Постройки дорического ордера в Древней Греции архаической эпохи

Храм Аполлона в Ферме. Храм Афины Пронайи. Храм Геры (Герайон) в святилище Зевса в Олимпии. Храм Артемиды в Гаритзе на острове Коркире. Храм Аполлона в Кирене. Древний фолос в Дельфах. Сокровищница гелоян в Олимпии. Храм Аполлона в Коринфе. Храмы Афинского акрополя. Храм Аполлона в Дельфах. Сокровищница афинян в Дельфах. Храм Афины Афайи на острове Эгине


Материковая Греция с Пелопоннесом и прилегающими островами является той территорией, на которой сложились первые подлинно монументальные каменные сооружения и были разработаны основные формы и элементы дорической архитектуры и ордера. Дошедшие до нашего времени фрагменты дерево-сырцовых храмов VII .IB. до и. э. являлись уже настолько зрелыми образцами периптера, что должны были иметь целый ряд предшественников. Именно в этих не дошедших до нас постройках VIII и начала VII вв. до н. э. путем описанных выше исканий и были выработаны основные формы периптера, характерные для эпохи ранней архаики.

Известно о существовании по крайней мере нескольких дерево-сырцовых периптеральных храмов в VII в. до н. э., в которых уже присутствовали все основные черты планировочного и пространственного построения, свойственного последующим сооружениям этого типа: вытянутая, окруженная колоннадой целла, предшествующий ей пронаос -с двумя помещенными между антами опорами и такой же опистодом. Таков был (хотя его реконструкция предположи¬тельна) древнейший, известный на территории Пелопоннеса периптеральный храм Геры в Аргосе, сгоревший в 423 г. до н.э., от которого дошли остатки южной части стилобата со следами четырех стройных (диаметром около 70 см) колонн. Только основания их были из камня, а сами стволы, — по-видимому, деревянными; их относительно широкая расстановка (примерно через 3,5 м) свидетельствует о том, что антаблемент без сомнения был деревянным. В святилище Аполлона в Дельфах легендой отмечается последовательная смена по крайней мере четырех храмов, последний из которых (смененный в последующие эпохи еще двумя) был, по-видимому, воспет Гомером и идентифицируется Павсанием * с сооружением, сгоревшим в 548 г. до н.э. От этого храма до нас дошло лишь несколько плит стилобата и орфостатов, а также два капеллированных барабана колонн и фрагменты дорической капители, которые являются, по-видимому, более поздним добавлением и могут быть отнесены примерно к 600 г. до н.э. Стены целлы были сырцовыми, колонны скорее всего первоначально были деревянными и лишь впоследствии заменены каменными. Также в Дельфах, но в другом святилище, посвященном Афине Пронайи, был построен еще один периптеральный храм, примечательный тем, что ему принадлежат самые древние из известных нам каменных колонн.

* Павсаний — путешественник II в. н.э., составивший первые дошедшие до нас описания греческих памятников и святилищ.

Во 2-й половине VII в. до н. э. были построены дерево-сырцовые антовые и периптеральные храмы также в Калидоне, Фивах, Тегее и других местах. Наибольшее значение среди них, однако, имеют храмы Аполлона в Ферме и Геры в Олимпии, на которых прежде ученые пытались проследить постепенный переход к строительству полностью каменных сооружений и зарождение дорического ордера.

Архитектура Древней Греции. Ферм (Фермос). Храм Аполлона, около 640 г. до н. э. Метопа Архитектура Древней Греции. Ферм (Фермос). Храм Аполлона, около 640 г. до н. э. План
17. Ферм (Фермос). Храм Аполлона, около 640 г. до н. э. Метопа, план, реконструкция антаблемента (по Каверау)
Архитектура Древней Греции. Ферм (Фермос). Храм Аполлона, около 640 г. до н. э. Реконструкция антаблемента (по Каверау)

Храм Аполлона в Ферме, в Этолии, относящийся примерно к 640—630 гг. до н. э., был построен над фундаментом мегарона Б и возвышался на одноступенчатом основании. При этом главная ось здания была несколько изменена (рис. 17). Его размеры по стилобату 12,13X38,23 м. Храм состоял из узкого (шириной 4,6 м) вытянутого наоса и опистодома при относительно широких портиках. Пронаоса не было, и наос был открыт спереди во всю свою ширину. Конструкция стен была такая же, как и в других храмах этого периода: нижняя часть стены, сложенная из камня, служила цоколем для сырцовой кладки. Перекрытие и крыша были деревянные, кровля — черепичная.

Наружная колоннада состояла из 5X15 деревянных колонн, поставленных на высокие круглые каменные базы. Внутри храма по продольной оси стояло 12 колонн, из которых десять приходилось на наос и две на опистодом. В VI в. до н. э. деревянные колонны наружной колоннады были заменены каменными. Вместо отдельных баз был сооружен общий ленточный фундамент; внутри же храма отдельные базы сохранились. Крыша имела фронтон только на переднем фасаде и вальму на заднем, подобно первому храму с его апсидой. Самое замечательное в этом храме — его керамические облицовки и украшения.

Храм имел терракотовые метопы квадратной формы размером около 1 м, покрытые росписью по светлому фону, напоминающей коринфские вазовые росписи 630 г. до н. э. Деревянные триглифы, если они были, соответствовали действительным торцам балок, а терракотовые плиты метоп ставились, чтобы закрыть промежутки между ними. Таким образом, в этом храме фриз — один из важнейших элементов дорического ордера — был еще на очень ранней стадии формирования.

Керамические плиты гейсона, заканчивавшиеся широкой полосой, орнаментированной плетенкой, лежали, возможно, на деревянных мутулах. Над гейсоном проходила богато декорированная терракотовая сима, на которой чередующиеся человеческие и львиные головы служили для водостока. Коньковая черепица заканчивалась девятилистной пальметтой, раскрашенной в темно-красный и черный цвета.

В храме Аполлона в Фермосе отчетливо видна та роль, которую сыграла в поисках монументального облика дерево-сырцового храма керамика, в частности коринфского круга.

Архитектура Древней Греции. Дельфы. Святилище Афины Пронайи. Колонна I храма Афины Пронайи, генеральный план
18. Дельфы. Святилище Афины Пронайи. Колонна I храма Афины Пронайи, генеральный план: 1 — алтарь; 2 — II храм Афины, около 500 г. до н.э. (построен на месте I храма, относящегося к середине VII в. до н.э.); 3 — III храм Афины, IV в. до н.э.; 4 — сокровищницы: Массалийская (слева) и Дорическая (Афинская?); 5 — Большой фолос, начало IV в. до н.э.

