Культовое зодчество Древней Греции эпохи эллинизма
Храм Аполлона Дидимейского. Храм Зевса Олимпийского в Афинах. Святилище и храм Артемиды Левкофриены в Магнесии на Меандре. Святилище Деметры в Элевсине. Святилище и храм Афины Никефоры в Пергаме. Святилище Асклепия на о. Кос. Ансамбль храмового комплекса Афины Линдосской в г. Линдос на о. Родос. Храм Зевса Сосиполия в Магнесии. Храм Артемиды в Лycax. Портик Быков в комплексе святилища Аполлона на о. Делос. Храм на мысе Тенар. Святилище Афродиты Зефириты. Мистеральный храм кабиров. Арсинойон на о. Самофракия. Алтарь храма Афины в Приене. Алтарь Артемиды в Магнесии на Меандре. Алтарь Зевса в Пергаме
В эллинистическом мире культовое строительство велось в огромных масштабах, особенно в резиденциях монархических государств. Однако по своему идейному и художественному содержанию оно уже не занимает того ведущего положения, которое в греческом полисе классического периода ему было обеспечено теснейшей связью между религией и городской общиной. Под влиянием новых культов, с одной стороны, и новых градостроительных принципов, с другой, появляется множество новых композиционных вариантов храма и существенно изменяется его архитектурный облик. Благодатную почву для осуществления своего стремления к огромным масштабам, пышному великолепию и богатству архитектурных форм эллинистические зодчие находят в обновлении и перестройке колоссальных ионических храмов: в Эфесе — Артемисиона, восстановленного после пожара, в Дидимах под Милетом — святилища Аполлона.
46. Милет. Дидимы. Святилище Аполлона. Современный вид храма | 49. Дидимы. Святилище Аполлона. Фрагмент птерона |
47. Дидимы. Святилище Аполлона. План, фрагмент продольного разреза | |
48. Дидимы. Святилище Аполлона. Капители колонны и анта |
Храм Аполлона Дидимейского, начатый строительством около 313 г. до н.э. архитекторами Пеонием из Эфеса и Дафнисом из Милета и достроенный в последующие века, может служить примером нового варианта ионического диптера огромных размеров (109,4X51,13 м; рис. 46—49). Здание стояло на высоком многоступенчатом стереобате. Высота колонн достигала 20 м. Здесь гипетральная целла превратилась в огромный двор, который был окружен высокой, расчлененной ионическими пилястрами стеной.
Между пилястрами тянулся фриз с изображением лиры — музыкального инструмента Аполлона. В глубине двора помещался храмик (эдикула), в котором хранилось древнее бронзовое изваяние бога Аполлона. Как предполагают, эдикула представляла собой небольшой простильный храмик ионического ордера. За глубоким многоколонным пронаосом находилось на более высоком уровне недоступное для молящихся помещение для оракула, которое открывалось в пронаос огромным порталом на высоте 1,5 м от пола и сообщалось с нижележащим за ним гипетральным двором парадной лестницей. По сторонам его располагались две узкие, перекрытые цилиндрическими сводами служебные лестницы.
В силу длительного времени строительства (около 150 лет) детали наружного ордера не одинаковы. Угловые капители украшены скульптурными бюстами Зевса и Аполлона, разнообразны по форме и рельефу базы и плинты огромных наружных колонн. Опоясывающий здание гигантский наружный фриз имел скульптурный рельеф. Полуколонны зала оракула со стороны гипетральной целлы были коринфского ордера и отличались изысканным рисунком.
50. Афины. Храм Зевса Олимпийского. План, капитель |
Новое явление в области культового зодчества — единственный пример сооружения храма в коринфском ордере, храм Зевса Олимпийского в Афинах, так называемый Олимпейон, начатый еще в VI в. до н.э., строившийся во II в. до н.э. и законченный римлянами во II в. н.э. (рис. 50). Олимпейон наряду с ионийскими диптеральными храмами побережья Малой Азии является одним из крупнейших храмов Греции (107,75 Х 41,1 м по стилобату). Колонны храма выполнены из пентелийского мрамора и отличаются большим великолепием и в то же время сдержанностью форм. Их капители относятся к лучшим образцам коринфского ордера — здесь, безусловно, сказалось влияние более ранних периодов греческого искусства. Впервые в мировой архитектуре коринфский ордер выступает как монументальный ордер, формирующий колоссальный периптеральный объем. Благодаря (Применению коринфского ордера композиция храма получила присущие эпохе великолепие и пластическое богатство.
