Город и типы сооружений в Древней Греции архаической эпохи

Недолговечность применявшихся строительных материалов и позднейшие перестройки объясняют ограниченность наших сведений о городе архаической эпохи, и представления о нем основаны главным образом на данных, почерпнутых при изучении городов более позднего времени, сохранявших традиционную планировочную основу (например, Лато и особенно Афины). На протяжении рассматриваемого периода греческие города, несмотря на то, что они стали теперь государственными центрами объединившихся вокруг них сельских общин, все еще представляли собой скромные поселения у подножья или вокруг укрепленных акрополей. Можно с уверенностью полагать, что даже к концу VI в. до н. э. лишь в немногих полисах число полноправных граждан превышало 5 тыс. человек, а общее количество населения (включая рабов и иностранцев) — 20 тыс. человек. Это относится, по-видимому, и к таким важным приморским торговым городам, как Коринф или Афины, население которых начинает быстро увеличиваться лишь с этого времени.

Разрастание городов происходило стихийно, и потому они не имели правильной планировки. Первые же ее примеры появляются только к концу VI в. до н. э. (некоторые кварталы Старой Смирны и маленький городок или военное поселение близ Вроулии на о. Родосе; наличие прямоугольных кварталов в конце VI в. до н. э. в Милете и его колонии Ольвии остается пока недоказанным). Основная застройка примыкавшего к акрополю «нижнего» города представляла собой хаотическое скопление жилых домов и была прорезана узкими улочками, главные из которых соединяли внешние, ведшие к городу дороги с общественным и торговым центром поселения, агорой* (Агору архаического времени можно видеть в Лато, в ту пору одном из самых могущественных греческих поселений на о. Крите; там, как на раскопках Калабак-Тепе близ Милета, сохранились остатки главных, шириной около 4 м, улиц с вымощенными плитами тротуарами и узких, менее 2 м, переулков). Агора служила и рыночной площадью, и местом общения, и открытым залом для общего собрания всех полноправных граждан полиса (слово «агора» первоначально обозначало именно такое общее собрание). Акрополь, превратившийся в главный культовый центр города, все еще сохранял свое фортификационное значение. Дело в том, что большая часть греческих городов не имела укреплений и стен до самого конца VI в. до н.э., а многие из них — и до эллинистического периода. Стены появились, по-видимому, сначала в городах Малой Азии, более подверженных нападению своих могущественных и воинственных соседей, и строились сперва из деревянных столбов, а чаще из сырцового кирпича на цоколях из булыжника.

Жилая застройка отличалась значительной плотностью, так что соседние дома часто имели общие стены. Несмотря на это, к жилищам обычно примыкал небольшой участок с плодовым садом и огородом (основные обрабатываемые земли находились за пределами города); в ремесленных слободах непосредственно при доме устраивались мастерские. В связи с устоявшимся и малоизменившимся частным бытом планировка жилого дома архаической эпохи в основном развивала черты, сложившиеся к концу предшествующего периода, сохраняя тот же состав помещений и их группировку. Вход в дом обычно был через сени (продомос), которые вели с улицы к небольшому внутреннему дворику; в отличие от двориков в греческих городах Малой Азии и Кипра он обычно оставался незамощенным. Во двор обязательно выходила затененная лоджия, а часто и портики по одной или двум его сторонам, куда открывались помещения. Данных о дворах, полностью окруженных портиками, т. е. о перистильных дворах или перистилях, в этот период не имеется. Нововведением в архаическую эпоху было появление вторых этажей (по крайней мере, над частью дома), которые, по-видимому, настолько часто нависали над улицей, что вскоре потребовались законодательные ограничения. К концу VI    в. до н. э. такие нависания были обложены специальным налогом, а позднее и вовсе запрещены.

Важнейшая особенность греческой архитектуры архаической эпохи — появление ряда новых типов общественных сооружений, потребность в которых была вызвана новыми формами государственной и общественной жизни полиса.

Наиболее богатыми и монументальными зданиями городов были храмы. Говоря о них, необходимо, однако, иметь в виду, что в античной Греции не всегда легко провести четкую границу между культовой и «мирской», т. е. государственной, общественной сторонами жизни полиса, а следовательно, и определить характер того или иного сооружения. Обычно территория не только города, но и всего маленького греческого государства считалась освященной покровительством одного из божеств. Культ бога-покровителя (Афины — в Афинах, Геры — в Аргосе и т. д.) и связанные с ним торжественные празднества становились всенародным делом. И храмы являлись не только вместилищем статуи бога — покровителя общины, но и хранилищем казны полиса, его главной государственной святыней, составлявшей предмет гордости граждан и как бы воплощавшей чувство объединявшего их полисного патриотизма. Таким образом, храм при многих особенностях его композиции и планировки, обусловленных тем или иным культом, следует рассматривать как важнейшее общественное сооружение древнегреческого зодчества. В то же время многие гражданские сооружения посвящались различным богам и имели соответствующие жертвенники. Так, театры являлись святилищами Диониса; различным богам нередко посвящались общественные портики, улицы в городе (а тем более дороги) считались посвященными Гермесу — покровителю путешествующих. Их украшали изображениями этого бога. Даже очаг в жилых домах имел священное значение.