Храм Афины Пронайи (что значит «находящейся перед храмом») был построен в середине VII в. до н. э. недалеко от главного дельфийского святилища (в так называемой Мармарии). После разрушения этого храма в середине VI века в результате обвала скалы, о чем рассказывает Геродот, на его месте был выстроен второй храм. Широкие плоские капители старого храма пошли на замощение новой целлы и поэтому сохранились. Расположение фундаментов первого дерево-сырцового храма установить не удалось, и точный план его остается неизвестным. Тем не менее этот храм является важным памятником в развитии ранней дорики. Его колонны были самыми стройными во всей эллинской архитектуре и имели наибольшее утонение (рис. 18). Измерение сохранившихся барабанов разных колонн (имеются остатки 12 колонн) позволяет установить, что отношение высоты к нижнему диаметру составляло 6,5:7. Об утонении ствола можно судить по отношению нижнего диаметра (0,517 м) и верхнего (0,312 м) — оно составляло 10 : 6. Колонны имели 16 очень неглубоких каннелюр. Колонны относят к 640 г. до н. э.

На сплющенном эхине лежала очень широкая абака, незначительный выступ на верхней поверхности которой служил непосредственной опорой архитраву. Прием этот имел целью предохранить деревянные архитравы от загнивания; впоследствии, в каменном зодчестве, он исчез, и выступы на абаке встречаются снова только начиная с IV в. до н.э., но имеют уже другое назначение.

Шейка капители не сохранилась, но полагают, что она имела западающую скоцию с венком из листьев. Существует, однако, реконструкция и без этого венка. Эта очень древняя форма капителей несомненно связана с эгейской, в частности микенской традицией.

Пропорции и форма колонн, их необычайно большое утонение, древняя форма капителей, ранние, несовершенные приемы техники каменного строительства (без скрепления кляммерами) заставляют считать храм Афины Пронайи памятником самой начальной стадии перехода эллинской архитектуры к камню, когда новый материал еще не был освоен, а формы и пропорции деревянного зодчества целиком переносились в каменное (ср. изображения деревянных построек на вазах VI в. до н.э.).

Архитектура Древней Греции. Олимпия. Храм Геры, конец VII — начало VI в. до н. э. Планы Архитектура Древней Греции. Олимпия. Храм Геры, конец VII — начало VI в. до н. э. Акротерий третьего храма
19. Олимпия. Храм Геры, конец VII — начало VI в. до н. э. Планы; капители различных эпох, фасад (реконструкция), колонна, акротерий третьего храма
Архитектура Древней Греции. Олимпия. Храм Геры, конец VII — начало VI в. до н. э. Фасад (реконструкция), колонна
Архитектура Древней Греции. Олимпия. Храм Геры. Вид руин Архитектура Древней Греции. Олимпия. Храм Геры. Вид руин
20. Олимпия. Храм Геры. Вид руин

Храм Геры (Герайон) в святилище Зевса в Олимпии — важнейший памятник ранней дорики. Это — один из древнейших дорических периптеров, от которого до нас дошли не только фундаменты, но также остатки колоннады, цокольная часть стен и фрагменты керамических украшений. Вместе с тем следует иметь в виду, что храм отстраивался три раза, и мы имеем перед собой лишь остатки третьего из них (рис. 19, 20).

Древнейший храм, датируемый концом VI в. до н.э., представлял собой прямоугольную целлу с внутренним рядом опор и пронаосом; он еще не имел наружной колоннады и был по плану несколько уже последующих. При постройке второго храма площадь сооружения была увеличена, фундаменты выложены из правильно отесанных квадров. Он имел пронаос, наос и опистодом (самый ранний из дошедших до нашего времени), окруженные колоннадой (6X16 колонн). Это сооружение относится К самому концу VII или к началу VI в. до н.э. * При третьей перестройке в начале VI в. до н.э. была сохранена основа плана второго храма.

* Последние работы, посвященные этому вопросу, относят Герайон к началу VI в. до н.э.

Третий Герайон стоял на двухступенчатом основании размером 18,75x50 м по стилобату. Стены храма были выложены на цоколе высотой в 1 ж, сложенном из известняка-ракушечника. Наружная сторона цоколя состояла из поставленных на ребро высоких плит — орфостатов, внутренняя — из четырех горизонтальных рядов квадров. Постели этих квадров были заглублены, и они соприкасались друг с другом только гладко притесанными краями. Лежавшая на цоколе часть стены была выложена из кирпича-сырца. Чтобы служить надежной опорой перекрытия, она должна была иметь значительную толщину, чем объясняется также большая толщина цокольной части. Остатки этой сырцовой кладки при раскопках были обнаружены в виде толстого слоя глины, покрывавшей пол наоса и портиков (она-то и сохранила знаменитую статую Гермеса работы Праксителя, некогда стоявшую на одном из пьедесталов в храме). В цокольной части стен можно видеть особые пазы, служившие для установки деревянных связей — своего рода фахверка, скреплявшего сырцовую кладку верхней части. Снаружи стены были оштукатурены. От перекрытия не сохранилось ничего. Вероятно, оно было деревянным.

Интересно внутреннее устройство наоса. Его боковые стены имели по четыре выступа в виде коротких стенок, быть может, доходивших до верха наоса. Эти поперечные стенки располагались в плане соответственно колоннам птерона, но в два раза реже; возможно, что их торцы были закреплены деревянными стойками; такие же стойки были и между выступами. Во всяком случае, в наосе имелось два ряда пристенных колонн. Когда в VI в. до н. э. поперечные стенки были разобраны, исчезли и ниши вдоль стен. Наос оказался разделенным на три корабля двумя рядами по восемь колонн.

Первоначальное устройство наоса было связано с дерево-сырцовой конструкцией всего сооружения и напоминает древний храм Артемиды в Спарте с аналогично расположенными столбами, имевшими такое же конструктивное назначение. Это расположение, по-видимому, рассматривалось как традиционное: в классическую эпоху подобные стенки были применены в целле храма Аполлона в Бассах, где они, вероятно, появились исключительно из художественных соображений. Герайон стоит на промежуточном этапе. Здесь эти выступы-стенки, сужая пролет, помогали поддерживать потолок и кровлю, а вместе с тем обогащали продольные стены целлы. Образованные таким образом ниши могли служить для хранения вотивных приношений.