Для многих храмов эллинистического времени характерны некоторые новые черты, в значительной степени обусловленные расположением храмов в городском ансамбле. Храм размещается в глубине прямоугольного храмового участка, причем нередко задний торцовый фасад примыкает к стене, огораживающей участок. Храм (чаще всего простильного типа) возвышается на высоком подножии (подии), имеет глубокий пронаос, сообщающийся с целлой высоким порталом между двумя стенками-парапетами,— прием, получивший применение и в архитектуре эллинистического Египта, например в храме в Эдфу и др. Таким образом, храм, включенный в композицию замкнутого перистильного двора и тяготеющий к симметричному расположению, рассчитан по преимуществу на фронтальное восприятие в отличие от периптера классического периода, воспринимаемого как свободно стоящий пластический объем. Характерными примерами могут служить святилище Зевса в Приене, храм в Ассосе и святилище Артемиды Левкофриены в Магнесии на Меандре.
51. Магнесия на Меандре. Святилище и храм Артемиды Левкофриены. План, фасад, разрез | |
52. Магнесия на Меандре. Сохранившиеся фрагменты ордера | |
53. Магнесия. Святилище и храм Артемиды Левкофриены. Фрагмент фасада пронаоса и его деталь | |
54. Магнесия на Меандре. Ордер храма Артемиды Левкофриены |
Святилище и храм Артемиды Левкофриены (рис. 51—54), построенные во II в. до н.э., входили в ансамбль городского центра малоазийского города Магнесии на р. Меандр. Поставленный в глубине большого прямоугольного участка, огороженного стенами, храм Артемиды Левкофриены был построен крупнейшим архитектором и теоретиком эпохи эллинизма — Гермогеном. В состав комплекса входил также монументальный алтарь, стоящий по оси храма со стороны его главного входа. Ионический псевдодиптер имел значительный размер (31,3X57,7 м) и по особенностям композиции принадлежал к уникальным сооружениям своего времени.
Отличительные черты этого храма заключаются, во-первых, в возрождении иногда встречавшегося в архаическом периоде и получившего широкое распространение в эллинистическое время псевдодиптер а, в котором пространство портика преобладает над пластическим объемом целлы, что вполне отвечает «перистильному» облику эллинистического ансамбля. Во-вторых, этот храм выстроен по принципу евстильного расположения колоннады, согласно которому центральный пролет на торцовых фасадах (2,75 D) шире остальных (1,5 D), что как раз отвечает характерному для эллинизма стремлению к фронтальности композиции. Это подчеркивается и членением самого пространства целлы — пронаосу придана глубина, почти равная глубине наоса; благодаря этому размеры последнего сильно сократились, а культовая статуя приблизилась к входной двери пронаоса.
Форма капителей колонн характеризуется подтянутостью волют к стволу колонны, что подчеркивает прямую, с легким утонением вверх столпообразную форму колонны (так называемая «гермогеновская капитель»). Богатый скульптурный фриз, опоясывающий храм, изображал битву греков с амазонками; каменные парапеты, отделявшие пронаос от портика, также были украшены скульптурой и орнаментом. Храм имеет типичные для эллинистического периода пропорции ордера — стройные колонны, легкий верх с относительно малой высотой антаблемента и фронтона, облегченного тремя небольшими проемами. К такому же типу псевдодиптерального храма нужно отнести несколько меньший по размеру (40X23 м), но близкий по композиции, только без евстильного расположения колонн, храм Аполлона Сминфея в Троаде, поставленный на высоком 10-ступенчатом стереобате (ср. также храм в Сардах).
Небольшой храмик Диониса в Теосе, также близок к храму Артемиды Левкофриены по постановке здания в глубине священной ограды, членениям целлы и капителям с типичными для Гермогена (который, возможно, был его автором) подтянутыми к стволу колонны ионическими волютами. Малые размеры храма обусловливали его периптеральное строение.
