Мемориальные сооружения Древней Греции эпохи эллинизма
Гробница в Белеви близ Эфеса. Эфесский трофей. Гробница Ферона в Акраганте. Памятники Хариксену и семейству Аристинеты в Дельфах. Саркофаги из Сидона
В эпоху эллинизма область мемориального зодчества как в количественном, так и в тематическом отношении значительно расширяется. Заказчиками выступают цари, общины, храмы и богатые частные лица, сооружающие пышные памятники во имя прославления победоносных войн и других событий, полководцев и государственных деятелей.
Эти памятники довольно часто представляют собой монументальные архитектурные произведения, богато украшенные скульптурой и живописью, либо многофигурные скульптурные группы значительных размеров. Они представляют собой довольно яркие примеры синтеза искусств.
Особенно велико количество этих сооружений и гробниц было в восточных и южных странах эллинистического мира (Сирия, Персия, Двуречье, Египет), где древние местные традиции мемориальной архитектуры сочетаются с греческими.
70. Гробница в Белеви. План, фасад, детали ордера |
Гробница в Белеви близ Эфеса (III в. до н.э.) может служить примером довольно крупного надгробного монумента, напоминающего по своему типу мавзолей в Галикарнасе (рис. 70). Квадратный в плане монумент (30X30 м) имел форму двухъярусного параллелепипеда, увенчанного, по всей вероятности, пирамидальной крышей, либо гладкой, либо ступенчатой, как в Галикарнасе. Глухой нижний ярус представлял собой природный скалистый массив, облицованный квадрами мрамора, в котором была вырублена погребальная камера. Цокольный этаж завершался дорическим фризом, над которым возвышалась колоннада коринфского ордера, окружающая целлу поминального зала. Нижний ярус монумента, как и колоннада, имел многоступенное основание.
71. Эфес. «Трофей» |
Другой монумент в Эфесе, так называемый Эфесский трофей, памятник военной «победы, относится к римскому времени и является типичным примером эллинистическо-римского мемориального сооружения. Он реконструируется как круглая двухъярусная башня на рустованном квадратном цоколе (рис.71).Первый ярус представляет собой гладкий цилиндр, опоясанный дорическими полуколоннами, стоящими на обрезе круглого цоколя. Верхний ярус — круглый периптер со стройными колоннами ионического ордера и глухой цилиндрической целлой внутри — имеет большую высоту и увенчан сильно развитым и богато декорированным антаблементом с гладким аттиком над ним, завершающим композицию. Постройку венчала коническая кровля, на вершине которой, подобно памятнику Лисикрата в Афинах, по всей вероятности, возвышался прославляемый скульптурный трофей. Из стен целлы выступали тяжелые каменные кронштейны, подчеркивающие монументальность цилиндрического массива, составляющего ядро памятника, окруженного легкой колоннадой.
В архитектуре монумента наряду с эллинистическими много римских черт — применение бетонной техники в сплошных массивах, увеличение пропорций ярусов снизу вверх, применение венчающего аттика, тосканско-дорического ордера с розетками на шейке капителей.
72. Акрагант. Гробница Ферона. Общий вид |
Гробница Ферона в Акраганте (рис. 72), построенная в I в. до н.э., имеет небольшие размеры и по принципам композиции является упрощенным вариантом монумента в Белеви.
Стены второго яруса и угловые колонны наклонены внутрь, что придает силуэту гробницы слегка сужающийся снизу вверх, монументальный силуэт.
73. Дельфы. Памятник Хариксену | 74. Дельфы. Пьедестал памятника Аристиены |
Памятники Хариксену и семейству Аристинеты в Дельфах (рис. 73, 74) — двухколонные монументы, посвященные государственным деятелям, являются интересным примером применения ионического ордера в качестве пьедестала, как предполагают, конного скульптурного памятника. Такого рода памятников было воздвигнуто не менее десяти в одних только Дельфах.
Основанием парных колонн, поддерживавших отрезок безфризового ионического антаблемента, служил простой трехступенчатый стилобат, иногда с профилированным цоколем. Колонны имели упрощенную аттическую базу с плинтом. Применение эффектного приема прозрачного пьедестала придавало памятнику исключительную легкость и живописность силуэта и вновь появилось в Италии в эпоху Возрождения.
75. Сидон. Саркофаг Александра |
Саркофаги из Сидона (рис. 75) архитектоническим строем своих форм, заимствованным у эллинистического зодчества, представляют несомненный интерес как своеобразные примеры синтеза искусств. Так называемый саркофаг Александра (IV в. до н.э.) скомпонован из элементов ионического храма с фигурным фризом, изображающим сцену сражения. Крышка саркофага решена как кровля храма, покрытая мраморной черепицей в виде рыбьей чешуи и опирающаяся на карнизную плиту с симой, украшенной львиными головками, с зубчиками и орнаментированным фризом под ней. Основание саркофага с его крупно профилированными обломами и богатой резной орнаментацией скомпоновано из элементов аттической базы ионического ордера. Поверхности скульптурного фриза с изображением битвы, образующие стенки саркофага, слегка наклонены внутрь, что придает его формам монументальность. Углы крышки — кровли украшены скульптурными фигурами. лежащих львов, а сима — многочисленными акротериями. Саркофаг отличается исключительным пластическим богатством и разнообразием форм, скульптурных украшений и орнаментальной резьбы, типичных для эпохи эллинизма и ее декоративных тенденций.
В саркофаге Плакальщиц тектоническая основа замысла проявилась еще более ярко. Саркофаг задуман как ионический псевдопериптеральный храм, стоящий на высоком цоколе. В интерколумниях расположены стоящие во весь рост и опирающиеся на низкие парапетные стеночки крупные фигуры плакальщиц, исполненные в технике высокого рельефа. Несоответствие высоты фигур, слишком крупных по отношению к высоте ордера, не только способствует раскрытию идеи — выражению скорби, но и типично для многих памятников эллинистической архитектуры, где роль скульптуры становится преобладающей (Пергамский алтарь Зевса, алтари в Магнесии и Приене).
76. Александрия. Ком-эль-Шукафа. Катакомбы-гробницы. План, продольный и поперечный разрез, деталь интерьера |
В мемориальной архитектуре восточных и южных провинций особенно сильно сказались традиции местной архитектуры. В этом отношении типичен пример катакомб Ком-эль-Шукафа (рис. 76) в Александрии Египетской. Здесь египетские и эллинистические архитектурные и декоративные формы свободно сочетаются, образуя своеобразный художественный «сплав». Это сказывается в применении наряду с греческими египетских типов колонн, пилястр и капителей. Построение пространства катакомб следует традициям египетских скальных гробниц и храмов с их правильной симметрией и геометризмом, отделка же поверхности стен погребальных камер и переходов рельефами и живописью восходит к греческим эллинистическим принципам отделки интерьеров жилых домов и дворцовых сооружений (трехъярусное членение стен на цоколь, поле стены или пилястры, антаблемент и т.д.).
Глава «Мемориальные сооружения» подраздела «Архитектура эпохи эллинизма (323 гг. до н.э. — I в. н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Е. Быков (Москва, Стройиздат, 1973)
Добавить комментарий