Расстановка колонн в Герайоне отличается регулярностью, не свойственной дорике позднейшего времени: внутренние и наружные колонны храма расположены на общих осях. Вероятно, это объясняется необходимостью связать в дерево-сырцовой конструкции наружный портик и деревянный каркас целлы.

Наружные колонны Герайона, часть которых сохранилась до нашего времени, очень сильно различаются между собой пропорциями и формой капителей. То обстоятельство, что Павсаний во II в. до н. э. видел еще в описфодоме одну дубовую колонну, дало повод предположить, что первоначально все колонны третьего храма тоже были деревянными и лишь постепенно заменялись каменными, каждый раз в стиле соответствующего времени. Во всяком случае, стилевые отличия и размеры колонн настолько разнообразны, что их разновременность не вызывает сомнений. По мере своего разрушения колонны заменялись новыми, отразив в своих формах развитие архитектуры начиная с VII в. до н. э. и кончая эпохой римского владычества.

Сохранившиеся колонны составлены из двух или нескольких барабанов; материалом для них (и других каменных частей храма) послужил ракушечник, покрытый штукатуркой. Их диаметр колеблется от 1,01 до 1,29 м. Число каннелюр и глубина их тоже различны. Наиболее древняя из сохранившихся колонн, вторая с западного угла, имеет 16 каннелюр и гладкую шейку под эхином раннеархаической формы. Энтазис ее очень значителен. Это единственная колонна, которую можно отнести к VII в. до н.э.

Начиная с этого времени все изменения, характерные для дорической колонны, нашли свое отражение в Герайоне. Особенно показательны в этом отношении капители. Их вынос уменьшается, профиль эхина приобретает большую упругость. В Герайоне нет соответствия между осями колонн и расположением плит стилобата. Эта черта встречается лишь начиная с поздней архаики. Пролеты в осях на торцовых сторонах храма колеблются от 3,51 до 3,65 м, на длинных сторонах они уже — от 3,2 до 3,3 м. Аналогичное соотношение было принято в дорических храмах Сицилии.

Важно отметить, что угловые интерколумнии Герайона были сужены на 20—30 см по сравнению с соседними. Это первое сужение, отмечаемое в греческом зодчестве. Очевидно, при подведении отдельных каменных колонн под деревянный архитрав они ставились примерно заподлицо с наружной стороной архитрава и таким образом сдвигались с его оси к стенам целлы. То же происходило и по торцовым сторонам храма, из-за чего все угловые пролеты, измеренные в осях колонн, оказались уменьшенными. Так совершенно естественно родилось сужение угловых интерколумниев, встречающееся во всех храмах материковой Греции и ставшее в дальнейшем обязательным приемом, обеспечивавшим упорядоченное расположение триглифов в дорическом триглифно-метопном фризе.

Судя по наличию пазов, вырезанных в цокольной части стен и в плитах пола, торцы стен пронаоса для защиты их сырцовой кладки от разрушения были обиты досками. В дальнейшем эта обшивка, аналогичная обшивке ант в архитектуре эгейского мира, дала постоянную форму дорическому анту, всегда имевшему раскреповку и очень узкий торец сбоку.

Гейсон храма имел еще слаборазвитую форму (с косой подрезкой, без мутул); нависавшая часть была окрашена снизу в черный цвет. Уже самый ранний из строившихся на том же месте храмов имел двускатную кровлю, крытую черепицей. Об этом свидетельствуют найденные фрагменты терракотовых частей, являющиеся одними из самых ранних примеров архитектурной терракоты.

Кровлю позднего Герайона также покрывала черепица. Плоские черепицы (солены) были слегка вогнуты; перекрывавшие швы калиптеры имели полуциркульное сечение. Полукруглые антефиксы украшал расписной пестрый узор по черному фону. Посредине они имели выпуклую розетку. Фронтон был увенчан большим круглым акротерием с зубчатыми краями (см. рис. 19). Диаметр его достигал 2,31 м, свидетельствуя о высоком керамическом мастерстве того времени. Акротерий особыми связями (подпорками) был скреплен с огромной коньковой черепицей. Роспись акротерия состояла из очень красивого чередования кругов геометрического узора — то светлого по темному фону, то темного по светлому. Под двускатной кровлей в Ге-районе имелось, по-видимому, еще горизонтальное потолочное перекрытие *.

* О существовании потолка известно из текста Павсания (V, 20, 4).

Архитектура Древней Греции. Гаритза на о. Коркире (Корфу). Храм Артемиды, около 600 г. до н. э. План, фасад (реконструкция), черепица, деталь ордера
21. Гаритза на о. Коркире (Корфу). Храм Артемиды, около 600 г. до н. э. План, фасад (реконструкция), черепица, деталь ордера, фрагмент скульптуры
Архитектура Древней Греции. Гаритза на о. Коркире (Корфу). Храм Артемиды, около 600 г. до н. э. Фрагмент скульптуры

Храм Артемиды в Гаритзе на острове Коркире (соврем. Корфу), расположенном у западного побережья материковой Греции, был построен около 600 г. до н. э. выходцами из Коринфа, основавшими свою колонию на месте более ранней ионийской. Возможно, этим объясняется такая типично ионийская особенность храма, как восьмиколонный торцовый фасад. Предполагается, что на продольных сторонах было по 17 колонн, однако установить это доподлинно невозможно, так как храм стоял на обрыве, часть которого обвалилась. Хотя архитектурные остатки очень фрагментарны, тем не менее храм Артемиды, по-видимому, можно считать древнейшим, известным науке полностью каменным дорическим периптером. Его колонны имели несколько меньший диаметр и были несколько уже расставлены на боковых сторонах. Угловые пролеты были также сужены. Различна и ширина триглифов, приходившихся на торцовые и боковые части фриза. Обходы птерона были довольно широки, так что по плану храм можно назвать псевдодиптеральным — особенность, характерная для храмов VI в. до н. э. в Сицилии.