55. Элевсин. Пропилеи. Капитель. Реконструкция |
В святилище Деметры в Элевсине, культ которой привлекал массы паломников на протяжении всей эллинистической эпохи и после завоевания Греции римлянами, в середине I в. до н.э. было построено эллинистическое по духу, оригинальное по формам сооружение — Малые пропилеи. Оно было поставлено на месте ворот в крепостной стене VI в. до н.э., окружавшей святилище в архаическую эпоху. Боковые стенки пропилей были сильно вынесены вперед (рис. 55). Центральный проем в поперечной стене, служивший проездом (боковые проходы были прорублены позднее), был обрамлен стройным двухколонным портиком, перекрытым фронтоном. Колонны портика, коринфские по замыслу, имели совершенно необычные шестигранные капители: место угловых волют заняли мифические крылатые звери — шестигранная абака имела вогнутые стороны. Антаблемент также необычен: дорический фриз, сочетавшийся с ионическими зубчиками и расчлененным на три фасции архитравом, имел украшенные скульптурой триглифа и метопы.
56. Пергам. Святилище Афины Никефоры. План храма, фасад, портик входа в святилище |
Святилище и храм Афины Никефоры в Пергаме (III в. до н.э.) относятся к описанному выше типу перистилыных композиций, за исключением расположения храма (относящегося еще к IV в. до н.э.) не по оси перистильного двора, а под углом к ней (рис. 56). Это можно объяснить рельефом местности и направлением наружной подпорной стены акрополя над верхними рядами театра. В соответствии с тем, что колоннада храма воспринимается со стороны двора не торцом, а сбоку, пропилон главного входа поставлен асимметрично с ориентацией на этот фасад. Дорический периптеральный храм относительно небольшого размера (22,5х13 м) имеет ряд особенностей, типичных для эллинистической архитектуры: вытянутые пропорции ордера, низкий, легкий антаблемент, гладкие стволы колонн с каннелированной шейкой. По найденным пьедесталам можно судить, что на площади перед храмом стояло много скульптур. Среди них были известные многофигурные группы, поставленные в ознаменование победы над галлами. Святилище Афины обрамлено с трех сторон двухэтажными портиками дорического (внизу) и ионического ордеров, выполненными из белого мрамора. Четвертая сторона не была застроена, ив промежутках между храмом и портиками открывается великолепный вид на долину и театральную чашу.
Нижний, дорический, ордер перистиля имел сильно вытянутые пропорции (7,35 D), низкую капитель с тонким эхином, широкие интерколумнии (4 D) с тремя триглифами в каждом. Ионические колонны верхнего яруса, увенчанные антаблементом с ионическим архитравом с фасциями и дорическйм триглифным фризом с ионическими сухариками под карнизной плитой. Между колоннами верхнего этажа проходила глухая балюстрада. Выполненные в технике высокого рельефа изображения военных доспехов на балюстраде дают документальное представление об оружии пергамцев и их врагов. Внутренние колонны двухнефного северного портика имели гладкие стволы на аттических базах и капители с пальмовидными листьями; они были расставлены вдвое реже наружных колонн (около 5 м), что свидетельствует о деревянных перекрытиях верха.
Двухэтажный перистиль святилища Афины создавал торжественное обрамление площади и храма, по контрасту с монументальными формами которого он воспринимался еще более легким и стройным. Этому отвечали и пропорции портиков с резким убыванием членений снизу вверх.
57. Остров Кос. Святилище Асклепия. Генеральный план |
Святилище Асклепия на о. Кос (III—II вв. до н.э.) интересно как ранний пример расположенного на террасах ансамбля, где наметилась дальнейшая эволюция эллинистических регулярных ансамблей к строго симметрическим композициям, развивающимся в глубину от входа до главного сооружения и получившим распространение в римской архитектуре (рис. 57).
58. Остров Родос. Линдос. Пропилеи. План и виды руин (а — на колоннаду; б — на лестницу) | |
С еще большей последовательностью и размахом осуществлен этот принцип в ансамбле храмового комплекса Афины Линдосской в г. Линдосе на о. Родосе (рис. 58). Храмовый ансамбль, состоящий из входного портика, пропилеев, перистиля предхрамового двора (II в. до н.э.) и храма покровительницы города Афины Линдосской (330 г. до н.э.), развивается по единой композиционной оси в двух основных уровнях: от нижней террасы, обрамленной П-образным дорическим портиком, к верхней, образованной пропилеями и перистилем предхрамового двора. Они связаны между собой врезанной в крутой склон холма огромной (более 20 м ширины) лестницей, начинающейся за колоннадой пропилеев.
