Внешний вид средневековых городов и деревень
Кажущаяся беспорядочность и отсутствие прямых линий в планах большинства средневековых городов отнюдь не свидетельствуют об отсутствии идеи методической планировки городских кварталов.
Города, целиком созданные в это время, представляют весьма удачно продуманную планировку улиц и площадей. Этот дух порядка особенно проявляется в «новых городах» Лангедока, основанных в XIII в. Альфонсом де Пуатье и в XIV в. королем Англии Эдуардом I. Вдоль границы между французскими и английскими владениями возникла своего рода конкуренция: каждая сторона старалась привлечь к себе население и торговлю путем создания городов, лучше устроенных и обладающих более широкими привилегиями. В результате получились безусловно замечательные попытки благоустройства.
Примечание: Шуази допускает хронологическую и фактическую неточность, относя возникновение «новых городов», в которых, как он говорит, проявляется «дух порядка», к XIII в,: самым ранним городом с «регулярной» планировкой (если не считать городов раннего средневековья, возникших на местах бывших римских castra), точнее — с прямыми улицами, считается г. Монтобан, основанный при содействии графа Альфонса Жюрден Тулузского в 1144 г. В XII в. этот тип города с прямыми параллельными (вернее, близкими к этому) улицами не получил распространения. Лишь сто лет спустя основывается ряд городов такого типа. Основателями их являются не только Альфонс де Пуатье и Эдуард I, король Англии, как это следует из слов Шуази; так же как Эдуард I основывал города в XIII в. (а не в XIV в., как говорит Шуази), в XIV в. строил города король Эдуард II. «Строителями» были также французский король и некоторые феодалы из числа стоявших на новых экономических позициях. Так, к XIII—XIV вв. относятся следующие города нового типа: Эг Морт, основ, в 1240 г. королем Франции Людовиком «Святым»»; Сент-Фуа ла Гранд, основ, в 1241— 1255 гг. Раймондом VII графом Тулузским или Альфонсом де Пуатье; Нижний Каркассон, основанный в 1247 г. королем Людовиком «Святым»; Вилль-франш де Руэрж, основ, в 1252 г. Альфонсом де Пуатье; Вилльнеф сюр Ло, основ, в 1265 г. Элеонорой де Прованс, королевой английской; Кадиллак, основ, в 1280 г. Жаном де Грайи с согласия Эдуарда I; Совтерр де Гюйенн, основ, в 1281 г. Эдуардом I; Монпазье, основ, в 1284 г. Эдуардом I; Миранд, основ, в 1285 г.; Монрсжо, Марсиак, основ, в 1298 г.; Блазимон около Совтерр, основ, ок. 1300 г.; Креон, основ, в 1313 г. Альмериком Креон с разрешения Эдуарда II, короля английского, и др. Общая схема этих городов — многоугольник или прямоугольник (см. Brinckmann, Stadtbaukunst, стр. 18).
Монпазье — один из городов, возникший путем этого соперничества —лучше всего сохранил характер средневекового города: улицы его широки и прямы, рынок занимает центральное положение, и улицы, ведущие к рынку, вместо того чтобы скрещиваться в центре площади, что загромождало бы ее, идут по ее краям и окаймлены глубокими портиками.
Примечание: Город Монпазье был основан в 1284 г. королем Англии Эдуардом I на его владениях во Франции. По особенностям композиции плана Монпазье нельзя выводить заключение о характере средневекового города, как это делает Шуази. Если сравнить г. Монпазье с другими «новыми городами», т. е. городами с прямыми улицами, возникшими в XIII—XIV вв., то Монпазье не может быть признан и среди этих городов наиболее показательным. Так, центральное положение рынка не является общим правилом для городов этого типа: в Сент-Фуа ла Гранд, Близимоне, Монсегюре и других городах рынок не занимает центрального положения, т. е. наблюдается, даже при наличии почти квадратной формы плана (как в Сент-Фуа ла Гранд), асимметрия, создаваемая несовпадением геометрического и композиционных центров с торговым и культовым центрами. Наоборот, в композиции плана г. Совтерр де Гюйенн (1281 г.) ясно выражены централизационные тенденции: рынок занимает центральное положение на квадратной площади, от краев которой тянутся улицы, по две с каждой стороны к городским воротам; город в схеме близок к форме ромба, в углах которого находятся ворота. Но последний тип города является еще более новым сравнительно с перечисленными в примечании городами, названными «новыми городами». О характере средневекового города нельзя судить по этим «новым городам» (как это делает Шуази): городской комплекс, как и отдельные архитектурные сооружения, не оставался в течение всего средневековья неизменным. Для истории средневековых городов, как архитектурных комплексов, может быть установлено то же подразделение на отдельные периоды, что и для всего средневекового искусства, причем в пределах того или другого периода существуют различные типы городов, хотя наиболее характерным и может быть признан какой-либо один доминирующий тип.
Характерными для первого периода средневекового искусства — для романского искусства — могут быть признаны города (вообще редкие в раннее средневековье, в период господства натурального хозяйства), типологически связанные с позднеримскими castra (лагерями) и с поселениями, в свою очередь, связанными с этими лагерями, а отчасти и с римскими городами, возникшими в эпоху империи. Сюда относятся города: Трир, Майнц, Аугсбург, Шпейер, Вормс. Страсбург, Тогерн, Ротенбург, Вена, Пассау, Зальцбург, Рсгенсбург, Кобленц, Мец, Констанц, Базель, Кёльн, Лиидау — в Германии и Эльзас-Лотарингии; Ниш, Безансон, Лион, Орлеан, Сеговия, Аоста, Спалато, Флоренция, Болонья, Верона и др. — во Франции и Италии. Непосредственная связь средневековых романских городов с позднеримскими castra, в смысле продолжения тех же неизменных композиционных начал, не имеет места, так как во времена Римской империи селения возникали около castra, а не сливались с ними в одно целое; кроме того, римские города у castra, с селениями около них (coloniae), не дошли до нашего времени, ни даже до времени господства феодальных отношений в Европе. Большинство городов было выстроено заново, не считаясь с прежним делением поселений на военную и гражданскую части, между 800 и 1100 гг.
