Архитектура Месопотамии и Ассирии. Огюст Шуази

Долина Тигра и Евфрата, столь же плодородная, как и Нильская, казалось, самой природой была предназначена служить колыбелью цивилизации. В этой счастливой местности не только богатая растительность облегчала человеческое существование, но и сама глинистая почва страны позволяла человеку без всякого орудия выстроить себе убежище. Именно в такой стране и должна была возникнуть архитектура. Действительно, она развивается здесь, начиная с ранней эпохи человечества. Одним из ее древнейших центров является Шумер, область по нижнему течению Евфрата. Из Шумера культура постепенно распространилась на север до Ассирии.

Примечание: В оригинальном тексте тут стоит слово «Халдея». Это последнее имеется и в заголовке всего третьего раздела книги: «Халдея, Ассирия». Chaldee — синоним Messopotamie, другими словами, это название страны по среднему и нижнему течению Тигра и Евфрата. По-французски слово Chaldee употребляется наравне со словом Messopotamie, хотя и носит немного архаический характер. Мы переводим везде не Халдея, а Месопотамия, так как по-русски второе название окончательно вытеснило первое. В тех случаях, когда дело идет о юге страны, иначе говоря о Шумере, мы слово Chaldee передаем словом Шумер, как это имеет место и в данном случае.

От Персидского залива до истоков Тигра господствовала архитектура, которая в каждой отдельной местности дает лишь незначительные варианты, в зависимости от локальных условий. В то время как Ассирия, хотя и в небольшом количестве, обладала древесными ресурсами и имела хотя бы незначительные каменоломни, юг был лишен и камня и дерева. Тем ценнее для вавилонян как строительный материал была глина, и необходимость привела их к созданию, путем применения обжига, материала, обладающего свойствами камня. Несмотря на трудности его изготовления, вызывавшиеся нехваткой топлива, обожженный кирпич играл значительную роль в архитектуре Вавилонии. В VII в. до н. э. он является основным строительным материалом в постройках Навуходоносора.

Примечание: Навуходоносор — библейская форма имени Набу-кудурри-усур (604—561 гг. до н. э.), царя нововавилонской династии, сына Набополассара (Набу-аплу-усур). С именем Навуходоносора обычно связывают апокрифические рассказы о предсказаниях гибели Вавилона, изложенные в Библии.

Благодаря свидетельству Геродота устанавливается, что набережные и крепостные стены, хотя бы частично, складывались из этого искусственного материала.

Примечание: Обожженный кирпич, как показали новейшие раскопки, был в ходу в Месопотамии с древнейших времен. Остатки зданий поздних эпох в момент написания книги были известны лучше, нежели архитектурные памятники ранних периодов, в силу чего Шуази сделал вывод, что обожженный кирпич в первом тысячелетии до и. э. был более распространен, нежели в древности. По-видимому, все зависело исключительно от назначения и важности воздвигаемого здания: обожженный кирпич применялся для постройки храмов, дворцов, укреплений, сырец — для прочих зданий.

Библия, приписывая городу Вавилону самую древнюю из из­вестных башен, указывает, что ее строительным материалом был обожженный кирпич.

Примечание: Здесь имеется в виду так называемая Вавилонская башня, с которой говорится в Библии, в книге Бытия. Книга Бытия складывалась в период около пленения иудейского (прибл. 605—535 гг. до н. э.) Поводом к библейской легенде послужили вавилонские культовые башни — зиккураты (см. ниже).

Таким образом, основными чертами месопотамской архитектуры являются:

господство системы конструкций, основанных на применении обожженного кирпича;

на юге — соединение обожженного кирпича с кирпичом солнечной сушки, сырцом;

в Ассирии — соединение кирпича-сырца с камнем.


Главы раздела «Архитектура Месопотамии и Ассирии» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)