Оригинальной, необычной для других комплексов эллинизма особенностью композиции является и сильное развитие входной его части, образуемой как бы сдвоенными пропилеями. Это придает сооружению особую торжественность и делает входную группу построек доминантой композиции комплекса. Ясно выраженное осевое, глубинное построение пространства удачно контрастирует с растянутыми вширь портиками нижних и верхних пропилеев. При этом глубинность и многоплановость построения подчеркнута кулисным принципом расположения колоннад портиков одного за другим и друг над другом с изменением их размеров и масштабности — более крупных по размеру и членениям внизу и более мелких и легких вверху. При подобии их форм и ордерной структуры этот прием усиливает эффект глубины пространства и иллюзию сильного перспективного сокращения.
59. Магнесия. Храм Зевса Сосиполия. Деталь ордера, план, вид на агору |
Фронтальность в композиции эллинистических храмов проявляется не только в изменениях периптера, но и в различных вариантах простильного типа, как, например, в своеобразном ионическом храме Зевса Сосиполия в Магнесии (рис. 59), в котором передний фасад — четырехколонный простильный, а задний — двухколонный в антах. В этой постройке, сочетающей два типа храмов, глубокий пронаос по своим размерам близок к наосу, раскрытому почти на всю его высоту огромным дверным проемом (высота 4,8 м), обрамленным тонко профилированным наличником. Ордер колонн гермогеновского типа ясно обнаруживает родство со стоящим поблизости в святилище Артемиды храмом, построенным Гермогеном. Об этом же свидетельствует тонкость прорисовки обломов и орнаментальных украшений антаблемента и наружных антов.
60. Лусы. Храм Артемиды. План |
Другой вариант, неизвестный до того греческой архитектуре, дает храм Артемиды в Лycax (Аркадия; рис. 60). Это своеобразный четырехколонный храм в антах, у которого задний фасад аналогичен переднему и напоминает обнаженное ядро периптерального храма — трехчастную целлу с пронаосом, наосом и опистодомом (III—II вв. до н.э.). Подобно храмам Геры в Олимпии, Аполлона в Бассах и др., он имеет неглубокие ниши у продольных стен наоса, образуемые выступами поперечных стен.
61. Делос. Портик Быков. План, разрез, капитель |
Портик Быков, входящий в комплекс святилища Аполлона на о. Делосе, был построен афинянами около 315 г.до н.э. Это совершенно необычное для греческой архитектуры сооружение имело сильно вытянутую форму плана с размером сторон 67X9,2 м. Возможно, что сооружение, представляющее собой единый большой зал вытянутых пропорций, предназначалось для исполнения ритуальных танцев, сопровождавших празднества в честь Аполлона. Входом в здание служили четырехколонный простильный портик дорического ордера и неглубокий пронаос. За наосом располагался адитон для культовой статуи, отделявшийся от последнего двумя столбами с дорическими полуколоннами, которым отвечали такие же полуколонны на боковых стенах. Капители прямоугольных столбов, обращенных внутрь, были сделаны в виде половины туловища коленопреклоненных быков и напоминали капители колонн персепольских аиадан. Наос освещался высоко поднятыми над землей оконными проемами, разделенными импостами на три части.
Среди традиционных типов антовых храмов, построенных в эпоху эллинизма, также наблюдается тенденция к более разнообразной их трактовке. Небольшие антовые храмы близ Курно на мысе Тенар (I в. до н.э.) и храм Асклепия в Акраганте (262 г. до н.э.) имели сильно расширенный центральный интерколумний, а в храме Артемиды Лафрии в Мессене между антами и двумя центральными колоннами коринфского ордера располагались стенки, образующие глубокие вертикальные ниши, обогащающие пластику фасада.
По-новому трактован и тип дорического периптера в храме на мысе Тенар, расположенном рядом с упомянутым выше. Число колонн (7X6) обусловило почти квадратную в плане форму храма и целлы в виде единого большого зала, не имеющих его обычных подразделений. Угловые опоры сделаны в виде своеобразных столбов, сочетающих форму антов и полуколонн. С торцовых фасадов храм воспринимался как четырехколонный в антах, а сбоку напоминал обычный периптер. Дорические колонны имели прямоугольные базы — единственный, известный нам в эпоху эллинизма пример этого необычного приема *. Формы ордера и пропорции храма типичны для эллинистической архитектуры: широкая расстановка колонн (4 D), легкий антаблемент и низкий фронтон.
* Единственный пример дорического ордера на базах — храм Зевса в Акраганте — относится к V в. до н.э.
