестве тех лет. Здесь были успешно решены сложные инженерно-технические и архитектурные задачи. Созданы бетонные камеры шлюзов, позволяющие пропускать большегрузные суда. Осуществлено автоматизированное управление шлюзованием; применены технические новшества в конструкции ворот и затворов, в системе наполнения камер и т. д.
Создан архитектурный комплекс, состоящий из различных по назначению сооружений, объединенных транспортной артерией, имеющий общее архитектурное решение.
Архитектура канала отличается простой и ясной композицией, единством ритмической организации и пропорциональным строем, основанным на функциональной сущности и конструктивной целесообразности. Бетонные и белокаменные сооружения канала органично вошли в живописные природные ландшафты.
В идейно-художественном облике сооружений канала выражен пафос созидательного труда. Этому способствует широкое использование средств изобразительного искусства: тематические рельефы, аллегорические скульптуры, эмблемы, установленные на сооружениях канала.
Примечательно пространственное решение Волжского гидроузла (архит. И. Белдовский). Отсюда начинается канал. Протяженные бетонные и земляные плотины, подняв уровень воды Волги на 18 м, создали Московское море длиной 130 и шириной до 10 км. Здесь впервые построена гидроэлектростанция с пониженным машинным залом, встроенным в габариты водосливной плотины. Сооружен однокамерный шлюз для пропуска судов по Волге, под которым проходит тоннель автомобильной магистрали.
Монументальная, изваянная из гранита скульптура В.И. Ленина высотой 26 м (скульптор С. Меркуров) замыкает ось протяженной волжской плотины и трассу судоходного канала. Монумент является доминантой, организующей живописный плоскостный ландшафт и многочисленные сооружения гидроузла в единую композицию.
Большой выразительностью отличается шлюз № 3 Яхромского гидроузла (архит. В. Мовчан). На каменных постаментах зданий механизмов поднялись над каналом кованные из меди старинные каравеллы, символизирующие достижения человечества в открытии новых морских путей. Здесь воплотилось единство скульптуры и архитектуры в впечатляющем художественном образе.
Выразителен образ сооружений седьмого и восьмого шлюзов (архит. В. Кринский) пятого Икшинского гидроузла (архит. Д. Савицкий), где доминантами ансамбля стали башни управления шлюзами, фланкирующие судоходный путь. Скульптура девушки с поднятым кораблем, эмблемой водного пути, дополняет ансамбль, органично вошедший в живописный природный ландшафт.
Крупным сооружением является Химкинский порт, состоящий из протяженного грузового причала с разнообразными вспомогательными помещениями и доминирующим в комплексе зданием пассажирского вокзала, построенного по проекту архит. А. Рухлядева.
Высокий уровень благоустройства позеленения берегов способствует хорошему восприятию канала.
Большие успехи, достигнутые в индустриализации страны, коллективизации сельскохозяйственного производства, вызвали интенсивное развитие мукомольной и зернообрабатывающей промышленности.
Если до коллективизации для приема зерна достаточно было небольших складов и деревянных элеваторов емкостью до 1000 т, то для единовременного приема большого потока зерна от колхозов и совхозов потребовалось строительство крупных механизированных элеваторов. Поэтому в 30-е гг. проектируются новые типы элеваторов, емкость которых с каждым годом увеличивается, механизируется процесс приемки, сортировки, сушки зерна.
По всей стране — в Ленинграде, Новосибирске, Ачинске, Красноярске, Иркутске, в Кустанае — началось строительство железобетонных элеваторов. Эти сооружения вследствие своих размеров стали играть большую роль в застройке городов или в окружающем природном пейзаже.
Крупные городские элеваторы представляли обширный комплекс, состоящий из перерабатывающих зернопредприятий: мельничных комбинатов, крупозаводов, пивоваренных заводов и емких элеваторов. Для этих мельничных комбинатов характерно целостное архитектурное решение всего промышленного комплекса, который при наличии высотных объемов элеваторов и низких протяженных зданий складов и подсобных помещений доминирует в окружающей застройке, влияет на архитектурный облик целых районов (мельничные комбинаты в Туле, Минске, Владимире, Ленинграде и других городах).
Рассмотрим мельничный комбинат имени С.М. Кирова в Ленинграде, построенный в 1937 г. на берегу Невы. Это был самый большой в Европе мельничный комбинат. Емкость первой очереди элеватора 72 тыс. т. После пристройки дополнительного силосного корпуса емкость увеличилась до 108 тыс. т.
Зерно с судов разгружается пневматическими устройствами и передается в элеватор по подземной транспортной галерее, что позволило освободить набережную от эстакад. Для подачи вагонов на территорию комбината введены железнодорожные пути.
Основные объемы комбината — силосный и мельничный корпуса — расположены вдоль набережной, образуя обширную, хорошо озелененную площадь, выходящую к набережной Невы. Высота башни рабочего здания элеватора 60 м. Выразительный архитектурный ансамбль воспринимается с обширных пространств Невы.
Большое градоформирующее значение имеют мельничный комбинат и элеватор в Челябинске. Его выразительный высотный силуэт замыкает перспективу улицы, хорошо воспринимается с набережной реки Миасс и играет значительную роль в формировании архитектурного облика большого жилого района.
Годы первых пятилеток вошли в историю страны как годы бурного развития промышленности, годы великого подъема социалистического строительства. В результате успешного завершения первых пятилеток страна получила предприятия, оснащенные новейшим оборудованием и работающие по передовой технологии. Больших успехов достигла промышленная архитектура как в решении городских промышленных районов и отдельных предприятий, в проектах цехов, в разработке и внедрении современных конструкций, так и в создании целых промышленных ансамблей.
Предвоенные годы завершили большой этап развития промышленной архитектуры первых пятилеток. В этот период создается советская школа проектирования промышленных предприятий. Строятся здания нового типа. Осуществляется переход от узких по ширине зданий к многопролетным, крупным с внутренним водоотводом, верхним освещением и хорошей аэрацией. Широкое применение получили унифицированная сетка колонн, типовые конструкции, узлы и детали, сборный железобетон. Тем самым были заложены основы индустриализации промышленного строительства, типизации и унификации зданий и сооружений.
Глава «Архитектура промышленных сооружений. 1933—1941». «Всеобщая история архитектуры. Том 12. Книга первая. Архитектура СССР» под редакцией Н.В. Баранова. Автор: А.Я. Ковалев (Москва, Стройиздат, 1975)
Добавить комментарий