Храмы строились, как правило, на акрополях, где они сменили дворцы базилевсов, а также (особенно при отсутствии в городе акрополя) на священных участках рядом с агорой, где их посвящали различным культам, особенно почитавшимся в городе представителями той или иной профессии. Одновременно с храмами, практически уже в середине VII в. до н. э., появились стои — длинные портики, восходящие, возможно, к галереям или портикам дворов во дворцах микенской эпохи. Стои строились на агоре, где они служили для деловых встреч и общений (в каждом сколько-нибудь процветавшем греческом городе агора вскоре оказалась более или менее окруженной стоями), а также в святилищах, где они предназначались для отдыха паломников и для хранения вотивных приношений. В общеэллинских святилищах, куда все греческие города делали богатые вклады, с самого начала VI в. до н. э. каждый город стал строить для хранения даров собственную сокровищницу, по сути дела маленький храмик — еще один тип сооружения, напоминавший по форме простейший мегарон с портиком и двумя опорами между антами стен. К жилой архитектуре древнейшего периода восходят пропилоны, или пропилеи, — тип торжественного входа, обычно строившийся при входе в святилище.

Потребностям государственной и общественной жизни отвечали: булевтерии — дома для собрания совета (так называемые буле) рабовладельческой общины; пританеи — близкий жилому дому тип здания со священным очагом общины, предназначенный для официальных приемов; дома симпозиев — в которых проводились общественные трапезы. Для физической тренировки молодежи служили палестры, первоначально просто огороженные участки для занятий борьбой, легкой атлетикой и прочим, которые затем были окружены стоями; в классическую эпоху такая схема легла в основу планировки гимнасиев (как тип сооружений они также появились еще в архаике) , включавших помимо окруженного портиками двора санитарно-гигиенические устройства и помещения для занятий музыкой и литературой, которые входили в систему древнегреческого образования. В общеэллинских святилищах, где уже с VIII в. до н. э. проводились соревнования — в первую очередь по легкой атлетике, — появились стадионы. Однако археологические остатки стадионов, как и театров, относящиеся к архаической эпохе, отсутствуют, так как для размещения зрителей обычно использовались лишь слегка выровненные естественные котловины или склоны холмов, а все прочие устройства первоначально выполнялись из дерева и имели временный характер. Немаловажна роль общественных водоразборных сооружений, так как водоснабжению греческих городов с самого их основания, естественно, придавалось первостепенное значение. Удобную и архитектурно-выразительную обработку получали не только местные источники; строились также водопроводы, представлявшие собой иногда серьезнейшие инженерные сооружения, которые заканчивались резервуарами и водоемами.

С развитием полиса и первыми успехами демоса в его борьбе за более демократические формы управления усилилось чувство полисного патриотизма. Строительство различных общественных сооружений стало предметом заботы всех полноправных граждан рабовладельческой общины. Немало внимания этому строительству уделяли и правившие полисами тираны, распоряжавшиеся общественной казной и стремившиеся укрепить свою популярность. Все это ставило перед архитектурой новые и сложные задачи. Возникла потребность не только в удобных общественных зданиях, но и в зданиях, которые одновременно могли бы достойно выражать мысли и чувства всех граждан полиса. Иными словами, потребовалась монументальная архитектура. Для этого нужна была совершенно новая, доходчивая и в то же время эффективная, гибкая система архитектурных приемов, с помощью которых можно было бы создать и несложный, легкий портик на агоре или над водоразборным резервуаром, и величественный храм, посвященный богам — покровителям полиса.

Такой системы выразительных архитектурных средств в греческом дерево-сырцовом строительстве не было, и она была создана в рассматриваемый период. В ее основу легли так называемые архитектурные ордера, сложившиеся с переходом к строительству общественных сооружений из камня.


Глава «Город и типы сооружений» подраздела «Архитектура архаической эпохи (750—480 гг. до н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Ф. Маркузон (Москва, Стройиздат, 1973)

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)