Замечательной особенностью храма была его фронтонная скульптура, высеченная непосредственно на тех же известняковых блоках, которые составляли поле и карнизное обрамление фронтонов (рис. 21). Это один из наиболее ранних примеров фронтонных скульптурных композиций, в дальнейшем украсивших большинство греческих дорических храмов (скульптура датируется 590—585 гг. до н.э.). Центральной и самой крупной фигурой является ужасающая в своем грозном величии Горгона; с боков от нее расположены кажущиеся ничтожными фигурки героев и снова два огромных зверя (львы или пантеры). За ними следуют: слева — сидящая фигура, вписавшаяся поэтому в уменьшенную здесь высоту фронтонного поля, справа — значительно уменьшенный в масштабе Зевс, угрожающий гиганту своими молниями. Левый угол занят лежащей на спине фигурой.

При всей выразительности отдельных персонажей в группе отсутствует единое смысловое содержание, человеческие фигуры различны в масштабах, они до смешного уменьшены по сравнению с мощными львами и Горгоной. Все это свидетельствует о первичных поисках и отсутствии опыта в выполнении фронтонных композиций. Художественные достоинства храма, украшенного скульптурой, обогащались богатой раскраской, следы которой сохранились на всех венчающих частях сооружения.

Храм Аполлона в Кирене, одной из главных торговых колоний метрополии, основанных на северном побережье Африки (в Триполи), обнаружен под остатками позднейшего сооружения IV в. до н.э. Он построен также около 600 г. до н.э. и относится к числу ранних дорических периптеров. Постройка этого храма свидетельствует о том, что к этому времени дорический ордер в метрополии уже вполне сложился. Пропорции плана, однако, значительно менее вытянуты, чем в храмах VII в. до н.э. (при размерах стилобата 16,75X30,05 м отношение ширины к длине составляет менее 1:2). Целла 10x23,25 м, как и в Фермосе, не имела пронаоса и открывалась с востока на всю свою ширину.

В западной части к целле прилегал глубокий адитон (5,85 м). Наружная колоннада храма состояла из 6X11 колонн. Стены, покоившиеся на широком (1,4 м) каменном цоколе с орфостатами (0,75 м высотой), выше имели дерево-сырцовую конструкцию. Целла и адитон разделялись на три нефа двухъярусными каменными колоннадами. Стволы колонн нижнего яруса имели по шестнадцать каннелюр. Колонны второго яруса несколько меньшего диаметра. Были найдены фрагменты капителей, куски каменного антаблемента с триглифным фризом, архаические черепицы и антефиксы, а также фронтонные скульптуры и добавленный в V в. до н. э. мраморный акротерий в виде головы Горгоны.

Несмотря на характерную для ранней архаики дерево-сырцовую конструкцию стен и другие черты (например, отсутствие железных креплений в каменных частях), храм в Кирене отмечается уже вполне развитым планом, и, что особенно примечательно, ордер применяется в нем не только снаружи, но и внутри, в двухъярусной колоннаде (материал архитрава этой колоннады, правда, неизвестен). В Кирене мы впервые за пределами греческой метрополии встречаемся с периптеральным храмом, являющимся как бы связующим звеном с несколько более поздними периптерами греческого запада.

Архитектура Древней Греции. Дельфы. Святилище Аполлона. Древний фолос, около 580 г. до н. э. Фасад, планы (справа — схематический; здесь и далее схематические планы даны примерно в одном масштабе) Архитектура Древней Греции. Дельфы. Святилище Аполлона. Древний фолос, около 580 г. до н. э. Метопа
22. Дельфы. Святилище Аполлона. Древний фолос, около 580 г. до н. э. Метопа, фасад, планы (справа — схематический; здесь и далее схематические планы даны примерно в одном масштабе)

Древний фолос в Дельфах — небольшое круглое сооружение, фрагменты которого были обнаружены в Дельфийском святилище Аполлона под руинами позднейшей (конца V в. до н.э.) сокровищницы сикионян, относится примерно к 580 г. до н.э. Это — древнейшая из известных нам круглых построек, имевшая в то же время все основные элементы дорического ордера (рис. 22). Ее фрагменты лишь недавно были отделены от остатков небольшого прямоугольного сооружения, по-видимому, сокровищницы сиракузян или мегарян, которая сменила круглую постройку и позднее, в свою очередь, уступила место упомянутой сокровищнице сикионян. Древний фолос возвышался на трехступенчатом основании (диаметр его 6,2 м). Монолитные колонны, число которых равнялось тринадцати, окружали целлу и имели в высоту 2,77 м (ствол — 2,49 м, капитель — 0,28 м). Верхний диаметр ствола равнялся 0,345 м, так что отношение высоты колонны к нижнему диаметру приближалось, по-видимому, к 6. По сравнению с колонной древнейшего храма Афины Пронайи в тех же Дельфах, еще сохранившей чрезмерно легкие пропорции деревянной архитектуры, колонны древнего фолоса характеризуют следующий этап в развитии дорического ордера. Ствол имел 16 каннелюр. Капитель напоминала микенский тип: ее сильно вынесенный эхин отделялся от ствола выемкой, но без лиственного орнамента. На верхней поверхности абаки имелся выступ, унаследованный от сооружений с деревянным архитравом. Антаблемент древнего фолоса был очень тяжел и имел ряд особенностей, характерных для ранней стадии развития ордера: фриз был значительно выше архитрава и состоял из 20 триглифов шириной 39,5 см и 20 метоп шириной 58 см. Мутулы над метопами были шире, чем над триглифами (соответственно 39,5 и 30 см), и так же, как и полочки под триглифами, не имели капель. Расположение триглифов еще совершенно не соответствовало расстановке колонн: триглифный фриз не был связан с круглым планом.

Архитектура Древней Греции. Дельфы. Сокровищница мегарян. 2-я половина VI в. до н.э. Фасад (реконструкция) 23. Дельфы. Сокровищница мегарян. 2-я половина VI в. до н.э. Фасад (реконструкция)

Сокровищница мегарян, сменившая фолос, почти не поддается реконструкции (см. рис. 23, не вполне отвечающий последним археологическим данным). По-видимому, это был простиль, у которого триглифы располагались только над осями колонн — прием, отмеченный еще только лишь в одном архаическом храме Аполлона в Сиракузах. Это обстоятельство, а также стилистические особенности скульптурных метоп, изображающих мифы, связанные с Диоскурами, позволяют предполагать, что найденные фрагменты относились скорее всего к сокровищнице сиракузян.

Архитектура Древней Греции. Олимпия. Святилище Зевса. Сокровищница гелоян, около 580 г. до н. э., перестроена в V в. до н.э. Терракотовая облицовка карнизов фронтона, разрез по фронтону (реконструкция) 24. Олимпия. Святилище Зевса. Сокровищница гелоян, около 580 г. до н. э., перестроена в V в. до н.э. Терракотовая облицовка карнизов фронтона, разрез по фронтону (реконструкция)

Сокровищница гелоян в Олимпии была построена одновременно с древним фолосом в Дельфах, т. е. около 580 г. до н. э. Первоначально она состояла из одного наоса, выстроенного из камня и обращенного на восток; позднее (в V в. до н. э.) с южной стороны был пристроен портик в виде простиля с шестью колоннами по фронту, в силу чего ориентация сооружения изменилась (рис. 24, 25).

Наиболее примечательной особенностью первоначальной постройки были терракотовые, ярко раскрашенные облицовки ее верхних частей. Так, каменный гейсон сокровищницы был облицован терракотовыми плитками, прикрепленными бронзовыми штырями. Терракотовая сима переходила с наклонных гейсонов фронтона на горизонтальный гейсон боковых фасадов, причем переход осуществлялся посредством излома гейсона, встречавшегося и в других архаических храмах Великой Греции [см. храм С в Селинунте, храм Афины (Деметры) в Посейдонии], где находилась и сама Гела.

Терракотовые облицовки каменных частей построек являлись, как будет показано ниже, типичной особенностью храмов Великой Греции, свидетельствующей, с одной стороны, о живучести пережитков дерево-сырцового строительства, а с другой — о наличии специфических художественных вкусов, свойственных этим областям греческого мира.

Архитектура Древней Греции. Коринф. Храм Аполлона, около 540 г. до н.э. Колонны Архитектура Древней Греции. Коринф. Храм Аполлона. Общий вид руин
25. Коринф. Храм Аполлона, около 540 г. до н.э. Колонны 26. Коринф. Храм Аполлона. Общий вид руин, план, фасад (реконструкция)
Архитектура Древней Греции. Коринф. Храм Аполлона. План, фасад (реконструкция)

Храм Аполлона в Коринфе является лучше всего сохранившимся памятником архаической дорики VI в. до н.э. в материковой Греции и занимает важное место в общем развитии ее архитектуры (рис. 26). Это дорический периптер с числом колонн 6Х15 и размером по стилобату 21,36X53,3 м. Внутренние помещения храма состояли из двухколонного пронаоса в антах, наоса, разделенного двумя рядами колонн, и небольшого, также разделенного колоннами помещения, открывающегося на запад и сообщающегося с опистодомом. В этом помещении имеются следы базы, по-видимому, культовой статуи; можно считать, что необычный план был связан с особенностями культовых функций храма.

Портики храма уже не имеют той преувеличенной по сравнению с площадью целлы ширины, которая характерна для построек ранней архаики. Ширина боковых портиков лишь немного превышает ширину крайнего пролета между колоннами, а в переднем и заднем портиках составляет около полутора пролетов. В этом отношении план уже приближается к планам классической эпохи, но пропорции его еще сильно вытянуты.

Монолитные колонны храма приземисты: отношение их высоты к нижнему диаметру равно 4,2 : 4,4. Они сильно сужаются кверху, но не имеют энтазиса и обработаны двадцатью каннелюрами. Капитель довольно высокая (около 0,9 м). Эхин и абака имеют большой вынос. Каннелюры заканчиваются горизонтальной плоскостью под нижним ремешком эхина. Очень короткая шейка имеет три вреза гипотрахелиона.

Упругий эхин оживлен тремя ремешками. В таком решении капители можно видеть преодоление микенской традиции. Эта новая форма получила распространение в последующих сооружениях дорического ордера. Колонны на торцовых фасадах (нижний диаметр 1,72 м) толще, чем на продольных (D =1,63м), а пролеты шире (4,02 и 3,75 м в осях). Угловые пролеты сужены на торцовых фасадах до 3,77 м, на продольных— 3,48 м. Это сужение, нацеленное на решение проблемы углового триглифа, недостаточно значительно, и для более или менее незаметного для зрителя выравнивания частей фриза крайние к углу метопы были уширены примерно на 5 см.

Весьма существенна новая особенность— на западной стороне середина стилобата была поднята на 2 см выше его углов. Это нельзя объяснить неравномерностью осадки фундаментов, так как храм покоится на скале. Эта особенность, называемая курватурой, — одно из тех изысканных изменений архитектурных форм, которые указывают на сознательное стремление греческих зодчих уйти от сухой геометрической прямолинейности и добиться максимальной пластической выразительности и цельности архитектурного организма. Неправильности этого рода были подхвачены и дополнены в процессе дальнейшего развития дорики, составив ее характерную особенность. В афинском Парфеноне, где эти отклонения были применены гораздо позже с удивительной последовательностью и непревзойденным совершенством, повторяется также одна особенность плана храма в Коринфе: помещение, в котором хранилась казна Афинского морского союза, близко напоминает западную целлу Коринфского храма (ср. план. Парфенона).

Построенный около 540 г. до н. э. храм Аполлона в Коринфе характеризует тот период в развитии дорического ордера, когда чрезмерно легкие пропорции первых каменных сооружений сменились особенно мощными и хотя пластическими, но еще грузными формами.

Семь монолитных колонн храма (высота их 7,24 м), перекрытых мощным архитравом, составленным из двух поставленных рядом блоков, еще возвышаются среди пустынных отрогов Акрокоринфа. Их потемневший от времени коричневый известняк кажется красноватым на фоне темного моря и скал Акрокоринфа и создает простую и суровую гармонию. Но внешний облик храма был несколько иным в ту пору, когда его окружали здания богатого и многолюдного города. Прекрасная тонкая штукатурка, следы которой еще сохранились, и раскраска покрывали храм, смягчая нынешний его несколько суровый вид и добавляя к впечатлению мощи и героической масштабности черты исчезнувшего с веками великолепия.

Архитектура Древней Греции. Афины. Гекатомпедон (храм Афины Полиады)
27. Афины. Гекатомпедон (храм Афины Полиады). Композиция фронтонной скульптуры (реконструкция), 570—550 гг. до н. э., фасад раннего храма (на реконструкции показаны контуры позднейшего храма), фасад позднейшего периптерального храма, 530—520 гг. до н.э., план (реконструкция)
Архитектура Древней Греции. Афины. Гекатомпедон (храм Афины Полиады)
Архитектура Древней Греции. Афины. Гекатомпедон. Фронтонная скульптура позднейшего храма Архитектура Древней Греции. Афины. Кора, найденная на Акрополе, последняя четверть VI в. до н.э.
28. Афины. Гекатомпедон. Фронтонная скульптура позднейшего храма 29. Афины. Кора, найденная на Акрополе, последняя четверть VI в. до н.э.

Храмы Афинского акрополя. В середине VI в. на Афинском акрополе был сооружен храм Афины Полиады и Посейдона, к которому, по-видимому, следует отнести название Гекатомпедона, т. е. Стофутового, имевшего сто аттических футов в длину * (рис. 27).

* Аттический фут равнялся 0,328 м и применялся, по-видимому, во всех расчетах афинских зодчих вплоть до эпохи римского владычества. Длина целлы храма Афины Полиады, включая антовые пронаос и опистодом, равнялась 33,5 м.

Высказывалось, однако, предположение, что Гекатомпедоном в древности называли другое сооружение, располагавшееся на месте Парфенона, к которому относят и упоминаемые в описании настоящей постройки архитектурные и скульптурные фрагменты. Разрушения, произведенные в 480 г. до н. э. персидским нашествием, затрудняют решение этого и других вопросов об архаических постройках на акрополе.

Храм заключал в себе целлу Афины (возможно, трехнефную) с восточной стороны и целлу Посейдона с двойным адитоном — с западной. К западной целле примыкал пронаос, обрамленный антами с двумя колоннами между ними. Ширина пронаоса по фасаду была 12,3 м. Фронтон украшался скульптурами из пороса, датируемыми 570—550 гг. до н. э., изображавшими Зевса и борющихся с ним мифических существ. По характеру ордера храм Афины Полиады близок к коринфскому храму.

В последних десятилетиях VI в. до н. э. (может быть, около 530—520 гг. до н. э.) древний храм подвергся перестройке: старые стены были сохранены и здание окружено колоннадой, т. е. превращено в периптер. Его размеры по стилобату составили после этого 21,35X43,44 м при числе колонн 6Х12.

Колонны нового храма — из пирейского известняка; метопы, сима, черепицы кровли— из мрамора. Расстановка колонн тесная, причем угловые интерколумнии были уже других. Мутулы, соответствующие метопам и триглифам, были равны друг другу по ширине. Высокая капитель (1,083 м) по формам близка к классическим образцам, хотя вынос ее еще довольно велик.

Существует предположение, что при перестройке триглифный фриз на стенах раннего храма был заменен непрерывным скульптурным фризом ионического типа.

Это предположение было основано на найденных скульптурных фрагментах, но вызвало ряд серьезных возражений, несмотря на всю свою заманчивость (в случае его справедливости этот фриз явился бы прототипом панафинейского фриза Парфенона).

Увенчанный дорическим киматием гейсон не имел слезника. Фронтоны храма украшались мраморными скульптурами (рис. 28), в данном случае объемными, что указывает на значительность изменений, произошедших за истекший период. Напомним, что к концу века греческая скульптура шагнула очень далеко вперед, создав статуи атлетов (куросов) и девушек (кор, рис. 29), еще скованные в своем движении, но вместе с тем полные внутренней жизни и загадочного очарования.

Архитектура Древней Греции. Дельфы. V храм Аполлона, 513-506 гг. до н.э. и стоя афинян (реконструкция)
30. Дельфы. V храм Аполлона, 513-506 гг. до н.э. и стоя афинян (реконструкция)
Архитектура Древней Греции. Дельфы. Храм Аполлона. Колонна, план (реконструкция), фасад
31. Дельфы. Храм Аполлона. Колонна, план (реконструкция), фасад, скульптура с восточного фронтона Дельфы. Святилище Аполлона, VI в. до н.э.
Архитектура Древней Греции. Дельфы. Храм Аполлона. Скульптура с восточного фронтона Архитектура Древней Греции. Дельфы. Святилище Аполлона, VI в. до н.э.

Храм Аполлона в Дельфах, как уже сказано, неоднократно перестраивался. До нас дошли остатки пятого по счету храма, возможно, начатого сразу после пожара своего предшественника в 548 г., но практически осуществленного в 513—506 гг. до н. э. изгнанным из Афин родом Алкмеонидов (храм поэтому нередко называют алкмеонидовым (рис. 30). Это был периптер, имевший 6x15 колонн, с размером по стилобату 21,65x58 м. Восточный фасад, кровля, пол, орфостаты и часть фриза храма были в основном выполнены из мрамора. Остальные части (в том числе и фронтонные скульптуры) были из пороса, покрытого белой штукатуркой. Внутреннее сильно вытянутое помещение состояло из пронаоса, глубокой трехнефной целлы (где помещался знаменитый оракул — пифия) и опистодома (рис. 31).

Сложенные из отдельных барабанов колонны имели по 20 каннелюр. Высота колонн составляла, по предположениям, около 8 м при нижнем диаметре 1,8 ж, а верхнем — 1,35 ж, давая отношение H = 4,6 D.

Расстояние в осях колонн 4,12—4 м, сторона абаки 2,25 м (столько же, сколько в коринфском храме). Высота капители 1,1 м. Форма эхина близка к эхину Гекатомпедона. Архитрав имел еще архаическую конструкцию из уложенных одна на другую плит. Его высота 1,415 м, высота фриза 1,372 м.

Фронтоны храма были очень низки; отношение высоты к длине 1:8,636. В восточном фронтоне стояла мраморная фигурная группа, западный был украшен горельефом из пороса. Скульптуры эти, фрагменты которых свидетельствуют уже о весьма совершенной технике в передаче движения, складок тканей, к сожалению, плохо сохранились и существующие композиции целого весьма предположительны.

Храм в Дельфах близок по архитектуре к храмам в Коринфе и в Афинах (Гекатомпедон II); существует предположение, что его строил тот же архитектор, которым построен и храм в Коринфе.

Архитектура Древней Греции. Дельфы. Святилище Аполлона. Сокровищница афинян, 510—507 гг. до н.э.

32. Дельфы. Святилище Аполлона. Сокровищница афинян, 510—507 гг. до н.э.

33. Дельфы. Сокровищница афинян. Метопы

Архитектура Древней Греции. Дельфы. Сокровищница афинян. Метопы Архитектура Древней Греции. Дельфы. Сокровищница афинян. Метопы

Сокровищница афинян в Дельфах — одно из наиболее тонких сооружений эпохи архаики, художественный облик которого может быть вполне оценен благодаря реставрации.

Павсаний, ссылаясь на надпись на ступенях террасы сокровищницы, утверждает, что афиняне соорудили ее за счет марафонской добычи (490 г. до н.э.), но значительная часть исследователей, основываясь на несколько архаичном характере скульптурных украшений и живописного орнамента, относит ее к концу VI века, точнее — к 510—507 гг. до н.э. Небольшое здание сокровищницы (9,75X6,68 м) повторяет тип дорического храма в антах (рис. 32). Материалом его послужил мрамор, сходный с тем, из которого позднее были сооружены главные постройки Афинского акрополя. Стены сложены из тщательно пригнанных квадров. Стройные, широко поставленные колонны портика по пропорциям близки к классическим (5,4 D). Интерколумний составляет 1,9 диаметра колонны. Кривая эхина, подчеркнутого четырьмя ремешками, упруга и гармонична. Триглифный фриз обходит все здание, украшая не только фасад, но и гладкие боковые стены.

Здание было восстановлено впервые в 1893—1894 гг. французским архитектором Репля, причем были разысканы и собраны почти все составлявшие его квадры. После внимательного изучения оказалось возможным установить их места в кладке главным образом по испещрявшим стены надписям, в которых заключались объявляемые для общего сведения государственные акты Афин, а также и гимны в, честь Аполлона (текст и ноты). При реставрации в кладке западной стены был обнаружен необычный для этой эпохи дефект строительной техники: вертикальные швы многих камней шли без перевязки.

Скульптурные украшения фронтона почти полностью исчезли, но на метопах они в большинстве своем уцелели. Здесь изображены подвиги Тезея и Геракла (рис. 33).

Постройке было отведено одно из наиболее эффектных мест у священной дороги, зигзагообразное расположение которой не только отвечало крутизне склона, но также помогало наилучшим образом использовать небольшое пространство святилища, продлив время, необходимое посетителю для подъема на главную террасу, и показав ему по дороге все сооружения в самых различных аспектах.

Сокровищница стоит на приподнятой на три ступени треугольной в плане террасе. Она была обращена к дороге своей боковой южной стеной, что вызывало необходимость тщательной отделки кладки и, вероятно, натолкнуло на мысль украсить ее поверху триглифным фризом. Главный фасад открывался уже на самом близком расстоянии (около 5 м). После нескольких обильно украшенных скульптурой сокровищниц ионического ордера, которые паломник только что миновал на первом отрезке дороги, появлялись строгие и гармоничные формы небольшого сооружения афинян. Оно вырисовывалось на фоне мощной подпорной стены полигональной кладки и должно было производить особенно сильное впечатление.

Архитектура Древней Греции. Дельфы. Храм Афины Пронайи (II), около 500 г. до н. э. Боковой фасад (реконструкция)
34. Дельфы. Храм Афины Пронайи (II), около 500 г. до н. э. Боковой фасад (реконструкция)

Почти одновременно с храмом Аполлона и сокровищницей афинян, т. е. на грани VI и V вв. до н. э., в Дельфах было возведено еще одно сооружение — II храм Афины Пронайи. Он сменил своего древнего предшественника, который, согласно легенде, был унесен по приказанию Аполлона в северные страны Гиперборейским ветром. Храм представлял собой периптер с числом колонн 6X12 и был обращен входом на юг, что, может быть, диктовалось расположением на затесненной террасе (рис. 34). Целла с пронаосом обычного типа не имела опистодома. Дорический ордер отличался стройными, уже близкими классической эпохе пропорциями. Интерколумнии торцовых фасадов были на архаический манер еще несколько шире боковых, но угловые интерколумнии сажены и фриз вполне упорядочен.

Вскоре после постройки храм был разбит упавшими при землетрясении осколками скалы — в таком состоянии его видел Павсаний. Подобное же несчастье повторилось после проведенных в 1905 г. раскопок и реконструкции, когда было разрушено 12 колонн. В настоящее время можно видеть лишь расчищенные нижние части храма, свидетельствующие о высокой технике строительства.

К самому началу V в. до н.э. относятся еще несколько храмов: периптеральный — близ местечка Кадаччо на Коркире (о. Корфу), антовые храмы — Посейдона на мысе Суний и Фемиды в Рамнунте. От них при раскопках обнаружены лишь фрагменты. Последним же сооружением архаической эпохи, возведенным почти перед самым нашествием персов, является храм на острове Эгине.

Архитектура Древней Греции. Остров Эгина. Святилище Афины Афайи. Храм, около 490 г. до н. э. Общий вид 35. Остров Эгина. Святилище Афины Афайи. Храм, около 490 г. до н. э. Общий вид, разрез по холму и генеральный план: 1 — пропилон; 2 — рампа; 3 — алтарь; 4 — базы; 5 — водосборная цистерна; 6 — храм Афайи
Архитектура Древней Греции. Остров Эгина. Святилище Афины Афайи. Храм, около 490 г. до н. э. Разрез по холму и генеральный план
Архитектура Древней Греции. Остров Эгина. Храм Афины Афайи. Разрез, фасад, план
36. Остров Эгина. Храм Афины Афайи. Разрез, фасад, план; скульптура Афины
Архитектура Древней Греции. Остров Эгина. Храм Афины Афайи. Скульптура Афины Архитектура Древней Греции. Остров Эгина. Храм Афины Афайи. Колоннада интерьера
37. Остров Эгина. Храм Афины Афайи. Колоннада интерьера
Архитектура Древней Греции. Остров Эгина. Храм Афины Афайи. Западный фронтон (реконструкция)
Архитектура Древней Греции. Остров Эгина. Храм Афины Афайи. Аксонометрия храма
38. Остров Эгина. Храм Афины Афайи. Западный фронтон (реконструкция), аксонометрия храма, скульптура
Архитектура Древней Греции. Остров Эгина. Храм Афины Афайи. Скульптура Архитектура Древней Греции. Остров Эгина. Храм Афины Афайи. Скульптура

Храм Афины Афайи на острове Эгине стоит на грани архаического периода и эпохи расцвета эллинского зодчества. Это наиболее развитая,  законченная и наилучшим образом сохранившаяся позднеархаическая, постройка материковой Греции, дошедшая  до нас вместе с великолепными скульптурными группами своих фронтонов (ныне в музее в Мюнхене). Храм был  заложен после 500 г. до н. э. Скульптурные группы принадлежат двум периодам: западный фронтон примерно к 500 г. до н.э., восточный — к 480 г. до н. э.

Святилище богини, издавна почитавшейся на острове, впервые обрело определенную архитектурную композицию в самом начале VI в. до н.э., когда священный участок был несколько выровнен и обнесен стеной, построены пропилеи и храм в антах, который, несмотря на свои малые размеры, по-видимому, имел два ряда внутренних колонн, поставленных в два яруса (обнаружены капители колонн трех различных размеров, относящиеся к этому периоду, но реконструировать храм не удается).

При строительстве нового храма участок был значительно расширен и выровнен, причем были возведены великолепные подпорные стены, пропилеи получили свою классическую форму торжественного входа, всесторонне развитого затем на афинском Акрополе. Новый храм представлял собой периптер с числом колонн 6X12 и стоял на трехступенчатом основании размером 13,79x28,5 м по стилобату. Он построен из местного известняка и был покрыт прекрасной мраморной штукатуркой, некогда расписанной. Из паросского мрамора были сделаны лишь фронтонные скульптуры и сима фронтона.

План храма в своем первоначальном виде мог бы явиться примером типического периптера эпохи расцвета (рис. 36, 37). Его целла состояла из пронаоса с двумя колоннами в антах, такого же опистодома и наоса, разделенного, как и в предшествующем храме, на три корабля двумя двухъярусными колоннадами. Но еще до окончания строительства по-видимому, вследствие культовых требований, опистодом был соединен с наосом дверью, а с другой стороны закрыт глухими решетками, поставленными между колоннами и антами (подобные решетки, но с дверями для входа, имелись и в пронаосе). Эти изменения в известной мере превратили опистодом в адитон (рис. 38).

В пропорциях храма чувствуются архаические черты. Хотя колонны довольно стройны — отношение их высоты к нижнему диаметру составляет 5,3: 1, но антаблемент тяжеловат и составляет ⅓ высоты колонны. Его внутренние членения тоже архаичны: фриз больше архитрава. Вынос капителей колонн еще велик, хотя это скрадывается относительно большой высотой эхина. Соотношения частей ордера подчинены закону целых чисел и выражены в дорических футах (эгинетский дорический фут равен 32,7 см). Так, высота колонн, равная 16 таким футам, соответствует двум пролетам. Высота антаблемента укладывается трижды в высоте колонн. Отношение нижнего диаметра колонны к интерколумнию 3:5. Проблема углового триглифа решена путем сужения угловых пролетов. Однако — архаическая черта — колонны на боковых сторонах храма стоят теснее, чем на торцовых. Хотя курватуры, впервые появившиеся в коринфском храме, в эгинском храме отсутствуют, здесь можно отметить появление других тонкостей, характерных для эпохи расцвета: наклон в сторону целлы всех наружных колоннад и небольшое утолщение (на 2 см) угловых колонн. Такого рода отступления от регулярности помогали избегнуть излишней сухости форм и как бы придавали сооружению большую зрительную устойчивость.

Вместе с храмом Зевса в Олимпии храм Афины на о. Эгине относится к числу немногих, сохранивших черты, указывающие на существование деревянных галерей над боковыми нефами. Эти галереи покоились на балках, опиравшихся непосредственно на абаки колонн первого яруса так, что их архитрав, увенчанный тенией и регулами, служил в то же время барьером. В отличие от первого яруса внутренних колонн второй ярус, возможно, завершался не одним только архитравом, но полным антаблементом.

Построенный в период обострения отношений эллинского мира с могущественной персидской державой и законченный практически уже в разгар греко-персидских войн, храм Афины Афайи в своем идейном содержании связан с этой героической эпохой греческой истории. Знаменитые скульптурные группы его фронтонов, изображающие подвиги эгинцев в Троянской войне, должны были служить в это опасное для Греции время ярким напоминанием об их былых победах над Востоком, одержанных, согласно легенде, под покровительством могучей и воинственной богини, которой был посвящен небольшой, но монументальный эгинский храм (см. рис. 38).

Его фронтонные группы еще не свободны от условностей архаического искусства. Лучше других сохранилась скульптурная группа западного фронтона, изображающая бой над телом павшего героя (согласно другой реконструкции — битву над трупами двух героев). В центре фронтона находится изображение богини Афины, своей монументальной неподвижностью напоминающее другие архаические статуи. По обеим сторонам ее — фигуры сражающихся героев, расположенные настолько симметрично, что правая сторона повторяет левую почти в зеркальном отражении. Фигуры воинов представлены в движении, однако оно передается только расположением конечностей и торсов и не сопровождается игрой мускулатуры, почему позы кажутся несколько напряженными и оцепенелыми. На лицах воинов застывшая улыбка. Все же в эгинских скульптурах чувствуется начало новых исканий, полностью разрешенных только в последующих произведениях скульптуры V в. до н.э.: найдена сюжетная тема, позволившая изобразить фигуры во всем разнообразии поз и движений, что облегчило задачу их компоновки в рамках сужающегося к углам поля фронтона; вместе с тем была разрешена и проблема сохранения единого масштаба для фигур, из которых выделяется лишь одна богиня Афина, стоящая во весь свой преувеличенный рост. Взаимное расположение отдельных групп, связанных единством действия, переплетением частей тела и аксессуаров битвы, однако, еще архаично: связь между этими группами еще не достигнута и вся композиция лишена цельности, которой через 20 лет достигнет скульптор фронтонных композиций храма Зевса в Олимпии. В скульптурном убранстве эгинского храма немалую роль играли также и акротерии, в особенности коньковые. Еще важнее было применение цвета: тения архитрава и карниз были ярко-красными, триглифы — черными и темно-синими, более тонкое сочетание синего с красным отмечало симу и пальметты антефиксов, поле фронтонов позади мраморно-белых скульптур было небесно-синим.

***

Картина развития дорического зодчества на протяжении VI в. до н. э., рассмотренная только на памятниках материковой Греции, не является полной. Она должна быть прослежена также на памятниках Великой Греции, где родилась своя собственная, весьма своеобразная архитектурная школа.


Глава «Постройки дорического ордера» подраздела «Архитектура архаической эпохи (750—480 гг. до н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Ф. Маркузон (Москва, Стройиздат, 1973)

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)