Таким образом, в вопросе о сложении типа средневекового города периода романского искусства следует исходить, как и в области гражданской и культовой архитектуры, из проблемы освоения и переработки позднеримского наследия, а не подражания или буквального сохранения старых форм (городов, поселений) и т. д. Как средневековая базилика, будучи преемственно связана с позднеримскай и так называемой раннехристианской базиликой, по существу является новым художественным образованием, так и город эпохи романского искусства обнаруживает новые принципы композиции: как и в романской базилике (например во Франции — Сен-Бенуа на Луаре или Ссн-Жилль и др.), мы видим горизонтальную, продольную ось-улицу, пересекаемую поперечной осью, что придает композиционно-конструктивную ясность и архитектоническую связанность городскому комплексу.
Одна из улиц-осей (пример г. Аоста) заканчивается городской площадью с ратушей, рядом с которой расположен собор. Эта площадь соответствует средокрестию в указанных романских базиликах; вместе с тем, следует отметить, что площадь в городах этого типа, как это имеет место и в Аосте, не находится в геометрическом центре города, она смещена. Таким образом, здесь не приходится говорить о централизационных тенденциях, о характерных для римских castra проявлениях и формах. Указанные выше принципы — архитектоническая связанность и обособление частей, дробность (как борьба противоположных художественных начал в их единстве) — наблюдаются и в отдельных архитектурных памятниках и являются характерными для романского стиля (план г. Аоста см. у Z и с к е г P., Entwicklung des Stadtbildes, стр. 13).
Другой тип представляют собой города, возникшие из деревень, ярмарочных мест, около замка или монастыря. В раннее средневековье таких городов было очень мало, но, начиная с XII в., наблюдается, в связи с развитием ремесел и обмена, большой рост старых городов и возникновение новых из поселений, получающих муниципальные права и укрепления — городские стены. Среди городов, возникших в Германии в раннее средневековье из деревень и рыночных мест, можно назвать Ротенбург на р. Таубер, Форшхейм, Швейнфурт. Из селений при замках выросли города Нюрнберг (в 1062 г.), Мейссен (X—XI вв.), Гельнгаузен (XII— XIII вв.); при монастырях и епископских резиденциях возникли, например, Сен-Жилль, Муассак — во Франции, Гильдесгейм, Эрфурт, Фульда — в Германии. В планах этих городов часто наблюдается тенденция к радиальности или к концентрическому расположению улиц вокруг замка или рынка, который обычно не находится в геометрическом центре города. С этими городами раннего средневековья, по-видимому, генетически связаны города XII в. и более поздние, т. е. возникшие или получившие свое архитектурно-художественное оформление в эпоху готики и в особенности в переходное время от романского стиля к готике. Сюда относится Каркассон, основанный еще вестготами около римской Citadello Carcaso (стены и основные композиционные особенности городского комплекса относятся к XIII в.), Шорт, Сен-Макэр — во Франции, Кенигсберг (1255 г.) — в Германии и др.
Планы этих городов, сохраняя лишь в известной степени отголоски радиального расположения улиц, по существу, чужды уличной и квартально-уличной системе планировки. Улицы здесь заменяются проездами между группами домов и отдельными домами. Борьба художественных начал, характерная для ранней готики XII—XIII вв., здесь налицо: дробность и обособленность частей художественного целого берут перевес над началом архитектонической связанности; отсюда город представляет собой (в качестве преобладающей черты) совокупность обособленных друг от друга групп домов (дома объединены в группы обычно по признаку общности производства, ремеслу и пр.) с проездами между ними, заменяющими улицы и лишь в известной степени связывающими эти группы домов.
Таким образом, если в раннее средневековье две или, по преимуществу, одна улица являлись, так сказать, артериями города, которые связывали обособленные в некоторой степени части городского комплекса в единое целое (т. е. служили целям архитектонической связанности), то здесь наблюдается, как преобладающая особенность, как бы распад города, обособление частей городского комплекса.
Так называемые «новые города» XIII— XIV вв. во Франции обнаруживают ренессансные черты буржуазного реализма, как определенной струи в готическом искусстве, — черты, которые получают свое господство в искусстве ренессанса. Упомянутый выше г. Совтерр де Гюйенн обнаруживает уже элементы города эпохи барокко (см. Brinckmann, Stadtbaukunst, стр. 15 и ел.; Zucker, упом. соч., стр. 11 и ел.; Menrer E., Der mittelalterlichie Stadtgrundriss, Berlin 1914 г.; Klaiber Chr., Die Gnundriss-bildung der deutschen Stadt im Mittelalter, Berlin 1921.
Вопросы ориентации по странам света были изучены с величайшим вниманием: нигде улицы не имеют такого направления по странам света, которое лишает половину домов солнца, а обитателей другой половины заставляет испытывать попеременно жару и холод.
Все в этих планах обосновано. Беспорядочность существует только в тех городах, где дома постепенно нагромождались на небольшой защищенной территории; приходилось тесниться либо в очень узкой крепостной ограде, либо у подножия замка. Отсюда этот живописный беспорядок, который, однако, был присущ и античным городам в эпохи наивысшего расцвета и который создает такие богатые эффекты контраста.
Глава «Внешний вид городов и деревень» раздела «Монастырская и гражданская архитектура Средневековья» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.
Добавить комментарий