62. Александрия Египетская. Святилище Афродиты Зефириты |
Несколько иной вариант подобного решения угловой опоры, где прямоугольный столб, соединенный с полуколоннами, образует анты с обеих фасадных сторон, наблюдается в небольшом периптеральном храмике без целлы — святилище Афродиты Зефириты (рис. 62) близ Александрии Египетской (III в. до н.э.).
Появление новых типов культовых сооружений, связанное с приспособлением греческих композиций к новым культам, может быть показано на двух примерах из архитектурного ансамбля святилищ кабиров на о. Самофрака и Аполлона на о. Делос.
63. Остров Самофракия. Мистериальный храм кабиров. План ансамбля. Фасад |
Мистеральный храм кабиров (около середины III в.до н.э.) — шестиколонный дорический простиль с глубоким портиком и очень удлиненным планом в форме трехнефной базилики с полуциркульной апсидой (рис. 63). В соответствии с ярко выраженной фронтальной композицией храма входные ступени были только с трех сторон портика. Наиболее своеобразна в храме трактовка ордера и его пропорций. При обычных прежде отношении диаметра ствола колонн к ее высоте (около 1:7) и ширине интерколумниев (около 2 D) высота капители и выступ абаки по отношению к диаметру колонны значительно уменьшены, что подчеркивает особую стройность и в то же время мощь стволов колоннады портика. Антаблемент предельно облегчен (ширина архитрава, как и фриза, равна почти 1/2 нижнего диаметра колонны), что еще более усугубляется легкостью профилировки карниза и фронтона. Привлекает внимание тонкий, хрупкий эхин под абакой, свойственный ордерам эллинистического периода. Передний фронтон храма был украшен скульптурой и прорезными акротериями. В храме был применен необычный для греческой архитектуры прием облицовки мрамором стен, сложенных из местного грубого камня. Храм кабиров во многом предвосхищает композицию некоторых более поздних римских храмов, включая апсиду для установки культовой статуи.
64. Остров Самофракия. Арсинойон. План, разрез, реконструкция | 66. Остров Самофракия. Арсинойон. Скульптура Ники Самофракийской |
65. Остров Самофракия. Арсинойон. Внешний и внутренний ордера |
Арсинойон на о. Самофракия — круглая мраморная постройка, сооруженная около 281 г. до н.э. и представлявшая извне двухъярусный цилиндр с наружным диаметром 19 м, перекрытый конической крышей (рис. 64). Нижний ярус являлся как бы цоколем, над которым возвышались 44 невысокие (2,35 м) несшие перекрытие опоры, имевшие снаружи вид дорических пилястр, а изнутри — коринфских полуколонн с соответствующим антаблементом. Мощный наружный антаблемент венчал все здание в целом и, как в дорическом ордере, относился к его высоте, как 1:6,5. Судя по надписям, храм посвящен «Великим богам» и был целиком возведен из сквозных квадров фасосского мрамора на известняковом фундаменте (реконструкция не вполне надежна).
В образованных между столбами верхнего яруса проемах, по всей вероятности, были вставлены тонкие просвечивающиеся мраморные плиты, для чего в толще стены сделаны пазы. Освещение внутреннего пространства могло осуществляться и через мраморную черепицу кровли, уложенную в виде рыбьей чешуи. Балюстрада в основании наружных пилястров и между коринфскими полуколоннами имела скульптурные украшения в виде изображения бычьих голов и жертвенных чаш (рис. 65). В интерьере храма опоясывающий все здание коринфский ордер с антаблементом, отнесенным к его высоте (в отличие от наружного антаблемента), служил как бы легким переходом к внутренней поверхности конической кровли, которая могла иметь легкие деревянные кессоны. Благодаря резкому убыванию двухъярусного членения стен снизу вверх и размельченным членениям верхнего яруса создавалась иллюзия более высокого внутреннего пространства. Это ощущение усиливалось также контрастным сопоставлением относительно крупных квадров стен и ортостатов гладкого нижнего барабана с мелкими членениями второго яруса как внутри, так и снаружи здания. Иллюзорное увеличение масштабности здания является одной из характерных черт эллинистической архитектуры, известной и по другим памятникам (Пергамский алтарь Зевса и др.). Ансамбль обогащался статуей Ники Самофракийской (рис. 66).
