Греция в конце 2-го и в начале 1-го тысячелетия до н.э.

Зарождение греческого зодчества относится к концу 2-го и началу 1-го тысячелетия до н. э. Это была заключительная стадия греческого «варварства», конец героической эпохи, поэтически отраженной в гомеровском эпосе, окончательные формы которого сложились, однако, лишь на рубеже IX и в VIII вв. до н. э., когда в недрах первобытнообщинного строя складывались элементы рабовладельческого общества.

Характеризуя общественное устройство греков героической (или гомеровской) эпохи, Энгельс пишет: «В поэмах Гомера мы находим греческие племена в большинстве случаев уже объединенными в небольшие народности, внутри которых роды, фратрии и племена все еще вполне сохраняли свою самостоятельность. Они жили уже в городах, укрепленных стенами; численность населения возрастала вместе с ростом стад, расширением земледелия и появлением ремесла; вместе с тем росли имущественные различия, а с ними и аристократический элемент внутри древней первобытной демократии»* (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, с. 104).

Далее Энгельс говорит, что мы видим «...в греческом строе героической эпохи древнюю родовую организацию еще в полной силе, но, вместе с тем, и начало ее разрушения»* (Там же, с. 108).

Процесс разрушения явился следствием постепенного прогресса производительных сил, ремесел, а также торговли, с развитием которых увеличивается имущественное неравенство и растет рабство. Непрестанные войны и пиратство, ограничивавшее развитие торговли, сами по себе также способствовали накоплению богатств в руках общественной верхушки. Понемногу разрушалась и общинная собственность на землю, лучшие наделы которой стали переходить в частное владение родовой знати.

Уже в начале 1-го тысячелетия до н. э. примитивное экономическое и социальное равенство первобытнообщинного строя было безвозвратно утеряно. К концу рассматриваемого периода в греческом обществе явно наметились различные социальные группы, постепенно превращавшиеся в классы. Родовой строй не отвечал более изменившимся социально-экономическим отношениям, а с конца VIII и на протяжении VII в. до н. э. в наиболее развитых греческих общинах сложилось классовое рабовладельческое государство. Это характерный для античной Греции полис, или город-государство с республиканской формой правления. Господствующее положение в раннем полисе принадлежало старой родовой аристократии (евпатридам), в руках которых сосредоточивались большие богатства (земля, скот, рабы). Но основную массу населения городов составляли свободные ремесленники, земледельцы, торговцы, моряки (в приморских городах), составлявшие демос. Развитие греческого города в некоторых общинах было связано с так называемым синойкисмом, т. е. объединением жителей ряда тяготеющих друг к другу общин в поселения (например, в Афинах). Часто вновь избранным хозяйственным центром общины был древний укрепленный родовой поселок, превращавшийся в город.

Каждый, даже самый небольшой полис представлял собой суверенное государство, изредка вступавшее для ведения войн или осуществления хозяйственных и культурных задач в договорные союзы со своими соседями. Между крупными полисами нередко велась борьба за влияние в этих объединениях. Небольшие размеры государства делали очень тесной связь государственных и личных интересов граждан и способствовали их деятельному участию в государственных делах. Общественный быт явно доминировал над семейным. Благополучие родной общины было для эллина его личным благополучием, ее крушение — гибелью: побежденный город обычно разрушался, мужчины истреблялись, женщины и дети продавались в рабство.

Размеры древнегреческих государств были так невелики, что на одном Балканском полуострове они насчитывались десятками. Территория полиса нередко имела в длину и в ширину несколько десятков километров.

Одним из важнейших источников для изучения культуры древнейшей эпохи и, в частности, зодчества является гомеровский эпос.

Поэмы Гомера свидетельствуют о том, что уже к началу 1-го тысячелетия до н. э. в сознании народа сложились законченные антропоморфные образы греческой мифологии, служившей впоследствии почвой и основным источником для всего греческого искусства, в частности для развития храма как дома человекоподобного бога, и героона — святилища, посвященного богоподобному человеку-герою.

Гомеровские поэмы говорят о высоком развитии художественных ремесел, в особенности техники обработки металлов, по-видимому, развивавшей традиции микенской эпохи.

Греческое искусство того времени известно главным образом по вазовым росписям, в которых наряду с пережитками микенского орнамента появляются новые, чисто эллинские декоративные мотивы, составившие основу греческого орнамента. Наряду с древнейшими образцами строгого «геометрического» стиля появляются вазовые росписи так называемого ориентализирующего стиля, отражавшего многообразные восточные влияния, характерные для ионического искусства этой эпохи. Известны многочисленные центры их производства, возникавшие к концу рассматриваемого периода в Греции (Коринф) и на островах (Родос, Самос и др.).


Глава «Греция в конце 2-го и в начале 1-го тысячелетия до н.э» подраздела «Архитектура Греции древнейшей эпохи (XII — середина VIII в. до н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Ф. Маркузон (Москва, Стройиздат, 1973)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер