Общественные сооружения в архитектуре Древней Греции эпохи эллинизма
Экклесиастерий в Приене. Булевтерий в Милете. Театр в Приене. Театр в Эфесе. Театр в Оропе. Милетский гимнасий. Стадион в Милете. Гимнасий в Приене. Пергамская библиотека
В связи с новыми социально-экономическими отношениями в эпоху эллинизма получают широкое распространение общественные сооружения самого различного назначения. Наряду с храмами они отличаются монументальностью и тщательностью исполнения.
Залы для собраний народных представителей (экклесиастерии) и городского совета (булевтерии) были особенно широко распространены и получили богатую пластическую обработку главным образом в эпоху эллинизма.
31. Приена. Экклесиастерий. Разрез, реконструкция интерьера, современный вид, план | |
Экклесиастерий в Приене, возведение которого датируется III в. до н.э., представлял собой небольшое, почти квадратное в плане сооружение с местами, расположенными П-образным амфитеатром (рис. 31). Выполненные в мраморе места для участников собрания вмещали около 640 человек. В центре прямоугольной площадки, образованной нижним рядом мест, находился алтарь и напротив него — ниша для оратора. Для сокращения пролета перекрытия вдоль стен были поставлены квадратные столбы, эффективно завершающие ступени с местами. Пролет зала был значительным — около 20 м, что заставляет предположить наличие висячих стропил. С боков от места оратора и в углах здания позади столбов были устроены лестницы. Главные входы в экклесиастерий были расположены с южной стороны и связывали его со «священной» стоей, имелись входы и с севера в уровне верхнего обхода.
32. Милет. Булевтерий. Вид сохранившихся частей зала. Капитель пропилона перистильного двора | |
33. Милет. Булевтерий. Реконструкция общего вида, разрез, план, реконструкция интерьера | |
Булевтерий в Милете, строительство которого датируется 175—164 гг. до н. э., представлял собой прямоугольный в плане зал заседаний, вмещавший 1500 человек в амфитеатре с концентрическими рядами мест (рис. 32, 33). Внутри здания имелись четыре круглые опоры на прямоугольных цоколях, поддерживавшие прогоны, на которые опирались конструкции деревянного перекрытия. Перед залом заседаний находился перистильный дворик с портиками дорического ордера, главный вход в него со стороны городской площади был оформлен изящным четырехколонным портиком (пропилоном) коринфского ордера. Капители колонн портика имели тонкую прорисовку листьев аканта и усиков, необычайно пластичных и гибких. Внутри здания наружным полуколоннам соответствовали гладкие дорические пилястры, расчленяющие стену.
Здание было двухъярусное с рустованным цокольным ярусом и верхним, расчлененным дорическими полуколоннами, с антаблементом, что соответствовало структуре его внутреннего пространства. Ордер полуколонн имел ряд ионических деталей — тупые ребра каннелюр, прорезанные иониками эхины.
Основные входы в зал заседания были предусмотрены со стороны двора, дополнительные, расположенные на западной стороне здания подводили к угловым лесенкам, ведущим на верхний уровень мест для зрителей. Зал булевтерия освещался оконными проемами, расположенными на уровне второго яруса между полуколоннами.
В сооружениях для общественных собраний эллинистические зодчие создают новый облик зданий большой общественной значимости: это подчеркивается общим монументальным характером архитектуры, укрупнением форм и масштаба здания, разнообразием и богатством обработки фасадов и интерьера.
Совершенно по-новому зодчие используют ордер в неизвестных до того сочетаниях со стеной (полуколонны, пилястры),применяются дорогие строительные (кладка из каменных квадров) и отделочные материалы (мрамор), которые использовались ранее преимущественно в храмовом зодчестве.
Величавостью и монументальностью форм эти здания не уступали храмам.
Театры * были в эпоху эллинизма одним из наиболее распространенных типов общественных сооружений. Нет почти ни одного эллинистического города, где не было бы обнаружено остатков монументального каменного театра. Поскольку в эпоху эллинизма преобладающим сценическим жанром стала комедия, а хор утратил свое значение, в драме основным местом игры актеров становится плоская кровля проскения, используемая ранее только для эпизодических выступлений. Актеры выходят на площадку проскения, либо непосредственно с уровня второго этажа скены, либо по наружным лестницам (рампам). В связи с эволюцией драмы, развитием постановочной техники и необходимостью показа мизансцен, происходящих внутри здания, скена театра претерпевает во II в. до н.э. новую реформу, заключающуюся в уничтожении глухой стены второго этажа (обращенной к зрителю) и раскрытии ее по всей длине тремя или пятью большими проемами (тиромы).
Раскопки театров и письменные источники античности подтверждают наличие в театрах эллинистического периода различных механизмов и устройств для передвижения декораций, полетов, провалов и т.д.
* Исследование композиции греческих театров. См. Быков В. Античные принципы композиции театрального здания (Греция). В сб.: «Вопросы теории архитектурной композиции», № 4. М., Госстройиздат, 1958.
Большое игровое и архитектурное значение в греческом театре имел портик проскениума, который был постоянным фоном театрального действия и завершал разомкнутую подковообразную композицию амфитеатра. Портики проскениума театров классического периода с их круглыми колоннами и узкими интерколумниями, несмотря на их малую абсолютную величину, имели соразмерность большого храмового ордера и не были приспособлены для крепления декоративных щитов (рис. 34). В эллинистический период круглые колонны заменяются полуколоннами, соединенными со столбами, имеющими устройства для их крепления. При этом расстояние между колоннами в целях придания декоративным щитам хороших пропорций сильно расширяется. Архитектура проскения и соразмерность его частей приводятся в соответствии с практическим назначением и небольшими физическими размерами ордера.
34. Изменение пропорций ордера портиков проскениума и эволюция формы колонн портика проскениума |
В позднеэллинистический период орхестра эллинистического театра используется главным образом для имеющих самостоятельное значение музыкальных, хореографических и цирковых представлений, а также для выступления ораторов во время народных собраний.
В эпоху эллинизма архитектурная организация театрального здания, как и соразмерность его частей, обусловливающие благоприятные видимость, слышимость и высокие архитектурно-художественные качества композиции, были связаны с установлением закономерного построения плана сооружения, упоминаемого Витрувием (Витрувий, кн. V, гл. VII, 1—2.). Однако при их соответствии основным исходным принципам построения, (изложенным у Витрувия, эллинистические театры отличаются большим разнообразием, что связано с величиной театров, конкретными условиями их строительства и исторической эволюцией характера зрелищ. Так, например, возникли типичные для эллинистического театрального зодчества различные эллиптические (трехцентровые) и концентрические формы койлона, отвечающие оптическим и акустическим требованиям в условиях действия актеров на помосте проскения или в центре орхестры. При эллиптическом построении койлона его крылья развернуты в сторону помоста проскения и зрители ориентированы на него; при концентрическом — они ориентированы на центр орхестры, что создает лучшие условия для ее обозрения.
35. Приена. Театр. Современный вид, план, реконструкция общего вида со скеной, разрез, реконструкция скены |
Типичный пример небольшого городского эллинистического театра — театр в Приене; его строительство датируется 2-й половиной II в. и началом III в. до н.э. (рис. 35). Театр, вмещавший 5 тыс. человек, имел круглую орхестру диаметром 13,54 м, по периметру которой располагались пять мраморных кресел для почетных граждан, жертвенник, сценическая постройка с проскением и двухъярусный амфитеатр, входы в который находились на уровне проходившей за ним улицы, а также на уровне среднего кольцевого прохода (диадзомы). Построение амфитеатра эллиптическое.
Со ступеней театра открывался прекрасный вид на город, комплекс городского центра и морской берег. Этот вид вполне гармонировал с сюжетами бытовой эллинистической комедии и местом действия ее персонажей: улицей, площадью города, жилым домом. Скена театра была простым двухэтажным прямоугольным в плане сооружением, выложенным из мраморных квадров. К первому этажу был пристроен невысокий (2,71 м) мраморный портик проскения, колонны которого, приспособленные для крепления декоративных щитов, состояли из квадратного столба и дорической полуколонны с заплечиками. Характерной особенностью архитектуры портика является соразмерность ордера, отвечающая масштабу небольшого по размерам сооружения. Во II в.до н.э. верхний этаж скены, сделанный в виде гладкой стены с дверными проемами, перестраивается; возникает скена с тремя большими проемами — тиромами.
Превращение театра во внутригородское сооружение сказалось на характере его архитектуры — более тщательной и богатой отделке интерьера и фасадов скены. Театр в Приене был отделан белым мрамором, украшен статуями, орнаментальными рельефами; капители полуколонн и антаблемент портика имели полихромную раскраску. Тонкость профилей, тщательность выполнения работ и внимание, с которым выполнены профили и детали, — все это свидетельствует об отношении к архитектуре внутреннего пространства театра, как и к интерьеру замкнутого пространства других общественных зданий.
36. Эфес. Театр. План |
Театр в Эфесе (III—II вв. до н.э.) вмещал около 23 тыс. зрителей (рис. 36). Как и у театра в Мегалополе, он имел три яруса; его койлон достигал в поперечнике 152 м. Скена имела типичное для восточной группы больших ионийских театров строение в виде вытянутого вширь прямоугольного двухэтажного здания с пристроенным к нему прямым портиком проскения, большим количеством помещений на первом этаже и единым залом на втором, открытым на игровую площадку проскения семью большими проемами.
37. Ороп. Театр. Скена (реконструкция), план |
Театр в Оропе (III в. до н.э.) — один из самых маленьких эллинистических театров — вмещал 3—5 тыс. зрителей (рис. 37). Наряду с почти таким же маленьким театром в Новом Плевроне он по размерам окружности основания койлона был почти в 3 раза меньше, чем театр в Мегалополе (12,4 м).
Устройство скены театра в Оропе типично для большинства небольших эллинистических театров. Верхний этаж скены, вначале глухой, прорезанный лишь дверными проемами, так же как и в Приене, подвергся позднейшей перестройке и получив пять больших открытых проемов. Архитектура скены театра в Оропе реконструируется с достоверностью и может служить хорошим примером интересного масштабного сопоставления мелко расчлененного дорического портика проскения (поддерживающего игровой помост) и крупных членений второго этажа скены с тиромами.
38. Афины. Жертвенник в театре Диониса |
39. Остров Делос. Театр. План |
40. Пергам. Театр |
В период эллинизма подвергаются переделке почти все сценические постройки театров классического периода — Диониса в Афинах, театры в Эпидавре, Эретрии, Сиракузах, Сикионе и других городах (рис. 38, 39). Возводятся вторые этажи скены и пристраиваются портики проскениев, многие из которых получают рампы. Типична в этом отношении перестройка во второй половине II в. до н.э. скены старейшего театра Диониса в Афинах, прошедшего все стадии эволюции здания греческого античного театра и с которого начинались, по существу, все нововведения в театральном зодчестве. В этот период между глубокими выступами параскениев классического периода строится колоннада проскения с рампами и возводится второй этаж скены. В позднеэллинистический период (II в. до н.э.) древние параскении уничтожаются и заменяются небольшими боковыми выступами колонного портика, имеющими чисто декоративное значение, и в это же время, а возможно и несколько раньше, второй этаж скены получает тиромы.
Во II—I вв. до н.э. большое распространение приобретают прогулочные портики, пристраиваемые к скене театров, или расположенные рядом с ней портики или перистильные дворы (Помпеи, Эфес, Пергам; рис. 40). Тем самым повышается градостроительное значение театральных зданий, которые нередко занимают в городе большой участок, формируя самостоятельный театральный ансамбль.