К новым типам культовых сооружений относятся также монументальные алтари, которые воздвигались в виде отдельных сооружений, как, например, алтари в Приене и Магнесии на Меандре или грандиозный алтарь Зевса в Пергаме.
Алтарь храма Афины в Приене (III в. до н.э.) относится к уже развитому парадному типу алтарей. При малых размерах его композиция еще несложна. Эта высокая платформа, на которую ведет парадная лестница. Жертвенник обрамлен с трех сторон стеной, к которой изнутри и снаружи приставлены колоннады. Стена, расположенная позади алтаря, сложена из мраморных квадров и не имеет приставленных колонн. Характер форм ионического ордера и бесфризового антаблемента обнаруживает явное стилистическое родство со стоящим рядом храмом Афины Полиады.
67. Магнесия на Меандре. Святилище Артемиды Левкофриены. Алтарь, план; реконструкция общего вида, разрез, детали ордера |
Алтарь Артемиды в Магнесии на Меандре (II в. до н.э.) имеет обрамляющую жертвенник ионическую колоннаду, которая со стенами, окружающими верхнюю площадку алтаря, образует псевдопериптер (рис. 67). П-образные выступы, фланкирующие лестницу входа, окружены с двух сторон колоннадой. Вход на верхнюю террасу решен в виде двойной колоннады. На торцовых выступах, фланкирующих лестницу, обращенную к храму Артемиды Левкофриены, находились горельефные скульптурные группы. Ионический фриз был украшен изображениями голов жертвенных животных между гирляндами. Относительно небольшие размеры сооружения (23,06X15,67 м) подчеркнуты крупными квадрами кладки цоколя и упрощенной профилировкой обломов.
68. Пергам. Алтарь Зевса. Реконструкция фасадной части, план | 69. Пергам. Алтарь Зевса. Фрагмент скульптурного фриза |
Алтарь Зевса в Пергаме (180 г. до н.э.) — площадка для жертвенника, возвышающаяся на огромном стилобате (близком по форме к квадрату размером 36X34 м), украшенном 120-метровым в длину фризом, на котором в ознаменование побед пергамских царей над варварами (галлами) была изображена борьба богов и гигантов (рис. 68, 69). Широкая лестница вела на площадку, врезаясь в цоколь. Одна ионическая колоннада шла по цоколю снаружи, выступая по обеим сторонам лестницы, другая — окружала самый жертвенник; между ними находилась глухая стена, с трех сторон обрамлявшая жертвенную площадку. Сооружение стояло на четырехступенчатом стилобате. Цоколь имел сильно профилированную базу и сильно выступающий вперед карниз, венчавший ленту скульптурного фриза.
Предполагают, что жертвенник, стоявший в центре колоннады на верхней площадке алтаря, представлял собой трибуну 3—4 м высоты,, на которую вели две симметричные лестницы.
Сохранились фрагменты второго фриза, который размещался, по всей вероятности, на стене, обрамлявшей центральную площадку алтаря между колоннадами. Это был живописный рельеф, изображавший приключения сына Геракла — Телефа, с фигурами на фоне пейзажа.
Главный вход в святилище, изолированное от других сооружений каменной оградой, находился с восточной стороны алтаря, обращенного, как и все другие общественные сооружения акрополя, на запад. Для того чтобы подойти к торжественной лестнице, нужно было обогнуть значительную часть алтаря, рассчитанного на обозрение украшавшего его рельефа.
Значение фриза — одного из лучших памятников эллинистической скульптуры, исполненного в технике высокого рельефа, полного динамики и светотеневых контрастов,— приобретает в этой композиции настолько самодовлеющую роль, что венчающий его ордер теряет свое значение и превращается в пышное декоративное обрамление алтаря и его скульптурных украшений. Парадная, эффектная роскошь этого сооружения, изощренность его форм и профилировки, утеря чувства меры в сочетании скульптурных и архитектурных элементов говорят о начале глубокой раздвоенности между тектоническими и декоративными началами в архитектуре, характерной для позднего эллинизма.
Большое культовое строительство велось в Передней Азии на территории древних эллинизированных государств Египта, Двуречья, Сирии, Персии и др., где восстанавливались старые и строились новые культовые здания обычно в традиционных для этих народов формах.
Глава «Культовое зодчество» подраздела «Архитектура эпохи эллинизма (323 гг. до н.э. — I в. н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Е. Быков (Москва, Стройиздат, 1973)
Добавить комментарий