Наряду с рассмотренными выше типами общественных зданий широкое распространение получили спортивные сооружения.
41. Милет. Гимнасий. План. Реконструкция внутреннего двора |
Милетский гимнасий, предназначенный для спортивных и учебных занятий, имел продолговатую форму замкнутого, строго симметричного перистильного двора (19,5Х37,4 м), входом в который служил небольшой пропилон с четырехколонным простильным портиком, увенчанным низким фронтоном (рис. 41). Северный портик, замыкающий дорический перистиль и лежащий против входа, был сделан значительно выше и имел ионический ордер. В данной композиции интересно контрастное сопоставление колоннад более низкого дорического ордера перистиля с более высоким и стройным ионическим портиком экседры.
42. Милет. Стадион. План. Разрез по трибунам |
Стадион в Милете, построенный во II в. до н.э. (рис. 42), имеет в отличие от стадиона в Приеме прямоугольные трибуны для зрителей, расположенные не с одной, а с двух сторон поля для состязаний. Спортивное ядро стадиона имело 194,5 м в длину (стадий), 27,44 м в ширину и несколько продольных беговых дорожек. Стадион вмещал 14 тыс. человек. Места для зрителей, представляющие собой профилированные каменные ступени высотой 40 см, были частично вырублены в скале и частично возведены на искусственной подсыпке (северо-восточная трибуна).
43. Приена. Гимнасий. План. Реконструкция гимнасия и стадиона. Реконструкция экседры Эфебов |
Гимнасий в Приене, расположенный в нижней части города (верхний плохо сохранился), состоял из палестры — квадратного двора, окруженного колоннадами дорического ордера, и примыкающих к нему помещений (рис. 43).
Северный портик гимнасия был двухнефным; за ними располагалось несколько комнат и открытая в пространство портика экседра, отделенная от него двумя ионическими колоннами в антах, поддерживающими антаблемент с орнаментированным фризом и зубчиками. Внутренние стены экседры были разделены на два яруса — нижний, сложенный из квадров, и верхний, обработанный полуколоннами, увенчанными богато профилированным карнизом. Хорошо сохранилась комната для омовений (лутон) с желобом для притока чистой воды, корытообразными раковинами и ваннами.
44. Пергам. Библиотека в святилище Афины Никефоры. План (в двух уровнях), разрез, реконструкция входа в святилище. Ордер двухъярусной колоннады, разрез | |
45. Пергам. Вид на библиотеку в святилище Афины Никофоры |
Пергамская библиотека, знаменитое в эллинистическом мире научное учреждение и хранилище рукописей, была построена на Пергамском акрополе. Основные ее помещения примыкали к святилищу Афины и были связаны выходами с галереей второго яруса перистиля двора (рис. 44, 45). В составе библиотеки были комнаты для хранения рукописей, выполненных главным образом на пергаменте, и комнаты для занятий. Залы библиотеки были украшены скульптурными изображениями ученых и поэтов. На плитах стен сохранились имена Гомера, Алкея, Геродота, Тимофея из Милета и др.
Библиотеки, служившие и в эпоху эллинизма одновременно музеями и научными учреждениями, были довольно распространены. Наиболее известной была библиотека в Александрии Египетской, число рукописей в ней достигало 500 тыс. Известны также библиотеки на Родосе и в Смирне.
Наряду с библиотеками в эпоху эллинизма возникают первые античные университеты — таков был так называемый Мусейон в Александрии. По античным свидетельствам, не дошедший до нашего времени Мусейон представлял собой обширный комплекс сооружений, в состав которого входили: библиотека, помещения музея, аудитории и залы для учебных занятий и чтения лекций, помещения пансионата для ученых, писателей, поэтов и студентов, дворы и сады.
Глава «Общественные сооружения» подраздела «Архитектура эпохи эллинизма (323 гг. до н.э. — I в. н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Е. Быков (Москва, Стройиздат, 1973)
Добавить комментарий